Хабрахабр

Зеленый кот о космическом контенте

29 ноября 2018 года на конференции Хабра "Контентинг" выступал Виталий Егоров Zelenyikot. Виталий — главный популяризатор темы космоса в отечественной блогосфере. Он поделился личным опытом продвижения проектов, поведал о своих доходах и дал советы начинающим блогерам.

Я — неправильный блогер. Под катом — расшифровка его доклада.
Наверное, многие и не слышали ничего ни о каком "Зеленом Коте". Реклама — это самое меньшее, на чем я мог бы монетизироваться. У меня не получилось стать таким блогером, к которому заходили бы разные бренды и платили бы за продвижение товаров или за рекламу. Я пишу о космосе, занимаюсь популяризацией космонавтики, рассказываю об освоении космоса, частной космонавтике, межпланетных исследованиях. Меня попросили рассказать о том, чем я занимаюсь и как я до такого докатился. В данном случае мой пример не совсем про бизнес, хотя, конечно, определенная деятельность в космосе есть.

Я не хотел рекламировать то, что мне предлагали, даже за деньги, а из того, что я бы хотел рекламировать в моей области — выбор небольшой, в основном, это государственная деятельность. Все попытки взаимодействия с рекламодателями были как-то не очень успешными.

От Марса к блогу

Началось все в детстве. В детстве были книги и был большой интерес к космосу. Одна из моих первых книг о космосе — это Геннадий Черненко «А все-таки полетим!». Когда спустя 25 лет я случайно увидел ее в музее, то даже сфотографировал на память.

Мне попалась в руки книжка В.В. Уход в блоггинг и успех в целом у меня связан с Марсом, а первый шаг к этому тоже был сделан в детстве. В ней были картинки, которые мне совершенно не понравились, зато содержание книги меня очень заинтересовало. Шевченко «На зов таинственного Марса». Первой моей попыткой блогинга была тема НЛО. После прочтения этой книги я пятнадцать лет не имел совершенно никакого отношения к космонавтике. Затем я начал объяснять им, в чем они неправы, стал откладывать свои посты отдельно. Я сидел в крупном паблике ВКонтакте и удивлялся огромному количеству бреда, который там обсуждался. Но это было только начало.

Я посмотрел на анимацию операции высадки марсохода, посмотрел, как ликовали те люди из NASA, которые были причастны к этому событию, и в голове появилась мысль: «Я тоже так хочу!». 6 августа 2012 года на Марс сел вездеход Curiosity. Желание прикоснуться к космосу управляло и вело меня. После этого я решил продвигать свою мечту — побывал на Байконуре, сработался с компанией, которая запускала космические аппараты (до Марса они, правда, еще не дострелили, но двигаются в этом направлении). Далее было открытие паблика «Curiosity-марсоход», в котором я стал описывать путешествия марсохода на Марсе. Наконец, я нашел область, в которой мог быть востребован блогер, пишущий по космической тематике. Сейчас на этот паблик подписано более трехсот тысяч пользователей ВКонтакте.

Выход на Хабр в октябре 2012 года стал рождением Зеленого Кота. Потом был Хабр. Так я стал Зеленым Котом. Изначально у меня был ник в почте zelenyikoteyka, а когда я пришел на Хабр и мне сказали «Пиши о космосе», я стал регистрироваться и подумал, что космос и «зеленый котейка» как-то несолидно, надо взрослеть. Публикация вызвала интерес, в комментариях написали «пиши еще». Первый пост на Хабре был подписан не мной. В то время инвайт на Хабре — это было большое достижение. Тогда девушка, которая разместила мой пост, ответила, что на самом деле автор не она, и мне тут же выслали инвайт. Сначала я начал писать про Марс, потом я понял, что мне тесно в рамках этой темы, и уже зимой 2012 года я открыл еще один паблик «Открытый космос», где писал в целом про космос.

Однако после чистки мертвых аккаунтов у нас получилось 417 тысяч подписчиков против 460 тысяч у Роскосмоса. Он быстро стал самым большим пабликом по этой теме, и в какой-то момент мы даже обогнали по числу подписчиков Роскосмос.

Когда пришел успех

Еще один интересный эксперимент был, когда я решил доказать, что Роскосмос не умеет популяризировать космонавтику, в то время как у нас есть что популяризировать, и я могу это делать лучше. Я открыл паблик «Электро-Л». Это — отечественный космический аппарат, который летает и фотографирует Землю. Мы обрабатывали фотографии, делали новости, и тут тоже наступил момент, когда один-единственный паблик одного спутника обогнал по численности подписчиков весь паблик Роскосмоса. В то время действительно ощущался острый дефицит информации в этой области.

Причем обнаружили его именно мы: я и еще группа людей, которые занимались этой задачей. Ну и главным моим успехом, вершиной моей популяризаторской карьеры можно считать событие, которое произошло весной 2013, когда мы нашли на Марсе космический аппарат Марс-3. Плюс-минус «два локтя» по карте знали, а где именно — точно никто сказать не мог. Советский космический аппарат Марс-3 сел на поверхность Марса еще в 1971 году, и с тех пор никто не знал его точное местоположение. Про это событие написали на сайте NASA, затем публикацию репостнул Павел Дуров. Мы подняли из архива NASA спутниковые снимки этого места, нашли этот аппарат, доказали, что это точно он. А вот на сайте Роскосмоса об этом не написали.

В дальнейшем я занимался только тем, что рассказывал о путешествиях и исследованиях других, продолжаю этим заниматься и сейчас. Это был единственный раз, когда я действительно провел хоть и небольшое, но самостоятельное исследование и совершил открытие. Половина из них — подписчики сообщества «Открытый космос» в «Моем мире». На сегодняшний день моя общая аудитория составляет примерно полтора миллиона подписчиков. Тем не менее, в ЖЖ меня читает 28 тысяч, на YouTube смотрят пока только 10 тысяч, а Вконтакте на два паблика наберется 700 тысяч. Процентов 95 (если не больше) там — боты, и поэтому я не горжусь этим.

Немного о доходах

Дальше я хотел бы поделиться опытом, который будет полезен для тех, кто хочет писать сам, а не использовать в своих интересах уже состоявшихся блогеров.

Если человек чем-то долго занимается, в какой-то момент он достигает совершенства. В жизни можно делать все что угодно — вышивать крестиком, писать про космос, брать интервью и так далее. Иными словами, «делай, что любишь, несмотря ни на что, и рано или поздно за это начнут платить». И тогда ему начинают платить за его любимую работу.

Мне, например, повезло с работодателем. Доля везения в этом, конечно, присутствует тоже. Она давала возможность продвигать не только компанию, но и продвигать себя. На ранней стадии моей деятельности появилась частная космическая компания Dauria Aerospace, одна из первых в России. Поэтому блогер Зеленый Кот развивался отдельно, а компания Dauria развивалась отдельно.

Он понимал, что значительную часть времени я посвящаю блогерству, а потому с пониманием относился к этому занятию, осознавая также и то, что отдельный ресурс ему тоже может быть полезен. Работодателя все устраивало. А потом пришли и СМИ, которым нужна была аналитика. Сначала были ВКонтакте, потом блоги, Хабр. В списке изданий, где я публиковался, есть и Forbes, и РБК, где было несколько статей. Аналитику про космонавтику в России мало кто делает, и любая мысль за пределами скупых пресс-релизов имеет свою цену. В целом спрос на такие статьи есть. Вершина моей писательской карьеры публикация в «Коммерсанте».

То есть я пиарил компанию, получал за это зарплату и вдобавок к этому получил гонорар от издательства. Одной из самых сильных своих работ я считаю статью, которую я написал про компанию Dauria в журнал «Популярная механика», после чего журнал заплатил мне как журналисту. Это — высокий уровень пиара.

Основную часть составляет инфлюэнс, то есть формирование общественного мнения (кстати, я сам только недавно узнал это слово), выгодное тому, кто платит. Если структурировать источники моих доходов, то можно увидеть, что рекламы вообще нет. С рекламодателями у меня не получилось вообще, отношения с ними краткосрочные, причем даже если они остались довольны. В данном случае платит частная космонавтика. Исключение составляет лишь частная космонавтика, поскольку я глубоко убежден, что космонавтика нужна, что ее нужно развивать и популяризировать. С одной стороны, интерес к рекламе есть, но, с другой стороны, я не готов рекламировать то, что никогда не решусь посоветовать от чистого сердца. В свою очередь, космонавтика понимает, что моя деятельность полезна, и таким образом у нас с ней получился хороший союз.

Двадцать процентов моих доходов — из сферы пиара. Я регулярно пишу статьи, на Хабр и в другие издания, есть поддержка подписчиков, которым просто интересна деятельность в космосе и мои мысли по данной тематике. Я взаимодействую и с государственными учреждениями, и с коммерческими структурами как удаленный пиар-консультант, как небольшое пиар-агентство, занимающееся продвижением космических проектов.

Что надо делать и что делать не надо

Теперь несколько уроков, которые я извлек из всей своей деятельности.

Не тянуть кучу проектов

Первый был неудачным. Причина неудачи была в том, что тащить на себе целую кучу брендов очень тяжело физически. Когда я, например, сравниваю себя с Асей Казанцевой, я вижу, какая она молодец: издает книги десятками тысяч тиражей, постоянно ездит с лекциями, в том числе платными. В ее случае соотношение на диаграмме доходов будет больше моего. Она развивает один бренд — Ася Казанцева. А у меня получается и «Зеленый Кот», и «Марсоход», и «Открытый космос», и DAURIA, и даже Виталий Егоров как отдельный бренд. Когда начинаешь работать одновременно со всем, возникает ощущение, что ты тянешь за собой тяжелый чемодан без ручки — и тащить тяжело, и бросить жалко. В случае с «Открытым космосом» мне немного легче, потому что там уже образовалась редакция, которая работает самостоятельно, и я лишь время от времени присматриваю за этим проектом, чтобы там не было больших ошибок.

Стать новостным поводом

Еще один совет, который является актуальным для компаний — недостаточно писать о других. Кроме этого, нужно еще и делать что-то самому, чтобы писали про тебя. Это очень важная вещь и с точки зрения продвижения собственного бренда, и вообще. Мой пример этого — работа над проектом космического аппарата, который мы хотим запустить на Луну, чтобы он сфотографировал места посадок американцев. Задача выбрана самая хайповая, какую только можно найти. Самые спорные и обсуждаемые темы (если не считать черные дыры и прочие проблемы «далекого космоса») это — есть ли жизнь на Марсе и были ли американцы на Луне. Если у нас получится запустить такой аппарат до Луны, то в перспективе можно будет задуматься и о запуске спутника к Марсу.

В первую очередь, это неудовлетворенность межпланетными успехами Роскосмоса, который за двадцать пять лет запустил аж два собственных космических аппарата, и оба раза — в Тихий океан. Начать этот проект меня побудил целый комплекс факторов. Чтобы реализовать такой амбициозный проект, мы устроили краудфандинг и собрали некоторую сумму, которой, конечно, катастрофически не хватит. Очевидно, что я не доживу до того дня, когда Роскосмос создаст собственный марсоход, проще сделать его самому. Нам всего-то нужно еще тысячу таких краудфандингов». Когда мне говорят: «Эй, ты деньги собрал, а где спутник?», я отвечаю «Спокойно! Добавлю, что стать новостью — мало. Так что полетим не скоро, хотя работа и ведется. Нужно активно над этим работать, и если ты начал это дело, нужно тащить его дальше.

Пишите книги

Еще один актуальный совет — пиши книги. Непросто начать писать книгу и еще сложнее осознать, для чего это нужно. Кажется, что все сидят в гаджетах и потому книги никому не нужны. Я тоже долгое время придерживался этого мнения, в то время как за мной выстроилась очередь из издательств, которые хотели, чтобы я написал книгу. «Как-нибудь потом,» — думал я. Потом меня уволили из DAURIA, и я почувствовал свободу, у меня появилось много времени, которое я решил потратить с пользой, то есть, написать книгу. Я ее написал, ее издали.

Книги для них — это способ сбежать из гаджета. И после этого я узнал, что дети по-прежнему читают книги. Когда же им хочется спокойствия, они берут в руки книги, причем бумажные, потому что на планшете тоже есть выход в интернет и особо не почитаешь. Через смартфон книги читать нельзя, поэтому с помощью смартфона они в основном общаются между собой. А еще это круто, когда ты приходишь в книжный магазин и говоришь: «Ну-ка, дайте-ка посмотрю… ммм… Говорят, хороший автор. «Бумага» по-прежнему имеет спрос, поэтому работать в этом направлении нужно.   Надо брать».

Когда ты становишься заметным экспертом, ты можешь комментировать позицию компании или область, в которой она работает (если ты официальный пиарщик), Это нормально, когда пиарщик выступает независимым экспертом или экспертом в данной области. Ситуация с телевидением в чем-то схожа с тем, о чем я говорил ранее. То есть ты должен становиться экспертом для СМИ. Телевидение готово приглашать таких людей, называть имя бренда, процентов 70 к этому относится вполне лояльно, особенно если ты даешь им грамотный контент и объясняешь то, что они хотят знать. Это если говорить про работу в качестве пиарщика. Не просто контактом для выхода на какого-то спикера компании, а самому становиться спикером компании.

О пользе ТВ

Если же говорить о деятельности эксперта, который пишет аналитику, то ко мне недавно пришло осознание реальной ценности участия в телевизионных передачах. В последнее время у нас постоянно что-то происходит — то вдруг что-то упадет, то что-нибудь не то просверлят, то глава Роскосмоса что-то не то скажет. И тут же начинают обращаться с телевидения с просьбой дать комментарии. И в Останкино бывает приходится ездить, и на Шаболовку. Вчера, например, я был в студии «Радио Свобода». Поначалу это кажется круто — «Ого! Меня в телевизор позвали».

Но затем ты начинаешь понимать — ведь это же мое личное время, которое я мог бы потратить так, как считаю нужным. Ты тут же соглашаешься и едешь, иногда даже довольно далеко (вот, например, я как-то в Беларусь летал для получасовой передачи (конечно, за их счет). Конечно, интервью — это пафосное событие, на тебя обратят внимание, однако следует помнить, что в этом случае ты делаешь контент не для себя, а для них.

Ты достиг определенного уровня, тебя зовут на ТВ, однако дальнейшего роста как такового нет. Безусловно, сотрудничество это взаимное, но «выхлоп» от этого получается не такой уже и большой. И тогда к паблику в ВКонтакте присоединилось около пятисот человек. Самый крупный прирост у меня был когда на телеканале Россия24 вышел десятиминутный ролик про Марс-3. Хотя, конечно, это повышает твой авторитет и когда человек заходит на твою страницу и видит опубликованные видео с телевизора с твоим участием, это работает положительно. В остальном подобные появления на «Эхе Москвы», на «Радио Вести», на Маяке и пр., дают человек десять, добавляющихся в соцсети. Чтобы изменить это, нужно делать что-то свое. В целом же отклик небольшой. Самое простое — это канал на YouTube. Не просто ходить к разным «в гости», а иметь свой проект, который будет якорный и на который все эти твои посещения будут приводить новых людей.

Как видите, встречи с ютуберами довольно эффективны. У меня было интервью на «Разведопросе» у Гоблина — 170 тысяч просмотров и 2 тысячи присоединившихся на YouTube. Такое видео работает на узнавание, а потом эта работа заключается только в том количестве людей, которые пришли и подписались на твой проект. Вместе с тем нужно понимать, что сегодня зрители посмотрели видео с тобой, завтра или даже через полчаса — с кем-то другим, и о тебе уже забыли. Ты заинтересуешь людей, они к тебе придут и останутся с тобой, если ты будешь делать что-то интересное. А для этого твой проект должен быть и развиваться. Так что ходить надо, но без проекта, который поддерживали бы все эти походы, это довольно неэффективное занятие.

Ответы на вопросы

— Поступали ли когда-нибудь угрозы на ваш контент? Быть может, каким-то инстанциям не нравилось то, что вы пишете?

Морду разбить никто не обещал, но были разговоры по поводу краудфандинга, когда нас упрекали в том, что мы собрали деньги, а спутник не представили и на Луну не запустили. Нет. В таких случаях я всегда спрашивал: «А ты вообще скидывался на этот проект? Были жалобы на нас и обвинения в том, что мы мошенники. Да, мы затягиваем сроки, но работа продолжается и мы идем к тем целям, которые ставили перед собой.» Мы регулярно публикуем отчеты о проделанной работе. Если скидывался и неудовлетворен работой, я могу их вернуть. Может, стоило бы увеличить их частоту.

Если человек считает, что американцы не были на Луне, значит, этот человек считает всех вокруг лжецами или глупцами — всех ученых (как американских, так и советских), всех российских космонавтов, которые убеждены в том, что человек был на Луне. Многим не понравился мой красноречивый и горячий пост "Лунный заговор как тест на профпригодность". Мой пост вызвал огромное количество комментариев, свыше пяти тысяч. Такой человек не верит в возможности людей, в возможности человека как вида осуществить такое великое достижение. Поначалу я отслеживал сообщения, но потом я бросил это занятие, и в эти «Авгиевы комментарии» не захожу. Схватки кипели в течение нескольких недель после публикации.

Космонавтика, конечно, связана с политикой, но я стараюсь эту тему отсекать. Еще одна проблема — политика. Например, в том же «Открытом космосе» за комментарий о политике человек получает бан на неделю, а если это повторяется, то навсегда. Не всегда получается, но я стараюсь держаться отстраненно. Люди как раз идут к космосу и науке, чтобы отдохнуть от всего этого балагана, который они видят каждый день в новостях по телевизору.

подписчиков, основной контент — «Космос с человеческим лицом», на русском языке. — Паблик Роскосмоса — 400 тыс. Ким Кардашян — 150 млн подписчиков, основной контент — задница. Паблик NASA — 30 млн подписчиков, контент — «Космос с человеческим лицом», основной язык — английский. Возникает вопрос — технические блоги обречены на ковыряние в грязи в процентном соотношении от таких популярных блогов или есть надежда?

Просто задница ближе, чем космос. В данном случае проблема не в том, что NASA или Роскосмос плохо популяризируют свою тематику. А задница — она всегда рядом. Космонавты где-то там далеко, непонятно, где летают, да и вообще, может, Земля плоская. Людям эта тема близка и потому интереснее.

Первый раз это было с Марс-3, когда все увидели, что обычные пользователи ВКонтакте могут самостоятельно пойти и сделать открытие. У меня было два больших притока пользователей. Для большинства людей астрономия — это где-то там, что-то далекое и непонятное. А второй раз это было связано с Челябинским метеоритом. Так что здесь вопрос актуальности. Но когда астрономия приходит к тебе домой, тогда это сразу становится актуальной. Потому что булочки любят все, а космические аппараты — это что-то непонятное и сложное. Любая медицинская тема зайдет гораздо лучше космической, любой блогер, который учит, как готовить булочки, будет более популярен, чем блогер, обучающий конструированию космических аппаратов. Просто потому, что мальчикам больше нравятся железки. Это так же естественно, как распределение полов среди читателей: 75 % — мальчики и 25 % — девочки. Исключением является, пожалуй, Илон Маск. Мы никак не можем это изменить. Ему, конечно, тоже далековато до Ким Кардашян, но он хорошо идет и сумел с новой стороны взглянуть на космос.

И, наверное, поэтому был такой активный приток пользователей. Вы работаете уже давно и заводили свои паблики тогда, когда было мало подобного контента в Сети. И еще вопрос: стоит ли использовать некоторые соцсети, которые многие считают умирающими, например, тот же ЖЖ? А если бы вы начинали свою деятельность сейчас, какую бы соцсеть выбрали?

Есть соцсети трех типов: ссылочные, такие как Telegram, Twitter, есть сети с небольшим контентом типа Facebook или ВКонтакте, а также блог-платформы. У меня ЖЖ самый активный по общению и он не умирает. Но в конце концов, людям совершенно не важно, где ты запостишь свой контент. Последних очень много — это и ЖЖ, и Medium, и многие другие. Если они подписаны на твои страницы, то пойдут на любую площадку, где бы ты ни опубликовал свой контент.

Когда я шесть лет назад заводил ЖЖ, мне говорили «Да ты что?! Что касается ЖЖ, то он очень активен внутри, там постоянно идет живое обсуждение. И вот он до сих пор «умирает». ЖЖ умирает!». У них получалось так, что в топ на вершину попадали блоги, где автор постил по одной картинке и одной фразе. После изменения системы рейтингов у меня упала мотивация активно туда писать. Для моей тематики так часто писать не получается, и нормальный темп — один пост в неделю. Главное — чтобы за публикацией последовало бурление в комментариях. Сейчас я понимаю, что с моим контентом и моими требованиями к его качеству невозможно бороться на высокие места в рейтинге ЖЖ, поэтому я и не пытаюсь. Можно и чуть быстрее, но это уже будет напряжно.

У меня нет инсайдов из космоса и я не рассматриваю Telegram как серьезное направление, куда стоило бы вкладываться. У меня есть страница с 1600 подписчиков Telegram, но там все хуже, там все ищут инсайды.                     

А если бы я начинал свою деятельность сейчас, то самым главным инструментом я бы выбрал YouTube.

Доклады с хабраконференции “Контентинг” доступны в видеоформате. 16 часов полезной информации, 26 выступлений и 3 дискуссии о том, как делать крутой контент о технологиях и с помощью технологий. Промокод для скидки: habr_online_promo.

И традиционная благодарность спонсорам:

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть