Хабрахабр

ВНИИТЭ планеты всей: как в СССР систему «умного дома» придумали

Это было довольно сложно, особенно в условиях тотального дефицита. В середине 1980-х годов в СССР не только играли в перестройку и переделывали Simca 1307 в Москвич-2141, но и пытались спрогнозировать будущее рядового потребителя. Однако советские учёные смогли предугадать появление ноутбуков, смартфонов, умных очков и беспроводных наушников.
Забавно, что уже тогда, 30 лет назад, были хорошо продуманы элементы носимой электроники:

«Здесь возможны самые неожиданные решения: допустим, солнечные очки, по команде пользователя превращающиеся в дисплей, показывающий время или другую необходимую информацию (частоту пульса, температуру тела или окружающего воздуха)».

С некоторыми оговорками этот проект можно назвать системой «умного дома». Речь идёт о проекте, рождённом в недрах Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ). И предложили решение этой проблемы в журнале «Техническая эстетика» за сентябрь 1987 года. В институте вычислили главный недостаток всех бытовых устройств — отсутствие единой системы, которая могла бы объединить телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, принтер, колонки.

Перед вами Суперфункциональная Интегрированная Коммуникативная Система — СФИНКС, созданная Игорем Лысенко, Алексеем и Марией Колотушкиными, Мариной Михеевой, Еленой Рузовой под руководством Дмитрия Азрикана. Итак, знакомьтесь. Это был не столько проект вещи, сколько проект принципа взаимодействия потребителей с источниками информации. Разработчики описали проект как одно из возможных проектных решений домашнего телерадиокомплекса 2000 года.


Почти все устройства легко идентифицировать, правда?

СФИНКС должен был объединить все устройства ввода и вывода информации общим процессором, выполняющим также роль хранилища данных и средства их приёма и передачи вовне. Идея кажется довольно простой и рациональной. Чтобы эти блоки могли быть размещены по всей квартире (например, в одну комнату подаётся на экран фильм с аудиодорожкой, в другую — видеоигра, в кабинете действует компьютер с рабочими заданиями, а на кухне — читается аудиокнига), предлагалось проложить в квартире (возможно, ещё во время строительства дома) так называемые «шинопроводы». Полученная процессором информация распределялась по экранам, колонкам и другим блокам. То есть некие универсальные кабели, которые могли питать электронику и управлять ею через процессор.

Цитата из статьи:

Вся работа по приему, записи, хранению и раздаче различных видов информации осуществляется центральным квартирным процессором с универсальным запоминающим устройством. «СФИНКС — радиоэлектронное оснащение жилища будущего. Он заменит (сначала дополнит) грампластинки, аудио- и видеокассеты, нынешние компакт-диски, фотографии и слайды (стоп-кадры), печатные тексты и т. Новейшие исследования дают основания надеяться на появление такого универсального носителя уже в ближайшее время. д.».

Вот эти странные «лепестки» в хвостовом оперении — носители информации, аналоги современных SSD, HDD, флешек, ну или в крайнем случае CD. Cлева — блок с центральным процессором СФИНКС. В СССР были уверены, что сначала универсальный носитель данных будет дисковым, а потом — кристаллическим, без подвижных механизмов в устройствах считывания

Синий — сенсорный, в углублении имеет дополнительный малый ручной пульт. Посередине — два варианта большого пульта управления. Его можно было бы подключать к экрану в виде планшета и получать нечто, напоминающее современный ноутбук. Белый — псевдосенсорный, в углублении — телефонная трубка. Справа от клавиатуры — пара клавиш «больше — меньше» для регулировки любых параметров.

Диагональное расположение кнопок, как тогда считалось, крайне удобно для работы с пультом. Справа — малый ручной пульт с пристыкованным дисплеем. Каждая клавиша должна была подсвечиваться, при необходимости можно было активировать звуковой отклик на нажатие.

Отметим, что приборы СФИНКС разделялись на три группы:

  1. Носимые
  2. Связанные с жилищем
  3. Связанные с транспортом


Несложно узнать «умные браслеты» и часы, «умный дом» и автомобильные бортовые компьютеры.

Да то же, что мы делаем сегодня: смотреть телевизор и фильмы из медиатеки, слушать музыку, получать данные о погоде, делать видеозвонки.
Что можно было делать с помощью СФИНКСа»?

Семья может устраивать дружеские телемосты или деловые встречи. «Здесь происходит просмотр фильмов, видеопрограмм, телепередач, произведений искусства, других изображений и фонограмм, коллективные компьютерные игры, сюда же могут выводиться фрагменты семейного альбома. п.) может предъявляться на врезном кадре», Дополнительная информация (время, погода, справки, другие каналы и т.

— мечтали в СССР.

Разработчики были уверены, что процессор сможет принимать информацию и ретранслировать её остальным бытовым устройствам через радиосигнал (прообраз Wi-Fi). Предусматривалось как проводное, так и беспроводное подключение остальных девайсов. Центральный процессор должен был содержать в себе блок, переводящий различные типы сигналов в цифровую форму.

Поэтому его не требовалось хранить на видном месте. Сам процессор выступал только в качестве средства для того, чтобы раздать задания остальным устройствам. Предполагалось, что каждый такой диск отвечает за досуг или рабочую нагрузку для одного члена семьи. Правда, если запихать устройство куда-то далеко, то в него трудно будет вставлять «лепестки» — хранители информации. д. То есть, например, на одном носителе записаны фильмы и игры, на другом — музыка и обучающие программы, на третьем — деловые и творческие приложения и т.

Необходимый контент центральный процессор должен был транслировать на дисплей.

Число устройств растет не прямо пропорционально числу пользователей и функций, а весьма незначительно». «СФИНКС позволяет начать оснащение квартиры с любой первоочередно необходимой монофункции.

— фактически, это идея смартфона. Сколько приложений (функций) не устанавливай, а размер аппарата не меняется. Разве что карту памяти побольше придётся вставить.

О создании работоспособного макета, не говоря уже о внедрении идеи в жизнь, не могло быть и речи. Система выглядела очень красиво, но все возможности СФИНКСа, как и сама система, в то время хорошо смотрелись только на страницах журналов. Кому были интересны фантазии каких-то дизайнеров и инженеров? Советский Союз стремительно приближался к последнему этапу распада, с талонами на сахар, мыло и мясо, с обострившимися межнациональными конфликтами и обнищанием населения.

А что потом?

Государство изменилось, и если раньше почти все изделия, выпускавшиеся в СССР, проходили через ВНИИТЭ, то теперь этого не было. Что касается ВНИИТЭ, то до середины 2000-х ничего интересного там не происходило. Персонал занимался преимущественно научной работой практически тем же составом, что был в 80-х. Институт обеднел, потерял филиалы в других городах и многих сотрудников, закрыл дизайн-центр на Пушкинской площади.

Пришли новые люди, появились новые идеи. Однако в середине нулевых ситуация изменилась. На этом его деятельность не закончилась. А в 2013 году НИИ был присоединен к Университету РТУ МИРЭА приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от № 461. Снова запустилась эргономическая лаборатория, возобновляются отдел теории и методологии и проектный отдел, появились государственные задания и образовательные проекты. Наоборот, с 2014 года проводится ежегодный Международный день промышленного дизайна (в том числе — на территории «Сколково»). Почему он важен? Из наиболее ожидаемых проектов выделим «Эргономический атлас». Рассказывает Сергей Моисеев, директор по развитию института:

Атлас уже на финальной стадии работы, скоро он выйдет. «С 1971 года у нас в стране не замеряли антропометрические показатели, а их физические параметры со временем меняются. Это важная вещь, потому что сейчас в России стандарты на одежду, стандарты охраны труда, рабочих мест — все это соответствует измерениям 1971 года».

В Чикаго, и получил более ста свидетельств на промобразцы и патентов России и США. Что касается руководителя проекта СФИНКС Дмитрия Азрикана, то он перебрался в США, где стал дизайн-директором компании International Promotion Inc. А разработанная им авторская программа подготовки дизайнеров в Western Michigan University (USA) была утверждена и получила сертификат NASAD (Национальная Ассоциация Школ Искусства и Дизайна).

В 1990 году в Испании был представлен его концепт «электронного офиса» Furnitronics. Дмитрий, кстати, доработал свою идею. А на выставке в 1992 году в Японии шквал эмоций вызвал футурологический концепт «Плавающие острова».

Что ещё интересного можно почитать в блоге Cloud4Y

→ Как нейроинтерфейсы помогают человечеству
→ Киберстрахование на российском рынке
→ Свет, камера… облако: как облака меняют индустрию кино
→ Футбол в облаках — мода или необходимость?
→ Биометрия: как дела с этим у нас, и у «них»

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть