Hi-Tech

Выпускники МФТИ разработали 3D-сканеры человека, а потом превратили технологию в сервис для онлайн-магазинов

Сооснователь сервиса Станислав Подшивалов — об идее проекта, изменении бизнес-модели и поиске ниши на рынке.

В закладки

Специальные алгоритмы по фотографии создают 3D-модель тела покупателя, учитывая более 80 параметров. Sizolution помогает подбирать одежду подходящего размера. Затем искусственный интеллект рекомендует оптимальный размер и показывает, как та или иная вещь будет сидеть на клиенте.

Чтобы узнать, какого размера одежда, нужно разложить вещь на столе. Точные параметры одежды Sizolution рассчитывают с помощью автоматизированного измерителя: он выглядит как стол с камерой и подключённому к ней планшету.

Такой инструмент стоит у нескольких клиентов (мультибрендовых ритейлеров) Sizolution. Затем камера её сфотографирует, алгоритмы компьютерного зрения распознают вещь на фото, а нейросеть снимет мерки.

Точные параметры одежды рассчитываются автоматически с помощью алгоритмов компьютерного зрения, распознающих товар по фото, и нейросети

Команда и идея

Подшивалов и Таамазян родом из Челябинска — они познакомились в школе. Sizolution основали Станислав Подшивалов, Михаил Матросов и Ваге Таамазян. В 2012 году, окончив университет, Таамазян поступил в магистратуру Сколтеха. Оба учились в МФТИ. Через два года к нему присоединился Подшивалов, там же друзья познакомились с Матросовым.

Таамазян и Матросов увлёклись технологиями 3D-печати и решили печатать статуэтки, повторяющие внешность заказчиков. В 2015 году они задумали собственный проект и искали свободную нишу на рынке. Но технологии быстрого и точного сканирования человеческой фигуры в то время не было.

Друзья зарегистрировали компанию «Тардис» и начали проектирование. Тогда и появилась идея — создать полноростовой 3D-сканер.

Задумка агентству понравилась: тогда клиента сканировали с помощью прибора, напоминающего утюжок, — это было долго и неудобно, а копия получалась неточной. Чтобы понять, насколько технология будет востребована на рынке, они обратились в агентство «Миними3Д», производившее похожие фигурки.

Затем компьютерные алгоритмы собирали изображения в общую модель. 3D-сканер выпускников «Сколтеха» базировался на технологиях фотограмметрии: вокруг человека размещали 67 камер, которые делали снимки одновременно. Таким образом отсканировать человека можно было за секунду, и модель получалась качественной.

За свою работу предприниматели не взяли денег. «Миними3Д» согласилось оплатить технику для разработки сканера. Всего на создание первой версии 3D-сканера потратили несколько сотен тысяч рублей.

Поиск рынка

Они рассматривали три рынка, где мог бы пригодиться сканер: медицина, фитнес и продажа одежды. Вместе с тем друзья думали, как можно расширить бизнес.

Но оказалось, что работать на рынке медицинских услуг не так просто: нужно оформить новое юридическое лицо и пригласить в сооснователи человека, одобренного заказчиками. Их разработкой заинтересовалась государственная медицинская компания, название которой герои не разглашают. Таамазян, Подшивалов и Матросов отказались.

Мы решили играть на открытом рынке по его правилам. Рынок медицины закрытый, сложный, с жёсткой конкуренцией.

Станислав Подшивалов

Loder, предложив объединить 3D-сканер с биоимпедансметром. Также предприниматели обратились в несколько фитнес-центров, среди которых были сети WorldClass и Dr. Клиенты центра могли бы наблюдать за изменениями фигуры в динамике. Это прибор, с помощью токовых импульсов измеряющий мышечную и жировую массу.

Компании признались, что не готовы тратить на технологию такие деньги — было выгоднее распределить средства на таргетированную рекламу. По словам Подшивалова, такой сканер стоил около 1 млн рублей, но для фитнес-центров подобное изобретение было скорее маркетинговым ходом.

Клиент мог зайти в подобный сканер, создать собственную 3D-модель и затем выбрать подходящий размер вещи. Тогда создатели сканера решили разместить устройства в торговых центрах и пунктах выдачи интернет-магазина Wildberries.

Предприниматели проанализировали рынок и предположили, что в подобные сканеры будет сложно привлекать клиентов — спешащие люди в торговых центрах вряд ли захотят тратить время на создание 3D-модели.

На эти деньги сканер усовершенствовали: заменили фотоаппараты на датчики глубины. Тем не менее в конце 2015 года партнёры подали заявку на грант «Старт» Фонда Бортника и получили 2 млн рублей. В 2016 году создатели показали разработку на выставке интерактивных технологий SIGGRAPH в США.

В том же году стартап получил грант от «Сколково» на 5 млн рублей, а основатели вложили ещё 1,7 млн рублей личных средств.

Максим Быстров пришёл в команду Sizolution ещё студентом МФТИ и без опыта работы. С финансовой помощью «Сколково» команда смогла нанять первого разработчика. За три года, проведённых в компании, он вырос до архитектора программного обеспечения.

Но ритейлера не заинтересовала технология. Sizolution дорабатывала сканер и искала первого клиента, общалась с Wildberries. У команды возник вопрос: «Если самому крупному игроку разработка не нужна, что же следует поменять?»

Мобильный 3D-сканер

Синюшину понравились разработчики из МФТИ, но он сказал, что большой сканер — архаичное решение, и будущее за мобильными технологиями. В это же время фирма вела переговоры с потенциальными инвесторами, одним из которых был сооснователь венчурного фонда The Untitled Ventures Константин Синюшин.

Это редкость — обычно фонд самостоятельно ищет перспективные проекты. Мы с командой Sizolution познакомились за год до инвестиционной сделки, ребята нашли нас сами.

Мы отговорили их делать большой 3D-сканер, потому что понимали — у подобного бизнеса высокий порог входа и низкая конверсия. Изначально команда пришла к нам не за инвестициями, а за советами: как лучше развиваться на рынке.

Оно нам понравилось, потому что такая вещь легко масштабируется и может приносить прибыль. Sizolution вернулись через год и показали своё мобильное решение. На сегодняшний день ребята подняли уже два раунда инвестиций.

У них успешно прошли пилотные проекты в Европе и сейчас они ищут новые инвестиции, чтобы вырастить компанию за рубежом. Считаем, Sizolution покорит если не мировой рынок, то обязательно европейский. Я думаю, сейчас они смогут привлечь миллионы долларов.

Константин Синюшин

И всё же партнёры принялись обсуждать, как могло бы выглядеть компактное решение. Таамазян, Подшивалов и Матросов приняли это с трудом, ведь они потратили больше года на усовершенствование технологии.

Следом основатели назначили встречу директору по электронной торговле ЦУМ Максиму Рослякову, предложив ему создать на базе сайта сервис по подбору размера одежды. Они придумали программу, позволяющую по фото определить параметры человеческого тела.

Но точных мерок в магазине не знали. Основатели Sizolution исходили из того, что интернет-магазин ЦУМ знает точные мерки товаров и нужно лишь сопоставить их с параметрами человека, полученными через мобильный сканер.

По словам Рослякова, ни у одного магазина нет точной размерной сетки, потому что стандарты на фабриках постоянно меняются.

В Sizolution поняли, что рынку нужна полноценная виртуальная примерочная: инструмент, определяющий размер для покупателей, и автоматический измеритель одежды для продавцов.

Мы поумнели и стали взаимодействовать с бизнесом, — нашими клиентами. Наша первая ошибка была в том, что мы «закрылись в гараже» и сделали никому не нужный 3D-сканер. Так удалось сформировать и создать востребованный продукт. Стали бесплатными консультантами: приходим и говорим, что можем решить их проблему своей технологией, выяснили все узкие места бизнес-процессов.

Станислав Подшивалов

Первый клиент

По словам руководителя проектов KupiVip Алексея Ворошилова, решение Sizolution позволило на треть сократить финансовые затраты на замеры. В 2017 году у Sizolution появился первый клиент — онлайн-магазин одежды KupiVip, где прежде измеряли одежду вручную.

«Раньше за одну 12-часовую смену сотрудники замеряли около 60 единиц товара. Скорость замеров товара у ритейлера увеличилась в четыре-пять раз. Теперь за смену они могут замерить 250–300 единиц», — добавляет представитель KupiVip.

Проектировал устройство Подшивалов, за ПО отвечал Максим, за алгоритмы — Матросов. В июле 2017 года на складе компании появились четыре измерителя. Первые измерители собирали всей командой, справились за трое суток.

Сегодня устройство можно собрать в одиночку за два-три часа. «Это был полезный опыт: я сразу учёл свои ошибки при проектировании измерителя и смог быстро их исправить», — вспоминает Подшивалов.

По данным магазина, даже такое решение сократило возвраты на 3%. KupiVip использовал полученные замеры, чтобы показывать пользователям сайта мерки изделий.

Нужно предложить решение, которое будет полезно компании прямо сейчас, и рассказать, как улучшишь его в будущем. Так и работает бизнес — ты не должен предлагать сферического коня в вакууме.

Станислав Подшивалов

Чтобы воспользоваться им, достаточно пройти короткий опрос или загрузить на сайт свою фотографию в полный рост. Через несколько месяцев Sizolution запустила на KupiVip сервис, дающий покупателю индивидуальные рекомендации по размеру желаемой вещи.

Например, выбирая рубашки, один и тот же пользователь может получить рекомендацию от Sizolution — взять размер L от Tommy Hilfiger и размер M от Diesel. Рекомендация всегда уникальная: размер конкретной вещи подбирается под определённую фигуру. Всё потому, что мерки одежды двух брендов могут отличаться.

Система учитывает разницу в лекалах разных брендов и при одних и тех же параметрах посоветует, например, рубашку размера L от Tommy Hilfiger и размера M от Diesel

Инвестиции

Летом 2017 года фонд приобрёл 10% компании. Одновременно с первым клиентом стартап нашёл и первого инвестора, им стал фонд The Untitled Ventures Константина Синюшина и Игоря Лутца. Подшивалов вспоминает: команда закрывала сделку без юриста со своей стороны. Сумму участники не раскрывают.

В этом романтика стартапа — ты решаешь все задачи, даже банальные бытовые. Мы сами стали юристами: считали, читали, общались с консультантами. Тем не менее я принимаю решения, основываясь минимум на трёх мнениях специалистов. Это интересно, ведь кроме тебя никто так сильно не заинтересован в развитии компании.

Станислав Подшивалов

Ещё на разработку технологии выделил средства Московский посевной фонд — 8 млн рублей под 12% годовых. Кроме Синюшина, инвестором Sizolution выступил предприниматель и бизнес-ангел Иван Банников. Весной 2019 года стартап вернул фонду заём.

Аренда одного квадратного метра стоит 19 тысяч рублей. Осенью 2018-го стартап с командой из 20 человек переехал из бесплатного офиса в «Сколково» в бизнес-центр «Савёловский сити».

«Я не альтруист, но если люди проводят большую часть дня в комфортных условиях, у них больше желания и энтузиазма работать», — подчёркивает Подшивалов. Выделить бюджет на офис для основателей оказалось непросто, ведь на эти деньги можно было увеличить команду разработчиков.

Стоимость услуг и работа в Европе

К концу года Sizolution намерена выйти на операционную прибыль, но как только это произойдёт, основатели пустят вырученные средства на расширение команды. Сейчас, по словам основателей, компания убыточна: всю прибыль вкладывают в развитие проекта.

Потому что технология для рынка новая и направление только начинает развиваться», — комментирует Подшивалов. «Как бы нам ни хотелось, сейчас мы существуем внутри венчурной модели.

Один из клиентов — в Германии. Всего у компании больше десяти клиентов, среди которых Ostin, KupiVip, Faberlic и Bask. Им стал владелец издательского дома UCM Verlag Стефан Хубер. Чтобы заключить с ним сделку, пришлось открыть юридическое лицо в Европе и найти партнёра.

В ближайшие недели Sizolution собирается анонсировать сотрудничество ещё с несколькими брендами. Он занимается привлечением европейских клиентов.

Несмотря на то что компания предоставляет показатели эффективности своей работы на примере сотрудничества с KupiVip, российские клиенты Sizolution пока не готовы платить за сервис столько, во сколько его оценивают основатели.

Таамазян, Подшивалов и Матросов не отказываются от перспективных сделок, а подписывают договоры на менее выгодных условиях: это помогает сохранить клиента и развивать с ним бизнес в будущем.

Индустрия моды дозрела. Сейчас мы на такой стадии, когда продукт новый, но рынок к нему готов: средние и крупные ритейлеры уже наладили основные процессы (маркетинг, логистика, склад) и смотрят на новые технологии. По правилам бизнеса, сервис может получать 10–20% от прибыли, которую он приносит компании. Поэтому я готов начинать сотрудничество на менее выгодных условиях, чем нам нужно. Пока мы берём сильно меньше.

Станислав Подшивалов

Монетизация и конкуренты

Sizolution монетизирует свои услуги по двум моделям:

  1. Фиксированная плата за услуги.
  2. Процент с каждой проданной с их помощью вещи.

Выручка сервиса составляет около 500 тысяч рублей в месяц. Чаще договариваются на фиксированную плату: проще считать. Со временем основатели планируют повысить цену, но хотят, чтобы клиенты были к этому готовы и «расставались с деньгами с удовольствием», увидев пользу от компании.

Последняя компания привлекла $55 млн в 2018 году, тогда как Sizolution — около $500 тысяч за всё время. Ближайшие конкуренты Sizolution — европейский сервис Fit Analytics и американский True Fit. Не смотря на разницу в финансовом обеспечении, российская компания планирует подвинуть конкурентов и завоевать место на европейском рынке.

Но не буду лукавить: безусловно, я хочу иметь столько денег, чтобы никогда больше о них не думать, строить стартапы в своё удовольствие или заниматься венчурным инвестированием. Нашей задачей было сделать технологическую и полезную рынку компанию, и мы справились.

Станислав Подшивалов

#одежда #ритейл

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть