Хабрахабр

Вольный опус про найм, собеседования и трэш на рынке IT-кадров

Во всех остальных случаях "в девках" он долго не задерживается. Нынче программист может не найти работу в двух случаях: он либо клинический дятел и неадекват, либо хочет в качестве оклада звездолёт. Так же всем хочется знать цену вопроса и как бы расширить целевую аудиторию, побыстрее найти наилучшее предложение и отвадить всяких отмороженных. Однако вопрос "кто кого на***л?" интересует обе стороны "противостояния". Обо всём этом по чуть-чуть и поразмышляю в текстовой форме. Ну и, конечно же, есть чисто-программерское "чтобы внутренний перфекционист был спокоен".

Про резюме

Резюме не читают

Проблема даже не в том, что резюме не читают, а в том что его вообще не открывают. Таки да, тут недавно уже была отличная статья по этому и соседним поводам.

За неделю прибежало около десятка девочек в скайп с абсолютно однотипными вопросами: "территориальное расположение", "уровень английского", "суммарный опыт коммерческой разработки" и далее по списку. Не так давно лично проводил следственный эксперимент: детально описал всё что может понадобиться hr-у, опубликовал и начал ждать. Но не тут-то было, половина продолжила спамить дефолтными вопросами, другая половина отправила все эти же вопросы в почту. После третьей такой барышни заготовил стандартный ответ: дескать, смотрите резюме, там все ответы есть, а остальные, пожалуйста, скопом в почту отправляйте — отвечу в течение дня.

Я могу понять такое отношение к позициям джунов. Насколько я понял, мозг в этом процессе поиска и общения не включался совсем. Сэкономьте время соискателя и он будет рад ответить на любые вопросы, а заодно получите плюс к карме своей компании в глазах кандидата (сие эквивалентно увеличению шанса успешного хантинга). Их, возможно, много, и там, чаще всего, джун заинтересован в работе, а не работа в нём, но на позиции повыше нужен иной подход.

Но пропорция не радует и тенденция пугает. Конечно же я не хочу сказать, что все hr-ы такие. Там была милейшая девушка из Чехии. В качестве противовеса приведу пример единственной европейской компании, написавшей за время эксперимента. В общем всё по делу: конструктивно и приятно. Она согласовала первый звонок, рассказала про компанию, спросила что ищу и почему. Времени потратила примерно столько же, сколько её коллеги по цеху, а эффект на порядок лучше.

Этот же орган позволяет качественно хантить и нескучно жить. Тут уместно вспомнить, что многим мальчикам нравится женский орган из двух букв. Иначе всё это напоминает старое доброе "что думать, прыгать надо". Вот его и советую развивать специалистам по подбору кадров.

Что здесь можно сделать?

Это дольше, но зато позволяет устроить себе маленькую ретроспективу, собрать мысли в кучу и попрактиковаться в их изложении, удовлетворить внутренний перфекционизм и предоставить работодателю исчерпывающее описание своих навыков. Писать качественно и обстоятельно. И таки да, раз hr-ы странные, что там дальше в компании творится? Все, кто не хочет изучать, могут идти в лес, благо профицита кадров на рынке не наблюдается. Ведь резюме — это ваше лицо, а hr — лицо компании.

Если, например, пишите, что "эксперт в PostgreSQL", то будьте добры знать как он устроен внутри, а не запускать "explain analyze" раз в пару месяцев. Во всем этом главное помнить ключевой момент: "нужно отвечать за базар".

Может быть всё-таки хоть кто-то читает?

Даже в нескольких случаях. Таки читают. Но, суммарно, процент всех нижеозначенных случаев довольно мал.

Одна такая мне написала, что шибко далеко в моём резюме указана нелюбовь к js и хорошо бы это вынести в шапку резюме. Во-первых, есть просто приличные hr-ы. В сухом остатке: уважение к hr-у, позитив в сторону компании и объективно-доброжелательное отношение при собеседовании.

А если у вас (компании) оклад "в рынке" и в день пяток кандидатов, то они становятся все на одно лицо. Во-вторых, если компания имеет скромный бюджет и потоком резюме никого не смывает, то все входящие резюме, скорее всего, прочтутся от корки до корки, дабы заранее узнать максимум о кандидате и найти все возможные аспекты его потенциального применения в компании. Как говорил один знакомый, отсобеседовавший кучу народа в сжатые сроки: "я сам не читаю резюме, максимум прогляжу в ходе собеса, чтобы по ходу вопросы позадавать; либо кандидат тупит и я листаю бумажки, пока он соображает". Дальше заголовка редко кто идёт, ибо собеседование поставлено на поток и в ходе интервью разберёмся, что к чему.

Когда разработчиков в штате 20+, то механизм найма отлажен, а если вы потенциальный первый солюшн архитектор, то резюмешку зачитают до дыр и отсобеседуют толпой народа, ибо большие риски и не понятно как узнать, подходите ли вы компании. В-третьих, если вы редкий кадр в разрезе компании.

Вывод: думайте о целевой аудитории и подстраивайте своё текстовое жизнеописание под неё.

Юзкейсы резюме

Вот и тут та же шляпа: "зачем нужно резюме?". По-хорошему, любое действо нужно начинать с вопроса "нахреназачем?".

  • Для быстрого поиска стандартной инфы о кандидате при первичном отборе.
  • Для более вдумчивого изучения на предмет опыта, коррелирующего с задачами компании.
  • Для поиска точек соприкосновения, если стандартный процесс собеседования идёт не очень.
  • Для первичной оценки уровня кандидата и понимания с чего начинать разговор.
  • Для первичной оценки софт-скилов и характера (с этим вообще беда в любых резюме).

Софт-скилы и характер можно хоть как-то прикинуть по стилю резюме, но в целом никто об этом ничего не сообщает. Тут, кажется, всё понятно, окромя последнего пункта. Отличный пример был у меня в ходе поисков админа. А зря. Вместе с остальным описанием образ сразу стал гораздо ярче и чётче. В резюме у одного из кандидатов было что-то вроде "скромный интроверт". В итоге было очень запоминающееся и содержательное интервью, после которого плодотворно проработали вместе несколько лет.

Характер и темпераметр играют неменьшую роль. Конечно же это не панацея, но только за навыки редко кого-то принимают на работу. Хотя нифига это не вторично и очень-очень важно. К тому же, навык у всех более-менее описан, а образ человека опускается как что-то вторичное и неважное.

Разница между резюме и CV

Вроде как очевидное утверждение, но что из него следует? Если посмотреть на вышеописанные юзкейсы, то видится две целевых аудитории, "потребляющие" резюме: это hr-ы и технические специалисты, проводящие интервью. Здесь и появляется два объекта: резюме и CV (Curriculum vitæ — «ход жизни»). По моему, субъективному, мнению, это означает что и форма подачи информации для этих групп должна быть различна, ибо цели у них принципиально разные. Ниже попробую описать эти две сущности со своей колокольни.

Резюме

Его изучают hr-ы в течение 3-6 секунд и для него характерен просмотр "уголком" (http://hr-portal.ru/article/teplovaya-karta-rezyume). Короткое одностраничное описание всех ваших подвигов за всю рабочую жизнь. Нужна хорошая структура и общие, немного пафосные, фразы, а так же цифры, описывающие ваши достижения. Никаких деталей тут не нужно.

CV

Его целевая аудитория — инженеры, которые будут вас собеседовать и с кем вы, возможно, будете непосредственно работать. Подробное жизнеописание на несколько страниц. Детали и интимные подробности будут плюсом, но не нужно закапываться слишком глубоко. Там уже нужно честно и по-технически описывать всё, что делали: как дебажили продакшн, поднимали CI и профилировали чудные запросы в экзотической БД. Если понадобится, то спросят на собеседовании и там уж можно хоть на доске разрисовывать диаграммы классов и описывать хитрость ситуации из которой героически выпутались.

Конфликт

Cайты типа hh дают возможность писать полноценные CV, но просматривают их hr-ы и получается фигня. И вот где-то здесь уже виднеется проблема натягивания ужа на ежа. Либо вас отбракуют за полотнище текста или будут задавать однотипные вопросы, которые уже написаны в резюме, либо техническим специалистам будет очень скучно, и в их глазах вы сольётесь с десятками других кандидатов.

У вас коротенечкое резюме, где по 1-2 абзаца на каждое место работы и его просматривает толпа hr-ов. При таком взгляде, подход LinkedIn выглядит более выигрышным и правильным. Понравился — пошли пообщаемся и там уж можно запросить больше подробностей, то есть CV.

Да к тому, что не принято у нас разделять резюме и CV. К чему это я? Западный опыт и здравый смысл нам всем здесь в помощь. А очень хотелось бы понимания, ибо многие застревают посередине и получается гибридное описание, где собраны недостатки обоих форм описания без сохранения достоинств хотя бы одной из них.

Как дела с указанием желаемого оклада в резюме?

Вилка оклада работает только в одну сторону: если вы указали меньше рынка, на вас накинутся и будут радостно рвать на куски, особенно если окажется, что вы соответствуете заявленным навыкам. Несимметрично. Если указать выше рынка, то большинство будет игнорировать цифру и всё равно лезть с однообразными предложениями работы за еду.

Если сопротивляются и цифр не говорят — серьёзный повод задуматься: либо вас считают дураком, либо предложить толком нечего. Из плюсов: большинство компаний быстро раскрывают свои финансовые возможности, особенно если показать что вы не дурак.

Сколько можно получать в вебе?

Например, вот тут дали ссылку на статистику по Германии за 2017 год, а вот тут статистику по 22 странам забабахали, но всегда хочется знать больше. Говорили об этом много. Поэтому немного личных наблюдений.

После 3000$ вакансий с указанием ценника становится очень мало. Потолок, в который можно упереться при поиске вакансии через открытые источники без рекомендаций и знакомств — 3000$. А в районе 5000$ кончаются практически все оставшиеся предложения. В районе 3000-4000$ вас находят сами, либо ценника на вакансиях не стоит.

Указанная сумма — на руки (net). Речь идёт про РФ и окрестности. У них свой дивный мир. Гиганты рынка типа Nvidia, Google и им подобные в рассчёт не берутся. Так же не учитываются мутные стартапы с неведомым временем жизни и ненормированным графиком работы.

Всем пофиг на ваш опыт

Так и с резюме — это повод зайти на интервью и там уже, как говаривал Ветошкин Сергей Иванович: "не смотри, что на груди, а смотри, что впереди". Как говорил здо́ровский дядька Алфимов: "билет на экзамене — это повод поговорить".

Программисты — интроверты, но так ли это мешает собеседованию?

В те времена никто не уходил обиженным или недовольным, а большинство (кроме упёртых и непробиваемых товарищей) уходило с воодушевлением и чем-то новым в голове. Когда-то я собеседовал 2-4 часа и этого, как мне казалось, еле как хватало, чтобы разговорить человека и обстоятельно поговорить про большинство аспектов веб-разработки.

Сие больше похоже на допрос с пристрастием. Cейчас собеседую за 30-80мин. Вроде как должен получаться ад для программиста. Бизнес не видит пользы в долгих разговорах: допросил, описал впечатления, следующий. Может оно и так (честно говоря, сам интроверт), но почему-то замкнутых и неразговорчивых практически не встречал (за исключением совсем молодых джунов, которым просто уверенности не хватает). Ведь регулярно говорят, что IT-шники — злостные интроверты. Получается, что либо у всех начали отрастать софт-скилы, либо проблема изначально не так уж страшна, как вокруг говорят, либо мне дико повезло и на выборке ~100 человек за последний год таких вспомнить не могу.

Посему, проблема скорее в тех, кто собеседует, а не в тех, кого собеседуют. Мало того, если начинать общение в объективно-доброжелательном ключе, то многие люди сами рассказывают вагон интересностей.

Что же не так с описаниями вакансий?

Там, нынче, тоже не всё благополучно. Почехвостил резюме и CV, теперь нужно бы пару слов сказать и про описание вакансий. Глазу зацепиться решительно не за что. Их можно просматривать за те же 3-6 сек тем же "уголком" и отбрасывать почти не глядя, ибо все описания похожи друг на друга: в начале абстрактная хрень про дружную и амбициозную команду, в середине перечисление кучи технологий, половина из которых, на самом деле, используется в гомеопатических количества и в конце чай, печеньки и что-то про ТК. Попробую пройтись и описать особо "индуцирующие" пункты.

Никто не пишет деталей о команде

Разве что Рокет-банк хоть какую-то конкретику внёс про кальяны и бары. У всех стильная/модная/молодёжная/амбицизная, но никаких подробностей. А, между тем, очень хотелось бы увидеть что-то вроде такого.

Вариант 1

А ещё на досуге наши ребята плавят рельсы, куют ножи и жарят шашлыки. У нас очень весёлая команда, один — душа компании и устраивает дичайшие попойки и загулы, но без членовредительства и административок, другой — мудак насколько же редкий, насколько и умный, но его все почему-то терпят, несколько подающих надежды мидлов, которых можно обучать, а в остатке просто вменяемые личности со знанием дела, но без глубокой специализации. Ты тоже можешь привнести какую-нибудь дичь, либо присоединиться к уже имеющейся, либо просто работать и следить за этим угаром со стороны.

Вариант 2

Ещё ребята катают на бордолыжах, ходят в лес за приключениями и нанимаются матросами на большие парусные корабли. Команда у нас разношёрстная: вменяемые тимлиды, устраивающие квесты и квизы, бизнес-анализ, устраивающий турниры по кикеру, рыжая DevOps — повелительница всего *nix-ового и белый кролик, которого регулярно выгуливают соседи по этажу. Мы ни к чему не принуждаем, но предложим всё что есть. Присоединяйся и ты.

Вдруг они не только весёлые и контуженные, но ещё и адекватные. Вот к таким ребятам я бы просто ради интереса отправил резюме и пообщался с ними. Тогда нужно срочно бросать всё и бежать к ним.

Но никто не спешит описывать "инсайты" и выделяться из толпы. Самое смешное, что пишется такой абзац за 5мин., а пользы — вагон. Всем толи пофиг, толи не понимают, что образ команды создаёт примерно половину общего впечатления о компании и так же сильно (на ту же половину) влияет на решение о смене работы, либо о приёме джоб-офера.

Общие фразы про ТК не работают

Вам хоть раз отвечали: "нет, вялые, позавчерашние и изрядно давленные"? Это всё равно, что на базаре у торговки спрашивать: "а помидоры свежие?". А если даже и есть, то честно вам никто не признается. Так и тут: нет у компании других вариантов, кроме как в белую оформлять. Мало того, у каждой компании эти фразы несут разный смысл. Поэтому общие фразы про "оформление по ТК" и "оплачиваемый отпуск", кажись, всех задолбали. Сразу понятно, на что надеяться и сходится ли это с твоим образом жизни. Почему не написать: "зарплата 1 и 15 числа каждого месяца равными долями" или "25 числа у нас небольшой аванс и 15 числа оставшиеся 95%+". Другим подавай много, но редко, иначе нет "Уау!" эффекта от размера. А их бывает много: кто-то хочет мало, но часто, ибо феерично тратит любую сумму за неделю. Короче, будьте конкретны и честны.

Например: "отпуск чуть круче, чем по ТК: 28 календарных дней, 1 часть не меньше 14 дней, остаток можно бить как пожелаете (даже по одному дню) и безлимит дней за свой счёт". Та же шляпа про отпуск. Эта штука абсолютно очевидна кадрам, но безумна интересна соискателю и в приоритетах у многих стоит сразу после описания компании и обязанностей. Ведь кто-то не даёт бить по дню, кто-то вообще в цельный за раз отправляет, а у кого-то за свой счёт взять нереально.

Дайте хоть немного конкретики в требованиях

Дайте хоть какие-нибудь цифры и немного конкретики. Стандартные требования и описание вакансии: "у нас хайлоад на связке Postgres+ElasticSearch, на фронте — React, на бэке — RoR, всё по Scrum, лежит в Git-е". Например: "у нас каждая инсталляция — это 20+ серверов, БД в районе 500ГБ и 5+ летнее легаси на 100к строк кода, поэтому умение разбираться в антиквариате, а так же навыки администрирования и оптимизации запросов — необходимое условие для соискателя". Не стесняйтесь, про ваши внутренности и так знают все, кто хоть как-то в них заинтересован. Тут сразу понятно зачем вам нужен нинзя и что он будет делать.

Почему так? Расскажите немного деталей о процессе разработки: "у нас GitFlow, но с особенностями; только ff в master и хитрое бранчевание. Расскажем на интервью."

Как-нибудь так: "поставки у нас каждый месяц, поэтому каждая задача должна быть оценена не более чем в 3 дня и нести конкретную пользу для клиента, то есть никаких полурабочих версий в master'е быть не может". Скажите про бизнес-процессы. Сразу понятно как и ради кого вы работаете, что вы не дураки и у вас есть налаженный процесс, а не continuous delivery вида "хренак-хренак и в продакшн".

Описание цели — редкий зверь

Все пишут цифры оборота/клиентов/продаж, либо абстрактную лубуду про область деятельности. Практически никто не пишет про цель компании. Последнее, кажись, характерно для всего постсоветского пространства, но это же не повод оставлять всё как есть! То есть либо никто цели не придаёт внимания, либо стесняется её в силу банальности ("мы просто хотим денег заработать"), либо вообще таковой не имеет. И это круто. Вон та же Мосигра просто делает лучшие настолки и цель компании явно об этом сообщает. Недавно видел замечательное описание компании Artec 3D (вообще никак с ними не связан, просто мимо проходил):

А наши клиенты делают лучшие в мире автомобили, компьютеры, одежду, бытовую электронику, компьютерные игры, спецэффекты в кино и системы безопасности. Мы делаем лучшие в мире трёхмерные сканеры и системы трехмерного распознавания лица.

Звучит здо́рово, особенно если слова не расходятся с делом.

К тому, что если вам нужны хорошие разработчики (middle+ и выше), то их просто деньгами, макбуком, креслом и смузи не затащишь на работу. Опять же, к чему это я? А об идее хорошо рассказывать через цель компании. Им бы ещё идею, да позаразнее.

Конец

Спасибо, что добрались до конца. Кажется, всё. Замечу, что всё вышесказанное — субъективное мнение, появившееся под тлетворным влиянием здравого смысла, любопытства и книг/постов товарища Milfgard .

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть