Хабрахабр

Зачем смотреть онлайн-трансляции, если можно читать Хабр

«Зачем смотреть онлайн, если можно сходить вживую?». «Зачем мне смотреть конференцию онлайн, я потом расшифровку докладов на Хабре прочитаю» — скажет человек, который любит читать тексты на Хабре.

Потом я вбил эти вопросы в Google и не нашёл там ничего вразумительного. По крайней мере, я именно это спросил пару лет назад. Всё, что я мог представить на тот момент — раз уж организаторы всё равно пишут куда-то видео, им ничего не стоит выложить его ещё и в интернет, так?

Как так получилось? По факту, сейчас, имея теоретическую возможность съездить куда угодно, я всё равно иногда предпочту онлайн. Давайте разберёмся под катом.

Мы умеем хорошо и глубоко писать и потом ценить результаты чужого труда. У нас сложилась уникальная ситуация любви и уважения к книгам. Вторым комментарием Keroro вспомнил, что в Токио на Отяномидзу есть небольшой магазин, где продаются почти исключительно книги издательства «Наука» на русском языке… Недавно на Хабре была замечательная статья «Как советские научные книги стали артефактом у физиков и инженеров в Индии».

На протяжении нескольких лет мы публикуем расшифровки докладов, и их читают, задают вопросы. Есть спрос не только на хорошие книги, но и на лонгриды на Хабре. Конечно, такие статьи собирают куда меньше народу, чем хайповые новости о новых сервисах Google, но все, для кого они изначально предназначались, — обычно их видят.

Когда у тебя нет ресурсов на расшифровку (времени, денег) — расшифровка, очевидно, не выходит. Проблема в том, что далеко не все доклады представимы в виде расшифровок, а те, что представимы, зачастую требуют слишком много ресурсов. Теоретически она возможна, практически — нет.

Теоретически это возможно, он мне разрешил. Представьте, что мы решили расшифровывать совершенно всё, что генерирует Джош Лонг. То есть каждый новый выпуск Spring Tips за каждую неделю, каждый новый доклад (которых у него минимум 5 одновременно только из «актуального» набора), каждую презентацию с лайвкодингом (то есть любую с его участием),… Ой нет, нет столько золота в мире.

Докладчик подходит к ноутбуку, набирает код и комментирует. Типичная задача сверхповышенной сложности — «лайвкодинг». Можно под каждый новый блок кода добавлять по абзацу текста — но только в том случае, если набор кода действительно идёт блоками. Как показать это в тексте? Зачастую докладчик возвращается вперёд и назад по потоку кода, выстраивает его на экране параллельно, использует шутки и каламбуры на нескольких языках одновременно. Вы же знаете, как код пишется на самом деле — это не то же самое, что наизусть записать на листочек кусок стихотворения. Словом, всё то, что и можно предположить от интересного лайвкодинга.

Те, у кого получается стабильно хорошо, идут на огромные жертвы. А ещё очень немногие докладчики вообще способны сделать хороший лайвкодинг. Его старые доклады расшифровывать сложно, а новые — уже попроще. Например, когда-то Фолькер Симонис делал лайвкодинг, но не выдержал и перешёл на слайды со скриншотами экрана. Пример нового формата:

Иногда даже участвовать. Некоторые доклады очень сложно записываются, потому что это шоу, его нужно смотреть. Например, давайте взглянем на доклад Баруха здесь:

Скорее, да. Хорошая получилась статья? Однозначно да. Станет ли лучше, если побывать на докладе вживую, подключиться онлайн или посмотреть видеозапись? С Томасом Вюртингером такой трюк уже не пройдёт, спасибо, что ему хватило времени остаться на дискуссионную зону. Тут нам несказанно повезло, что jbaruch чутко бдит новые комментарии на Хабре и может вовремя пояснить, что такое «силос».

Изначально это всего лишь запись из дискуссионной зоны. Или вот это чудное интервью jbaruch и yegor256. Но я подвожу не к тому, что нужно куда-то идти вживую, а подвожу к онлайну.

Нам как разработчикам они интересны, в первую очередь, уникальным подходом к разработке сервисов, новинками в технологиях разработки на Java, безумными и успешными экспериментами в девопсе. Наверное, все уже в курсе деятельности Netflix. Когда-то все хотели быть «как Google», теперь многие хотят стать «как Netflix».

У создателей кино по этому поводу поднялась страшная буча, у всех разное мнение. Общечеловеческая же часть работы Netflix интересна тем, что они умудрились доказать массовому потребителю, что стриминговые сервисы могут быть лучше походов в кинотеатр. Например, Спилберг хочет запретить выдвигать фильмы Netflix на «Оскар».

Если в отношении конференций у хабровчан первый вопрос — «когда выложите все бесплатные видеозаписи», то в мире большого кино вопрос другой: почему вообще Netflix позволяет себе что-то выкладывать. Основная суть претензий в том, что Netflix обладает параноидальным желанием мгновенно релизить в онлайн всё, что происходит в кинотеатрах. Французские кинотеатры привыкли к трёхлетнему окну между первым релизом в кинопрокате и появлению в стриминговых сервисах. В 2017 году целых три картины, выпущенные благодаря Netflix, принимали участие в конкурсе Каннского фестиваля, и это обернулось большим скандалом. Закончилось это плохо: Netflix вышвырнули с Каннов, и в 2018 году там уже не было новых фильмов братьев Коэн, Орсона Уэллса, Альфонсо Куарона, Пола Гринграсса.

Возникает закономерный вопрос, если стриминговые сервисы все так ненавидят, почему же они продолжают шириться и развиваться?

Для производителя это сплошные проблемы, но зрителя это волновать не должно. «Секрет», если это для кого-то ещё секрет, в том, что смотреть видео онлайн очень удобно самому зрителю. В случае видео с конференций, все эти эффекты усиливаются во много раз, сейчас покажу, почему.

Экономия

Стоимость живого участия

Самый дорогой «живой» билет на JPoint на момент написания этой статьи стоит 39 тысяч рублей c 7-процентной скидкой — это билет для покупки организациями, а за 23 тысячи можно приобрести персональный. Всё, что связано с «реальным миром» — дико, безумно дорого. Например, часть проблемы — размер конференции. Эта стоимость взялась не из воздуха. Места такого размера даже в Москве и Питере можно пересчитать по пальцам, и стоят они недешево. Сейчас большие события вроде Joker, JPoint, DotNext и другие насчитывают больше тысячи человек, следующий TechTrain предположительно будет размером около 4 тысяч человек. А ещё участников нужно кормить, поить, и это будут делать внешние организации. Особенно всё печально в Европе, где даже зарплата гардеробщика может стоить несоразмерно много.

Но возникают новые расходы, потому что организация качественного онлайна — это та ещё задача. Часть этих расходов в онлайн-трансляции отпадает, что мгновенно сказывается на стоимости билета.

*** Вопрос «со звёздочкой» — как организовать качественный онлайн?

Видео очень рекомендуется к просмотру всем, кто делает свои митапы и конференции. Хорошо про вопросы оборудования рассказал наш бессменный лидер, Лёша Фёдоров 23derevo, на DevClub в Таллине.

Если совсем коротко, всё это дорого, сложно и постоянно склонно к проблемам, которые нужно оперативно чинить.

Зачастую у них всё отваливается и ломается куда сильней, а у сотрудников понимание вопроса на уровне джуниора. Казалось бы, задачу можно отдать подрядчикам — но не тут-то было. Подрядчики вдвое дороже не работают вдвое лучше.

У нас есть своё собственное оборудование: всё начинается с железа от Kramer и дальше до собственной Wi-Fi-сети с выходом во внешний интернет. Решение — взять задачу в свои руки. Я очень жду и надеюсь, что когда-нибудь Артём Никонов и Максим m1skam Зверев сами напишут об этом на Хабре. Видео, свет, звук, трансляция.

Существует масса компромиссов и требований, конфликтующих между собой. Но не всё можно сделать просто «максимально хорошим», вдавить педаль в пол и наблюдать за результатом. С другой стороны, всё это очень мешает докладчику. Например, качество картинки у зрителя очень сильно зависит от яркости и расположения освещения на сцене. В конечном счёте этот компромисс переносится и на зрителя: или у тебя лучше картинка в браузере, или докладчик меньше сбивается. Когда я выступал как докладчик на JPoint, освещение просто поджаривало на месте — так ярко, что не видно даже зала, и свет постоянно сбивает с мысли.

Хорошо обо этом написал Ваня Маковкин.

Это огромная работа сама по себе. В общем, вы не думайте, что онлайн-трансляция и видеозаписи — это какая-то такая полубесплатная штука вида «включил веб-камеру, и пускай пишется». Люди хотят смотреть онлайн-трансляцию, кто-то уже привык к одному бесплатному залу, и совершенно все участники хотят записи. Не будь всего этого, можно было бы существенно сэкономить и понизить стоимость билета — к сожалению, это совсем не вариант. Всё это должно быть на высоте.

Стоимость путешествия

Я сейчас глянул расписание у них на сайте — в четверг надо ехать на JPoint (чтобы быть там 5 апреля), это 4 часа в пути и не меньше 3 тысяч рублей за проезд. Даже из Питера в Москву (и наоборот) на Сапсане ехать не так уж и дешево, не так уж и приятно.

Но при этом ты участвуешь в традиционном ритуале пережёвывания путешественника в километровых очередях, квесту по прохождению Шереметьево (если Аэрофлот) или Домодедово (если S7), издевательстве «вытряхните всё из чемодана, покажите зарядку для телефона, теперь попытайтесь засунуть назад», и так по нескольку раз. Если же лететь Аэрофлотом — это стоит столько же и чуть дешевле в S7. Так что я поеду на поезде. В самом конце есть шанс прилететь помятым, уставшим и измученным.

Из Новосибирска не ходит никаких Сапсанов, перелёт прямым рейсом занимает четыре с половиной часа, и стоит от 5 тысяч у Победы и от 10 тысяч у аэрофлота (причём это скорей 15, чем 10). Но так повезло не всем людям в России.

Но это не так страшно, как потраченное время. Всё это умножается на поиск места проживания, питание и прочее. Добавим сюда всякую суету по оформлению и донесению важности до начальства, и это минус одна рабочая неделя. День отъезда и прибытия выпадают из жизни, плюс два дня конференции с утра до вечера. Можно пережить — да, приятно — нет. Особенно это накладно фрилансеру-одиночке, у которого может встать вся работа, а к стоимости билетов добавится ещё и упущенная прибыль.

Многие путешествуют несколько раз в месяц, для кого-то из докладчиков это стало настоящей работой. Не то чтобы это было какое-то неподъемное предприятие. Все эти хлопоты сильно меркнут перед возможностью вживую поучаствовать в конференции.

Можно думать об этом так: ну да, я не смог и не поехал, зато избежал всех этих жутких переездов и сильно сэкономил деньги, время и силы. Но если вы по какой-то причине не смогли поехать, то всегда открыть дома онлайн-трансляцию и спокойно смотреть её, лёжа на уютном диване.

Но есть ещё и качественные отличия в user experience. Сейчас мы говорили о возможности смотреть доклады и участвовать в конференции, и при этом не тратить кучу денег на ненужные вещи.

Когда на демо-стейдже не читается никакого доклада, они транслируют доклады из залов. На конференциях в прошлом году мы начали ставить в демо-зонах с большие телевизоры. Ситуация перегрузки бывает нечасто, и мы для этого кое-что делаем. С одной стороны, это позволяет компенсировать загрузку залов: когда в одном из них закончились все места, а люди всё ещё хотят попасть внутрь, они могут спокойно продолжать смотреть снаружи. Если вы собираетесь на что-нибудь сходить — проверяйте регулярно почту. Например, за неделю до конференции рассылаем письма с просьбой отметить, на какие доклады вы собираетесь пойти — после этого считаем количество потенциальных участников и балансируем загрузку залов.

Я поспрашивал, и сколько людей — столько и объяснений, зачем они это делают. Но вот что удивительно, даже когда загрузка залов оказывается совершенно равномерной и везде полно свободных мест, всё равно находятся люди, сидящие у демо-стейджа и наблюдающие за всем через телевизор.

Там ведь и так куча народу, постоянные разговоры и шум, не произойдет ничего плохо, если ты собрался смотреть доклад вместе с пачкой чипсов и шоколадкой. Типичное объяснение, не удивляйтесь, снаружи зала можно есть, не боясь никому помешать. Или громко и яростно обсуждать происходящее в соседнем зале с друзьями.

Вы можете есть всё, что вздумается. В этом плане у зрителей онлайна всё гораздо лучше. Если посетитель, пришедший вживую, понимает, что доклад в соседнем зале нравится ему куда больше — ему надо каким-то образом протиснуться сквозь ряды, выйти наружу, добежать до желаемого зала, найти там место (которого там может уже и не быть). Вы можете смотреть, что хочется, причём переключаться мгновенно. В онлайне можно пару раз щелкнуть мышкой, всё.

Если устал (доклады сильно греют мозги) — можно выйти на балкон проветриться или вообще лечь и поспать. Можно смотреть сколько хочешь. Можно позвать друзей в гости и смотреть вместе. Да, в плеере предусмотрена возможность нажать на паузу. Единственное серьёзное ограничение существует для организаций: для группового просмотра в офисе придётся приобрести билет Online-Corporate с десятью одновременно разрешёнными подключениями. Хотя это не особо поощряемое занятие, и нам как компании было бы лучше, чтобы все на свете купили по онлайн-билету — мы понимаем, что многие всё равно так делают.

Им нужно скупать кинотеатры и бороться с кинопрокатной мафией. Проблема Netflix в том, что им очень сложно вывести свои фильмы за пределы онлайна. У нас всё наоборот — в оффлайне уже всё хорошо, и сейчас мы стараемся дать онлайн-посетителям ощущения присутствия на живой конференции. И уж конечно, они никогда не смогут достигнуть такого супераджайла, чтобы их лучшие сериалы транслировались совершенно одновременно со съёмкой — хотя им, безусловно, хотелось бы. Где-то к следующему DotNext (15-16 мая) будет значительно улучшена стандартная страница просмотра видео и так далее. Доклады идут в прямой трансляции, возможности вроде отличного качества видео, полной передачи происходящего на сцене, переключения между залами — уже реализованы.

И конечно же, после конференции у вас будут все видеозаписи — точно так же, как у участника, пришедшего вживую.

Никто не требует откладывать записи с конференции на три года, их можно выпускать мгновенно после появления. Интересно, что у нас нет таких проблем с записями, как у Netflix. Я сейчас вспомнил только два исключения — спикеры, которые были категорически против записи своего доклада (впрочем, они того стоили). Иногда делается так: вначале выкладывается дорожка с записью всего зала за весь день, а потом уже аккуратно режется и выкладывается на YouTube в виде плейлиста — привет правильным практикам DevOps и liquid software Баруха. У MPJ есть свой канал на YouTube, и может быть, это как-то связано.

В году обычно 51 полных недель, и 2 неполные. Подумайте вот о чём: представим, что у нас есть усреднённые 50 записей докладов (я зашел на страницу программы JPoint и насчитал 51). Если пересматривать по одному докладу в неделю, то этого как раз хватит на год.

Но если уж вы решили откладывать, такая возможность у вас тоже есть. Кстати, здесь проявляется ещё один плюс онлайна: это способ замотивировать себя посмотреть сразу пачку докладов одновременно, а не откладывать их целый год.

Онлайн не отменяет текстовых вариантов статей, а скорей взаимодополняет их. Просмотр конференции в онлайне — интересный компромисс. Основное различие лежит между онлайн-просмотром и живым участием.

Вместо этого очень сильно экономишь во времени, деньгах, потраченных силах, и получаешь огромную свободу делать всё, что заблагорассудится. Ты теряешь живое присутствие со всем, что оно означает, вроде вживую пообщаться с лучшими инженерами в мире, потусить на афтерпати, найти новую работу или договориться с новыми заказчиками.

Иногда надо идти вживую, иногда стоит смотреть онлайн. Для разных моментов и разных конференций подходит разное.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть