Хабрахабр

Дайджест продуктового дизайна, февраль 2018

Уже семь лет я публикую регулярные обзоры свежих статей по теме интерфейсов, новых инструментов и коллекций паттернов, интересных кейсов и исторических рассказов. Из лент нескольких сотен тематических подписок отбирается примерно 5% стоящих публикаций, которыми интересно поделиться. Предыдущие материалы: апрель 2010-январь 2018.

Дайджест продуктового дизайна, февраль 2018

Паттерны и лучшие практики

Handlebars in UI Design

Shankar Balasubramanian анализирует сравнительно новый паттерн «handlebars» (грубо говоря, «рукоятки»), который продвигают ориентированные на скрытые жесты интерфейсы (например, их много в iPhone X). Он добавляет необходимый аффорданс, от отсутствия которого долгое время страдали экспериментальные тач-интерфейсы.

Designing A Perfect Responsive Configurator

Виталий Фридман разбирает примеры и предлагает толковый чеклист для проектирования конфигураторов техники и других товаров в интернет-магазинах. Как обычно, звиздиллион примеров.

Best Practices for Modals / Overlays / Dialog Windows

Толковый чеклист для проектирования попапов от Naema Baskanderi. Аналогичный чеклист для проектирования диалогов подтверждения от Jakob Nielsen.

Introducing C.A.R.E. — A simple framework for user onboarding

Ruairí Galavan из Intercom описывает подход компании к встрече нового пользователя. Как и Samuel Hulick, они смотрят на проблему шире, чем просто несколько обучающих сообщений — важно провести клиента по всему жизненному циклу (он у них ориентирован на платную подписку).

The UX Designer’s Copy Toolkit

Советы по созданию типовых интерфейсных текстов от Matt Jones из GE.

Design Like a Teacher

Aimee Gonzalez-Cameron показывает, что делать дизайнеру в, казалось бы, тупиковой ситуации — пользователи вынуждены частично работать в интерфейсе партнёрского продукта, который невозможно изменить, а сам он не ахти. Она сфокусировалась на ожиданиях пользователей перед тем, как они перейдут в сторонний интерфейс и это здорово помогло повысить лояльность.

The User Experience of Flower Websites

Jeff Sauro провёл сравнительное тестирование нескольких американских сайтов для доставки цветов. Есть в том числе значения NPS (очень низкие, кстати).

*средний NPS -2%

A Comprehensive Guide To Mobile App Design

Подробная памятка по дизайну мобильных приложений от Николая Бабича.

Почтовые рассылки

Исследования Baymard Institute

Дизайн-системы и гайдлайны

БЭМ Дизайн

Яндекс запустил набор инструментов прототипирования и тем оформления для БЭМ. Получился неплохой шаблон для быстрого старта своей дизайн-системы — можно переопределить стили под свои задачи (так делали студия Мануфактура и первую версию платформы Альфа-Банка). Статья Михаила Колоскова о подходе в целом и презентация к запуску. БЭМ вообще одна из самых уважаемых в международном сообществе отечественных наработок ― огромное количество людей на прошлогодней конференции по дизайн-системам Clarity с теплотой вспоминали о нём. Будет здорово, если из этого получится «наш Bootstrap».

Такие инициативы помогают менять сознание дизайнеров, многие из которых всё ещё понимают под дизайн-системой шаблон в Sketch или другом инструменте дизайна, а не технологическое решение на компонентах в коде, в которые вшит дизайн. Brad Frost тоже устал от этого. Это мышление середины прошлого века, когда под этим словом понималась система визуальной идентификации бренда, к которой шла красивая печатная книжка (их активно переиздают последние годы). Но тогда речь шла о физических продуктах и объектах, которые стоят на полке в магазине (или сама сеть магазинов), а мы-то с вами работаем с цифровыми продуктами, где макет ничего не гарантирует и много раз меняется перед запуском на пользователей. Так что работать надо с основным материалом этой среды ― кодом.

В прошлом выпуске упоминался мостик между двумя мирами (компоненты в коде и дизайнерские инструменты), который будет одной из главных тем года. Так вот, Mark Dalgleish в деталях расписывает, как компания SEEK связала компоненты на React и шаблоны в Sketch (они собираются из живого гайдлайна). Внимательно следите за такими штуками и пробуйте сами ― это проще внедрить у себя, чем кажется.

Ну и просто несколько свежих рассказов о создании дизайн-систем:

iOS 11

Android

Понимание пользователя

Dave Gray ― Liminal Thinking

В конце 2016 года издательство Two Waves Books выпустило книгу Dave Gray «Liminal Thinking». UXmatters публикует отрывок из неё о формировании убеждений ― хорошо поданные для дизайнеров особенности психологии пользователей.

New tech «addictions» are mostly just old moral panic

Интересные размышления на тему того, насколько привязанность к новым технологиям является проблемой или болезнью или это просто особенность любого тренда и в прошлом всё проходило похожим образом.

Информационная архитектура, концептуальное проектирование, контент-стратегия

Wireflow

Ещё один инструмент для создания карт сайта в браузере.

How to improve your design process with copy docs

Andrea Drugay из Dropbox показывает свой шаблон для работы с интерфейсными текстами. В целом ничего особенного, обычная спецификация на таблицах.

Проектирование новых поликлиник в Кирове

Рассказ о перепроектировании поликлиник в Кирове с учётом принципов проектирования услуг и бережливого производства. Интересные факты о том, как анализировали поведение пациентов и работу врачей.

Проектирование и дизайн экранов интерфейса

Phase

Первый в этом году новый инструмент для дизайна и прототипирования интерфейсов Phase. Стандартный набор из возможностей анимации, создания символов для чего угодно, адаптивности, экспорта в код для веба и нативных платформ.

Последние три-четыре года движуха на этом рынке стала настолько заметной, что про неё написал даже Bloomberg, который обычно витает в облаках мега-корпораций. Неплохой индикатор зрелости рынка, где дизайнеры ещё лет шесть назад смиренно думали, что им придётся вечно довольствоваться Фотошопом — обноском со старшего плеча, никак не заточенным под интерфейсы. Это видно и по деньгам:

InVision
$235M

Figma
$42,9M

Framer
$9M

Marvel
$8M

Zeplin
$1,2M

Есть и покупки, но пока частично удачные — InVision свою экосистему укрепляет, а Гугл сгноил Pixate и Form.

Мир любит дизайнеров, кто бы что ни говорил. Если возвращаться к практике, то вот что интересного происходило за последние месяц-полтора:

Пользовательские исследования и тестирование, аналитика

Use a Research Grid to Focus Study Decisions

Jeff Sauro советует всегда помнить о целях пользовательского исследования, чтобы не потеряться в деталях по ходу его проведения. Он предлагает формат записи целей исследования и основных гипотез, который можно отслеживать по ходу работ.

UX-кинотеатр — Эмоции. Чувства. Интервью

Мария Гончарова из Альфа-Банка рассказывает о лучшем понимании пользователей у продуктовых команд с помощью показа мини-фильмов на базе проведённых исследований.

Визуальное программирование и дизайн в браузере

Enter The Dragon (Drop) — Accessible List Reordering

Harris Schneiderman показывает, как сделать список с перетаскиваемыми строками в вебе с учётом требований доступности для людей с ограниченными возможностями.

Новые скрипты

Работа с SVG

Веб-типографика

Метрики и ROI

Does the Net Promoter Score Predict Company Growth?

Jeff Sauro сделал ценнейший обзор исследований на тему влияния NPS на финансовые метрики ― доходы компании и повторные покупки. Чёткого ответа нет, зато получился отличный критический взгляд. Позже он провёл собственное исследование того, влияет ли удовлетворённость пользователей, выраженная в разных метриках (SAT и NPS), на будущие прибыли компании на примере авиалиний. В целом ― связь есть.

Beyond the NPS — Measuring Perceived Usability with the SUS, NASA-TLX, and the Single Ease Question After Tasks and Usability Tests

Отличная краткая памятка Page Laubheimer из Nielsen/Norman Group о вариантах опроса респондентов в ходе пользовательских тестирований — как работают SUS, SEQ и NASA-TLX.

Measuring the Value of UX

Tim Dixon из Nomensa рассказывает о подходе Digital Impact Framework (DIF), который позволяет связать конкретные задачи и результаты при работе над продуктом с долгосрочными целями. У него четыре точки приложения усилий: экономические, социальные, процессные и инновационные.

UX-стратегия и менеджмент

Measuring the ROI for UX in an Enterprise Organization, Part 1

Мощнейший пример стратегического мышления при обновлении продукта для корпоративных пользователей от Burcu S. Bakioglu, Ben Basilan и JonDelina ‘JD’ Buckley из ADP Innovation Center. Они выстроили отличный понятный подход для выделения интерфейсных метрик, которые завязаны на ключевые показатели бизнеса, а затем — анализа ключевых пользовательских задач и их сравнительной оценки, чтобы можно было отслеживать улучшения в течение длительного времени. Редко встретишь такой осмысленный и целенаправленный подход с минимумом воды.

Level Up

Heather Phillips вместе с Designer Fund запустили опросник для дизайн-команд, помогающий определить уровень их зрелости. Неплохой шаблон, хотя он скорее про дизайн-менеджмент и очень абстрактно затрагивает саму продуктовую работу.

Как устроены известные дизайн-команды

Meetings vs Making

Дизайн-менеджер IBM Sandra Tipton даёт советы дизайнерам по планированию большого количества встреч. Как выделить важные и второстепенные, как сокращать их в зависимости от целей и вовлечённости.

Командное взаимодействие

Affinity Diagramming — Collaboratively Sort UX Findings & Design Ideas

Kara Pernice из Nielsen/Norman Group описывает пошаговую инструкцию по проведению рабочей сессии для составления диаграммы родства из множества неструктурированных идей.

Методологии, процедуры, стандарты

The Facilitator’s Handbook ― 23 Design Sprint Tips

Автор книги «Sprint» про дизайн-спринты Jake Knapp даёт пачку советов их фасилитатору.

Кейсы

Branding for Builders

Gibson Biddle (вице-президент по продукту в Netflix с 2005 по 2010 год) рассказал о работе над брендом. Описана толковая модель его определения от позиционирования к конкретным ценностям, а также поэтапная эволюция самого продукта — естественно, через традиционные для компании эксперименты. Вряд ли это что-то сильно новое для специалистов по теме, но связка бренда с интерфейсом и цифровой брендинг в целом — одна из самых важных тем последних лет, когда всё больше интернет-компаний становятся зрелыми как бизнес и пытаются работать с пользователем на всех уровнях. Здесь хороший примеров крайне мало и такой подробный кейс на вес золота.

How focusing on the customer (not the competition) brought us +1 million signups

Aytekin Tank рассказывает о запуске новой функциональности в сервисе онлайн-форм JotForm — как они выкатывали её на пользователей, чтобы не просадить вовлечённость.

Современные редакционные CMS

История

Designing Windows 95’s User Interface

Найдена утерянная статья Kent Sullivan 1996 года, в которой он рассказывает о работе над интерфейсом Windows 95. Это ценнейший материал, который показывает, насколько передовым был подход был на тот момент — итеративная работа, упор на юзабилити-тестирование и многие другие методы и практики, которые кажутся обыденными сейчас, но использовались единичными компаниями 25 лет назад. Очень интересно читать о том, как, например, трудно было приучить людей к привычному сейчас двойному щелчку мыши. Windows 95 — один из важнейших интерфейсов в истории, сделавших такую сложную ранее вещь как компьютер доступной самому массовому пользователю, в том числе благодаря миссии «компьютер в каждый дом». Перевод.

Бесплатный онлайн-курс про мировую историю дизайна от лучших русских дизайнеров

Bang! Bang! Education и издательство Яндекса запускают бесплатный онлайн-курс по истории дизайна с 1918 по 2018 год. В списке преподавателей ― добрая половина сильных отечественных компаний и дизайнеров. Старт 9 июня.

Тренды

Connecting things — Broadening design to include systems, platforms, and product-service ecologies

Мощнейший обзор того, как меняется роль и задачи дизайна в последние десятилетия от Hugh Dubberly. Особенно ценно то, что свидетельства этой эволюции ссылаются на ключевые книги и статьи, так что можно проследить её самостоятельно.

Алгоритмический дизайн

Changing Time Spent

Luke Wroblewski показывает, как сильно выросло время использования телефонов за последние годы ― как в целом, так и относительно других устройств.

Из других новостей мобильного рынка: в Китае впервые просели продажи мобильных. Рост рынка в мире в целом стал ниже, но это очередной звоночек к его сильному замедлению. Интересно, что скажут адепты Post-PC.

Автомобильные интерфейсы

Умные часы и браслеты

Упрощение интерфейсов

Голосовые интерфейсы

Для общего и профессионального развития

Фронтенд — это не больно!

Хорошая памятка Александра Беспоясова для фронтенд-разработчиков, которая близка по духу к манифесту продуктового дизайнера. Важно, чтобы движение в эту сторону от всех участников продуктовой команды.

Sketch and Destroy

Stephen Hay советует дизайнерам разумно тратить силы и не рисовать макет на каждый чих ― зачастую передать знания об интерфейсе разработчику или менеджеру можно гораздо более простыми способами.

Solving Product Design Exercises — Interview Questions & Answers

Книга Артёма Дашинского, посвящённая решению тестовых заданий при приёме на работу. В продолжение темы:

DesignWorkout — ежедневные тренировки для дизайнеров

Дмитрий Барбанель запускает новую учебную программу для дизайнеров — ежедневные тренировки для дизайнеров в Телеграме. Деталей пока мало, но выглядит как зрелая версия формата Daily UI. Программа на сайте Bang! Bang! Education.

Материалы конференций

Conference Review: O’Reilly Design Conference 2017

Конференция O’Reilly Design Conference 2017 прошла 20-22 марта в Сан-Франциско. Pabini Gabriel-Petit и Krispian Emert публикуют отчёт о мастер-классах в рамках неё.

International Design in Government 2017

Команда энтузиастов из GOV.uk запускает первую международную конференцию по дизайну государственных сайтов. Конференция International Design in Government пройдёт 17-18 июля в Лондоне.

Свежие ссылки можно также отслеживать в одноименной Facebook-группе, ВКонтакте, получать раз в месяц по почте или читать в Телеграме. Спасибо всем, кто также публикует ссылки в ней, особенно Геннадию Драгуну, Павлу Скрипкину, Дмитрию Подлужному, Антону Артемову, Денису Ефремову, Алексею Копылову, Тарасу Бризицкому, Евгению Соколову и Антону Олейнику. Все больше материалов в обзорах появляется благодаря им.

Подписывайтесь на рассылку! Письмо приходит один раз в месяц.

Показать больше

Похожие публикации

Кнопка «Наверх»