Главная » Hi-Tech » Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Во всем мире остановлены полёты Boeing 737 MAX: что это значит для корпорации Boeing и всех нас

Рассказываю как авиалюбитель и редактор в авиакомпании.

В закладки

Аудио

Что случилось

Оба самолёта — новейшие Boeing 737 MAX, оба разбились спустя несколько минут после взлёта. 29 октября 2018 года разбился лайнер индонезийской Lion Air, 10 марта потерпел крушение самолёт Ethiopian.

14 марта все 371 «Боингов» остановили полёты и остались на земле. Авиакомпании начали массово отказываться от эксплуатации лайнера, государства запретили его полеты и посадки. Авиакомпании приостанавливают получение новых лайнеров (всего Boeing заключил контракты на поставку более 4500 737 Max).

А ведь только год назад американский авиапроизводитель обошёл по числу заказов своего конкурента — европейский Airbus. Это крупнейший удар по компании Boeing за всю её историю.

Что не так с Boeing 737 MAX

Это электронная система, которая измеряет угол атаки (то, насколько самолёт задирает нос). Расследование катастрофы в Эфиопии ещё продолжается, но по косвенным признакам можно сделать вывод, что оба происшествия связаны — и в них виновата MCAS. Если MCAS кажется, что угол атаки слишком большой, она начинает автоматически опускать нос лайнера вниз, чтобы его скомпенсировать.

В обычных случаях MCAS работает хорошо, но при особенных неисправностях она активно мешает пилотам, и они могут с ней не справиться.

Вдруг случается небольшая поломка датчика, которая сбивает систему с толку, и во время поворота машина борется с вами, не давая завернуть — в итоге вы въезжаете в столб. Представьте, что в вашу машину встроена система, которая следит за тем, насколько ровно вы едете.

Компания Boeing не предупреждала авиакомпании и пилотов о работе системы MCAS, о ней выяснили только после катастрофы в Индонезии в октябре 2018 года.

Летчик Денис Окань, который пилотирует в том числе и 737 MAX, пишет, что инструкция — непростая, и стресс от внештатной ситуации мешает её выполнить. Тогда Boeing разослала инструкции, которые помогают лётчикам лучше понять систему и отключить её в случае необходимости.

Можно ли исправить проблему самолёта

Сейчас авиапроизводитель обещает «выкатить хотфикс» до мая 2019 года. Компания Boeing обещала «пропатчить» систему MCAS ещё в 2018 году, но не успела сделать это ни до падения лайнера Lion Air, ни после — до катастрофы Ethiopian. Но когда это случится — пока неизвестно. Если после этого самолёты протестируют и признают безопасными, 737 MAX снова поднимутся в воздух.

Чтобы сделать 737 MAX экономичнее и привлекательнее для покупателей, инженеры установили на него усовершенствованные двигатели, с большим диаметром. Однако работа системы MCAS — это не просто ошибка в системе управления самолётом.

Это изменило поведение самолёта во время взлёта, с которым и пытались бороться с помощью системы MCAS. Такие двигатели не помещаются под крылом, их пришлось вынести немного вперёд и вверх. Можно ли устранить эту особенность патчем — пока непонятно. Поэтому просто отключить её нельзя — это не решит «хардверной» проблемы лайнера.

Что это значит для Boeing

Компания потеряла более 14% стоимости за три дня — более $21 млрд капитализации. Остановка полётов 737 MAX привела к падению стоимости акций Boeing. Это крупнейшие неприятности авиапроизводителя за всё время его существования.

Но в случае с 737 MAX произошла уникальная ситуация — от использования лайнеров стали отказываться сами авиакомпании, не дожидаясь официальных запретов властей. Обычно при падении самолётов акции Airbus, Boeing и немногочисленных небольших производителей не теряют в стоимости или теряют незначительно.

Последним ударом по доверию стала просьба авиапроизводителя запретить полёты 737 MAX в США, где у Boeing традиционно сильно лобби. Это говорит о недоверии авиакомпаний к заверениям Boeing о безопасности самолётов. Вернуть его будет непросто — Boeing придётся приложить много усилий, чтобы убедить всех в том, что ошибку удалось исправить.

Авиакомпания Norwegian уже подаёт в суд на Boeing, могут последовать и другие иски. От запрета на полеты Boeing 737 страдают авиакомпании, для них простой самолётов оборачивается убытками в миллионы долларов каждый день. Если авиакомпании смогут доказать в суде вину авиапроизводителя, то Boeing придётся заплатить огромные неустойки, и акции просядут ещё сильнее.

Кроме того, из-за скандала пришлось перенести презентацию новейшего дальнемагистрального самолёта Boeing 777X с уникальным складывающимся крылом. Программа 737 MAX будет продолжена, но исправление этой ситуации может стоить Boeing миллиарды долларов, которые уйдут на выплату компенсации семьям погибших, срочные доработки лайнеров и компенсации авиакомпаниям, а также на скидки на продукцию, которыми попробуют вернуть их лояльность.

Тем авиакомпаниям, которые уже заключили «твёрдые» контракты на 737 MAX, будет сложно пересесть на А320neo, но потенциальные покупатели охотнее выберут европейский беспроблемный лайнер. От проблем 737 MAX очевидно выиграет его конкурент, новейший лайнер от Airbus — A320neo.

Что это значит для пассажиров

371 самолёт — это незначительное число для гражданской авиации, в которой работают десятки тысяч лайнеров. Ситуация с Boeing никак не повлияет на пассажиров и стоимость билетов.

В 2019 году получать новые лайнеры собирались в «Победе», Nordstar и Utair, а также в «Уральских авиалиниях». В России летало только два 737 MAX — во флоте авиакомпании S7, теперь оба самолёта стоят на приколе. Авиакомпании справятся с этими трудностями, на рынке достаточно свободных машин.

Теперь планы удвоить флот с помощью новых самолётов под угрозой, а перейти на эффективного конкурента A320neo будет сложно — лоукостеру важно держать флот из одного типа самолётов, чтобы экономить на обслуживании и найме. Тяжелее всего будет «Победе» — компания заказала 20 новых лайнеров с поставкой до 2021 года.

Катастрофы — это ужасно, но нужно понимать, что после каждой катастрофы самолёты становятся всё безопаснее и безопаснее. Авиация по-прежнему остается самым безопасным способом перемещения на значительные расстояния.

#boeing

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Исследование раскрыло новую причину эволюционного изменения человеческого лица

Однако, исследователи часто упускают еще одну причину, по которой грубые лица древних людей могли стать такими, как сейчас — социальная необходимость. Лица древних людей и современного человека сильно отличаются — ученые считают, что эти изменения происходили на протяжении четырех миллионов ...

Когда NASA отправит людей на Луну и Марс, и сколько это будет стоить

По самым оптимистичным оценкам это может случиться не раньше конца 2030-х годов, сообщает портал SpaceNews, со ссылкой на соответствующий документ. Независимый анализ космической программы NASA указывает на то, что американское аэрокосмическое агентство не сможет отправить людей на Марс к 2033 ...