Hi-Tech

Вот это — поворот. Как мы делаем умный навигационный интерфейс

Руководитель «Яндекс.Навигатора» Михаил Высоковский — о том, что такое принцип контекстности и как он будет решать проблемы водителей.

В закладки

Поделиться

Требования к ней постоянно растут: мало просто построить маршрут до нужного места, сегодня автомобилист ожидает, что навигатор будет показывать лежачие полицейские, шлагбаумы, предупреждать об ограничениях скорости и всячески помогать во время поездки. По мере того, как умнеют автомобили, совершенствуются и системы навигации.

Но обилие данных затрудняет восприятие информации на экране, и считать нужную информацию за доли секунды, — а часто именно столько водитель может позволить себе на дороге — непросто.

Например, навигатор говорит вам, что на развязке нужно повернуть направо, но перед вами три поворота, все они, в общем, ведут направо. Другая проблема — в некоторых ситуациях сложно соотнести карту с реальной местностью. Куда поворачивать — вопрос.

А если голосом?

Именно навигаторы были теми сервисами, которые в числе первых стали использовать эту технологию. Одно из решений — голосовые интерфейсы. Все хоть раз в жизни слышали: «Через 300 метров поверните направо». Так, в «Яндекс.Навигаторе» можно продиктовать название улицы, включить голосовые подсказки от известных дикторов, пообщаться с Алисой или спросить, сколько еще стоять в пробке. Навигатору можно сказать «поехали домой» или попросить найти ближайшую АЗС — и он прекрасно разберётся. В последние годы Яндекс.Навигатор научился не только давать подсказки, но и понимать наши команды.

Как в случае, например, с Таганской площадью в Москве. Однако не всегда сложные места удобно объяснять голосом. Из одной точки здесь расходится несколько магистралей, множество съездов и ответвлений расположены очень близко друг к другу. Каждый водитель в столице знает, что это один из самых адских участков в городе, а фраза «строй маршрут как угодно, главное не заезжай на Таганскую площадь» — в топе распространенных советов для новичков. Мы проводили несколько исследований на этом участке, которые показывают, что объяснение голосом получается слишком долгим, зачастую человек успевает проехать нужный съезд.

Многие люди лучше воспринимают визуальную информацию, им проще бросить взгляд на экран, чтобы быстро понять, куда двигаться дальше. В этом случае схема развязки намного нагляднее. Чтобы не путать пользователя за рулем в многообразии обозначений, мы переосмыслили наш подход к интерфейсу и решили его оптимизировать. Как уже было сказано выше, часто данных на экране слишком много.

То, что нужно, там, где нужно

Первое: на экране нужно показывать только то, что актуально в данный момент – чтобы пользователь не терялся и мог быстро сориентироваться в ситуации. На старте мы сформулировали несколько правил. Получается, чтобы быть полезной и не отвлекать водителя от дороги, навигация должна быть такой, над которой не надо думать. Второе: надо показывать информацию прямо там, где это нужно водителю, чтобы минимизировать сложности ориентирования по карте. Такой подход мы назвали правилами контекстности. То есть быть нативной и максимально контекстной ситуации. С его помощью, мы хотим сделать так, чтобы на навигацию тратилось меньше времени и внимания.

Правда, для этого нужно довольно мощное оборудование, и пока сложно представить, что оно вытеснит имеющийся у всех экран смартфона или бортового компьютера. Именно по этому пути идет развитие всех навигационных систем в мире, причем многие экспериментируют с аппаратными средствами: проецируют маршрут прямо на лобовое стекло автомобиля.

Continental Augmented Reality HUD

Он уже доступен широкому кругу пользователей – на всех устройствах с iOS, а с сегодняшнего дня — и всем пользователям Навигатора на Android. Этим летом мы приступили к тестированию нового интерфейса, созданного по правилам контекста.

Вот что теперь видят пользователи.

Контекстные кнопки

Кнопки приближения, опций и прочих настроек занимают много места по бокам экрана, отвлекая от важных подсказок и маршрута. Самое очевидное, на чём нужно сконцентрировать внимание водителя – следующий маневр. Дальше мы планируем добавлять проактивные виджеты, которые помогут пользователю в зависимости от этапа поездки и текущей задачи. В режиме контекстности кнопки пропадают с экрана во время движения и возвращаются по прикосновению в любое место экрана. Например, навигатор поймёт, что вы приехали, и сам предложит выбрать парковку.

Трансформируем панель маршрута

В общем, много информации. Панель в верхней части приложения одновременно показывает, сколько метров осталось до поворота и в какую он будет сторону, а также время прибытия, текущий балл пробок, ограничение скорости, текущую скорость, следующую улицу и иногда что-то ещё. Мы провели эксперимент: в буквальном смысле заклеили эту панель изолентой — так, чтобы осталась видна только карта и проложенный на ней маршрут — и поехали кататься с пользователями по городу. Панель занимает от четверти до трети экрана: закрывает карту и рассеивает внимание водителя. В итоге мы переработали интерфейс и вынесли обозначение манёвра из верхней панели прямо на линию маршрута. Это оказалось вполне комфортно для водителей, лишь в некоторых местах, где дорога раздаивается и одновременно поворачивает, возникали проблемы – считать такой маневр только по линии на карте сложно. Теперь можно понять, куда и когда поворачивать, не переключая внимания.

Динамическая карта

Мы хотим научить её подстраиваться под то, что в эту минуту важно человеку за рулём. Контекстной времени и месту может быть не только следующий манёвр на линии маршрута, но и сама карта, которая теперь занимает весь экран. Но есть точки, которые служат ориентирами на конкретном маршруте, а есть те, которые к нему не относятся. По ходу движения водителю не нужны на карте все объекты: здания, шлагбаумы, организациии и другие. А вот какую-нибудь высотку, после которой ему поворачивать, подсветить нужно. Двигаясь по проспекту, водитель не интересуется шлагбаумами во дворах по сторонам улицы — значит, их не надо показывать.

Дороги могут быть разного масштаба, начинаться практически в одном месте и быть сложно отделимы друг от друга при беглом взгляде на экран. Или по курсу — сложная развязка со множеством ответвлений. В этой ситуации карта также должна подстроиться – и явно выделить дороги, которые важны в данный момент, а остальные приглушить.

Тема контекстности не исчерпывается этими возможностями — мы продолжаем развивать контекстность в навигаторе и делать так, чтобы он решал еще больше задач в дороге, и показывал то, что нужно в данный момент.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть