Главная » Hi-Tech » Зачем приложению звук

Зачем приложению звук

Фото PCWorld

По мнению разработчика и шеф-редактора UX Planet Николай Бабича, хорошая реализация звука важна как для пользователя, так и для разработчика.

Иногда это игнорируется при разработке цифровых продуктов, что неправильно: если из приложений и сервисов убрать все звуки, то ощущаться они будут так же плохо и пусто, как если бы выключили звук в игре или фильме.

Есть несколько примеров, когда звук превращается в инструмент.

Обратная связь.

К примеру, кнопки при нажатии издают сигнал. Звук — это механизм обратной связи для приложений и устройств. Это используется везде: в машинах, игрушках, автомобилях и смартфонах.

Уведомления.

Звуковой сигнал требует немедленного внимания, и это используется при проектировании интерфейсов. Трудно пропустить событие, если о нем постоянно напоминают. Система голосовых уведомлений в навигаторе помогает сосредоточиться на дороге и вождении, а не следить за тем, когда появится нужный поворот.

«Умные» часы и фитнес-браслеты не только дают обратную связь, но и служат источником уведомлений: напоминают о выполнении ежедневных заданий и не дают забыть о тренировках.

Брендирование.

Лучше создавать собственные звуки для приложения: можно отличить, откуда пришло уведомление по тому, какой сигнал прозвучал. Стандартные уведомления смартфона достаточно неуклюжи: смартфон пытается что-то сказать, а что — непонятно. Это используют далеко не все разработчики.

Это позволяет не глядя идентифицировать устройства и сервисы компаний. Крупные компании используют собственные наборы брендированных звуков. Вспомните, сколько людей хватается за iPhone в транспорте, когда кому-то приходит SMS или звонят.

К примеру, во время путешествий, когда дом арендуется в Airbnb, звук сервиса значительно важнее остальных. Уникальные уведомления могут быть полезны во многих ситуациях. Аналогично с приложениями авиакомпаний: push-сообщение о задержке рейса должно быть с фирменным звуком, чтобы на него точно обратили внимание.

Роли звука: слева функциональные и информативные, справа эмоциональные и эстетические

Как сделать звук приятным и полезным

Звук не должен отрываться от содержимого приложения и жить своей жизнью — нужно определять, какие уведомления пользователь хочет получать и должны ли они быть со звуком. По мнению Бабича, основная задача звукового дизайна в мобильных приложениях — сделать полезные уведомления, которые ненавязчиво расскажут пользователю о событии.

Если раз в день — уведомление должно быть полезным, а звуковое сопровождение поможет улучшить пользовательский опыт. Если приложение должно отправлять уведомления каждый час, лучше по умолчанию отключить звук. А если в приложении есть алгоритм, определяющий тип и важность информации, которую нужно сообщить пользователю, — в таких случаях на каждый вид уведомления нужно поставить особенный сигнал.

К примеру, если пользователь заказывает товар с доставкой на дом. Звук уведомления может служить информацией на абстрактном уровне. Процесс можно разбить на три этапа, на каждом пользователь получает уведомление, которое будет похоже на предыдущее, но с небольшими изменениями.

  • Подтверждение заказа — одна нота.
  • Заказ комплектуется или готовится — к первой ноте добавляется вторая, образуя аккорд.
  • Заказ в пути — полный звук уведомления.

Пользователь следит за ходом заказа по звуку, не отвлекаясь от других дел.

Работа над саунд-дизайном

Директор по звуковому дизайну Facebook Уилл Литтлджон рассказывает о принципах работы.

Делайте звуки простыми.

Слишком сложные или продолжительные мелодии со временем испортят пользовательский опыт. Звук должен быть частью дизайна продукта, и его нужно делать простым. К примеру, для мобильных устройств людям больше нравятся короткие звуки с теплым звучанием. Думайте о том, как пользователи взаимодействуют с приложением, как часто нажимают на кнопки или получают уведомления.

Звуки должны объединяться в «семью».

Они должны быть похожими по характеристикам, но отчётливо различаться, как и в случае с визуальными компонентами дизайна.

Меньше — лучше.

Вновь обращаемся к визуальному дизайну: не всегда обилие эффектов приведёт к хорошим отзывам пользователей. Задавайте вопрос: «А так ли необходим этот звук?». Вспомните уведомления ICQ. Слишком много звуков могут утомить, снизить их эффективность и со временем начнут раздражать.

Пишите уникальные звуки, но не всегда.

В некоторых случаях они должны соотноситься с конкретным действием, а в других представлять собой что-то обширное, к примеру, изменение статуса пользователя. У каждого звука должен быть контекст.

Задавайте вопросы: «Где и как он будет использоваться?», «Будет ли действие позитивным или нейтральным?», «Люди должны думать о чём-то конкретном, когда слышат уведомление?». Думайте об использовании звука при его создании.

Люди быстро начнут ассоциировать его с выбранным событием. Если необходимо привязать новый звук к какому-то определённому действию или событию, создайте что-то непохожее (но помните про «семью») и привяжите необычный сигнал к нужному действию.

Не делайте уникальные сигналы ради уникальности. Создавайте звуки, которые впишутся в общий фон приложения, но не акцентируйте на них внимание больше, чем нужно. Если цель звукового сопровождения — обеспечить обратную связь для различных действий, проверьте, что оно решает эту задачу.

Повторяйте.

А что будет, если он прозвучит в тысячный раз? Первые несколько раз необычный звук уведомления может удивлять и радовать. Когда интегрируете звук в продукт, нужно учитывать, как часто люди будут его слышать и насколько он раздражает.

Сосредоточьтесь на пользе.

Например, звук отправки сообщения в Facebook воспроизводится не после нажатия кнопки, а во время фактической публикации. Хорошее звучание в приложениях — возможность увеличить пользу и удобство продукта. Это такой же когнитивный сдвиг, который делают люди, когда ставят таймер во время приготовления еды: звук объявляет о завершении процесса, а не начале. Простое решение позволило людям не смотреть на процесс загрузки, а заниматься другими делами.

Самое важное — реализация.

Даже правильно подобранные звуки могут привести к негативному отклику пользователей, если не уделять тестированию пристальное внимание и оставлять мелкие недочёты.

К примеру, нужно проверять длительность звучания относительно визуальных элементов и добиваться синхронности, проверять работу звука в стрессовых ситуациях или необычных сценариях.

Они должны восприниматься так, как это задумано: даже приятный и мелодичный сигнал будет восприниматься агрессивно, если громкость выше необходимой. Один из самых важных пунктов — относительная громкость отдельного звука по отношению ко всем другим в продукте, а также общая громкость.

Будьте осторожны при настройке уровня громкости — следите за искажениями на максимальной громкости. Нужно учитывать, какими устройствами пользуются люди: например, в мобильных устройствах динамики небольшие, и звуковой дизайн испортить очень легко. Если обнаружили искажения — отрегулируйте уровни отдельных сигналов.

Проверяйте.

Следите за частотами: если мелодия кажется тяжёлой — снизьте низкие частоты, если слишком пронзительной или «хрупкой» — поработайте с верхними. После внедрения всех звуков в приложение нужно протестировать его полностью, использовать так, как будет использовать обычный человек.

В некоторых случаях от нижних частот можно полностью избавиться. На мобильных устройствах лучше воспроизводятся высокие частоты, а низкие «захлебываются».

Хороший подход — начать с приятного музыкального сигнала и резко перейти на что-то мощное, как в примере: Важно понимать, что синтетические звуки громче, чем естественные.

Пользователь может пропустить или не услышать первую часть уведомления, но резкий звук привлечёт внимание, даже если смартфон лежит в сумке или кармане.

При разработке или обновлении приложения стоит задать вопросы:

  • Роль уведомления: насколько оно важно, чтобы создавать кастомный звук?
  • Каким должен быть звук: резким или музыкальным?
  • Как звук будет подходить под бренд?
  • Можно ли позволить отключить звук уведомления?

Например, хорошее место для поиска вдохновения или самих звуков — Freesound.org, база свободно распространяемых звуков по лицензии Creative Commons. Звуки можно писать самому, а можно использовать звуковые библиотеки.

К примеру, Facebook опубликовала набор звуков для прототипирования приложений. Иногда крупные компании публикуют бесплатные звуковые библиотеки.

Из опыта работы со звуком в России

Особенности разработки детских приложений

Руководитель компании Олег Демьянов поделился опытом озвучивания и создания звуков. Команда Whisper Arts занимается разработкой мобильных детских приложений и приложений для повышения продуктивности, сотрудничает с зарубежными и российскими брендами.

Особенно это актуально, если приложение разрабатывается для детей в возрасте 3-6 лет, которые ещё не умеют читать. По его словам, самое большая работа со звуком происходит в детских приложениях: нужно рассказывать голосом о том, что происходит на экране и что требуется сделать.

Сложность озвучивания материалов в детских проектах в том, что когда проект постоянно развивается и в нем появляются новые материалы, необходимо постоянно доозвучивать фразы.

Важно, чтобы он через неделю не исчез и мог доозвучить нужные материалы. У фрилансера озвучивание должно быть основным видом деятельности: долгое время работы, оборудование, заказы.

Всегда с каждым голосом надо договариваться отдельно. Стоимость зависит от опыта озвучивающего, его портфолио и готовности работать с тем или иным проектом. Другой вариант — завести актёра озвучивания в офисе.

Олег Демьянов

руководитель Whisper Arts

Маленькие дети должны понимать, что нажали на кнопку: она выделяется, анимируется и сопровождается звуком. Голосовые комментарии нужно сопровождать визуальными и звуковыми эффектами. В случае успешного прохождения заданий их обязательно нужно похвалить и подобрать торжественную мелодию.

Если в приложении много контента, который нужно озвучивать, то затраты на локализацию этого приложения на другие языки возрастают в разы.

Помимо того, что нужно качественно перевести весь материал, учитывая локальные особенности, мы заказываем озвучку контента, причём обязательно у носителя языка.

Олег Демьянов

Подготовка звука и работа с материалом

Например, для обработки звука используем Audacity с набором стандартных фильтров. Так как мы — digital-компания, которая зарабатывает на цифровых продуктах, то в своей работе используем либо лицензионный софт, либо бесплатный.

К примеру, audiojungle.net или superflashbros.net. Когда какие-то звуки или озвучку не можем подготовить сами, то ищем её на специализированных сайтах. Если же нам нужно заказать озвучивание голоса на языке отличным от русского, то ищем голоса на upwork.com или fiverr.com.

Олег Демьянов

Для мобильных приложений стоит узнать, можно ли эти звуки использовать в коммерческих целях и на какое количество скачиваний распространяется лицензия. При покупке звуков нужно внимательно читать лицензии звуков.

Чтобы сократить расходы, мы просим записывать текст целиком, а обрабатываем его своими силами. Нарезка и обработка звука занимает в несколько раз больше времени, чем озвучка.

Фрилансера просим перед каждой фразой называть номер строки в файле на английском языке, чтобы потом редактор мог нарезать фразы нужной длины и правильно пронумеровать их. Мы максимально подробно готовим файл с фразами для озвучивания, разбиваем его на нужные фразы и нумеруем их.

Олег Демьянов

К примеру, для игры «Приключения Горыныча» команда записывала звуки, используя подручные средства. Если нет нужного звука, его всегда можно придумать и записать. Для столкновений Горыныча со скалой записали звук хлопанья дверью в офисе, а для взмаха крыльев — вдохи и выдохи.

А вот как это делает Google.

К примеру, персонажи мультфильмов не могут говорить в играх: привлечь оригинальный голос к озвучиванию персонажа в проекте почти нереально, потому что в мультфильмах задействуют известных актёров.
При работе с крупными брендами есть свои особенности.

Олег Демьянов

Работа над приложениями

Для релакс-приложений важны спокойная мелодия и медитативные звуки при нажатии. Олег считает, что все зависит от типа приложения: К примеру, в фитнес-приложениях важны озвучка процесса тренировки, чёткий отсчёт подходов и энергичная музыка на фоне.

Тут на первый план выходят отклик интерфейса при нажатии на тот или иной элемент, его подсветка, анимации интерфейса и переходов между экранами. Для productivity-приложений звук не так важен: пользователи возвращаются по нескольку раз в день, чтобы быстро и удобно выполнить свои действия.

Если оно не будет полезно для пользователя и не будет решать его задачи, то звук не сможет оказать значительную роль в его популярности. Самое главное — приложение должно быть полезным.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

FT: Саудовская Аравия не даст $1 млрд на проекты Ричарда Брэнсона и Hyperloop из-за политического конфликта

FT: Саудовская Аравия не даст $1 млрд на проекты Ричарда Брэнсона и Hyperloop из-за политического конфликта — Транспорт на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Основатель Virgin объявил о ...

Суд признал совладельца «Юлмарта» Михаила Васинкевича банкротом

Суд признал совладельца «Юлмарта» Михаила Васинкевича банкротом — Торговля на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Его бизнес-партнёр Дмитрий Костыгин требовал 405 млн рублей. Решение о банкротстве Васинкевича вынес ...