Вселенная трансформеров Лахта Центра. Эпизод 1: вверху и внизу
Вы верите, что трансформеры существуют? А если покажем?
Если хотите узнать, во что он превращается, как это происходит и других секретах трансформации, приглашаем в гости. Один из них живет в Петербурге, на улице Высотной, дом 1. Большинство из них сосредоточенно в Многофункциональном здании. Добро пожаловать под кат!
Лахта Центр — это не только офисы, но и общественные пространства.
Но именно он — первый в Петербурге автоматизированный зал-трансформер! Тут – спортивный центр, планетарий, научно-образовательный центр, театрально-концертный зал… Вот, казалось бы, насчет последнего – что мы там не видели!
Для этого не нужно делать то, чем хоть раз в жизни, да занималось большинство из нас– таскать стулья, сдвигать столы, собирать скамьи из подручных материалов, вешать проектор, тянуть провод, собранный из пяти удлинителей… В один день в нем можно провести ток-шоу, фуршет, бал, театральную постановку и небольшой концерт.
Нажатием кнопки лекционная зона с сиденьями-ступенями превращается в подиум для модных показов, театр с оркестровой ямой или бальный зал с ровным полом.
Разрез из рабочей документации Конфигурация зала-трансформера Лахта Центра: зал с подиумом.
Одноуровневый зал со сценой
Классическая партерная рассадка со сценой
Поговорим о том, как это происходит. Все это – один и тот же зал и лишь часть его воплощений.
Lift me up!
Источник
Сцена может сровняться с полом, а дальше — еще снизиться, став оркестровой ямой. Многофункциональность зала обеспечена системой трансформации, которая позволяет поднимать или опускать отдельные элементы интерьера.
Занимать разное положение могут ряды кресел – вплоть до ухода «в подполье» или образования амфитеатра со ступенями-скамьями.
На примере Драматического театра в Клайпеде, где реализован тот же принцип
Эти и другие трансформации происходят с помощью системы спиралифтов от Gala Systems.
За плечами GS – около 1700 проектов в 65 странах, но полных трансформеров (сцена+зал) из них – всего 30. Технология Spiralift / Спиралифт, разработана компанией Gala Systems – мировым лидером в производстве оборудования для концертных залов. Трансформер – редкость по мировым меркам. И это с учетом того, что производитель специализируется на таких решениях. Здорово, что мы можем посмотреть на него вживую.
По словам Евгения Локтева, директора по строительству компании-подрядчика «Имлайт ШОУТЕХНИК» — трансформер Лахта Центра – это первый в России зал с технологией спиралифтов, «аналогов нет».
Например, в Air Canada Centre (Торонто) или Театре Лиуре (Барселона) – на коллаже примеры трансформации пространства последнего
Среди зарубежных залов эта система применена на ряде знаковых объектов.
Посмотрим, как они устроены. Плюсы технологии в том, что спиралифты производительны – показатель эффективности оборудования достигает 80%, а также — компактны, малошумны, экономичны и просты в обслуживании.
Устройство спиралифта
В основе спиралифта – две свернутые серпантином полосы, в сложенном состоянии занимающие очень мало места. Полосы выполнены из высокопрочной нержавеющей стали марки 301.
Если снять крышку, то можно увидеть это: В нижней части колонны — корпус подъемного механизма спиралифта.
Толщина бухты – примерно полтора сантиметра. За корпусом скрывается система из электромеханических приводов с червячной передачей и главный герой —небольшая бухта стальной полосы. Gala System позиционирует этот механизм как самую компактную подъемную систему в мире.
Толщина свернутой серпантином стальной полосы
Волшебство начинается при поступлении сигнала – две металлические ленты из бухты плавно раскручиваются и, переплетаясь, образует прочную стальную колонну. Пока не видишь спиралифт в деле, трудно поверить в его возможности.
Источник
Стальная полоса, формирующая колонну
Колонны спиралифтов
В зависимости от типа оборудования, спиралифт поднимает до 18 тонн на высоту до 12 метров. Вырастая, колонна обеспечивает подъем груза. До этой отметки колонна у наиболее быстрых типов спиралифта дорастает за минуту.
Так он выглядит: В движение ленты спиралифта приводит электромотор мощностью всего 1,5 кВт – сравнимо с электрочайником.
Здорово и просто! Таковы составляющие устройства спиралифта.
Спиралифты и трансформер
В зале-трансформере Лахта Центра спиралифты работают группами. У каждой – своя зона ответственности. Объединить усилия группы помогают подъемные платформы.
Место крепления подъемной платформы
Свою подъемную платформу имеет каждый ряд кресел зала.
Платформы кресел, вид снизу
Платформы кресел – вид сверху
Всего таких платформ для кресел – 27 штук. Каждая платформа стандартного ряда движется вверх и вниз при помощи трех спиралифтов и двух электромоторов.
Та составлена из 5 подъемных платформ, а каждая платформа – из 3 автономных площадок. Своя группа спиралифтов обслуживает сцену. Каждая может подниматься и опускаться, а все 15 элементов создавать десятки конфигураций!
Площадки подъемных платформ сцены
Туда могут привезти оборудование для очередного мероприятия. Самая «небогемная» группа спиралифтов трудится на уровне логистического проезда, который проходит под атриумом Многофункционального здания.
Грузы прибывают прямо на уровень сцены или в трюм зала. Подъёмник на четырех спиралифтах понимает грузы с уровня логистического проезда и до отметки разгрузочной зоны трансформера. Такой подъемник может поднять до 3, 5 тонн за раз.
Сложно ли монтировать зал-трансформер?
Это сравнительно легкая система для установки и обслуживания. Гениальное – просто, спиралифт – не исключение. Если у колонны спиралифта будет отклонение – ряд может заклинить из-за перекоса.
Главное – точно и аккуратно все смонтировать.
Во-первых, за бригадами следит собственная служба строительства подрядчика по залу, компании «Имлайт ШОУТЕХНИК». Сергей Шешуков, инженер отдела строительного контроля Лахта Центра:
— Контроль качества выполнения работ на объекте очень жесткий и многоуровневый. И наверху этой пирамиды — специалисты отдела строительного контроля Лахта Центра. Во-вторых, есть еще один подрядчик, компания AECOM, которая специализируется именно на контроле качества.
Достаточно одной кнопки
Управление трансформацией зала — еще один простой, а значит — хорошо продуманный вопрос. Запустить механизм превращения можно нажатием всего одной кнопки на пульте единой системы управления, который расположен в закулисье.
Слово — проектировщикам:
«…Все подъемы объединены единой компьютерной системой управления, обеспечивающей возможность одновременной и при необходимости синхронной работы любого количества подъемов в любой конфигурации в автоматическом режиме, независимо от направления движения с заданной для каждого подъема скоростью… Система позволяет сделать запись и сохранить в памяти отдельные сценарии и их последующий вызов с возможностью корректировки количества отдельных элементов и их параметров…» /Выдержка из проектной документации/
Выбираем, например, на тачскрине центрального пульта «Сценарий № 2», пуск – и беззвучно закручиваются ленты спиралифтов, плавно появляются кресла там, где только что был пол, меняет конфигурацию сцена… Весь процесс превращения занимает от 10 до 20 минут в зависимости от сценария.
Главное, чтобы они ничего не забыли, уходя на перерыв – иначе не исключено, что пропажу придется искать в трюме… Да, кстати, откуда тут трюм? Выйдя в антракте, гости возвращаются в уже совсем другое пространство.
***
Добро пожаловать в трюм!
Трюмом в театральной среде называют пространство под сценой. В случае Лахта Центра ближе будет морская трактовка – пространство между нижней палубой (= полом всего зала) и днищем судна (= полом собственно трюма как нижней отметки объекта).
Большое «подполье» нужно чтобы разместить систему трансформации – какими бы компактными не были спиралифты, место им все равно нужно. В трансформере технический уровень пролегает под всем пространством зала.
Трюм, техническое пространство под полом зала-трансформера Лахта Центра
Так и есть – ход варьируется от 2, 5 до 5, 3 метров в зависимости от расположения поднимаемых кресел. На фрагменте инфографики видно, что спиралифты имеют разную высоты подъема. Поэтому и высота трюма – величина переменная.
Когда зал будет превращаться в амфитеатр или ровную площадку, кресла сделают вот такой синхронный порядный маневр: Помимо спиралифтов в трюме могут находиться кресла.
Кресло с механизмом опрокидывания
Или наоборот – смотря какие стоят задачи. Переворот – и они под полом. Пока же кресел в зале нет – их установят в последнюю очередь, после монтажа театрального оборудования и отделки. Должно быть, это синхронное опрокидывание — отдельная красота. Но сегодня уже можно прогуляться по трюму, заполненному спиралифтами, как удачливый пиратский корабль – сокровищами, то есть — под завязку.
Колонны спиралифтов, платформы, электромоторы… А не так давно тут было совсем по-другому.
Начало
Сборка первых двух платформ трансформера Лахта Центра.
Там целых два уровня! В зале-трансформере своя жизнь будет не только под ногами зрителей, но и выше – за потолком. Сейчас узнаем, что будет твориться над головами ничего не подозревающих театралов или делегатов конференций…
Когда зрители у твоих ног
Эй вы там, наверху!
Наверху находится очевидное и невероятное.
Это все так и называется – «Верхняя механизация сцены». Из очевидного – на верхних уровнях монтируются осветительные приборы, занавес, механизмы для подъема и опускания декораций. Для трансформера Лахта Центра система разработана компанией «Имлайт ШОУТЕХНИК».
Визуализация оборудования верхней механизации зала
На фото ниже – фермы, где закрепят софиты, прожекторы и другие осветительные приборы с разными углами раскрытия луча, силой света, сменными разноцветными стеклами и разным призванием Посмотрим на некоторые элементы этой системы.
По закулисью пройдут световые галереи, встанут маяками поплановые световые башни. Конечно, софиты и осветительные головы расположатся не только на этих фермах. Уже сейчас номенклатура приборов включает 11 разнообразных видов
Кажется, какие-то из них уже начали устанавливать:
Над сценой раскинется множество переходных галерей и мостиков
Вид на софитные фермы и пространство будущей сцены из боковой галереи
Сборка переходных галерей
Правда, на этот раз – ничего необычного – старые добрые лебедки. На верхних уровнях тоже есть свой парк подъёмных механизмов. Они – движущая сила занавеса и части декораций
Тут же -места установки лебедок для спуска-подъема технологического оборудования
Переходные галереи.
Механизмы для горизонтального перемещения занавеса, декораций, другого оборудования
Можно сказать, что в запотолочном пространстве скрывается мозг и душа нашего трансформера. За переходными галереями начинаются помещения с самым разнообразным назначением — от репетиционных до всевозможных аппаратных – дымерных, светорегуляторных, видеопроекционных, от операторской синхронного перевода до полустационарной телестудии! По крайней мере тут сосредоточены основные интеллектуальные функции – даже те, которые очень сложно заподозрить у небольшого зала на 494 посадочных места….
Заглянем за пару дверей?
Слева — торцевые грани стеклянного фасада – те самые, что с отрицательным углом наклона. Это – звукорежиссерская комната. Ребра колонн защищены накладками Сейчас они закрыты толстой фанерой для защиты от отделочных оказий.
Глядя на панораму в 90 градусов, срочно хочется стать звукорежиссером)
О том, что это – звукорежиссерская, говорит проем в стене:
За проемом – репетиционная
Рабочие производят шумоизоляцию потолка и завершают отделку этого помещения…
В репетиционном зале — также панорамный вид и много естественного света.
Вчера вечером здесь еще был проход, позволяющий срезать путь, а сегодня утром уже монолитная стена. Сергей Шешуков, инженер отдела строительного контроля Лахта Центра:
— Работа идет очень быстро. Вроде только начинали монтировать металлоконструкции, а возвращаешься через две недели – вся верхняя механика уже собрана, взялись за внутреннюю отделку. Стало даже как-то интересно уходить в отпуск.
***
В следующей части поговорим про зрительный зал – место, ради которого трудятся спиралифты в трюме и лебедки в запотолочном пространстве. Впереди – как рассчитать звук у зала, который постоянно меняет конфигурации, эксперимент с манекенами, проясняющий вопрос видимости и поиски дизайна с вдохновением в спорткарах
***
За помощь в подготовке материала благодарим директора по строительству «Имлайт ШОУТЕХНИК» Евгения Локтева, менеджера той же компании Василия Черненко, инженера ОСК Лахта Центра Сергея Шешукова