Главная » Хабрахабр » Знакомимся с хакерспейсом Нижнего Новгорода, CADR. Часть 2

Знакомимся с хакерспейсом Нижнего Новгорода, CADR. Часть 2

так же — первая часть).
Продолжаем интервью с основателем нижегородского хакерспейса CADR — Артёмом Попцовым (см.

И вообще сколько места? Какое оборудование есть?

Хакерспейс условно можно разделить на четыре основных зоны: монтажно-компьютерная зона, компьютерно-монтажная зона, зона презентаций и кухня. По данным зонам распределено следующее оборудование:

  • 3D-принтеры: RepRap, ToyREP.
  • Компьютеры: 3 рабочие станции, несколько ноутбуков, одноплатные компьютеры (Raspberry Pi, CubieBoard)
  • Лазерный принтер и сканер.
  • Станки: сверлильный станок, наждак.
  • Ручной инструмент: дрели, ключи, стамески, напильники, отвертки-завёртки и т.п.
  • Средства персональной защиты: халат, защитные очки, респираторы, перчатки и т.п.)
  • Инструменты для пайки: паяльная станция с феном, паяльники отдельно, сопутствующая расходка.
  • Измерительное оборудование: осциллограф цифровой и аналоговый, мультиметры, штангенциркули, микрометр и пр.
  • Источники питания.
  • Микроконтроллерные платформы: Arduino, STM32, ESP (8266, 32S, 12F).
  • Разная электронная рассыпуха и сопутствующие вещи: резисторы, конденсаторы, трансформаторы, светодиоды, транзисторы, кнопки, переключатели, провода и т.п.

Кроме этого у нас есть небольшая библиотека технической (и не только) литературы, откуда можно брать на чтение книги и журналы.

😉 Особой популярностью пользуется зона чаепития и печенькоедения — работа мозгами потребляет много энергии, и её где-то надо пополнять.


Зона чаепития и печенькоедения.


Кадробиблиотека.


Монтажно-компьютерная зона.


Сверлильный станок.


Мотивирующие плакаты по технике безопасности.


Полка с инструментами над монтажно-компьютерной зоной.


3D-принтер RepRap.

Хакатоны Какие мастер классы проводили, проводите, и планируете?

Мы проводили мастер-классы по системе управления версиями Git, был небольшой мастер-класс по функциональному программированию. У нас также есть среди участников опытные электронщики, обучающие пайке и разработке схем.

Каждую среду и субботу я провожу Arduino-workshop'ы: обучаю программированию и немного электронике.

Недавно проводили workshop по битовым операциям в ЯП C++ и сдвиговым регистрам (видеозапись).

В этом году мы делали свой первый мастер-класс на выезде по программированию микроконтроллеров, совместно с DEFCON NN.


Мастер-класс по битовым операциям в ЯП C/C++ и сдвиговым регистрам.

Вероятно участники ведут свои проекты — список интересных проектов

Многие участники ведут проекты, как правило, под руководством опытных кадровчан. Опытные кадровчане делают всё сами и ещё мотивируют других к работе.

Вот примеры проектов:.

  • Ультразвуковой левитатор — устройство для левитации объектов посредством ультразвука.
  • «Параинформатор» — устройство для информирования о начале пар в НРТК.
  • Машина для переработки пластика для 3D принтера — переработка неудавшихся пластиковых деталей обратно в материал для 3D принтера.
  • «Cadrix» — матричный принтер, на который можно посылать задания через Telegram-бота.
  • «Нейробот» — робот, управляемый коннектомом червя (на основе проекта OpenWorm)
  • Очки дополненной реальности на ESP32S — за основу взят проект «Arduino Glasses a HMD for Multimeter» под авторством Алайна Мойера (нем. Alain Mauer). Есть, кстати, запись моей лекции с DEFCON NN по данной теме.
  • Трёхцветная светодиодная матрица.
  • CADOORBOT


Пётр Третьяков тестирует прототип очков дополненной реальности.

Общаетесь ли с другими техническими клубами (фаблаб, цмит и тп) в вашем городе или в России, мире?

В НРТК есть свой ЦМИТ и, поскольку мы сейчас находимся в симбиозе с колледжем, то имеем доступ к многим ресурсам местного центра.

Кроме того, мы сотрудничаем с некоммерческой организацией DEFCON NN (DC 7831) — участвуем в конференциях, проводимых ими.

Есть ли какие либо направления для популяризации робототехник среди школьников?

В CADR'е есть несколько кадровчан, которые ещё учатся в школе и мы помогаем им с освоением программирования и электроники.

На моей второй работе (в детском центре «Поцако») веду вместе с Петром Третьяковым (студентом НРТК, кадровчанином и отличным специалистом) курс «Мехатроника» для школьников, где мы учим детей всему, что требуется для создания роботов на базе платформы Arduino.

Помогает ли как-либо город?

На данный момент — нет. Возможно, мы просто не слишком активно рекламируем себя, чтобы быть замеченными городским управлением. 🙂

Делаете ли выездные мастер классы?

Как уже упоминал ранее, в этом году мы делали свой первый мастер-класс на выезде по программированию микроконтроллеров, совместно с DEFCON NN. Было довольно весело, к нам подходили местные специалисты и учились программировать Arduino. В принципе, ещё не известно, кто кого больше учил. 😉


Стенд хакерспейса CADR на DEFCON NN 0x08.

Расскажи про себя — что интересует, чем занимаешься по основной работе, является ли хакспейс хобби или серьезным направлением работы для тебя

Я — полуночный free software разработчик, пишущий на Лисп и других ЯП во имя добра. В дневное время — заведующий двумя лабораториями в Нижегородском радиотехническом колледже и просто преподаватель (веду курсы по программированию микроконтроллеров, ООП, системное программирование, администрирование GNU/Linux). Как можно предположить из текста выше, со-основатель Нижегородского хакерспейса CADR. Немного — поэт, немного — музыкант.

Основные хобби: чтение, программирование, игра на клавишных (включая попытки написания музыки — вот пример, если кому интересно).

Хакерспейс также можно назвать одним из моих основных и серьёзных хобби.

Активно слежу за новинками технологий и науки. Читаю много литературы и новостей, в основном, зарубежных. Хочу, если можно так сказать, приблизить будущее и считаю, что образование — это вклад в будущее. Интересуюсь тематикой трансгуманизма и биохакинга.

Следовательно, пытаюсь изменить мир вокруг в лучшую сторону, как могу, здесь и сейчас — так как это скорее всего, единственное что у нас есть. Одна из вещей, которая волнует особенно сильно — жизнь наша ограничена и, поскольку являюсь атеистом, то не жду «жизни после». На мой взгляд, хакерспейсы через популяризацию технического творчества и науки помогают двигаться мировому обществу из тёмного прошлого в светлое будущее.
Печально видеть вокруг суеверия и предрассудки, дискриминацию людей по разным признакам.

Являетесь ли инкубатором для какого либо коммерческого проекта?

Мы по условиям нашего сотрудничества с колледжем не можем вести коммерческую деятельность. Некоторые люди в CADR'е работали и работают над собственными проектами — вероятно, коммерческими. Но тут у меня точных данных нет.

Насколько робототехника развита в преподавании в школах вашего города?

В некоторых школах города используют Лего-роботов в образовании. Более подробно скажу об этом в ответе на следующий вопрос.

Статистики по школам у меня нет, а собственные предположения высказывать не буду.

Считаешь ли ты что робототехника могла бы привлечь детей в школах к самостоятельному творчеству, к лучшему изучению предметов?

Да. Робототехника позволяет «пощупать» многие интересные вещи, такие, как программирование, электроника; также позволяет развить инженерные навыки человека с малых лет. По опыту могу сказать, что наиболее выдающиеся специалисты, с которыми мне приходится общаться, начинали заниматься техническим творчеством ещё в школе (многие — с младших классов). Я сам начал программировать в школьные годы и многое узнавал на практике. Делал это потому, что мне было интересно — увлечением моим в школьные годы были эксперименты с графикой в Pascal. Это было наглядно и выглядело эффектно (по крайней мере, для меня в том возрасте.) А вот, например, применимость знания английского языка я увидел позже, когда стал читать интересные для меня вещи на иностранном языке. Вот тут-то и начался прогресс в изучении английского языка.

Раньше дети более активно помогали взрослым в их работе и учились на практике. На мой взгляд, сейчас многие технические вещи преподаются отвлечённо от практики, и люди не видят применимости знаниям, которые они получают. А теперь тебе нужно проучиться примерно десяток лет в школе и ещё примерно половину этого времени в высшем учебном заведении, чтобы начать серьёзно что-то делать в технической области. Об этом, кстати, интересно говорит Пол Грэм в своей книге «Хакеры и живописцы». Хотя это всё относительно. Или так, по крайней мере, нас учат думать. То есть, важна именно практика. Помню, меня впечатлил пример Джейми Завински, который стал выдающимся программистом и хакером (в классическом смысле слова), имея за спиной только среднее образование. Думаю, если мы будем более активно привлекать людей с раннего возраста к интересным проектам, то у нас будет намного больше грамотных технических специалистов — вероятно, это даже важнее, чем основная система образования с оценками и экзаменами.

Популярные сейчас Лего-роботы может быть и являются неплохим стартом, но ограничивают детей в более серьёзном творчестве, отчасти из-за своей проприетарной натуры и фиксированного набора деталей, отчасти из-за большой стоимости наборов. Однако недостаточно просто добавить робототехнику в школы, надо ещё с умом выбрать платформу для обучения. Да, это сложнее — но с другой стороны, Arduino доступна всем и даже учащийся школы может позволить себе купить один из вариантов данной платформы, вместо покупки каких-нибудь чипсов. Думаю, более перспективным направлением является использование платформы Arduino и технологий 3D-печати и лазерной резки для создания роботов. 😉

Был также в детском центре «Кулибин», находящийся при 113-й школе — они тоже имеют и 3D-принтер, и лазерный резак. 3D-печать тоже становится всё более доступной для широкой публики — например, у нас в колледже есть несколько принтеров, ну и в CADR есть два общедоступных. То есть, эти технологии входят в обиход.

Воспользоваться 3D-принтером можно и у нас в CADR'е, например. Но даже если нет доступа к 3D-принтеру или лазерному резаку, то основу для робота можно купить готовую или заказать для резки, и это всё равно будет дешевле лего-роботов.

Список активных хакерспейсов по всему миру можно найти на сайте hackerspaces.org. В общем, если у вас есть проект, для работы над котором нужно место и ресурсы, то приходите в наш хакерспейс CADR — или ближайший к вам хакерспейс. Если рядом с вами нет хакерспейса, то организуйте новый. Отдельно на нашем сайте мы поддерживаем собственный список хакерспейсов в России. Если это получилось у меня, то сможете и вы. Именно так и происходит появление новых хакерспейсов.

Ссылки

Статья распространяется на условиях CC-BY-NC-ND 4.0


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Перевод] UDB. Что же это такое?

Как я уже отметил в статье, про UDB кратко не написать, но можно просто перевести фирменную документацию на него, чтобы познакомить отечественного читателя со столь мощным средством для реализации микропрограммных функций.Но прежде, давайте рассмотрим, что вообще такое PSoC. В комментариях ...

Беспроводные технологии передачи звука на базе Bluetooth: что же лучше?

С развитием технологий так привычные всем «ламповые» аналоговые наушники уходят в историю – их всё больше вытесняют беспроводные собратья на базе Bluetooth. Современные смартфоны лишаются привычного разъёма в угоду влаго- и пылезащищённости. Разработчики выпускают всё новые версии протокола Bluetooth и ...