Хабрахабр

Яхтинг — это может быть недорого

Если шкипера нет, то ездить уже надо хотя бы всемером, чтобы всё было сравнимо с турпоездкой. При поездке от четырёх человек, если среди вас есть шкипер, это выходит один в один в сравнении с обычным туристическим выездом.

Потому что нет цены проживания в отеле и всех проездов на машинах-автобусах, но добавляется стоимость аренды яхты.

В двадцать первом веке можно очень чётко скоординироваться и с лодками в аренду, и с лодками, которые просто идут мимо (и им нужны волонтёры или они не против платных пассажиров), и вообще с кем угодно.

Если вы всё же хотите свою яхту на неделю, то парусная яхта на шесть человек стоит примерно от 1 500 евро в неделю (и до бесконечности в зависимости от региона, красоты и комфорта), а шкипер начинается со 150 евро в день.

В общем, это немного оффтопик, но вы просили рассказать про яхты, и вот я выполняю обещание.

С чего начать

Сначала идите на yachtbooker.com — это большой агрегатор аренды лодок. Там можно выбрать направления, посмотреть цены и вообще понять, стоит или не стоит, например, ехать на Новый год в Малайзию.

Эта ссылка — один из примеров того, как можно быстро организовать путешествие сразу на много человек, чтобы не подбирать вариантов и не переписываться с кучей разных людей. Мы пользовались ещё брокерами с regattafortuna.com.

Во-первых, скорее всего, удастся найти марину, где лодки сдаются напрямую без посредников. После того как вы примерно просчитали поездку, стоит начать смотреть форумы и специализированные сайты именно по выбранной стране. В каждом регионе свои нюансы. Во-вторых, вас интересуют всякие особенности локали, которых на глобальном сайте нет.

Обращайте внимание на ветер и волнение. Потом вам понадобится проверить погоду (статистическую) на выбранный период, чтобы случайно не попасть в сезон дождей или штилей. Конкретные данные всё равно доступны только за 2–3 дня, поэтому вас больше интересует, что было в прошлом году в это же время и что говорят опытные люди на форумах.

Потому что переходы по воде не очень хорошо предсказываются из-за изменений ветра, и планируемая дата возвращения и сдачи лодки может отличаться от фактической. Дальше просто берите билеты с запасом в один день в начале поездки (чтобы приехать из аэропорта и принять лодку, ночевать лучше сразу на ней в марине), и ещё 2–3 дня запаса заложите в конце.

Ко мне прихошел коллега и показывал фотографии — ну да, заряд жизни, ну да, острова, ну да, свобода. У меня началось так. Мы потрепались: в следующем году, мол, давай ещё раз, только вместе сгоняем. Но это же ужас и кошмарно дорого!

Приходит через год и говорит: «Собирайся».

По поводу выбора места и лодки

Если вы едете парами, то берите не яхту, а катамаран. В яхте чаще всего — две-три каюты, и они очень общие. У катамарана — два корпуса, поэтому его меньше качает (что вам важно поначалу), плюс есть четыре изолированные каюты: спереди и сзади каждого корпуса. И вообще больше места. Да, у катамарана есть особенности управления, которые лучше знать заранее, но если ваш шкипер опытный (или вообще вы его нанимаете), то проблем быть не должно.

Капитанами были наёмники, причём все четверо — сработанная команда, которая хорошо знает акваторию. Мы как-то выезжали на четырёх катамаранах в 32 человека, когда устраивали свою собственную регату. На фрахте мы брали не местных шкиперов, а именно команду, покупали им авиабилеты. Один, кстати, был почти земляк: киевлянин. По деньгам на такое количество людей вполне адекватно. Так получается практичнее и надёжнее.

Потому что есть люди, которые почти сразу влюбляются в этот образ жизни, а есть те, кто хочет домой в уютную тёплую кроватку, которая прочно стоит на бетонном фундаменте. Не планируйте первый раз что-то долгое, больше недели точно не надо. И качается только при землетрясениях и взрывах, то есть почти никогда.

Я пока не созрел. У нас после пары выездов примерно каждый шестой получает документы шкипера, это не очень сложно: можно уложиться за довольно быстрое обучение и две недели практики. Под руководство встать — пожалуйста, да, результата добиться — да, но управлять не хочу. Менеджмента мне хватает на работе, а шкипер — это именно профессия менеджера, а не специалиста. И дальше так:
— Кранец-кранец, твою мать! Вообще круто, когда есть капитан и всё устроено так, что ты реально должен подчиняться (такие правила хотя бы по ТБ). Яхта 10 миллионов!
— А-а-а-а!!!

В частности, носить жилет. Плавать уметь не обязательно, но ТБ надо соблюдать железно. Его дают вместе с лодкой. Он яркий и лёгкий. Можете осмотреть такой в любом самолёте, достав его из-под сиденья. Современные жилеты не стесняют движений, потому что в них — баллоны со сжатым воздухом, которые надувают жилет при контакте с водой. Только, пожалуйста, делайте это до вылета или после посадки, чтобы не напугать пассажиров.

Это не просто планирование маршрута, а конкретная работа команды. Самое интересное в импровизированных гонках — манёвры. Это даёт конкретный эффект. На парусе можно висеть, лежать, тянуть, расправлять, поворачивать вручную. Были дни, когда весь день шли на 5 узлов, был день, когда даже узла не показывали, потом были дни, когда доходило и до 18. На средней скорости при среднем ветре катамаран у нас шёл 12 узлов.

Где есть достойный флот, то есть можно найти подходящую лодку (новую).
2. Когда выбираете места, смотрите две вещи:
1. Советую в приоритет ставить исторические места, природные заповедники, скопления островов или побережья, где много интересного. И из этого множества — где есть интересные места.

Всё заставлено суперяхтами. Не советую Лазурный берег: это демо-зал дорогих и больших лодок. Оттуда потом добираться. Швартоваться приходится чёрт знает где. Есть в паре мест оплачиваемые муниципалитетами дорогие машины (они ездят кругами по городу, чтобы поддерживать лакшери-имидж места).

По технике безопасности

Обычно есть желание отпраздновать прибытие на лодку алкоголем. По крайней мере, у нас один раз случился трагический день рождения члена экипажа. Так вот, такого делать не стоит, потому что потом кого-то на следующий день точно очень сильно укачает. Приключения с алкоголем оставьте на конец поездки.

И точно делайте, как он говорит. Слушайте шкипера. Это травмоопасный спорт, и часто травмы совсем не там, где вы ждёте. Всегда. Но люди всё равно реально ломают пальцы. Например, когда говорят не ходить босиком — это значит, что не надо ходить босиком на лодке — и точка. Есть всякие мелкие уголочки. Там вроде негде, но у нас сломали. После первого обычно все начинают ходить в обуви. Две регаты — два сломанных пальца. Падение — это риск сломать шею или вылететь за борт. Ещё обувь защищает от падений. Делать этого тоже не надо. А если вы вылетите за борт, то есть шанс, что за вами кто-то прыгнет на автопилоте. Особенно если вы вдвоём на вахте.

У нас никто не выпадал, но вещи за борт мы роняли.

И есть ли она вообще на борту. Из опыта: когда ты спускаешь тузик (это аналог причального шаттла большого космического корабля, малая лодка) и быстро стартуешь, проверь, вкручена ли пробка для слива воды. На яхте — тоже: это довольно дорого. Второе — не стоит курить в резиновой лодке. Есть шанс прожечь диван. Пепел слегка портит покрытие. Всё это покрывается страховкой, но там довольно дорогая франшиза.

Лучший трап — это доска. Пластиком надо пользоваться меньше. Встроенные складные трапы делаются одноразовыми на большинстве лодок.

Аналог мясорубки, только для гальюна: измельчитель отходов. Если вы — про комфорт, то старайтесь убедиться, что на борту есть (в порядке приоритета):
1. Опреснитель воды. Иначе всё придётся делать вручную, что не добавляет радости дамам.
2. Миниатюрная стиральная машина. Очень полезная штука, чтобы не думать о расходе пресной воды.
3. В путешествиях между частыми маринами она не нужна, а вот на выходах по маршрутам, где цивилизацией слабо пахнет, пригодится.

На маринах подключается городская сеть. Электрическое питание на лодке обычно бывает USB 5 В постоянно (от аккумулятора — 12 В), 220 В — от генератора (если он есть) или через конвертер при работе двигателя.

Бывают комбинированные варианты. Паруса могут управляться электрическими лебёдками или вручную. Я — за комбо: это и возможность нормально делать что-то маленькой командой (актуально ночью), и эмоции от ручного управления, если надо.

Не вешайте вещи на ограждения. Ещё из опыта: не приваливайтесь к движущимся частям лодки, чтобы отдохнуть. Не прыгайте на свою лодку с причала.

Он ждёт, когда вы расслабитесь и отвернётесь! И помните про гик.

Что надо знать пассажирам

Вместо чемоданов лучше взять мягкие сумки. Средства спасения брать не надо: они есть на лодке. Посуда и приборы на камбузе тоже есть. Расходники вроде салфеток и туалетной бумаги берутся на месте. Некоторые берут с собой ещё дополнительный нож, чтобы резать верёвки в критической ситуации: это имеет какой-то смысл, но на практике оборачивается проблемами с таможней.

Нужна яхтенная обувь (лучше всего — топсайдеры или немаркие кеды), ни в коем случае нельзя носить на яхте туфли на каблуках.

Дамам ещё стоит взять сплошной купальный костюм: если вам захочется кататься на фале, то помните, что обычные купальники почти гарантированно слетают. Надо взять: зарядку для телефона, переходник с автомобильного прикуривателя на USB (часто порты питания оформлены именно так), ветровку (она нужна даже в тёплом климате, потому что ветер будет сильный), красивый яхтенный свитер и брюки или вечернее платье: на лодке можно подходить ко многим городам, и там будет нужна цивилизованная одежда, в частности, чтобы проходить по дресс-коду в рестораны. Это приятный бонус для шкипера, поэтому он молчит и делает своё дело.

Цветные фонари (при их свете прикольно ночью ловить рыбу). Можно взять маску для подводного плавания, фотоаппарат (хороший, потому что, например, очень сложно сфотографировать светящийся планктон в Малайзии) и дрон (только всегда взлетайте с кормы и при неподвижной лодке).

Нельзя шуметь на марине: рядом кто-то спит в своей лодке, звук над водой летит очень далеко. Из этикета: коврик у трапа — обязательно вытирайте ноги. Мусор выбрасывается только в мусорный бак, но не за борт. Нельзя заходить на чужую лодку без разрешения капитана, невежливо заглядывать в люки и иллюминаторы снаружи. Проверьте радиоэтикет, например, нажатие кнопки MOB (тревога) может стоить вам штрафа за вылет вертолёта.

Если вас так укачивает — постоянная качка даже на якоре и у причала будет вас беспокоить всё время. Работать на борту можно, если вы можете пользоваться ноутбуком на заднем сиденье такси. В Азии брали местную симку одну на лодку и модем, всё хорошо работало. Интернет где-то есть, где-то нет. Во Франции просто подключили роуминг российских операторов, всё прекрасно зацепилось и работало до конца. На Сейшелах в открытом море ничего нет, у островов — пожалуйста.

В Ницце, например, можно поесть вот так на лодке: Немного ещё про экономию в Европе.

Там ходят лодочки, можно заказать пиццу, морепродукты. И это в три раза дешевле, чем в ресторане. Подъезжает и выгружает из ледяных контейнеров. На лодке телефон — прямо на борту, звоните и заказываете. Сервис — как в ресторане, только официант один на всех. Потом забирает всю посуду и мусор. Мы были счастливы, а дядечка вообще был в восторге! Три русские яхты опустошили дневной запас одного такого дядечки. Потом сообщил, что остаток дня будет отдыхать, а не работать. Сказал все известные ему русские слова. Он некий план выполнил — и всё.

Как это бывает

Хочу поделиться историей регаты в этом году. Итак, мы поехали во Францию в пятницу, 13-го. Нас все спрашивали, всё ли мы купили. Мы отмахивались: отплывать послезавтра, успеется. Оказалось, на следующий день у французов — День взятия Бастилии, и закрыто вообще всё. Страна out of service.

Через день был финал Чемпионата мира по футболу, поэтому во Франции все встречали победу национальной сборной. Мы решили поехать в другой город после обеда и закупиться уже там. Французы, когда узнавали, что мы из Москвы, то прям радовались и лезли обниматься: «Так классно, у нас там друзья, спасибо за такой чемпионат!» Их всех чуть не порвало от неожиданной радости.

Помню, мы стояли на каком-то перекрёстке, и французы орали вместе с нами: «Рос-си-я!»

И вот на следующее утро нам всё же удалось купить всё необходимое.

Это оказалось не абы что, а мировое турне в Ницце Джей Зи и Бьонсе. У нас оставалось еще пару свободных дней, и мы решили сходить на какой-нибудь концерт или в театр и взяли первые попавшиеся билеты. А мы просто взяли и пошли на концерт. Суперожидаемое мероприятие. Мне дико понравилось, хотя имена исполнителей я узнал только от остальной команды. Огромное шоу на огромном стадионе. А у тех, кто дождался окончания концерта, потом три с половиной часа ушло на возвращение к лодке. Дальше мне повезло: поскольку я не хотел слушать до последнего, то выбрался за 20 минут до конца.

Но если решите повторить то же самое, то проверяйте погоду. Еще мы устраивали кинотеатр на дикой стоянке: проектор с одной лодки направляли на парус другой. Начинаются развязывание и спасение судёнышек. Когда дует ветер, то просмотр фильма сильно затрудняется. Мы очень хотели досмотреть фильм, но сделать это так и не удалось.

На одной из стоянок зацепились якорем за крепёж буя внизу. Ещё случай: на Сейшелах мы чуть не потеряли якорь. Местные фридайверы с фонариками ночью освободили нас за 250 долларов. Отшвартовывались оттуда, выкорчевать свой якорь пробовали часа четыре. Позднее от местных мы узнали, чтонекоторые якоря не случайно зацепляются. Просто нырнули и отцепили якорь. Аквалангисты ночью их таскают по дну, а днём за деньги таскают обратно.

Рыба-луна — это круглая плоская дура. Ещё не надо ловить рыбу-луну. Эта рыба очень легко ловится на разные предметы, но есть ее невозможно. В воде она серо-синяя или жёлтая с полосками или кружками, а когда вынимаешь — как блюдце. По ощущениям, она как будто состоит из кости.

Как это отражается на нашей работе

Не могу сказать, что нам интересны пока яхтенные выходы с точки зрения нашего портала Туту.ру. Слишком мало людей этим увлекается. Возможно, когда-нибудь доберёмся, но пока это просто хороший способ отдохнуть для многих из нас и обдумать. Как это ни странно, но многие технические решения рождаются не за компьютером, а когда ты смотришь на горизонт. Почему-то.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть