Главная » Hi-Tech » Выпускник Оксфорда не смог найти работу в ИТ-сфере и открыл в Москве кальянную за 16 млн рублей

Выпускник Оксфорда не смог найти работу в ИТ-сфере и открыл в Москве кальянную за 16 млн рублей

Теперь он разрабатывает ИТ-платформу для бизнес-аналитики в духе «Додо Пиццы», чтобы с её помощью развивать франшизную сеть.

В закладки

Поделиться

Андрей Рыжов

Он планировал стать разработчиком, но не прошел собеседования в Google, Blizzard и Valve. В 2014 году Андрей Рыжов закончил Оксфордский университет.

Выручка его заведения составляет около 3,5 млн рублей в месяц. Вернувшись в Москву, он случайно познакомился с владельцем кальянной в подвале своего дома и стал его бизнес-партнёром, а весной 2018 года открыл свой второй лаунж-бар Chilling.

Сейчас предприниматель разрабатывает ИТ-систему, которая позволит автоматизировать расчет заработной платы сотрудников, движение денежных средств, формирование бизнес-аналитики и другие процессы, связанные с бизнесом в сфере баров и обслуживания.

В интервью он рассказал о проблемах, с которыми столкнулся при запуске заведения, а также раскрыл расходы на запуск и бизнес-показатели компании. Предприниматель хочет создать «Додо Пиццу» в мире кальянов.

Интерьер Chilling

Из Оксфорда — в подвал

Дизайн твоей кальянной выглядит так, будто его разрабатывал фанат Хью Хефнера и стимпанка.

Прежде чем открыть кальянную, я разрабатывал прототипы игр для iPhone, мечтал заниматься этим всерьёз, но не срослось. Я люблю игры, связанные со стимпанком.

Почему?

После окончания Оксфорда я думал, что делать дальше: оставаться в Англии или вернуться в Россию. Забавная история, как обычно бывает у предпринимателей. Когда приехал, начал подавать резюме в разные ИТ-компании и студии разработки. По менталитету мне было комфортнее в России.

Я подал резюме в ZeptoLab. Очень расстроился, когда не прошёл собеседование в Google в Маунтин-Вью, но зато неплохо подготовился к собеседованиям в России.

Поскольку подавал на позицию разработчика, а не младшего программиста, они предпочли человека с опытом, хотя по итогам собеседования у меня было всё нормально. Интервью проходило месяц, я делал тестовую игру.

На четвёртом раунде, когда идёт разбор задач, меня тоже не взяли, потому что у меня страдала алгоритмика. Потом я подал резюме в Deutsche Bank, где прошёл все раунды.

Я много готовился, часами сидел в TopCoder и решал задачки: в голове были одни цифры и математика. В итоге накопилась усталость от программирования. Я так устал от всего этого.

Абсолютно невзрачная: я удивлялся, как вообще люди узнают о ней и почему они туда ходят. Когда я переехал в Москву, в подвале моего дома была кальянная.

Для этого требовалась смешная сумма — 400 тысяч рублей. Несколько раз я сходил сам, познакомился с хозяином, узнал, что он ищет партнёра, и решил войти в бизнес.

Откуда у тебя были такие деньги?

А если серьёзно, то родители дали мне миллион рублей. Эту сумму можно накопить на завтраках в Оксфорде. Это всё, что они смогли дать. Многие думают, что я «золотой мальчик» из Англии, но на самом деле нет. Получить эту сумму было довольно трудно, вместе с ней пришлось пережить много споров и негативных эмоций.

Думаю, ребята из регионов с тобой бы не согласились. Родители дали тебе миллион рублей, но ты говоришь, что не «золотой мальчик».

Одна только вентиляция обошлась нам в 300 тысяч рублей. 1 млн рублей для дизайнерского ремонта коммерческого помещения площадью 70 м² в Москве — это не так много.

Мы экономили как могли, практически всё, включая ремонт, делали своими силами — сами шили диваны, закупали ткань, поролон и другие материалы. Кроме того, нужно было закупить оборудование и вложиться в рекламу.

}},{"title":"\u0438 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0440\u0435\u043c\u043e\u043d\u0442\u0430","image":{"type":"image","data":{"uuid":"7eb37f65-d157-fc37-efa6-aa83c8ef25f6","width":5423,"height":3602,"size":6460122,"type":"jpg","color":"301d14","external_service":[]}}}] }

Что в итоге стало с тем местом?

Оказалось, что мы заключили фиктивный договор аренды. Нас попросили съехать. Там была какая-то мутная история. Он был оформлен на музыкальную студию, которой на самом деле не существовало.

Тогда я думал, что всё в порядке. Я не разбираюсь в бумажках — даже сейчас этим занимается партнёр. Тогда и понял, что всё ненормально, и рано или поздно нас попрут. Когда мы выросли и начали зарабатывать деньги, я полез разбираться в документах.

Сколько проработало заведение и какой доход был на пике?

В начале доход был 200 тысяч рублей в месяц, а на пике — 1,3 млн рублей в месяц. 16 месяцев — с октября 2015 года по август 2017 года. При этом у нас было всего четыре зоны и бар.

Прибыль была высокой, потому что мы старались быть самостоятельными: сами работали в роли кальянщиков, я занимался настройкой рекламных кампаний в AdWords, конструировал сайты на Tilda. Мы с лихвой окупили вложения. У нас всё было по максимуму оптимизировано. Мы закупались с большими скидками.

Ты в итоге расстался с этим партнёром?

Когда мы потеряли то место, я предлагал ему открыть вторую кальянную, но не смог его убедить. Верно.

Сколько у тебя осталось денег, когда закрылась точка?

Помимо этого, я оценил часть имущества, которое осталось: столы, картины и так далее. Я отложил около 3 млн рублей. Изначально мы вложили 1 млн рублей, а потом всё время реинвестировали.

Сперва я рассчитывал вложить в новую точку 14 млн рублей. В итоге получилась солидная сумма. То есть мне требовался партнёр, который сможет вложить 7 млн рублей.

Он жил в Москве с семьёй и работал директором в «Додо Пицце». Им оказался старый знакомый из моего родного города Омска Дмитрий Парыгин. Однажды он приехал в первую кальянную, и я рассказал, что по вечерам программирую скрипты для автоматизации финансового планирования и работы с клиентами.

Он сказал, что я пишу ИТ-платформу как в «Додо Пицце». Дима удивился и поинтересовался, что здесь можно программировать, и я показал ему свои таблицы.

Автоматическая таблица движения денежных средств

И что если я продолжу автоматизацию в кальянной, то это может приносить деньги. Дима понимал, что «Додо Пицца» — это верх эволюции общепита, когда заведение пронизано технологиями.

Оказывается, он тоже собирался делать что-то своё. Когда я искал партнёра, то вспомнил, что Диме понравилась моя идея. В итоге мы договорились, что он зайдёт вместе с инвестором, и благодаря этому у нас получилось увеличить стартовый капитал до 16 млн рублей.

На каких условиях вошёл инвестор?

То есть с каждого миллиона прибыли мы возвращаем ему 500 тысяч рублей. Ему принадлежит 25% компании, но мы должны вернуть ему инвестиции в приоритетном порядке.

У Димы не было денег, но он нашёл инвестора. Когда выплатим, его доля прибыли упадёт до 25%, ещё 25% будет у Димы, а у меня — 50%. Но и у меня, и у него есть зарплаты директоров — по 100 тысяч рублей. До тех пор, пока мы не расплатимся с инвестором, он не будет получать деньги. Некоторые сотрудники зарабатывают больше нас.

Сколько стоит открыть кальянную в Москве

Расскажи, как искал помещение для новой кальянной. С деньгами и долями разобрались.

Помещение, которое мы в итоге взяли, оказалось лучшим из худших. Мы поняли, что московский рынок недвижимости — это ад. Но других вариантов не было — рынок ограничен.

Мы лично съездили в 50. Мы пересмотрели около 1000 предложений, в шорт-лист попали 100 помещений. Только на это ушло три недели.

По каким критериям искали?

Многоквартирные дома, школы или садики — это табу, наше помещение должно находиться далеко от них. Мы не хотели мешать людям. Вот в чём заключалась основная сложность.

Прежде чем мы заключили сделку, переговоры длились три месяца, и они едва не сорвались. В итоге мы нашли неплохое помещение неподалёку от станции метро «Чистые пруды».

Например, однажды пришёл собственник и сказал:

Хочу не 300 тысяч рублей в месяц, а 450 тысяч рублей валютой. — Я передумал.

— Но мы уже всё сломали в помещении, начинаем ремонт.

— Это ваши проблемы.

Позже согласился на пять лет, а потом в очередной раз передумал. Мы хотели взять помещение в аренду на десять лет, но он отказывался. Тогда он много потерял, поэтому ему хотелось как можно скорее вернуть деньги. Его пугали курсы валют: он выкупил это помещение за евро незадолго до кризиса на Украине, а потом рубль упал.

Мы к тому моменту уже потратили миллион рублей: сломали предыдущий ремонт, заказали дизайн-проект и оплатили мебель. То есть он в целом был не против сдать нам, да и нам особо некуда было идти.

Начало ремонта в новом помещении

Он залез во все карманы и статистику. Собственник был очень требовательным: попросил бизнес-план, спросил, сколько мы собираемся вложить в дело. Хотя его реакцию можно понять: пришли два каких-то молодых парня, у которых ничего нет за спиной.

Мы выиграли, хотя могли и проиграть — никто не знал, чем всё может закончиться. В итоге мы подписали контракт на 300 тысяч рублей в месяц, но на четыре года.

Доходило до того, что мы привозили ему ключи со словами «нам ничего не надо», а сами тряслись: деньги-то уже вложены.

Сколько потратили на ремонт помещения и запуск? Поговорим о деньгах.

Как я говорил, в сумме вышло 16 млн рублей.

  • 14,5 млн рублей потратили на ремонт, закупку оборудования и продукции — угля и табака.
  • 600 тысяч рублей отдали в качестве депозита за аренду.
  • 700 тысяч рублей потратили на маркетинг, полиграфию, доработку сайта и фотоконтент.

Например, дизайн помещения: сами подбирали материалы, мебель и свет, сами проектировали расстановку. Сумма затрат на открытие могла бы оказаться ещё выше, если бы мы не делали всё своими руками.

Мы отказались от 3D-визуализации. Компания-подрядчик только возводила все проекты в объём. Пусть у нас на это ушло 10 дней, но мы сэкономили около 200 000 рублей. Также самостоятельно проводили демонтаж.

Всю логистику осуществляли своими силами — всё что могли, возили сами и хранили у себя по домам. Во время стройки мы контролировали весь процесс, иногда проводили на объекте по 12 часов. Квартира была до потолка уставлена коробками с мебелью.

А последние две недели мы не выпускали из рук тряпки и пылесос: строительной пыли было огромное количество. Нередко приходилось брать молоток в руки самим, чтобы очищать кирпич и делать его более декоративным.

Интерьер второй кальянной

Больше всего ушло на алкогольную лицензию, госпошлину, закупку алкогольного инвентаря и оборудования. За первые пять месяцев после открытия мы вложили ещё около 2 млн рублей.

Сколько ушло на алкогольную лицензию?

Нам это обошлось в 350 тысяч рублей, из них стоимость самой лицензии — 65 тысяч рублей, а всё остальное — накладные расходы. Мы оформили лицензию на год.

— Копия устава организации.

— Копия договора об учреждении (если имеется).

— Решение (или протокол) о создании юрлица и назначении генерального директора (либо заверенную руководителем копию).

— Копия свидетельства о государственной регистрации юрлица.

— Копия свидетельства о постановке на налоговый учет.

— Копия листа записи об изменениях (в том случае, если они вносились в учредительные документы).

— Уведомление о постановке на учет обособленного подразделения.

— Справка из банка о подтверждении внесения уставного капитала или документы заменяющие её.

— Оригинал платежного поручения, подтверждающий оплату госпошлины (65000 рублей за год, если лицензия на пять лет, то 325 000 рублей).

— Копия свидетельства о собственности или оригинал договора аренды (субаренды).

— Технический паспорт или паспорт БТИ с характеристиками помещения или замещающие его документы.

— Копия приказа о назначении генерального директора.

— Доверенность.

— Копия карточки регистрации контрольно-кассовой техники в налоговой.

— Выписка из ЕГРЮЛ, полученная не позднее месяца назад.

— Выписка из ЕГРН с графическим приложением (если есть).

— Печать.

— Карточка контрольно-кассовой техники.

— Уведомление о начале деятельности (Кафе) из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Управление Роспотребнадзора).

Список документов для получения алкогольной лицензии

Если бы мы сделали ошибку хоть в одной запятой, то могли бы потерять всю сумму госпошлины. Чтобы получить лицензию, нам потребовалось два месяца: мы долго искали компанию-подрядчика и собирали документы. Поэтому мы решили перестраховаться и воспользоваться услугами профессионалов.

Что они сделали:

  • подготовили полный пакет документов для подачи;
  • составили заявление;
  • взяли на себя общение с арендодателем, поскольку он не понимал для чего нам все запрашиваемые документы (это заняло длительное время);
  • запустили работу с ЕГАИС и научили пользоваться;
  • подали документы на регистрацию;
  • осуществляли коммуникацию с департаментом торговли;
  • сопровождали выездную проверку из департамента;
  • забрали лицензию, передали нам.

Например, в какие даты необходимо проверить отсутствие задолженности перед государством (даже по пеням), поскольку даже мы будем должны одну копейку, нам откажутся выдать лицензию и мы потеряем 65 тысяч рублей. Кроме того, они рассказали о нюансах.

Сами мы не хотели с этим заморачиваться, поскольку у нас и так было много задач по развитию.

Какая выручка? Сколько клиентов приходит в месяц?

Прибыль — в районе 35%. В июле с учётом иностранцев, которые приехали на чемпионат мира, выручка составлила 3,45 млн рублей. Но это ещё не максимальный процент прибыли, мы планируем дойти до 40%.

Мы отслеживаем только тех, у кого есть скидочные карты. А в месяц к нам приходит около 2,5 тысяч посетителей.

Маркетинг

Расскажи, как устроен ваш модуль работы с клиентами.

Приложение синхронизирует все данные с контактной книгой телефона. Я создал приложение на iPhone, которое собирает клиентскую базу как с таблицы бронирования, так и с терминалов, где мы вводим скидочные карты.

На основе этих параметров система присваивает посетителю баллы и формирует рейтинг клиентов. Когда клиент звонит в заведение, у нас отображается его номер, статистика посещений и средний чек. Получается RFM-анализ статистики: Recency, Frequency, Monetary — давность, частота, деньги.

Автоматическое распознавание клиентов

У них всегда невысокая давность, но высокие частота и деньги. На вершине рейтинга — чемпионы. Дальше идут лояльные, потенциально лояльные, недавние, засыпающие, спящие и потерянные клиенты.

Как работаете с чемпионами?

Сообщения идут без всякой рекламы. У нас есть кастомизированная SMS-рассылка, которая по заданным триггерам из Excel-таблицы отправляет «письма счастья» о том, как мы их любим. В сообщении написано не «приходите, мы по вам скучаем», а «спасибо, что вы с нами, мы вас любим».

Вы меряете конверсию по этой рассылке?

Я стараюсь на ручном управлении спрашивать, получали ли они «письма счастья». Это тяжело. Иногда заметно, когда люди публикуют скриншот сообщения в Instagram.

Ты говоришь, что есть засыпающие клиенты.

По ним тоже настроена догонялка: система автоматически уведомляет управляющего, что такому клиенту нужно внимание.

Что в этом случае делает управляющий?

Мы их возвращаем по SMS, но никаких дополнительных скидок не даём. Мы не имеем права названивать людям — это самое неприятное. У нас такая политика, потому что у всех постоянных клиентов есть скидочные карты.

Это лояльный клиент, который перестаёт ходить. Если у посетителя статус «нужно внимание», то у него уже, как правило, есть хорошая скидка.

Какой месячный бюджет на маркетинг?

Максимум тратили 400 тысяч рублей. В среднем 350 тысяч рублей в месяц.

Какими инструментами привлечения клиентов пользуетесь?

Мы одна из немногих кальянных, которых пропустила администрация «ВКонтакте». Google Ads, «Яндекс.Директ», «ВКонтакте».

У нас в ленте можно найти две фотографии с кальянами. Мы не пушим кальяны и никогда не делаем на них акцент. Весь акцент построен на приятном отдыхе.

Это главное в рекламе — нужно продавать не кальяны, а уютную атмосферу.

Помимо этого, приводим блогеров. У нас приоритетное размещение в «Яндексе» и «2ГИС».

Какой канал самый эффективный?

Google Ads.

Почему-то думал, что Instagram.

Если вся реклама из разных каналов приносит в сумме 600 тысяч рублей, доля Instagram — всего 30 тысяч рублей. Пробовали, запускали три раза, но всё очень плохо.

«ВКонтакте» был хороший таргетинг, но приходов мало. В Instagram слабый таргетинг. Они приводят одинаковое количество людей. Самые классные каналы — Google Ads и сарафанное радио.

Какой рекорд по посещаемости?

В прошлой кальянной тоже был один посетитель, которому дешевле было у нас работать, чем в офисе. Один клиент пришел к нам 45 раз за месяц. К тому же он получал кальян — ему это нравилось, вот он и ходил к нам.

Какой максимальный чек за всю историю заведения?

Москвичи максимально заказывали на 26 тысяч рублей. Недавно на футболе иностранцы потратили 50 тысяч рублей.

Кто ваша целевая аудитория?

По профессии — предприниматели, программисты, художники. Посетители в возрасте 25-34 лет. То есть люди, которые связаны с искусством, финансами, бизнесом.

А на практике?

Я держу в голове портреты конкретных людей. Совпадает. Я вижу, кто самый приятный или лояльный клиент, кто больше всех оставляет и даёт больше обратной связи.

У нас есть посетители в возрасте 18-24 лет, но мы стараемся фильтровать аудиторию. Иногда примешивается более молодая аудитория. Например, отключили таргетинг на этот возраст в Google.

С чем это связано?

Они могут громче общаться, чем другие люди. Часто так бывает, что более молодая аудитория ведёт себя более вызывающе. Они приносят много алкоголя и сильнее напиваются. Мы разрешаем приходить со своим алкоголем.

Кого ты считаешь конкурентом?

Сказать, что мы сильные конкуренты, было бы неправильно. Есть хорошие сети — «Мята Lounge» и HookahPlace. Мы стараемся занять уровень выше — выше чеки, дороже мебель, выше сервис.

Всё влияет на несколько ключевых показателей: возвращаемость, конверсия и процент ФОТ. Автоматизация даёт нам много конкурентных преимуществ. Это влияет на возвращаемость и конверсию. Мы стандартизируем процессы за счёт ИТ-системы, и клиенты получают качественную услугу.

Я не считаю нас калянной, мы сами не знаем, как правильно называться. Сложно сказать, что мы конкуренты, кроме того, что они тоже продают кальян. Наверное, lounge club — это гостиный формат.

Поэтому одна из основных задач дизайна — уютное зонирование. Много гостиных в одном месте, чтобы люди были как можно дальше друг от друга, но чувствовали себя как дома.

Расскажи о трёх главных трендах на московском кальянном рынке.

Из главных трендов новых кальянных — количество переходит в качество. Тяжело сказать. Я немало видел заведений, которые импонируют мне по визуальной составляющей. Это закон, который начинает работать, поэтому открываются очень приятные заведения.

Заведения становятся похожими не на гаражный, а на профессиональный бизнес. За счёт количества многие предприниматели в рамках более конкурентного рынка умнеют и начинают пользоваться ИТ-решениями.

Удивительно, но в мире Россия лидирует по кальянной индустрии и кухне. Кальянные стали использовать очень много российского инструментария: кальяны, чаши и табак. Мы работаем в основном на всём российском. Может быть, по объёму производства нет, но по качеству — однозначно да.

ИТ-система и геймификация

Ты говорил, что создаёшь собственную ИТ-платформу.

Да, но сейчас это пока что больше отрывки общей системы, которую мы параллельно документируем в техническое задание будущему ИТ-отделу.

Это скетч будущей системы, мы разрабатываем его с 2015 года. В эти отрывки входят автоматизированные таблицы в «Документах Google», которые помогают проводить аналитическую и рекламную работу. Также у нас есть два собственных iOS-приложения.

Расскажи подробнее о модулях.

Эта система экономит нам огромное количество сил и времени. Возьмём, например, расчёт зарплат. Мы привели её в необычный формат.

Например, 100 рублей в час плюс 10% от продаж. Многие заведения используют простые системы оплаты: выход на смену плюс процент. Мы действуем по-другому.

Модуль зарплат. Фамилии мастеров скрыты по этическим соображениям

В верхней части таблицы — краткая сводка, сколько составляют расходы на ФОТ сейчас, а также прогноз — сколько они составят, если сотрудники выполнят и перевыполнят план. Так выглядит наш модуль зарплат.

Далее идут блоки производительности — как часто сотрудники выполняют и перевыполняют планы. Поле «Средний чек» — это средняя выручка, которую приносит каждый сотрудник в свою смену.

Остановимся подробнее на мастерах. Три блока ниже — это разбивка по зарплатам мастеров, администраторов и директоров. Как и в других заведениях, их зарплата зависит от двух величин — фиксированной ставки и процента от месячной выручки.

Фиксированная ставка 100 рублей в час сохраняется (столбец «Смены»), а процент (столбец «Бонусы») рассчитывается иначе.

%»). В начале месяца у каждого мастера есть базовые 3% (столбец «Баз. Ещё 3,5% зависят от экзаменационного балла — сотрудники периодически проходят аттестацию. В зависимости от срока работы можно получить ещё 1,5%.

Кроме того, каждый день можно получать дополнительные 0,13% и 0,16% за выполнение и перевыполнение плана на своей смене. Каждый раз, когда мастер выходит на работу в свою смену, а не меняется с другим мастером, он получает 0,1%. Всё это учитывается в столбце «+%».

Они все регламентированы в 70 пунктах. Есть и понижающие коэффициенты (столбец «-%»). В среднем месячный штраф сотрудника не превышает 2500 рублей. Сотрудник получает штраф, если неправильно указал детали брони или неверно закрыл чек, если в туалете нет бумаги, или он получил жалобу от постоянных гостей.

И получается, что зарплата мастера (столбец «Итого») начинается от 100 тысяч рублей, а в других заведениях — 50-60 тысяч рублей. Если в конце месяца план выполнен, мастер может получить бонус: до 18% от выручки, заработанной в свои дни. В футбольный месяц они получили около 150 тысяч рублей.

Количество отработанных часов регистрируется через приложение с терминала на ресепшене, где сотрудники отмечают открытие и закрытие смены. Все эти данные в таблице обновляются в режиме реального времени без моей помощи (в таблице приведены данные на 13 сентября — vc.ru). Планы и сверхпланы считаются из таблицы движения денежных средств, а количество отработанных смен — из «Календаря Google».

То есть у него есть возможность повлиять на свой доход. Каждый мастер может открыть аналитику и увидеть, сколько он заработает в конце месяца.

К каким эффектам привела система?

Раньше я ставил их больше для себя — чтобы понимать, какой будет выручка и как планировать расходы. Во-первых, мастера начали выполнять планы. Во-вторых, активность сотрудников в течение месяца стала распределяться равномернее.

Если сотрудники его выполняют, то каждый получает дополнительный бонус в 2% к своим базовым 10% от выручки. Раньше было так: например, у нас есть месячный план в 1,5 млн рублей.

То есть они три недели работали, а в последнюю неделю работали на износ. Это работало в том случае, если сотрудники в последние недели понимали, что выполнят план.

А я понимаю, что отчасти это не его проблема. Или, например, мне звонил управляющий и говорил: «Андрюха, мы не выполним план». Потому что это я не задал правильную систему мотивации.

Какая у вас текучка?

Правда, мы пока работаем всего пять месяцев. В новой кальянной — ноль человек. На новом месте мы универсализировали работу и отказались от хостес и барменов.

И каждый из них совмещает позиции кальянщика, бармена, хостес и официанта. В этом заведении у нас работает уборщица, которая выполняет рутинные обязанности, но в целом за чистотой в зале следят все мастера.

Мастера знают его практически наизусть, мы проверяем знания каждый месяц. Выше я говорил про аттестации — наш регламент состоит из 250 страниц в «Google Презентациях». Сама аттестация — это около 300 вопросов в «Google Формах».

Мне нужно систематизировать, регламентировать и автоматизировать её так, чтобы сделать эффективнее и платить им больше. Основной элемент, который мы улучшаем — это работа мастеров.

Как мастера понимают, кому какое место занять и когда пора меняться?

Например, он видит, что мастер устал стоять за баром, тогда он переводит его на встречу гостей. Сейчас — с помощью управляющего, который проводит ротацию в ручном режиме. В будущем мы купим Apple Watch, которые будут проводить ротацию автоматически.

Это уже не рядовой сотрудник, но ещё не управляющий. В «Додо Пицце» есть позиция менеджера смены. В его задачи входит распределение обязанностей.

Функцию менеджера смены будут выполнять часы на каждом сотруднике. Мы хотим отказаться от этой должности, чтобы сократить ФОТ и держать зарплаты на высоком уровне.

Они будут запрограммированы так, чтобы самостоятельно определять нагрузку на том или ином участке (ресепшен, коктейльном или кальянном баре) и расставлять сотрудников.

Планы

Как ты себе представляешь ИТ-систему, когда она будет готова?

iPad могут стоять на барах, помогать делать трекинг заказов и показывать технические карты по приготовлению. Это будет SaaS-решение, совокупность приложений для Mac, iPhone, iPad и Apple Watch — мы пока держимся на технике Apple. Это общая «умная» система вроде «Алисы». У уборщицы есть iPad, который вовремя говорит ей, когда и что нужно сделать.

Это большая проблема у многих заведений — никто не занимается Business Intelligence, а это очень важно. Самый главный модуль системы — это облачное решение, которое даёт руководителю полную бизнес-аналитику.

Это регламенты, экзамены, полная прозрачность расчётов зарплаты и всех изменений. Очень много блоков будет посвящено сотрудникам. Это график планирования смен со встроенной возможностью общаться внутри системы, чтобы не приходилось создавать чаты во «ВКонтакте» или Facebook.

Также появится модуль финансового планирования, с помощью которого управляющий сможет отслеживать движение денежных средств — не только текущих, но и запланированных. Один из модулей поможет нам автоматизировать SMS- и email-маркетинг по «умным» событиям.

Поскольку есть наличный и безналичный расчёт, то между ними нужно всегда попадать в баланс, чтобы не уйти в минус и не задержать зарплаты.

Все функции для управления персоналом будут в iPad — так получится «умная» карта для кальянной. Будет налоговый модуль, модуль для склада, инвентаризации, наполнения меню и технических карт.

Наверняка в системе будут какие-то элементы геймификации? Ты любишь игры.

Она станет возможной, только когда мы сможем оцифровать как можно больше данных. Да, это футуристичная вещь, которая относится к задачам второго порядка.

Показываешь его сотруднику и говоришь: «Ты на последнем месте уже три месяца, напрягись». У нас уже сейчас есть элементы геймификации — это рейтинг сотрудников, который мотивирует их работать лучше, особенно в долгосрочной перспективе.

В дальнейшем мы введём дейлики — ежедневные квесты, как в World of Warcraft, но для этого нужно создать конфигуратор квестов: кодить вручную будет долго.

Как будут выглядеть эти квесты?

Например, в начале рабочего дня ставим задачу мастеру: продать не менее десяти порций Coca-Cola. Мы привязываем к квестам параметры системы. У управляющих будут свои квесты — например, поднять процент прибыльности с 35% до 38%.

Получается, что ты играешь в игру и выполняешь эти квесты. Всё, что можно померить внутри системы, можно привязать к рамкам зарплаты.

Не боишься, что люди втянутся в процесс и умрут на работе от переутомления?

Мы всегда обсуждаем это с ребятами. У нас есть ограничения, когда нельзя работать больше определённого времени.

Для нас главный фактор, чтобы сотрудники хорошо зарабатывали и успевали жить. Переработки — это всегда их плюс, но они зарабатывают деньги, чтобы жить.

Что ты планируешь сделать в ближайший год, помимо ИТ-платформы?

Мы нашли деньги на открытие второго пространства, начнём в октябре. Хотим открыть ещё два заведения. Нужно найти партнёра и деньги. К третьему заведению приступим в конце декабря — начале января.

Как это бывает у людей без опыта, он вилами на воде писан, но всё равно иметь его под рукой — верить в показатели, которые мы написали. У нас есть большой бизнес-план на семь лет вперёд.

Мы хотим открыть около пяти точек в Москве, четыре точки в Санкт-Петербурге и потом выйти за рубеж.

Во сколько оцениваете затраты на ИТ-систему?

Сейчас мы наняли технического директора (он параллельно работает в отделе анализа данных одного крупного международного производителя графических карт) и вместе с ним составляем документацию и смету. Сложно оценить полные затраты.

В ИТ-отделе будет семь человек: два фронтенд-разработчика, два бэкенд-разработчика, один UX/UI-дизайнер и мобильный разработчик.

Глобальная идея — развиваться дальше по франшизной модели. Мы планируем использовать эту систему не только в наших заведениях. Ещё наймём старшего маркетолога и финансиста. А это потребует круглосуточной службы поддержки.

Месяц будет обходиться в 2,5 млн рублей. За один год на всё это мы потратим около 30 млн рублей. А там всё зависит от скоростей.

Где ты планируешь найти эту сумму?

Есть пара знакомых, которым очень понравился наш ИТ-подход и показатели. Мы ведём переговоры с частными инвесторами. Мы пока рассматриваем частных инвесторов. Понятно, что с деньгами всегда сложный вопрос. За поиск инвесторов и стратегию отвечает мой партнёр.

Ты не боишься, что из-за продажи франшизы упадёт качество?

ИТ-система нужна не только, чтобы отслеживать конверсию и возвращаемость. И мы, и весь ИТ-отдел будем работать над стандартизацией качества. Она будет упорядочивать бизнес-процессы.

Если нет, то мы включим дистанционные камеры или отправим тайного покупателя. С помощью бизнес-аналитики мы можем посмотреть, что происходит и соответствует ли ситуация нормальным показателям.

Человек должен купить не просто бизнес, а приобрести заработок. Я перфекционист, поэтому моя задача — не дать закрыться ни одной точке как минимум, а максимум сделать их одинаково прибыльными.

Предприниматель вкладывает деньги и надеется, что мы поможем и сократим его риски. Это то, для чего должна существовать франшиза. Если мы этого не сделаем, значит, у нас что-то не получилось.

Кальянная есть уже на каждом углу. Тебе не кажется, что рынок станет слишком насыщенным?

Мы не собираемся открывать много кальянных. Это замечательно, поэтому пусть рынок расширяется. Мы только рады, когда расширяется рынок. Мы собираемся открывать несколько качественных кальянных с высоким процентом возврата людей, более высокими чеками и рентабельностью.

Когда появляется больше кальянных, то количество людей, которые курят кальян, не увеличивается.

Приходит немало людей, которые ни разу не курили кальян. Увеличивается, я это чувствую в Chilling. Люди возвращаются, и рынок разрастается. Бывали отзывы, когда человек был два года назад в кальянной в подвале и не знал, что в городе уже появилось что-то нормальное.

Это пропаганда курения. У тебя не возникает этических противоречий?

Здесь нужно правильно поставить себе вопрос — что именно меня беспокоит. Возникает. На этот вопрос тоже сложно ответить.

Я сам занимаюсь спортом и пропагандирую его. Большинство мастеров курят только на сменах и любят спорт. Это может быть внутренним чувством долга.

Идеология нашего бренда — это дать людям второй дом вне их родного дома. Мы не строили заведение, чтобы люди здесь скуривались.

Мнение конкурента

Попытки сделать удобную программу для управления кальянной идут уже не первый и не второй год, на рынке есть много как бесплатных, так и не дорогих платных решений. В любом современном бизнесе нужны современные решения и кальянная индустрия не исключение. Однако лидера, который удовлетворял бы всем запросам, нет.

Например, Poster. С другой стороны, кальянная в этом смысле не сильно отличается от бара или ресторана, а для управления общепитом давно создано много качественных решений, которые доминируют на рынке.

Сейчас сеть HookahPlace находится в фазе тестов и перехода от сторонних систем на собственный продукт. Нужна ли кальянщикам своя отдельная система, я не уверен, но мы, как владельцы франшизной сети кальянных из 160 заведений, решили, что правильно будет работать на своей системе, специально разработанной под наши запросы.

Антон Гайворонский

сооснователь сети кальянных HookahPlace

#интервью


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Мусорная» ДНК может спровоцировать наркотическую зависимость

И, помимо изученных данных о влиянии психостимуляторов на различные нейромедиаторы и отделы нашей центральной нервной системы, согласно заявлению экспертов Оксфордского университета и Афинского университета, в механизмах формирования зависимости может быть повинна наша ДНК. Человеческий организм устроен таким образом, что некоторые ...

Нейросеть «Яндекса» улучшила качество советских мультфильмов

К счастью, нейронные сети уже научились повышать качество изображений в реальном времени. Ручная реставрация кино и мультфильмов — долгая и кропотливая работа. Ее эффективность уже была доказана в мае 2018 года — она повысила четкость семи старых фильмов о Великой ...