Главная » Hi-Tech » Заклятые друзья

Заклятые друзья

Джек Ма и Ма Хуатенг

Рыночная капитализация обоих составляет порядка $500 млрд. На первый взгляд китайские конгломераты Alibaba и Tencent очень похожи. Наконец, и у той, и у другой компаний поразительный охват: на различных маркетплейсах Alibaba насчитывается 552 миллиона активных пользователей, а мессенджер WeChat от Tencent недавно преодолел отметку в миллиард аккаунтов. И Alibaba, и Tencent активно инвестируют как в китайские фирмы, так и зарубежные.

Появившись в конце 1990-х годов, на заре становления интернета в Китае, им долгое время удавалось не переходить друг другу дорогу. Тем не менее Tencent и Alibaba совершенно разные. Сегодня же между двумя тяжеловесами китайского рынка идёт настоящая битва за лидерство в самой быстро развивающейся цифровой экономике мира.

Ма Хуатенг, глава Tencent, и председатель совета директоров Alibaba Джек Ма не преминут уколоть друг друга. Борьба идёт не только в технологическом плане, но и на словах. В декабре 2017 года на форуме Fortune Хуатенг, например, сравнил своего давнего соперника с жадным помещиком, так как Taobao, главный маркетплейс Alibaba, берёт с продавцов комиссию за размещение товаров.

Alibaba, отметил руководитель Tencent, может в любой момент повысить сборы, тогда как его компания предлагает децентрализованную платформу, позволяющую вести продажи без абонентской платы.

Tencent имеет репутацию компании, виртуозно выжимающей деньги из своей платформы. Несколько месяцев спустя Джек Ма высказался в ответ. Alibaba доверяет людям больше, чем собственным продуктам». «Культурно мы очень разные, — сказал основатель Alibaba, — и у нашей компании более высокие цели: зарабатывая деньги, мы хотим оставить добрую память.

Alibaba и Tencent не стесняясь тормозят развитие платёжных сервисов друг друга. И всё же компании могут использовать и используют жёсткие методы борьбы. И хотя многие компании накладывают подобные ограничения, Tencent и Alibaba могут существенно повлиять на работу компаний, в которые вкладываются. Подписывая инвестиционные договоры, они, согласно имеющимся данным, диктуют банкирам условие — работать только с ними.

От штаб-квартиры до приобретения активов

Сегодня холдинг поддерживает дом в его былом состоянии, но не для того, чтобы сделать музей. История Alibaba Group началась в 1999 году, когда Джек Ма и его 17 друзей принялись за создание первых продуктов компании в ветхом жилом комплексе. Вместо этого там разместили бизнес-инкубатор, где трудятся около 40 инженеров — они занимаются разработкой мессенджера DingTalk, призванного навязать конкуренцию WeChat.

Жилой комплекс «Хупан»

Но начинка DingTalk отражает коммерческую ориентацию Alibaba. Поначалу кажется, что DingTalk и WeChat мало чем отличаются: текстовые сообщения, звонки, обмен контактами. Поэтому мессенджер создавался с определённой целью — дать малому бизнесу функциональность WeChat, а затем навязать ему типичное ПО для ведения дел вроде инструментов для работы с клиентами и облачных решений. Миссия компании, как скажет любой её сотрудник, — «повсюду облегчить ведение бизнеса».

У Alibaba есть доступ к инструментам, которых им не хватает. Небольшим и средним предприятиям нужно что-то по карману.

Крис Ванг

глава подразделения международного развития DingTalk

Так, вложив значительные средства в развитие облачных сервисов, Alibaba стала главным игроком на рынке и за последний год только на них заработала $2,1 млрд. Alibaba годами обучала предпринимателей применению технологий в бизнесе и теперь делает главный упор на прямые продажи программного обеспечения. Два года назад компания запустила политику «нового ритейла», рассчитывая ввести в цифровое пространство даже семейные забегаловки.

В его распоряжении — инструменты для складского учёта и алгоритмы, превращающие данные с камер в карты самых «горячих» зон универмага. Хун Ан, вместе с отцом управляющий небольшим магазином в Ханчжоу, с гордостью демонстрирует, чему он научился, будучи участником программы Alibaba.

Хун Ан

Alibaba приобрела доли в сети магазинов электроники Suning и продуктовых супермаркетов Sun Art. Семейное дело Ана — лишь малая часть в так называемой стратегии перехода из онлайна в офлайн. Кроме того, Alibaba купила сервис доставки Ele.me, лидера рынка. Также конгломерат открыл сеть гастрономов под названием Hema.

Дэниэл Чжан, генеральный директор Alibaba Group, подчёркивает: «Мы постоянно нацелены на торговлю». Все они пользуются облачными решениями материнской компании, расширяя клиентскую базу платёжной системы Alipay.

Alipay появился как посредник между продавцом и покупателем на Taobao, а теперь платёжная система — часть Ant Financial, грандиозной финансовой платформы Alibaba Group. Торговля служит своеобразным клеем, скрепляющим разрозненные части холдинга.

В 1980 годах, став одной из первых особых экономических зон Китая, город быстро оброс заводами и превратился в важный индустриальный центр. Штаб-квартира Tencent, занимающая несколько небоскрёбов, располагается в Шэньчжэне.

Однако ей удалось существенно развить заимствованные разработки. На рынок Tencent вышла в 1998 году, её первым продуктом стал сервис для обмена сообщениями QQ, скопированный с ICQ, за что компания вскоре получила по рукам. Зарабатывала компания на продаже виртуальных товаров. QQ предлагала мобильные игры, звонки и другие интернет-сервисы, встроенные прямо в платформу.

С наступлением эпохи смартфонов Tencent соперничала сама с собой — гонка между несколькими внутренними подразделениями позволила появиться на свет WeChat (группа, ответственная за разработку QQ, проиграла).

С блеском превратив обычные QR-коды в современный инструмент для обмена данными, мессенджер занял крепкое место в цифровой экономике Китая. Иностранцам сложно представить повсеместную силу WeChat. И миллиард аккаунтов тому подтверждение.

По мнению социолога Тришии Вонг, компании обязаны успехом именно своеобразным культурным прививкам. Кроме того, и Tencent, и Alibaba с умом соединяют технологии и культуру. Так, в 2014 году WeChat предложил пользователям виртуальный «красный конверт».

Функция стала очень популярной, и к концу прошлого года 800 миллионов пользователей подключили платёжную систему мессенджера к своим банковским счетам. В таких конвертах в Китае традиционно преподносят денежные подарки на Новый год. «Теперь WeChat Pay работает повсюду — на парковках, фермерских рынках и храмах, им пользуются даже бродяги на улице», — хвалится Ма Хуатенг.

В 2017 году суточная сумма продаж достигла $25,3 млрд — на $6 млрд больше, чем американцы потратили на покупки ко Дню благодарения за пять дней. Alibaba не отстаёт ни на шаг и успешно превратила неофициальный «день одиноких людей» в 24 часа безумной торговли.

Инициатива компании получила название «умный ритейл», основой ей служат две функции, которые есть только в WeChat. Неслучайно и то, что Tencent также сделал крупную ставку на рынок розничных продаж. Первая — официальный аккаунт, своеобразная схема, помогающая брендам находить покупателей через мессенджер.

Причём многие из них бесплатные, что делает платежи основным способом монетизации. Вторая — мини-приложения внутри платформы, не требующие от пользователя дополнительных действий и существенно снижающие стоимость разработки.

За этот же период в мессенджере появилось больше приложений, чем в App Store за первые пять лет. Эта особенность WeChat позволила мигом захватить розничную торговлю в Китае, которая, согласно статистике, за год увеличилась на 10,2% (в США рост составил 4,2%).

Под крылом компании находятся JD.com, самый мощный соперник Alibaba в сфере интернет-торговли, и Meituan Dianping, сервис по доставке еды, конкурент Ele.me. Как и главный конкурент, Tencent много инвестирует в розничные магазины и поставщиков услуг. При этом Tencent позиционирует свой интерес к ритейлу не как атаку на Alibaba, а как логическое расширение бизнеса.

Мы смогли добиться нынешних результатов за четыре года, тогда так у Alipay на это ушло десять лет. На розничную торговлю приходится около 45% ВВП Китая. Завязалось настоящее соперничество.

Дэвис Лин

руководитель отдела стратегического развития Tencent

Alibaba, в частности, запустила игровое подразделение и социальную сеть, но разработки не имели успеха. Компании с давних пор пытались отхватить кусок рынка друг у друга. Tencent создала платформу Paipai для торговли через интернет, но вскоре продала её JD.com.

Пингвин — талисман Tencent. Быстрый рост WeChat превратил мессенджер в масштабное общественное явление, и в 2013 году Джек Ма открыто побуждал своих работников объединиться и «раздавить пингвинов».

Статистика говорит сама за себя: в 2014 году Alipay обрабатывала 81% платежей, сейчас же на её долю приходится 54%, несмотря на шестнадцатикратный рост рынка. Опасения Ма на счёт WeChat оказались не напрасны — после запуска «красных конвертов» у Alipay внезапно появился достойный соперник. Через WeChat Pay проходит 38% транзакций.

Доли WeChat и Alipay в мобильных платежах

«Время от времени я спрашиваю себя: "Что, и здесь Alibaba?" Порой это раздражает», — признаётся Ма Хуатенг. Сегодня компании конкурируют на самых разных сегментах рынка: от платёжных систем и облачных вычислений до искусственного интеллекта и здравоохранения.

В разговоре с изданием Джозеф Цай, вице-президент холдинга, сравнил Tencent с табачной компанией: по его мнению, игры от Tencent вызывают зависимость и плохо сказываются на здоровье детей. И если глава Tencent лишь раздражён, то руководители Alibaba не на шутку разгорячились.

Поэтому, подозревает он, поворот соперника в сторону розничной торговли не случаен: «Они, похоже, внезапно поняли, что занимаются не тем делом». Его сын, рассказал Цай, очень увлечён Fortnite, изданной американской Epic Games, 40% которой принадлежат Tencent.

«Tencent, очнувшись, решила, что тоже хочет сделать имя в интернет-торговле. Цай, отмечает Fortune, может неверно понимать мотивы конкурента, но он уверен: успех за Alibaba. И дело не в приложении и продукте для пользователей. Но мы занимаемся ей 19 лет. Дело в экосистеме и цепочках поставок для продавцов».

Обе компании готовы любой ценой защитить свои платформы. Ключевое слово здесь — экосистема. Tencent и Alibaba словно создали две замкнутых системы — очень непросто перейти с WeChat на Taobao. В стремлении не выпускать пользователей из-под контроля каждая решительно инвестировала в модные приложения для проката велосипедов и совместных поездок. В Кремниевой долине компании сотрудничают гораздо теснее.

В 2013 году они вместе запустили страховую онлайн-площадку ZhongAn. В редких случаях конгломераты всё же ведут совместную работу. По сведениям источника Fortune, многие работники Tencent пользуются Taobao. Также соперничество не мешает сотрудникам компаний пользоваться сервисами друг друга. А Дэниэл Чжан, генеральный директор Alibaba Group, признался: даже у него есть аккаунт в WeChat.

Бхавтош Ваджпаи, аналитик гонконгской фирмы Bernstein, подсчитал: за последние три года Alibaba заключила 174 сделки, а Tencent 280. Однако столкновение двух гигантов ощутимее всего в их инвестиционных стратегиях. Называя компании «шопоголиками», Ваджпаи задаётся вопросом, а контролируют ли они свои действия, ведь инвестиции, учитывая их количество, могут где-то затеряться.

Alibaba, как правило, сразу покупает большую или контрольную долю в желаемом предприятии и ставит на руководящие должности своих людей. При этом компании совершенно по-разному подходят к приобретению активов. Когда же в руках конгломерата оказывается контрольный пакет, прежнее руководство остаётся на месте — так случилось, например, с Riot Games и её League of Legends. Tencent, напротив, ведёт размеренную игру, приобретая небольшие доли и накапливая их.

Сводка приобретений Alibaba и Tencent

Сотрудничая с китайским холдингом, он получил доступ к его системе распределения контента, а Tencent в свою очередь пристально следит за разработками и людьми из Smule, не владея приложением. Тем не менее стоит помнить: копирование продуктов заложено в самый дух компании и «нередко, будучи инвестором, Tencent становится конкурентом», поделился с изданием Джефф Смит, один из создателей караоке-приложения Smule.

Здесь интересы Tencent и Alibaba вновь пересекаются — обе нацелены на работу в юго-восточной Азии. Работа с инвестициями формирует и международный облик компаний. Alibaba, следуя своим амбициозным планам, намерена обслуживать два миллиарда пользователей, и первым шагом в этом направлении послужит расширение на юго-восток. Уже сейчас Tencent располагает 34% сингапурской интернет-компании SEA и, по сообщениям, готовится к другим крупным инвестициям.

И кто знает, гонка, возможно, только началась. Экономика стран этого региона очень похожа на китайскую, а какой-либо традиционной индустрии там нет, рассуждает Джозеф Цай, ссылаясь на молодое население, высокий уровень проникновения мобильных телефонов и слабо развитый розничный сектор.

#alibaba #tencent


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Семь советов стартапам по поиску клиентов и партнеров

Семь советов стартапам по поиску клиентов и партнеров — Личный опыт на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Колонка Александра Неведовского о том, как правильно писать холодные письма, с ...

Сеть магазинов одежды Mexx объявила о возвращении на российский рынок

Сеть магазинов одежды Mexx объявила о возвращении на российский рынок — Торговля на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Компания BNS Group, которая развивала в России сеть магазинов одежды ...