Хабрахабр

Встречаем Яндекс.Телефон — теперь официально

Представляем Яндекс.Телефон — это первый смартфон, который объединяет привычные приложения Яндекса в единую экосистему, в центре которой находится Алиса.

Мы объясним, чем определитель номеров Яндекса отличается от простого поиска по каталогу организаций. Сегодня мы расскажем читателям Хабра, почему тесная связь с «железом» так важна для любого голосового помощника. Расскажем о каталоге приложений и ответим на другие вопросы.
Вспомним про машинное обучение и сравним клавиатуры.

Алиса

Впервые мы рассказали историю Алисы и её технологий читателям Хабра ещё год назад. За это время она поселилась во многих приложениях Яндекса, в Станции и даже в устройствах наших партнёров. Алиса обучилась новым навыкам, созданным сторонними разработчиками с помощью платформы Диалоги. Многие пользователи полюбили Алису. В том числе читатели Хабра, если верить результатам опроса из стороннего поста.

Но сделать это не просто. Изначально Алиса работала лишь внутри приложений Яндекса, но люди хотели бы обращаться к ней с любого экрана или даже не касаясь телефона. И не только из-за ограничений операционных систем.

Но чтобы помощник не только понимал речь, но и умел реагировать на «Слушай, Алиса», нужно кое-что ещё. Качественное распознавание голоса – тяжелая задача для любого современного «железа», поэтому Яндекс, как и некоторые другие лидеры индустрии, использует нейросети в «облаке».

Это дорого и долго. Устройство не может позволить себе отправлять в сеть все окружающие звуки. Но даже такое простое решение нуждается в специальном сопроцессоре, который будет отрабатывать голосовые сценарии, экономя ресурсы основного CPU. Инженеры решили эту задачу с помощью небольшой нейросети, которая работает на устройстве быстро и экономно и реагирует лишь на активационную фразу. А значит, Алисе нужен собственный смартфон. Но доступ к подобному «железу» любого устройства закрыт для сторонних приложений.

Это значит, что теперь Алиса услышит вас поверх любого экрана системы. Яндекс.Телефон использует платформу Qualcomm Aqstic для работы со звуком. Теперь она ведёт себя проактивно. Алисе больше не нужно стесняться своих возможностей — система больше не ограничивает её. И сделает это не в виде серых системных уведомлений, а в формате диалога. Например, подскажет погоду или ситуацию на дорогах прямо на главном экране.

Если включить Smart Unlock, то помощник отзовётся, даже если аппарат просто лежит где-то рядом. Необязательно держать Телефон в руках. Например, перед сном можно с закрытыми глазами попросить Алису завести будильник, включить звуки природы или выбрать сказку для ребёнка.

Можно долго рассказывать об Алисе, но вернёмся к основной функции любого телефона — к возможности совершать звонки.

Справочник Яндекса

Яндекс специализируется на поиске. В том числе на поиске организаций. У нас есть Справочник, который содержит информацию об организациях России. Их адреса, номера, режим работы и отзывы клиентов. Эти данные пополняются и корректируются как пользователями, так и организациями.

Например, через Карты или просто в Поиске, чтобы позвонить в один клик из результатов. 46 млн человек в месяц ищут организации с помощью Справочника. Теперь можно искать организации прямо в телефонной книжке. В Яндекс.Телефоне им станет ещё проще это сделать.

Если номер есть в нашей базе, то пользователь Телефона увидит название организации. Справочник также используется в качестве определителя для входящих звонков. Но это лишь верхушка айсберга нашего определителя.

Определитель номеров Яндекса

Весной мы рассказали читателям Хабра историю создания нового определителя номеров Яндекса. Он использует не только данные Справочника, но и явные отзывы людей о входящих звонках. Эти отзывы оставляют пользователи приложения Яндекс для Android. И их много. Поэтому поверх всех наших знаний мы применяем машинное обучение, чтобы классифицировать неизвестные номера и предупреждать людей о нежелательных звонках.

Например, о рекламе, мошенниках, опросах или даже коллекторах.

Клавиатура Яндекса

Яндекс ещё в прошлом веке научился искать в интернете с учётом морфологии и других особенностей русского языка. Кроме того, пользователи рунета каждый день вводят в Яндексе сотни миллионов запросов и часто ошибаются. Поэтому наш Поиск научился не только разбираться в правилах языка, но и понимать закономерности ошибок.

Наша клавиатура использует машинное обучение для проверки правописания и формирования подсказок. Этот опыт мы применили в клавиатуре Телефона, которая обучается на реальных и актуальных запросах пользователей. Специальная ML-библиотека работает исключительно локально и не отправляет введённый текст в сеть.

Небольшое сравнение подсказок клавиатуры Яндекса (слева) с подсказками другой популярной клавиатурой для Android:

Клавиатура Яндекса учитывает не только соседние буквы и слова, но и геометрические факторы. Для качественной применения машинного обучения важны факторы, которые и будут анализироваться. Так, если человек коснулся границы кнопки, это может быть признаком промаха. Например, учитывает, в какую именно точку экрана нажал пользователь.

То есть не исправить слово после ввода пробела, а изначально подставить правильную букву! После учёта всех факторов клавиатура может либо согласиться с вариантом пользователя, либо предложить ему традиционную подсказку, либо самостоятельно подменить букву. Это применяется только при значительной уверенности в ошибке пользователя и позволяет ускорить набор текста.

Работа с исправлениями и языком в целом в рамках клавиатуры заслуживает отдельного поста, с которым мы постараемся вернуться в будущем.

Система и железо

В основе Яндекс.Телефона операционная система Android 8.1, которую мы планируем обновлять и уже работаем над версией 9.0. Поэтому мы бережно обращались с компонентами Android Open Source Project, чтобы не усложнять себе процесс сборки новых версий, и наши пользователи могли получать обновления как можно раньше.

В Телефоне установлены каталог Google Play и его сервисы, необходимые для нормальной работы привычных приложений. Искать и устанавливать новые приложения просто. Хотите сменить поиск, помощника, браузер или карты? И никаких ограничений. Использовать сторонний лончер? Пожалуйста. Без проблем.

Это средний ценовой сегмент. Цена Яндекс.Телефона — 17990 рублей. Например, мы не стали отказываться от NFC, потому что бесконтактная оплата — это удобно. Он достаточно массовый, чтобы устройство могли себе позволить не только единицы, но не на столько, чтобы экономить на важном. Для защиты от царапин используем стекло Gorilla Glass как спереди, так и сзади. Как и сканер отпечатка пальца. Кстати, «джек» на 3,5 мм тоже никто не выбрасывал. Ещё важно вспомнить про чип Qualcomm Aqstic, который не только помогает Алисе работать с голосом, но и обеспечивает достаточно качественный звук. А вот «чёлки» на экране у нас нет.

Спецификация картинкой

Мы стремились создать полезное, удобное и доступное устройство, без «велосипедов» и спорных решений. Яндекс.Телефон — это первый смартфон, который объединяет технологии Яндекса и решения наших партнёров в единую экосистему, в центре которой находится Алиса. И будем рады любым отзывам и идеям от читателей Хабра. Мы верим, что у нас получилось. Спасибо!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть