Здравствуй, дорогая редакция, пишу вам с Северного полюса
Оно натолкнуло меня на мысли, которыми я и хочу сейчас поделиться. На днях мы опубликовали совместное исследование «Рейтинга Рунета» и Workspace, посвящённое ведению сквозной аналитики в digital-агентствах.
Изменения отраслевого ландшафта на уровне тектонических плит
Вначале коротко о том, что сейчас происходит на рынке.
Их забирают SaaS, соцсети и всевозможные интегрирования решения (из последних могу особо отметить возможность создания сайтов из CRM «Битрикс24»). Последние годы мы наблюдаем, как мелкие заказы на веб-разработку не доходят до студий.
Это плохо тем, что индивидуальный подход крайне сложно масштабировать. До веб-студий и digital-агентств в основном доходят лишь проекты, нуждающиеся в индивидуальном подходе. Как результат — большая часть игроков рынка не имеет возможностей для роста.
Учитывая, что многие из них довольно живучи, напрашивается вывод, что конкуренция в веб-разработке будет только усугубляться. При этом количество участников рынка медленно, но продолжает расти. Как и стоимость привлекаемых клиентов.
Например, сквозную аналитику. Казалось бы, всё просто: если нужно уменьшить бюджеты на продвижение — значит, пора пробовать новые для себя инструменты.
Но не всё так просто.
Южный полюс против Северного
Отношение к сквозной аналитике среди digital-агентств (я имею в виду именно аналитику собственных, а не клиентских активностей) проявляется в формировании двух разных полюсов: Южного и Северного.
Мы часто спрашиваем рекламодателей «Рейтинга Рунета» и CMS Magazine, как они оценивают эффективность своих размещений. Чтобы пояснить, приведу пример из жизни.
Ещё в 2016 году один из представителей Южного полюса, купив размещение всего за 12 тысяч рублей в год, в ответ на такой наш запрос прислал целую таблицу, где было учтено множество показателей: от общего количества обращений до видов запрашиваемых услуг и причин отказов.
Обратившись к другому рекламодателю (бюджет более чем 100 тысяч рублей) в этом году с таким же вопросом, мы получили ответ, что аналитика вовсе не проводилась. Теперь про Северный полюс.
Кстати, ещё один занятный факт: лишь две трети наших рекламодателей используют UTM-метки. Опираясь на нашу статистику, могу уверенно заявить, что большая часть рынка находится именно на Северном полюсе.
Знать бы ещё — какая именно половина». Как тут не вспомнить нетленное: «Я в курсе, что половина моего рекламного бюджета уходит впустую.
Digital-геологи: профессия одна, но какие разные судьбы
Приведу несколько самых важных данных из упомянутого мной ранее исследования.
- 42% агентств с оборотом до 3 млн рублей не используют сквозную аналитику. Причина — отсутствие денег и времени.
- 40% опрошенных агентств признались, что даже не задумывались о её внедрении, так как толком не понимают, что это такое.
- 68,8% студий, внедривших у себя систему аналитики, отметили, что после этого почувствовали повышение результативности маркетинговых активностей. Ещё 19,5% охарактеризовали такое повышение как значительное. Для объективности — 10,4% опрошенных не ощутили перемен, а 1,3% столкнулись с негативными последствиями.
- Почти 50% опрошенных заявили, что после внедрения сквозной аналитики им удалось снизить маркетинговые затраты на 30%, а 10% удалось снизить расходы ровно в два раза.
Эта статистика наглядно показывает, что сквозная аналитика способствует повышению эффективности от маркетинга и в некоторых случаях — снижению бюджетов.
Ресурсы, для добычи которых нужно расчехлить бур
Есть они и в этом случае. Когда сначала всё выглядит великолепным и привлекательным, почти всегда позже можно обнаружить некоторые «но».
Дело в том, что для внедрения системы сквозной аналитики необходимы:
- бюджеты;
- специальные знания;
- готовность сотрудников и руководства к переменам.
В итоге получается ситуация как в анекдоте: Всё это предполагает значительные изменения, к которым не все готовы.
— Мужик, поточи пилу, будешь пилить быстрее.
— Некогда точить, пилить нужно!
Можно ли снижать привлечения заявок другими способами? Есть ли ещё варианты?
Благодать совместных геологоразведочных операций
Один из наиболее очевидных — участие в каких-либо отраслевых объединениях, предусматривающих получение лидов от коллег. Выходы есть всегда.
Все необходимые условия для запуска партнёрских программ есть — остались неопределившиеся с выбором стратегии участники рынка. Особенно ярко этот тренд проявился в 2018 году, и уверен, в ближайшее время он сохранится. И самое главное — проблема повышения стоимости привлечения клиентов кардинальным образом до сих пор так и не решена.
Учитывая бремя индивидуального подхода, характерного для отрасли, полностью «уберизировать» его вряд ли удастся, однако ландшафт рынка может существенно измениться уже через пару-тройку лет. Можно смело говорить, что мы находимся в эпохе «уберизации» рынка заказной веб-разработки.
Некоторые из них научились развиваться в режиме соло, а некоторые (для примера — «Спайк Комьюнити») пришли к выводу, что сила — в дружбе и синергии. Нельзя обойти вниманием и тенденцию к усилению активностей региональных игроков рынка.
Такой подход позволяет не только снижать маркетинговые затраты и не набивать собственные шишки, но и не тратить время на повышение экспертизы в собственном продвижении. Одной из основных причин востребованности всевозможных партнёрок является возможность переложить рекламные или маркетинговые обязанности на плечи более старших и опытных товарищей по цеху.
Какое же «но» можно выявить в этом случае?
Как известно, водители Uber или «Яндекс.Такси» всецело зависят от политики этих компаний. З — зависимость. Чем дольше агентство будет получать заказы через партнёров, тем меньше собственных скилов по привлечению клиентов у неё будет оставаться. Ту же самую ситуацию вскоре можно будет наблюдать и в рамках digital-партнёрств. Это нормально. Само по себе это ни хорошо, ни плохо. Но крайне важно иметь в виду этот факт на случай, если есть вероятность, что партнёрку всё же придётся покинуть.
Желаю всем успехов в бизнесе и больше приятных поводов для обсуждений. Надеюсь, мои мысли были полезны для агентств, которые находятся в поиске своего собственного пути.
#маркетинг