Главная » Хабрахабр » ZFSin: работаем с ZFS нативно под Windows

ZFSin: работаем с ZFS нативно под Windows

image

Делая поиск на Хабру по слову ZFS, я обнаружил почти полсотни статей так или иначе упоминающих замечательную файловую систему c таким именем. Отдельно, к примеру, можно упомянуть достадочно свежие материалы "ZFS on Linux: вести с полей 2017" и "ZFS — лучшая файловая система (пока)". Делал этот поисковый запрос я вот почему…

И приблизительно 6 лет вменяемого и практичного ответа на этот вопрос не существовало. Уже более 7 лет люди задаются вопросом, "как получить доступ к ZFS из Windows?". И вот однажды один энтузиаст решил изменить унылое положение дел c отсутствиеем поддержки ZFS в самой популярной потребительской десктопной ОС. Речь даже не о производительности, сама возможность хотя бы нативно читать данные в Windows из томов отформатированных под файловую систему ZFS будоражит мозг многих технарей и сисадминов. Думаю, стоит это исправить. Странно только, что за год эта новость до сих пор не добралась до Хабра.

Исходные коды лицензированы под Common Development and Distribution License (CDDL). И так встречайте — ZFSin, нативный полнофункциональный драйвер файловой системы ZFS для Windows. Первоначально драйвер распространялся только в виде исходных текстов и годился только для отладочных экспериментов. Драйвер находится в альфа-стадии и не подходит для продакшн-окружений, но уже многое умеет.
Когда проект драйвера был только опубликован на GitHub, было еще не понятно, насколько серьезны намерения разработчика, и как далеко он готов зайти в развитии возможностей драйвера. Для этого автор предлагал скачать и запустить две виртуальные машины, в одной из которых происходила компиляция и деплоемент драйвера во вторую — тестовую (целевую) виртуальную машину с тестовым пулом ZFS.

Текущий прогресс по функционалу драйвера на момент конца мая 2018:

image

Хотя это не указано прямо, на данный момент бинарные сборки ZFSin совместимы только с Windows 10 x64, однако недавно в исходные коды была возвращена возможность генерации 32-разрядных билдов, а автор не исключил возможности добавления поддержки более старых версий Windows. Теперь же, по прошествии года после первоначальной публикации, разработчик продемонстрировал намерения развивать проект, функциональность драйвера была расширена, стабильность возросла, поэтому появилась возможность распространения в драйвера виде бинарных сборок.

Установка бинарного релиза:

  1. Скачайте и распакуйте свежий релиз драйвера
  2. Отключите проверку цифровой подписи драйверов, (например так bcdedit.exe -set testsigning on) и перезагрузитесь
  3. Запустите CMD с правами Администраиора
  4. Выполните ZFSinstall.bat
  5. Выберите «продолжить установку все равно» во всплывающем окне «неизвестный издатель»
  6. Выполните команду «zpool.exe status» для проверки статуса драйвера

Если установка успешна, то после последнего пункта вы увидите сообщение "No pools available", если же произойдет ошибка, то сообщение будет "Unable to open \\.\ZFS: No error."

Из соображений совместимости следует использовать нечувствительный к регистру символов режим файловой системы. Командный синтаксис драйвера в основном соотвествует таковому из документации к Open ZFS.

# zpool create [options] tank disk
- создать пул из одного диска

# zpool create [options] tank mirror disk1 disk2
- создать зеркальный пул ("raid1")

diskn
- создать raidz ("raid5")пул из нескольких дисков # zpool create [options] tank raidz disk1 disk2 disk3 ....

zpool create -O casesensitivity=insensitive -O compression=lz4 -O atime=off -o ashift=12 tank disk
- пример рекомендуемой команды создания пула под Windows

Разработчик драйвера ZFSin будет очень рад вашим баг-репортам, пул-реквестам, ну или на худой конец, звездочкам, которые вы отправите в его репозиторий на GitHub. Очень хотелось бы привлечь к этому проекту больше внимания других программистов, чего проект безусловно заслуживает.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Тут всегда придётся развиваться»: интервью с Евгением Кувшиновым (ManyChat) о разработке в стартапе

А что происходит, если размеры компании стремительно меняются, и число сотрудников за пару лет увеличивается в десять раз? Все мы примерно представляем, как выглядит разработка в крупной компании и чем от неё может отличаться разработка в небольшой. Когда стартап бурно ...

[Из песочницы] Реалистичные тени для roguelike

Доброго времени, Хабр-сообщество. Тогда меня озадачила возможность создать интересные элементы для геймплея в roguelike (2). Много лет назад, натолкнулся на пост (1). Но более мне по душе ситуация, когда мы, путешествуя по коридорам подземелья, раскрываем особенности расположения объектов постепенно на ...