Хабрахабр

Зачем технические скиллы менеджеру проектов: объясняем на кейсах

Эффективно руководить командой айтишников сумеет не каждый. Работа проджект-менеджера в IT отличается тем, что в ней системные аналитические навыки тесно связаны с техническими скиллами. Они необходимы менеджеру проектов и не ограничиваются глубокими знаниями в одной или двух областях. Успешность PM в IT также во многом определяет понимание digital-рынка в целом, знания о том, что находится под капотом технологических систем, как и для чего они проектируются, каким образом работают.

Мы объясним, что и для чего стоит изучить менеджеру проектов в IT, а с примерами из практики поможет спикер курса Project Management in IT Александр Черный — в прошлом Digital Project Manager в Oleg Chulakov Studio, а сейчас — Product Owner в Dodo Pizza.

Скиллы для общения

Эффективное общение с заказчиком и с командой — ключевая составляющая работы менеджера проектов. Особенно в начале, когда заказчик только получает оценку по проекту и зачастую плохо понимает, за что предстоит заплатить и почему работа займет столько времени.

Для PM без технических навыков это очень неприятная ситуация. Иногда клиента пытается перехватить конкурент, предлагая сделать вроде бы то же самое, но быстрее и дешевле. Александр Черный вспоминает кейс из предыдущего опыта:
Но если у менеджера налажена коммуникация с командой, он хорошо понимает тимлидов и представляет, на что уходят деньги и тратятся рабочие часы, объяснить клиенту разницу между двумя похожими на первый взгляд решениями будет просто.

Когда дело дошло до оценки, оказалось, что моя оценка сильно отличается от других предложений в большую сторону. image«К нам обратился клиент с просьбой сделать копию существующего проекта с иным контентом. В результате мы сделали не тупую работу, а решение, которое экономит деньги компании в долгосрочной перспективе». Дело в том, что другие агентства предлагали решения без админки, где нельзя было просто взять и заменить контент своими силами, ничего не сломав.
Я объяснил, что крутые системные штуки стоят дороже, и расписал преимущества сайта на React: простоту масштабирования и внесения изменений, собственные библиотеки компонентов, быструю загрузку и скорость разработки.

                                                                            Александр Черный, Product Owner, Dodo Pizza

Опытный PM может самостоятельно ответить на технические вопросы заказчика, описать идею и передать команде. Это помогает выстраивать доверительные отношения, экономит время на этапе оценки проекта и на старте работ, а еще бережет нервы.

Скиллы для расширения инструментария

Многие менеджеры передают задачи на словах. Это приводит к неточностям и упущениям, когда дело доходит до реализации функционала проекта. Грамотный подход — самостоятельно задокументировать задачу и набросать прототип, визуализировать идеи. Для этого достаточно освоить бесплатные инструменты вроде Figma или Readymag.

Кроме того, PM постоянно фиксируют задачи, выполняемые по ходу проекта, но и это делается по-разному.

Популярны универсальные решения, но они устаревают. «Иногда проекты ведут в блокноте-тудушнике, но это верный способ что-то упустить. Но когда делаешь нечто по-настоящему сложное, то Trello и Basecamp уже недостаточно». Многие гиганты, скажем, рекламные агентства, работают на них без проблем и не хотят пересаживаться.

Тут пригодятся навыки работы с продвинутыми таск-трекерами, совмещающими различные системы управления проектами и имеющими гибкую внутреннюю структуру — ActiveCollab или Kaiten.

Скиллы для поиска альтернатив

Клиент не может, да и не должен знать все. Бывает так, что он просит построить продукт на неоптимальной технологии, например, хочет сайт на React для статического контента.

Если PM разбирается в основных технологиях разработки, ему наверняка удастся найти более подходящую альтернативу, с которой проект запустится раньше. Легко пойти у клиента на поводу, но этот путь далеко не оптимальный. Освободившиеся ресурсы пойдут на крутые фичи или позволят сэкономить деньги.

Предположим, хозяин такого бизнеса загорелся идеей обзавестись мобильным приложением.
Это иллюстрирует кейс с небольшим, но коммерчески успешным интернет-магазином.

А оптимальным в такой ситуации будет SPA (single page application) — сайт, работающий без перезагрузки. «Ради одного магазина пользователи вряд ли станут скачивать приложение, но без IT-бэкграунда, без стеков технологий не предложить клиенту удачной альтернативы. Как и в приложении, опыт покупателя не будет прерываться, но клиенту проще получить доступ к сайту, да и заказчик экономит на разработке примерно 50% того, что он мог бы потратить на приложение».

Работу Project Manager нельзя стандартизировать. Ограниченность ресурсов, изменения в планах заказчика, неучтенные факторы — в любой момент все может пойти не по плану, и тогда знания технологий и потенциальных возможностей команды также приходятся кстати.

В разгар работы заказчик сообщает, что планировок не будет к нужному сроку, а когда будут — непонятно. «Для проекта, связанного недвижимостью, требовалось сделать планировки домов. Когда планировки наконец были готовы, у заказчика уже был удобный инструмент для их обработки, а команда продолжала работать над основной задачей в привычном темпе». В такой ситуации можно лихорадочно переносить сроки, ротировать задачи и надеяться на лучшее, а можно глобально изменить план и, бросили силы на динамический конструктор планировок.

Скиллы для верной оценки

Дизайн в IT — это прежде всего дизайн интерфейсов, а его неотъемлемой частью является верстка. Потому нередки ситуации, когда нужно, например, поручить дизайнеру сделать экран активации с сотней-другой состояний. И тут дизайнер оценивает каждый экран в два часа. Получается, что на задачу уйдет масса рабочего времени.

Так из титанического труда по созданию сотни макетов задача превратится в разработку логики и подготовку шаблонов макетов. «В такой ситуации у вас должно быть достаточное представление о дизайне, чтобы предложить построить все на компонентах и делать состояния с измененными элементами. В этом примере знание дизайна сократит время на исполнение задачи с двухсот часов до пятидесяти».

PM стоит изучить, как строятся и переносятся в верстку дизайн-системы: во-первых, чтобы правильно оценивать примерное количество часов на задачу, во-вторых — чтобы при необходимости наглядно показать дизайнеру, чего хочет клиент.

Скиллы для старта без фиаско

Александр вспоминает случай, когда после запуска переработанного сайта интернет-магазина обрушились продажи: менеджер проекта просто не учел того, как одномоментные кардинальные изменения отразятся на позиции в поисковой выдаче.

Даже самая крутая команда проекта ничем не поможет, если забыть заложить время на тестирование в план проекта». «А еще часто бывает так, что даже сайты крупных компаний уже через час после запуска падают с 500-й ошибкой.

Знание базовых принципов и методологий тестирования, понимание того, где искать слабые места проекта и как правильно его запустить — базовые скиллы, которых не хватает многим менеджерам, приходящим в IT (да и не только начинающим).

«Если подытожить, то IT-скиллы нужны, чтобы выглядеть перед командой профессионалом и не казаться дураком перед заказчиком».

Если вы уверены в soft skills, научились слушать заказчика и собираетесь в IT, то прокачивать IT-навыки лучше всего, конечно, в бою. А чтобы вы получили первые пару уровней, которые помогут преодолеть пропасть между теорией и практикой и запустить карьеру в роли Project Manager, мы организовали курс по управлению проектами в IT.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть