Hi-Tech

«Хорошо, что у нас нет кота, пришлось бы и с ним всё согласовывать»: каково работать в лондонских компаниях

Предприниматели из России — об особенностях работы в новом коллективе и тонкостях британских бизнес-процессов в разных профессиональных сферах.

В закладки

Артур Андреев, инженерия

В каждой компании, где я работал, новичков старались принять максимально тепло, проявляли отзывчивость и даже лёгкую снисходительность на первых порах. Микроклимат в британских командах не может не импонировать. Благодаря местному менталитету на сотрудников никогда не кричат, даже если градус дискуссии повышается. Конечно, со временем от работника требуют максимальную отдачу, как и в любой другой стране. По крайней мере я ни разу такого не замечал.

Здесь существует целая система отбора лучших из лучших. Принцип набора кандидатов на работу в Англии, как и все бизнес-процессы в английских компаниях, — комплексный и многоэтапный, недостаточно просто отправить резюме и прийти на интервью.

Они работают около двух лет в статусе выпускника, их распределяют по разным отделам каждые три месяца, чтобы будущие сотрудники поняли принцип работы всей компании. После университета студенты поступают на graduate scheme при компании.

После двух лет выпускникам могут предложить остаться в компании или уйти. Инженер может оказаться в отделе продаж, а PR-менеджер — в бухгалтерии. Конкурс на такие престижные схемы (и на любую позицию в корпорации) большой, поэтому существует около пяти этапов отбора кандидатов.

  1. Подробное заполнение заявки в онлайне.
  2. Часовой тест, оценивающий логику, вербальные и математические способности (не важно, на какую именно позицию вы подаёте, хоть на уборщика по выходным).
  3. Предварительное офлайн-видеоинтервью.
  4. Интервью с HR-командой.
  5. И финальный пункт — оценочный центр. Кандидатов, которые дошли до этого этапа, приглашают в компанию, где в течение всего рабочего дня они выполняют групповые задания, а HR оценивает каждый их шаг, вплоть до количества ручек, которые они принесли с собой.

Можно пытаться попасть в компанию через знакомых менеджеров, но не во всех английских корпорациях это работает. Конечно, в любой системе есть исключения.

Например, я заметил, что в странах постсоветского пространства решения принимают за считанные дни, порой даже часы, а здесь принято полностью и детально изучать договор, поэтому часто процесс принятия решения в английских корпорациях затягивается. Бизнес-менталитет в Англии кардинально отличается от русскоговорящих стран.

Это трудно назвать минусом, такое изучение документов нередко избавляет обе стороны от последующих финансовых проблем, например, при тех же задержках.

Многие компании за свой счёт приостанавливают работу целого отдела и отправляют работников на весь день помогать в социальных учреждениях. Здесь распространена благотворительность. Смена обстановки и ощущение того, что ты делаешь что-то для общества, помогают коллективу разгружаться морально, а это увеличивает продуктивность команды. Например, мы пару раз ездили ремонтировать местную школу-интернат.

Наталья, банковское дело

Стеклянные небоскрёбы, люди в дорогих костюмах — всё это даёт тебе понять, что ты находишься в центре финансового мира. Атмосфера рабочего Лондона производит большое впечатление на приезжих.

Даже если работник сильно простужен, он всё равно придёт и сделает свою работу. Я заметила, что местные слишком ответственно относятся к своим обязанностям. Для русскоговорящих это кажется чем-то сверхъестественным, ведь мы привыкли болеть дома и под одеялом.

Сейчас некоторые английские компании стараются внедрить систему работы из дома, но это вряд ли сработает, поскольку британское нутро не позволит работнику остаться дома в понедельник в девять утра.

Английский в Великобритании сильно отличается от интернационального английского. Знание языка тоже играет важную роль в британском бизнесе. Я привыкла общаться на международном языке, поэтому даже спустя полгода мне всё ещё тяжело понимать британцев в пабах.

Язык коллеги из Манчестера совершенно не похож на язык коллеги с юга. Тут множество акцентов и диалектов. Британцы относятся с юмором и понимаем, говорят, что им самим пора учить интернациональный вариант английского. Я выбрала тактику — говорить прямо, если не понимаю, о чём идёт речь.

Александр Москвин, ИТ

Непривычна была только склонность англичан к длительным вербальным дискуссиям на рабочем месте. Начав работать в английской компании, я не заметил ничего экзотического или непривычного — стандартный офис для ИТ, опенспейс, большая компания, обычная бюрократия. Одно дело посмеиваться над анекдотами и стереотипами, совсем другое — с этим работать.

Но как правило, это бесполезно, поскольку британцам нужно обсудить условия в сотый раз, согласовать с ещё одним менеджером, выслушать мнения каждого работника. Слишком часто мне приходится возмущаться и заявлять: «Давайте уже прекратим переговоры, примем решение и начнём двигаться в выбранном направлении».

Пришлось бы согласовывать и с ним. Хорошо, что у нас в офисе нет кота. Мне кажется, офисная бюрократия здесь точно такая же, как и везде, но смесь обычной бумажной волокиты и британской любви к долгим переговорам даёт гремучий результат, благодаря которому дела тянутся очень медленно.

И я не уверен, хочу ли привыкать к такому ритму ведения дел. За пару лет работы в английской компании я так и не привык к местному бизнес-менталитету. Поэтому я не против вернуться в Россию. Конечно, условия комфортные — семичасовой рабочий день, возможность работать из дома, но сам процесс мог бы идти быстрее и эффективнее.

Хелена Персион, управление и продажи

Проблема большинства работников из стран бывшего СНГ в том, что они приезжают с комплексами и большим страхом перемен. В Англии, помимо опыта, обращаю внимание на личностный рост кандидата. Здесь такое отношение не поможет, поскольку работать в британских корпорациях тяжело.

Если ты стоишь на месте, не идёшь вперёд и не модифицируешься личностно, то продвижения по карьерной лестнице можно не ожидать. Постоянно нужно выходить из зоны комфорта и развиваться, поэтому в коллективе быстро становится понятно, кто ты.

В английских компаниях работники фокусируются именно на клиентах и их нуждах, а не на выполнении плана, присланного верхушками компании. Одна из главных особенностей местных бизнес-процессов — развитая гибкость частного бизнеса по отношению к клиентам и поставщикам.

В российской бизнес-этике гораздо меньше эластичности, поэтому процесс оформления даже маленькой сделки между нашей и российской компаниями может длиться до года. Здесь считается нормальным пойти на уступки, включить дополнительный пункт в контракт или предложить разбить оплату на несколько блоков.

В Англии же развито корпоративное доверие, поэтому контракт может составлять и сам президент компании без юристов, что существенно ускоряет процесс оформления сделки. На сроки влияет ещё тот факт, что в России при составлении и подписи контракта должен присутствовать корпоративный юрист, а бумага должна быть заверена всеми директорами без исключения.

В сфере высшего управления в украинских компаниях гораздо больше бумажной волокиты, чем в этой же сфере в Англии. Многие говорят, что в странах бывшего СНГ меньше бюрократии, но я с этим не соглашусь. Например, в украинских компаниях после каждой деловой встречи нужно составлять огромный протокол и получать подтверждающие печати под документом от всех директоров.

В британской корпоративной этике принято верить на слово. В Англии с этим проще, большинство документов стараются делать в онлайне и максимально укорачивать их. Если вы договорились о сделке, то она состоится, даже если вы не подписали подтверждающие документы.

Я заметила, что в русскоговорящих странах вежливость со стороны начальства принимают за слабость. Ещё одна особенность — профессиональная культура общения, которая в Англии кардинально отличается от постсоветских стран. Считается, что начальник априори не может общаться на равных с работником более низкого ранга.

Например, женщину в статусе управляющего здесь воспринимают на равных, никто не выдаёт гендерные шутки или предрассудки, а это — несомненный бонус для карьеристок, желающих переехать сюда. Здесь всё работает иначе, поскольку вежливость — одна из главных особенностей британского менталитета.

Анна Ильина, индустрия красоты

В Англии соблюдают правило «ответ в течение 48 часов», поэтому коммуникация между различными департаментами и отделами занимает много времени. Русского человека может смутить то, что процесс согласования бюджетов внутри фирмы может тянуться месяцами.

Электронное письмо, отправленное в обед без пометки «срочно», скорее всего, даже не откроют в этот день, поскольку официально работнику полагается двое суток на то, чтобы ответить.

Конкурируя с кем-то, ты всегда можешь быть уверенным в том, что оппоненты не подкупили судей и результат будет заслуженным. Большой плюс в том, что здесь развита здоровая и честная конкуренция между компаниями в одном сегменте ввиду того, что в Англии не существует системы взяток.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»