Хабрахабр

Холивар. История рунета. Часть 7. YouTube: комики, зашквары и Кремниевая долина

Холивар. История рунета. Часть 1. Начало: хиппи из Калифорнии, Носик и лихие 90-е
Холивар. История рунета. Часть 2. Контркультура: пАдонки, марихуана и Кремль
Холивар. История рунета. Часть 3. Поисковики: Яндекс vs Рамблер. Как не делать инвестиции
Холивар. История рунета. Часть 4. Mail.ru: игры, соцсети, Дуров
Холивар. История рунета. Часть 5. Тролли: ЖЖ, бешеный принтер, Потупчик
Холивар. История рунета. Часть 6. Блокировки: Лурк, Лента, 282-я и китайский путь

Дальше что? – Привет. Как дела?… (Рома Жёлудь)

Первой звездой русского «Ютьюба» стал Рома Жёлудь, записывавший бесхитростные ролики о тяжёлой подростковой доле: «Ютьюб» – самый посещаемый сайт в России, особенно среди молодёжи.

[Обсценная лексика] – Что я думаю о школе?

Впрочем, ненавидели его с той же силой. К 16 года Рома стал кумиром миллионов девичьих сердец.

Эта статья — расшифровка замечательного фильма «Холивар» Андрея Лошака. Disclaimer. Мы решили для всех них и вас расшифровать отличный контент. Есть люди, которые экономят время и любят текст, есть те, кто не может на работе или в дороге смотреть видео, но с радостью читает Хабр, есть слабослышащие, для которых звуковая дорожка недоступна или сложна для восприятия. Кто всё же предпочитает видео — ссылка в конце.

У нас в стране это было вообще непривычно. Рома Жёлудь, ютубер.
– На тот момент никто не снимал такие ролики. В торговый центр в Питере на мою автограф-сессию для обложки журнала пришло примерно 10 тысяч человек, перекрыли весь проспект, и это было примерно половина фанатов, половина – хейтеров. Меня огромное количество раз избивали на улице.

(Отрывок из видео) «Иди на ..., иди на ...!»

– Потом меня били люди очень сильно, меня сразу увели – у меня было охранников пять или шесть.

Его песни продюсировала Яна Рудковская, он вёл ток-шоу с Малаховым. На юного Жёлудя обрушились слава и деньги. В семнадцать он всё бросил и уехал в Лос-Анджелес.

У меня была американская мечта в жизни. – В Америке я прожил почти три года. Настроение Линдси Лохан в Голливуде. Я почти ничем там не занимался – у меня было там куча секса, куча тусовок. Купил офигенную просто тачку: Камара, это была чёрная тюнингованная машина, которую я успешно разбил вдребезги, без страховки.

(интервьюер) – Три года вот такого угара просто, да?

Был момент, когда я понял, что меня больше не смотрит столько человек, у меня не заказывают столько рекламы, как раньше и из-за этого со мной не хотят дружить, то есть очень многие люди, которые хотели раньше дружить. – Нет, ну, я занимался очень много… Ммм… Да, угара. Сейчас мне уже на это абсолютно всё равно, но мне уже не очень нравится такая открытость по отношению к людям, потому что когда ты снимаешь видео, ты всего себя отдаёшь и все это могут посмотреть, то есть ты это оставляешь на всю жизнь в мире.

(интервьюер)
– Нууу, за 10 лет… Есть такой момент: когда ты этого не делаешь, чувствуешь себя спокойно. – Что в этом плохого? Чувствуешь себя спокойно.

Его редкие новые видео не набирают и сотни тысяч просмотров. Блог Ромы Жёлудя по-прежнему существует. Жёлудь пробует силы в некоммерческой музыке и ходит на работу в офис, как среднестатистический молодой человек.

Сейчас я работаю в офисе 5/2.
– И ты ходишь в офис? – У меня было прям такое чувство, что я конкретно хочу прожить свою жизнь так, как её проживают люди, у кого нет видеоблога, у кого нет популярности. Прикольно, да? (интервьюер)
– Да, каждый день. Но, в плане… Мне и самому это очень интересно. Я не ожидал, что так сложится моя жизнь. Вот.

Вынимает бельё из стиральной машины: «Какая белая ткань! (Отрывок из видео) Мой е… чий друг из Италии прислал мне какую-то сраную тряпку с пятном всё с тем же вопросом: «Сможет ли «Тайд» отстирать это пятно»? Пи… ц»!

Вскоре Дегтярёв должность генерального продюсера на отечественном аналоге «Ютуба», «Рутубе», но долго там не продержался. Одним из первых создателей контента в «Ютубе» стал Юрий Дегтярёв, снимавший провокационные юмористические ролики с участием своего друга Сэма Никеля.

Я с обратной мыслью иду в директорат: «Ребята, есть информация, что «Ютуб» вкрутит эту историю. Юрий Дегтярёв, основатель креативного агентства My Duck's vision.
– Когда «Ютуб» и «Рутуб» были одинаковыми с точки зрения внимания пользователей к ресурсу… И прошла информация, что «Ютуб» через полгода после этого момента запустит монетизацию, то есть люди несколько долларов, да получать будут, в отличие от «Рутуба». Значит, через какое-то большое утверждение в «Газпром Медиа» мне сказали нет. Давай сделаем это пораньше, тем более мы как бы к этому шли». Я ухожу с «Рутуба» и активно начинаю создавать контент уже в рамках «Ютуба». Я понимаю, что вопрос… Полгода там осталось, и всё.

(Отрывок из видео) У тебя будет уникальная возможность закопать в землю более трёхсот американцев всего за год.

Глава Росмолодёжи и идеолог движения «Наши» Василий Якименко предложил студии бюджетное финансирование. После ролика, предлагавшего поработать гробовщиком в США, на студию Дегтярёва My Duck’s Vision обратило внимание государство.

У нас есть миллион идей, на них есть потребности с созданием контента и, значит, работе с молодёжью. – Мы решили, почему бы и нет. Мы решили, что здесь вот мы должны, наверное, что-то сделать.

Так возникла платформа для начинающих видеоблогеров «Спасибо, Ева», на которой на деньги Кремля делали первые шаги многие звёзды современного «Ютуба»: Илья Мэдисон, Илья Брусникин, группа «Хлеб», Данила Поперечный, Руслан Усачев и другие.

– Не слукавлю, что процентов, наверное, девяносто Рунета сейчас – это люди, которые немножко подумали – «А не стать ли мне блогером» – после просмотра «Спасибо, Ева», это факт.

У нас был знакомый, который ему передал. Илья «Ильич» Прусникин, музыкант и ютубер.
– Мы просто здесь сделали «пилот», отослали Юрию Дегтярёву. И он сказал: «Давайте с нами». И он сказал: «Вау, круто»! Давайте». И мы такие: «О!.. Нас взяли в «Спасибо, Еву»… Ух! То есть для это был прям вау, ничего себе.

«Если ты продаёшь гашиш, не пались малыш, не пались. (Отрывок из видео) Сегодня мы с Гафигафом будем изучать алфавит. Буква Г – гашиш». Если взяли тебя менты, то тебе дадут пи… ы.

Те ролики, которые были по нашей поездке, они были оплачены отдельно и был сделан определённый заказ студии Юры. Кристина Потупчик, интернет-деятель.
– Не было никакой цензуры, никого не убеждали, никому не говорили, как нужно сделать, иначе бы ребята просто сбежали бы оттуда, как только появился бы заказ на то, чтобы «давайте хвалить Путина». И люди, которые делали, они, конечно, понимают, для кого они это делают.

(Отрывок из видео) Бункеры, замаскированные под рестораны быстрого, а главное, дешёвого питания…

Ссылка в конце вела на сайт «Селигер». Примером успешной пропаганды можно считать видео о том, что «Макдональдсы» – этой тайные бомбоубежища. Но абсолютным хитом стал ролик, где Сэм Никель потрогал за грудь тысячу девушек, а потом просто пожал руку Путину.

В сумме по миру он набрал… Вот, мы посчитали неделю назад (для презентации счёта) – 140 миллионов просмотров.
– Росмолодёжь себе выписала премию? Дегтярёв:
– Это самый тупой ролик, и он собрал больше всех. Я два раза был на инаугурации и одно благодарственное письмо у меня. (интервьюер)
– Нет, премий не было.

Благодарственное письмо у меня есть. – От кого (интервьюер)
– От Путина.

Из её переписки стало известно, что блогеры «Спасибо, Ева» работали на кремлёвские деньги. В 2013 году хакеры из группировки «Анонимус» взломали почту Кристины Потупчик.

То есть мне там не переживать за то, что тебе нечем квартиру оплачивать, нечего есть… Вопрос в том, каково это, когда ты внезапно узнаёшь, что тебе платит не «Ютуб», а наши?.. Руслан Усачев, ютубер.
– Ева была очень клёвая тем, что она давала возможность в ситуации, когда не было рекламных заказчиков, в принципе не было рынка рекламы на «Ютубе», заниматься творчеством. Это становится интересно. Это интересно! Да.

И самое смешное, если «Гуффи Гафа» посмотреть… Говорят, им за это платили из государства и, типа… Они же там срут. Прусникин:
– Мы были ошарашены, потому что изначально нам никто ничего об этом не говорил. Но вот так вот. Всю систему. Ну, удар по яйцам был, прям жёсткий удар.

На тех же сайтах смотрел переписки, что-то выискивал… Объём хейта, который вылился и говна на меня, на ребят, он – тоже, такой, впечатляющий. Усачёв:
– Ну, мы с ребятами там созванивались.

У нас в России не развито такое отношение, как в Америке: что есть республиканцы, есть демократы – каждый может выбрать, и это не будет зашкваром. Прусникин:
– Тогда сформировалась чёткая позиция, что я не буду никогда работать с такими структурами. У нас же это зашквар.

Данила Поперечный, стендап-комик и ютубер.

Он говорит – всё нормально, мы будем в… – он придумал мне п… здёж… Он такой – мы, короче, в этот проект интеграцию водки «Путинка». Фрагмент интервью у Юрия Дудя:
ДП: «Я вот усыплённый этим комфортом, я в какой-то момент: «Так, стоп, Юр, а откуда деньги-то, как монетизируемся»? Слал ему – Юра мне только улыбался. Я как долбо… б сидел рисовал презентации для водки «Путинка». Я теперь думаю: «Вот, б… ь, гандоны»!

Надеюсь, тем же самым, чем он раньше занимался. ЮД: «И чём он сейчас занимается»?
ДП: «Понятия не имею. Мы все симпатией к нему прониклись. Пытается, б… дь, у кормушки усесться. До сих пор я за многое ему благодарен, конечно, но то, что он задним числом всех нас в «пропагандосов» вписал – это, конечно, вообще… здец».

Это примерно вот было то же самое, да? Дегтярёв:
– Ты знаешь, это как будто смотреть порно, но всё ещё задаваться вопросом, откуда берутся дети? Спрашивают: «Откуда деньги»? Что-то мы как-то ходим на «Селигер» (нас зовут), мы ходим (там, Усачев: я к Медведеву дважды сходил), но я так удивлён, что деньги оттуда. И когда на серьёзных щах сейчас: «Мы не знали…» Б… ть, мы не слышали ничего про»… Серьёзно? От верблюда, б… ть! Ну, хорошо.

Теперь это один из крупнейших «продакшнов» в русскоязычном сегменте «Ютуба», выпустивший более двадцати популярных шоу. После ухода из «Спасибо, Ева» Брусники и Усачев основали первое в России независимое сообщество видеоблогеров «Кликлак».

Комнату Эльдара Джарахова превратили в студию. Прусникин:
– Просто решили делать «Кликлак». Постепенно всё начинает приходить в профессиональный вид – всё. Снимали, снимали, снимали.

В прошлом году клип, снятый силами «Кликлака» и раскрученный в «Ютубе» стал самым популярным видео в России и самым популярным российским видео в мире. В нулевые юный Прусникин играл романтичный эмо-кор и мечтал попасть в эфир музыкальных телеканалов. Теперь не Ильич стремится на телевидение, а телевидение стремится угнаться за трендами «Ютуба».

Прусникин:

– В России существует уже несколько компаний, как «Кликлак: есть ребята с «Чикен Карри».

Отрывок из видео шоу «Лига плохих шуток».
Прусникин: «Как журналист Дмитрий Киселёв называет свою жопу»?
Дудь: «Радиоактивный пепел?»
Прусникин: «Кормилица».

Прусникин:
– Есть ребята, которые делают «Биг Рашн Босс».

«Я прошёл тест на пи… ра»? Отрывок из шоу. Продолжаем». «Да, ты пи… р.

Уже всё, это профессионалы. Прусникин:
– У нас это уже становится такими «продакшнами», которые уже могут работать в Америке на кабельных каналах. Потому что никакой свободы… Поток… И ты делаешь просто какую-то херь и при этом получаешь немного денег. Но у нас некуда идти, потому что телевидение для любого «ютубера», любого (как сказать) контент-мейкера – это шаг немножко назад. А там список просто колоссальный, и именно поэтому это получается, знаешь… как это сказать… без яиц. На телевидении работает очень много крутых авторов, но им говорят: «Нельзя вот это, это и это». На телевидении всё без яиц.

Антон Курильчик, Youtube-продюсер.

Фрагмент из «Биг Рашн Босс», интервьюер – Антон Курильчик.

Ты как бы представляешь своё шоу на телеке?
– Ну, раньше я на самом деле хотел. – Вопрос к «Боссу». А сейчас я думаю: «Зачем?» Я ненавижу, когда мной командуют. Ну, типа я думал, что вечернее шоу – это… здец как круто. Вот смотри. В этой системе я не смогу, типа, интегрироваться?
– Сможешь. «Большие гонки» (такая передача идёт на «Первом канале»), где Нагиев был. Смотря что делать. Почему нет, на самом деле?
– Ну, только матом надо перестать ругаться. Ерундой какой-то занимались – как бы смесь азиатского или чего-то… Но представь вместо (мы чуть-чуть меняем передачу, придумываем другие ходы внутри)… Её ведёт Босс. (Курильчик)
– Шутить надо с Басковым, Киркоровым. (Комментарий со стороны)
– Ну, это реально, это возможно. (Босс) (Комментарий со стороны)
– Так, стой!

Леонид Парфёнов первым из мэтров нырнул в этот лягушатник и обнаружил, что формат традиционного влога, разговор на камеру, уже не работает. О том, что «Ютуб» стал полноценной заменой телевизору, говорит и то, что в него пришли телезвёзды.

О себе любимом. Леонид Парфёнов, журналист и ютубер.
– Это видно, что это – образ жизни. Но меня-то все уговаривали, что так и нужно. Поневоле. Вот сегодняшнее развитие «Ютуба» таково, что нельзя. Нет, так нельзя. Если оно не будет полчаса, если внутри этих «получасов» не будет семь разномастных материалов… И не может быть никакого куска больше пяти минут. Ну, не простят! И это нужно делать фуллтайм, это ремесло. И это оказалось очень затратным. А теперь выкладка в понедельник, и вот с воскресенья на понедельник у меня остался один день, когда я не ставлю будильник – ровно то же самое, что у меня было 15 лет назад на телевидении. В результате всё стало ровно так же, когда у нас раньше был эфир в воскресенье, я в понедельник отсыпался.

В «Ютубе» Парфёнову, привыкшему к дорогостоящим съёмкам, приходится снимать «себяшечки» на селфи-палку, а также сниматься в рекламных интеграциях.

Обязательно нужно сниматься самому.
– А ты принял эти правила легко? Парфёнов:
– Это ведь тоже затраты. (вопрос интервьюера)

Они признают только вот так. – Ну а что делать? Или одним куском в Париже, когда читал там Маяковского и бегал ночью у «Гранд-Оперы». Я старался как-то разнообразить, я читал «Евгения Онегина» в кабриолете.

Отрывок из видео Парфёнова:

«Париж бежит, провожая меня
Во всей невозможной красе.
Париж бежит, провожая меня
Во всей невозможной красе».

Да, и сам себя снимает. Парфёнов:
– Подошли полицейские (ночь глубокая) – бегает человек, машет руками и читает по-русски стихи. Я объяснил, что это русский «Ютуб».

Параллельно с блогом Парфёнов продолжает выпускать в том же «Ютубе» новые эпизоды исторического сериала «Намедни». В 2004-м Парфёнова уволили с «НТВ», а после обличительной речи на вручении премии имени Листьева госканалы окончательно прекратили с ним сотрудничество. Бренд, созданный Парфёновым, запретила использовать телекомпания «НТВ». Правда, теперь без «Намедни» в названии.

Я уже никогда не буду ни в каком офисе сидеть. Парфёнов:
– Я уже давно ни разу не был в «Останкино» и совершенно не тянет, разумеется. Куда бы то ни было! В кошмарном сне не представляю, что я пойду на какую-то летучку, на какую-то планёрку? Вот – это стоит памятник примерно от времени, когда были такие телевизоры, и вот до сих пор я им не пользуюсь. Вообще, кто-то что-то будет мне говорить про то, как мне работать?

Выложенный в начале марта 2017 года фильм «Он вам не Димон» моментально попал в тренды «Ютуба». Первым из политиков, кто догадался открыть свой канал, стал Алексей Навальный. Меньше чем через месяц, 26 марта, на протестные митинги по всей стране вышли десятки тысяч молодых людей – небывалый прежде случай.

И в каком-то публицистическом соревновании текстов я, может, изобью всех своих политических противников, но это будет соревнование внутри трёх процентов, пяти процентов в крупных городах. Алексей Навальный, политик и ютубер.
– Я человек текста, я не люблю видео, я сам не смотрю ролики, мне всегда хочется, чтобы они быстрее шли (мне это очень медленно). А хочешь общаться с большими массами людей – нравится тебе, не нравится – делай «видосики».

Летом этого года в Москве прошла волна массовых протестов: сначала против не допуска кандидатов на выборы, а потом уже против полицейского беспредела, с которым столкнулись демонстранты.

Скажите, мы боимся их? Поперечный на митинге:
– Они шьют уголовные дела, они привозят ОМОН, закупают водомёты и показывают в новостях картинки, как людям ломают ноги, которые просто вышли на пробежки. Мы правда боимся людей, которые на встречу с мирными гражданами, безоружными, вышли все в касках и броне? (толпа отвечает – «Нет»). (толпа отвечает – «Нет»).

Данила Поперечный, Эльдар Джарахов и Ресторатор специально прилетели из Питера, чтобы участвовать в митингах. Одной из ведущих сил московских протестов стали «Ютуберы». Популярный видеоблогер Николай Соболев последние месяцы почти в каждом освещает митинги и уголовные дела против демонстрантов.

Ну, а о митингах в Москве редакторы передачи «Время», видимо, не слышали вообще ничего. (Фрагмент из ролика) Николай Соболев: «Первый канал» тут же рассказал нам об акциях протеста, вот прямо подробно, только не в России, а во Франции.

Как мы можем говорить о чём-то хорошем, если столько всего очевидно плохого есть, с чем нужно, необходимо разобраться. Николай Соболев, ютубер.
– На «Территории искренности» все говорят… Ну… Постараются говорить то, что думают. Я не верю, когда каждый раз такое происходит – меня просто трясёт от этого. Когда человека сажают на 4,5 года, который просто походил на улице… Когда сажают за твит на 5 лет – это же сюрреализм.

Воспевающий Собянина клип «Москва» Тимати и Гуфа, получив рекордные полтора миллиона дизлайков, был удалён авторами. Пропагандистский контент в «Ютубе» не приживается. Соболев сам попал в похожую ситуацию, когда сделал рекламу парка Горького накануне выборов мэра в столице.

Соболев:
– Мы это вообще подали… Вот это, ну… В городе есть такое место прикольное, типа.
– Это, конечно, напоминает немного отмазки Гуфа по поводу клипа… (интервьюер)

Я в выпуске так и сказал: я более чем уверен, что Гуф мог и не взять за это бабло. – Я его понимаю, я тебе так скажу. И вот эта ситуация прям отрезвила – на меня вылили не просто бак холодной воды; на меня вылили горячую воду, потом холодную, потом опять горячую, потом в лёд засунули меня, забили туда… И я такой: «Ооо, Господи Боже ты мой». Вот он по степени распиздяйства, вероятно, это равно – Николай Соболев в прошлом году. Все коллеги по цеху, вся аудитория – 100 тысяч человек отписалось за две недели.

Привет, ублюдки! (Фрагмент ролика канала Morgenstern) Ой! Я расскажу вам, почему Николай Соболев – продажный пиз… абол и лицемер.

Ещё большим скандалом закончилась кампания по повышению явки на выборах, организованная изданием «Лента.ру», предположительно на деньги администрации президента.

То, какие сейчас происходят процессы в «Ютубе» – примерно то, что происходило в ЖЖ в начале десятых. Илья Варламов, блогер и ютубер.
– Если чертить кривую успеха работы Кремля в сети, то будет «плохо, плохо, плохо», потом – взлёт, и сейчас – снова «плохо, плохо, плохо». Сделали клипы «За Путина», ещё что-то. Все эти вот сливы, все эти какие-то разоблачения, зашквары. И несколько вариаций… И всё… Извинялись, сливались… Кошмар там: простите…

Я прошу прощения у тех, кого я разочаровал. (Фрагмент ролика канала Юлик) Мне тошно.

Усачев:
– То, что сейчас происходит перед этими выборами – это просто позорный скандал.

И эти озабоченные е… ланы побегут на выборы! (Фрагмент ролика канала Пикули) Им там всем раздали какой-то общий план действий что ли – говорите про секс в ваших клипах про выборы? За кого они нас принимают, господи? Ха-ха!

«Ютуб» стал своеобразной альтернативой телевизору, и туда вот пришла как раз аудитория, которая не может жрать говно с экрана, а хочет получать качественный контент. Варламов:
– Сейчас на «Ютубе» аудитория очень оппозиционная, умная, разбирающаяся, интересная, перспективная – её уже так не обманешь.

За поддержку московских протестов ему теперь приходится платить из собственного кармана. История с парком Горького сделала Николая Соболева, как он утверждает, взрослее и ответственнее.

Как-то раз я затрнонул эту тему; мой менеджер напоминает: «Коля, а ты помнишь, что происходит с людьми, которые затрагивают такие темы». Соболев:
– Это как бы аксиома в нашем бизнесе: если ты затрагиваешь темы протестов, митингов и так далее – теряешь рекламодателей. А в этом году я говорю: «По… й». Я говорил – да, и думал, что надо бы с этим подзавязать, ну, типа надо как-то градус снизить. Пусть уходят реально, типа это вот для меня важнее.

(интервьюер)
– Нет, просто заработки стали ниже в два раза. – Подожди, вот насколько всё критично: ты прям потерял… То есть… У тебя стали?..

(интервьюер)
– То есть, конечно, как всякая возможность частной инициативы при огосударствлении почти всех сторон российской жизни он несёт вот эту функцию: а! Парфёнов:
– Что для нас «Ютуб», или интернет? И такому даже матёрому волку, как Золотову, тоже нужно выскочить на эту поляну, если ему вдруг захотелось поскакать. это полянка, на которой скачут зайчики, потому что вокруг – страшный тёмный лес с волками. Там скакать нельзя. Но это же не от того, что поляна так хороша, а от того, что лес так страшен. Совсем.

Он был больше чем музыка, потому что он был свободой. В советское время эту функцию нёс рок. Ну, вот мы вернулись обратно туда же, и теперь мы видим, что вот рэп, «Ютуб», все формы, которые каким-то образом передают современность не казённым способом – они страшно востребованы, больше, чем они того бы заслуживали, потому что корчится улица безъязыкая и её нечем говорить и разговаривать.

Говорит Face:
– Я выступаю здесь ради того сегодня, чтобы у моего народа была свобода и было право выбора.

Среди знаменитостей, поддержавших московские протесты, были не только блогеры, но и независимые музыканты, популярные в Рунете.

Как вы взаимодействуете? (Фрагмент интервью группы Ic3peak):
– Как вы популяризируете своё творчество? Вам не нужен «Первый канал» для этого?

Нам минимум ресурсов нужно. – Нет, нам вообще ничего не нужно. Нет каких-то дурацких бюджетов. Мы вдвоём и доступ к интернету. Мы когда запускали проект, мы изначально позиционировали себя как интернет-артисты. Нас никто не спонсирует из США (есть такая версия). То есть где наш «лэптоп» – там и наш дом; где наш доступ, подключение к «вай-фаю» и так далее. У нас везде написано до сих пор, что мы из интернета.

На это намекал Юрий Дудь в своей речи на премии GQ, где в номинации «Лицо с экрана» все финалисты были из «Ютуба». У дерзости интернет-музыкантов и видеоблогеров есть и экономическая основа: развитие онлайн-платформ и стриминговых сервисов позволяет создавать и раскручивать контент без продюсеров и государства.

Я понимаю, что многие скажут: «Ну, слушай, Юрец, все понимают, всех жалко, но очень не хочется лишиться ремесла. Дудь:
– Когда в России в следующий раз будут метелить очередных простых прохожих дубинками, я очень прошу вас говорить об этом, а не молчать. Какую-то работу смог найти даже я. Я могу только процитировать одну важную русскую панк-группу: «Тот, у кого есть мозги и руки, никогда не умрёт от голода и скуки».

При этом уволить из «Ютуба», в отличие от телевидения, нельзя. «Какая-то работа» только благодаря рекламным интеграциям приносит Дудю около семи миллионов рублей в месяц. Это особенно раздражает некоторых тележурналистов.

Какие там деньги? Владимир Соловьёв:
– Кто эту вообще мразь раскручивает ничтожную? Та самая либерастня пытается поднять его наверх. Кто это всё накручивает? Они не понимают, что этим они открывают врата ада.

Всё равно это огромные деньги в сравнении с населением… Там, зарплаты. Соболев:
– Я бы сам бы подошёл бы себе леща дал, если бы я сказал сейчас, что такой я бедный. Больше, чем миллион в месяц. У меня миллион в месяц – расходы. У меня только зарплаты сотрудников – это тысяч 650.

У тебя нет никакой продюсерской компании? – То есть ты сам себе хозяин? Они мне не диктуют условия, они находят для меня рекламу, и я для них произвожу контент. (интервьюер)
– Есть рекламное агентство WildJam. Я абсолютно независим, на меня никто не давит пока, слава Богу. Это взаимовыгодные условия.

В прошлом году группа выпустила песню «Смерти больше нет», в которой говорится о полицейском насилии и сроках за посты в интернете. Музыканты «Айспик» свои клипы режиссируют и монтируют сами, массовку набирают из фанатов.

Мы всего лишь зеркалим всё происходящее. Анастасия Креслина («Айспик»):
– Мы просто в России находимся. Я посмотрела его речь и как-то просто закрыла вкладку и написала часть текста, как такой выплеск, реакцию. Ну, вот, например, текст для «Смерти больше нет» – это реально после перевыборов Путина. И, видимо, это сильно совпадает с тем, что чувствует наше поколение, судя по реакции на альбом, на тексты.

В туре у группы вдруг начались неприятности. Государство тоже отреагировало – старыми, верными офлайновыми способами. Перед концертом в Воронеже в клуб пришёл представитель Роспотребнадзора с жалобой на отравление; почему-то в сопровождении полиции.

Необходимо опросить вас, формально организатора этого концерта и двух солистов
– Солистов вам зачем трогать?
– Они здесь, получается, выступали… Что здесь за музыка?
– Они ещё не выступали. Прямая речь сотрудника при исполнении:
– Вы прибыли по сообщению. Артисты и вот это протокол – как это увязать?
– Там просто ситуация какая: здесь – запреты деятельности, здесь деятельность, допустим, как организации вашей, так деятельность музыкантов.

Никаких законных оснований у них нет, поэтому строят какие-то смешные пакости, и все над этим просто угорают. Николай Костылев («Айспик»):
– Они просто видят, что эта музыка резонирует, им это не нравится, их это пугает, поэтому они пытаются этими древними, доисторическими способами нас запретить. Сегодня у нас серия «Отправление».

Когда менеджер группы попытался провести через чёрный ход новую группу зрителей, к нему применил силу оперативник в штатском. Полиция заблокировала вход, но всё-таки около пятидесяти фанатов попало на концерт – вдвое больше осталось на улице.

(В толпе отвечают на вопрос «Почему вас не пустили на концерт») – Потому что… (перебивают).

Да!
– Россия – вперёд.
– Добро пожаловать в восьмидесятые.
– А потом говорят: почему все хотят съе… ать,… ять, отсюда? – Потому что Россия – лучшая страна в мире.
– Россия?

Успешно развивает здесь платформу для создания чат-ботов в «Фейсбуке». Программист-предприниматель из Таганрога Дмитрий Думик переехал в Кремниевую долину три года назад. Стартап уже зарабатывает несколько миллионов в год и позволяет думать не только о работе.

Это всё вещи, которые Сан-Франциско унаследовал от хиппи. Дмитрий Думик, SEO и основатель Chatfuel.
– Здесь регулярно происходят какие-нибудь «саунд-хилинги», когда все раскладываются, бьют по чашам, какие-то мантровые пения. Я помню этот момент, когда это всё для меня как бы, ну, вот так вот выключилось (щёлкает пальцем). Получается, микс, когда все эти ребята, которые интроверты, садятся и начинают, значит петь мантры абсолютно невероятные… В общем, открывает душу. Я выхожу оттуда и понимаю, что я учился там в Таганрогском государственном политехническом университете. Это был 2017 год, меня пригласил Цукерберг на завтрак. Входишь и понимаешь ты, что… всё, отпустило. Нас там на «Ассемблере» заставляют какие-то древние технологии изучать, и такой ты – фигась, и попал на небо; и там встретился с главным. Потом она становится токсичной, потому что ты играешь не свою игру. Вот эта конкурентная энергия, энергия доказательства себе на ней можно бежать, но на ней можно бежать только какое-то время. И вот тут начинается какая-то работа: смотришь в себя, пытаешься понять какие-то практики, пытаешь нащупать смысл своей жизни.

Вот наш дом! Добро пожаловать! Здесь у нас «бэкъяр», вот здесь прямо делаем йогу, ну, и иногда занимаемся боксом. «Комьюнити» нового формата. Агрессию куда-то же приходится девать – всё не замедитируешь.

Андрей Дороничев, директор по продуктам в Google, глава приложений AR, VR и Stadla.

Должно было быть интервью про интернет, а пацаны в гараже. – Я сам.

Последние 10 лет Дороничев работает в «Гугл». «Добрый дом» основал Андрей Дороничев, создатель одного из первых приложений в России для скачивания музыки и видео. Сейчас занимается разработкой игрового аналога «Ютуба» и продуктов в области VR. Среди его патентов мобильное приложение для «Ютуба», которое есть в каждом телефоне.

Остальных чего-то… нет. Дороничев:
– Мои патенты – первый, третий, пятый. Здесь, в «Добром доме», ты видишь какое-то там ощущение «комьюинити», все эти – йога и медитации, спорт, какие-то там тусовки, общение, вот это всё – это всё на самом деле просто способ инженерить, задизайнить свою жизнь с оптимизацией не только для успеха, но и для счастья.

Дороничев выкупил дом у старого джазового музыканта и капитально отремонтировал. Жильё в Сан-Франциско из-за близости к Кремниевой долине – самое дорогое в США. Теперь тут обосновалась коммуна стартаперов из России и Белоруссии.

И ты это знаешь и я это знаю. Микита Микадо, основатель и CEO PandaDoc — программного продукта для автоматизации документооборота.
— Виртуальная подпись изменит весь мир. И все Вы
это знаете.
— Мне кажется, чтоб без чатботов ничего не будет.
— Только в VR друзья, только в VR.

Настя Сартан, основатель и CEO StyleHacks — голосовой помощник по подбору одежды.
— Всё может работать только через голос.

Безалкогольное.
— Ну вот я здесь уже предсттавляю, что будет комментарий на ютубе, предприниматель из Сан Франциско на белом Range Rover'е пьет белое безалкогольное вино. — А где вино?

Ты заметил, у нас никто не пьёт например? Дороничев:
– Тебе приходится серьёзно разбираться с вопросами стрессоустойчивости – как ты делаешь себя максимально эффективным. На следующий день или через два дня у тебя просто замедляется мозг. Ты адекватно не можешь себе позволить бухать и снижать свои интеллектуальные способности. Это просто данность практически для всех здесь. Тебе итак-то постоянно не хватает, постоянно чувствуешь себя идиотом. Я уверен, что у него тоже кто-то есть. Ты можешь быть кто угодно и ты постоянно чувствуешь, что ты недостаточно хорош по сравнению с… Когда есть некий Илон Маск рядом.

Это самое лучшее место на земле, чтобы почувствовать себя говном. Думик:
– Особенно в Сан-Франциско важен качественный круг поддержки. Ты приезжаешь и сразу понимаешь, что ты – то самое говно, и тебе регулярно об этом напоминают. Сюда приезжают самые целеустремлённые, амбициозные, уязвлённые, конкурирующие чуваки. Вот поэтому я выбираю жить здесь.

Так работает сейчас большинство IT-стартапов. В команде Думика 30 человек, в офисе Сан-Франциско всего 10 сотрудников, остальные – на удалёнке. География – весь мир: Бразилия, Сербия, Ямайка и, конечно, Россия.

Специалисты сопоставимого уровня мне в Сан-Франциско обошлись бы в 3-5 раз дороже. Думик:
– Программисты, аналитики, дизайнеры – все москвичи. Мне нравится приезжать в Россию, мне нравится встречаться с нашими людьми и шутить про ёжика в тумане. У нас потрясающая команда, я скучаю по ним, когда уезжаю.

Я думала, что придётся пить водку. – Я думала, что русские очень серьёзные и напряжённые, ну, типа военных, но пришла в компанию, а тут все на расслабоне, занимаются йогой, кундалини, медитируют.
– И они совсем не пьют?
– Да, совсем.

Мне кажется, в Америке проще делать бизнес. Думик:
– К русским, особенно в долине, относятся с большим уважением, признавая наши немалые таланты, инженерные и технические. В России очень много непредсказуемости в этом плане, постоянные изменения венчурного климата. Проще, потому что тебе меньше нужно отвлекаться на очень странные, непонятные истории. Ну, мне не нравится тратить свою энергию на вот эти вещи – на борьбу, да… Не то чтобы на борьбу, в смысле это отвлечения какие-то, которые тебя в конечном итоге не приближают к своей цели. Сейчас история с Barring Vostok, когда основателя фонда, который помог создать русский интернет, посадили. Всё больше людей хотят переехать, к сожалению. В этом плане здесь проще. Уже настолько глобализованное общество, у тебя нет границ: просто берёшь и переезжаешь, и в этом плане будут выигрывать те государства, которые будут заинтересованы в том, чтобы приезжали к ним люди определённого склада. Вообще, мир сейчас – это настолько самобалансирующая система: где ты создаёшь напряжение – мгновенно люди реагируют. Ну, типа, если ты топ-1% в своей тусовке, тебе дают визу или «грин-карту». И даже вот виза, по которой я сюда приехал, она называется O1 – это виза для людей, как они говорят extraordinary builders, то есть это выдающиеся люди в своей сфере. Если им что-то не нравится – они выйдут и скажут: «Ну, это ху… ня, вот». И это политика государств: кого ты хочешь видеть… Но такие люди неудобны для системы классической, потому что они борцы, они не будут молчать. Поэтому текущему нашему правительству такие люди не интересны.

Студента факультета политологии Высшей школы экономики Егора Жукова обвиняют по 280-й. Год назад президент Путин объявил о декриминализации 282-й статьи, но за слова в интернете по-прежнему судят. Эксперт ФСБ нашёл в его видеоблоге призывы к экстремизму, при том что Жуков из ролика в ролик пропагандировал ненасильственный протест.

Я уже снял два ролика на эту тему, но я не устану это повторять, пока это не станет мейнстримным мнением. (Фрагмент из ролика Егор Жукова) – Я не устану это повторять: «Власть в России можно сменить только мирным путём».

Тогда же завёл блог на «Ютубе» и быстро набрал больше ста тысяч подписчиков. Как и многие студенты, он впервые вышел протестовать на акции протеста «Он вам не Димон» 26 марта.

Но вот что-то как-то нихера. (Фрагмент из ролика Егор Жукова) – Красивые кадры, не правда ли, и мне даже вроде бы должно быть приятно, что я где-то засветился.

Читка бывает и получше, но вот начитанности позавидовал бы сам Оксимирон. На популярном среди студентов Высшей школы экономики батле либертарианец Жуков схлестнулся со своим бывшим одноклассником леваком Степановым.

Атлант расправил плечи? (Фрагмент ролика из батла) Степанов: «Я, как Гнойный, разрушу твою империю. Ты на камеру судачишь о революции – твои подписчики портят одеяло от полюции». А Егор перья!

Я тебе дам по е… алу томиком Фридриха фон Хайека! Жуков: «Ты со мной не меряйся письками, потому что за любую, за любую франкфуртскую школу найдётся своя австрийская, сука! Вырубай своего внутреннего Маркузе, понял… лять»? Может, тогда у тебя мало-помалу в голове начнётся хоть какая-то динамика, и ты поймёшь, что миром правят не зажравшиеся капиталисты с пузом, а всего-навсего, а всего-навсего те, кто талантливы и компетенты.

И сейчас я активно занимаюсь, мы делаем кампанию «Арестанты дела 212». Алексей Степанов, студент, активист компании «Арестанты дела 212».
– Когда я узнал, что Егору шьют уголовное дело, я сначала, конечно, не поверил, но потом… По мне прям прошёлся холод, и все эти идеологические различия, всё то напряжение, что между нами было, всё это неприятие – оно всё мигом ушло.

Стас Топорков, друг Егора Жукова.
– Надо отличать слова от поступков и любое преследование за слова несправедливо.

Между теми, кому страшно, так или иначе возникает сплочённость. Евгений Овчаров, друг Егора Жукова.
– Если власть считает, что такими действиями, такими карательными мерами она может запугать… ну… Она может добавить страха – это правда, но кроме страха она добавляет ещё и злости, и сплочённости.

Потому что когда побеждает страх, наступает тишина. Жуков:
– Россия неминуемо будет свободной, но мы с вами можем не дожить до этого, если позволим страху победить. Тишина, которая будет нарушена звуком торможения чёрного «воронка» за окном и делящим жизнь на до и после, грохотом дверного звонка.

Андрей Исаев, первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в ГД РФ.

– Крупнейшие информационные ресурсы, такие как «Фейсбук» и «Гугл», грубо нарушили российское законодательство о выборах.

Они участники войны.
– Закроют ли «Гугл» или «Фейсбук»? Цитаты других представителей официальной власти:
– Я считаю, что «Фейсбук», «Гугл», «Твиттер» должны быть отключены.
– «Гугл», «Фейсбук», «Твиттер» – это не платформы, где какие-то нехорошие люди просто за деньги размещают незаконный контент. Я думаю, рано или поздно – да.

На запросы Роскомнадзора компания почти не реагирует. «Ютуб» – американский видеохостинг, принадлежащий «Гугл». Власть, похоже, решила всерьёз разобраться с неподконтрольной компанией. В сентябре после московских выборов была создана комиссия по расследования иностранного вмешательства.

Не будем забывать и о роли зарубежных интернет-платформ в мобилизации граждан на беспорядки в Москве летом текущего года. Андрей Климов, председатель временной комиссии СФ по предотвращению вмешательства во внутренние дела.
– Любопытная деталь: в день голосования американская интернет-платформа фактически поставила в привилегированное положение так называемый «список Навального», направленный на поддержку определённых кандидатов в Мосгордуму.

Просто потому, что Юрий Дудь – не СМИ, или потому, что все эти влоги – не СМИ. Александр Плющев, журналист.
– Ты можешь убить все СМИ, просто запретить в принципе, но для «Ютуба», в общем, мало что изменится на завтра, абсолютно. Будет ли это автономный Рунет, будет ли это что-то другое? Поэтому мне тут видится только то, что они будут пытаться технологическими методами ограничивать доступ людей туда и доступ информации к людям. Если поручить самым талантливым в этом смысле людям, которые доведут до такого состояния, как, например, там, государственный поисковик «Спутник», которым мы, естественно, все пользуемся, все любим его, то никакого автономного Рунета может и не быть. Я очень надеюсь в этом смысле на то, что нас всех спасут непрофессионализм и коррупция.

Доля «Спутника» на рынке поисковиков составляет 0,01%. Спутник — государственный поисковик, созданный в 2014 году.

(Фрагмент концерта группы «Айспик» и продолжение истории в воронежском клубе – беседа сотрудников правоохранительных органов с администрацией заведения)

«Я теперь готова ко всему на свете.
Я отсидела свой срок в интернете.
Выхожу на улицу гладить кота.
А его переезжает тачка мента».

В прямом.
– Я хочу узнать, законно вы здесь находитесь или нет?
– Деятельность данного заведения временно приостановлена.
– Мы это поняли, да. – У вас вопросы, я так понял, по Роспотребнадзору, правильно?
– Нет, у меня сейчас вопрос по выступлению.
– На каком основании вопрос?
– В смысле, на каком основании?
– В смысле?

Он же не их начальник, правильно? – Будьте добры, пожалуйста, завершить своё музыкальное воспроизведение и покинуть помещение.
– Он-то тут при чём?
– Вы же менеджер.
– Но я не выступаю на сцене, я не исполняю произведения.
– Но вы их менеджер.
– Ну и что?
– Ну и что?

(Солист группы на сцене) – Тут поступила информация, что нашего менеджера сейчас допрашивают…

Из-за действий силовиков группа была вынуждена прервать выступление. Концерт «Айспик» в Воронеже состоялся, но в укороченной версии. Около ста человек, купивших билеты, полиция на концерт так и не пустила.

Со стороны это выглядит как полный… здец.
– Пытался мне угрожать, двери ломать, взял за шею, к стене…
– Это как бы наш обычный день за последние 10 дней.
– Бл.., мне ничего не подкинули?
– На самом деле резонный вопрос. (Беседы участников и менеджеров группы за кулисами) – Они тебя что, п… здили?
– Не, ну там реально все обозлённые были.
– Не, ну тебя реально типа прижали к стене. Проверяем сумки, куртки. Мы сейчас всё время проверяем куртки.

Полиция не пустила меня на концерт.
– Вот один аргумент – всё, до свидания. (Голоса из толпы на улице) – Классный концерт, всё понравилось, но я не попала. Гуляйте на все четыре.
– А почему не пустили?
– Экстремизм.

На медосмотре вся Россия – пусть всё горит, пусть всё горит. (Музыканты и толпа хором кричат слова из текста одной из песен) – Я заливаю глаза керосином – пусть всё горит, пусть всё горит.

Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, 30% скидка для пользователей Хабра на уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2650 v4 (6 Cores) 10GB DDR4 240GB SSD 1Gbps от $20 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R730xd в 2 раза дешевле? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2. 2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. Dell R420 — 2x E5-2430 2. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»