Главная » Hi-Tech » «Вместо оплаты счёта заказчик предложил нам еду»: рекламный рынок вспоминает о поиске первых клиентов

«Вместо оплаты счёта заказчик предложил нам еду»: рекламный рынок вспоминает о поиске первых клиентов

«Вместо оплаты счёта заказчик предложил нам еду»: рекламный рынок вспоминает о поиске первых клиентов

Редакция vc.ru предложила российским агентствам вспомнить поиски первого клиента: сложности, забавные моменты и ошибки.

Бюро «Рабочее название»

Мы, четверо друзей, делали вечеринки, снимали для этих вечеринок сложносочинённые видеотизеры в духе Гондри и Спайка Джонса. Первых клиентов мы в «Бюро» нашли ещё до его основания. Бюджета никакого у нашего творчества не было. Назывались мы тогда «творческое разъединение кое|кто».

В нём мы попытались образно представить работу PR-агентства и роль PR в жизни компаний. Первая работа, которую мы сделали за деньги, — ролик для PR-агентства «Сокур и Партнёры».

Наша подруга работала менеджером в этой компании и порекомендовала нас руководству. Клиент к нам пришёл сам. Удачным, кстати. С этой компанией мы больше не работали, так как видео для них было разовым экспериментом. Через год после публикации ролик выиграл одну из номинаций в конкурсе АКМР.

Его производство было абсолютно кустарным и непрофессиональным. Ролик снимался и вышел в 2010 году. Начиная от того, что бюджет мы назвали на глазок и ещё и согласились его немного урезать. Отвечая на вопрос, какие ошибки мы совершили, можно сказать, что все. Итоговая сумма была, кажется, 60 тысяч рублей.

Этот процесс занял так много времени, что доделывать всё пришлось уже на площадке. Далее — весь реквизит мы собирали сами и сами строили бутафории и мини-декорации.

В итоге мы выстраивали сет и доделывали реквизит на площадке больше суток. Площадка — дружественная студия Mel на Красном Октябре, которую ребята дали нам на выходные за оплату уборки помещения.

Рассчитывали на дневной и на подсветку столов. Ещё классно было то, что мы не подумали о свете. В итоге съёмка началась только ночью, пришлось задействовать все фонари, которые нашлись у ребят в студии.

Через знакомых нашли бригаду дольщиков, работающих на сериале. На этом проекте мы впервые решили использовать операторскую тележку (снимали на Mark2) Magnum. В итоге чистого времени съёмки у нас было два часа. Мужики приехали, разложили рельсы вдоль наших столов и ждали 14 часов, пока мы начнём снимать — мы добивали реквизит и сет. Потом парни начали разбирать рельсы прямо из-под камеры — пора было ехать на свою сериальную смену.

А всем моим партнёрам, с которыми мы учились на таких проектах, шлю лучи любви: Ване Проскурякову, Феде Наумову, Искану Еримбетову. Этот ролик мы любим, опыт был потрясающий. Мы лихо прокачались за это время.

Игорь Сайфуллин

генеральный продюсер и сооснователь бюро «Рабочее название»

Ролик для PR-агентства «Сокур и Партнёры»

Креативное агентство Affect

Нам заказали сайт сборной России по вертолётному спорту за $400. Первых клиентов мы получили ещё в далёком 2004 году — это был папа моей однокурсницы. Их даже платили наличными — мы просто получили четыре бумажки. Все цены были в долларах — и это норма на рынке.

Мы круглосуточно писали два сценария, клиент купил оба, мы получили невероятные за них $6000, первый раз в жизни продав креатив. Первым клиентом по вирусной рекламе у нас была «Корбина телеком». Эти два ролика до сих пор можно встретить как примеры вирусной рекламы в нескольких учебниках по маркетингу.

Затем долгое время процесс поиска клиентов можно назвать хаотичным — пока мы не построили нормальный отдел продаж и процессы спустя десять лет.

Сейчас процесс продажи выглядит так:

Полгода занимает поиск нового клиента — от знакомства с закупками до победы в тендере. 1.

Обязанности отдела продаж распределены на двух топ-менеджеров. 2. Директор по клиентскому сервису отвечает за продажи клиентам, с которыми мы уже работаем. Директор по развитию отвечает за поиск и начало отношений с клиентом.

Хороший сервис почти всегда равен хорошим продажам и развитию отношений.

Илья Корнеев

стратегический директор и управляющий партнёр агентства Affect

Реклама «Корбина телеком»

Видеоагентство Zebra Hero

Наш первый клиент, с которым мы продолжаем активно работать и дружить, — Samsung Mobile.

При этом мы в партнёрстве с агентством Jami выиграли тендер на проект Samsung YouTube TV у 12 самых крупных креативных digital-агентств страны. Два года назад в команде Zebra Hero было 5-6 человек.

Мы выпустили много дерзкого, смешного, прогрессивного контента. В итоге случилось чудо — такого единения с бренд-командой у нас никогда раньше не случалось, и мы даже не представляли, что так бывает. Никто не ожидал такого подхода от крупного бренда.

Вспоминаются наши постоянные творческие дискуссии и батлы, в ходе которых и рождался главный YouTube-кейс на российском рынке.

С тех пор мы на все свои проекты проецируем этот подход — только в таком союзе и активной дискуссии рождаются реально крутые вещи.

В итоге — миллионы просмотров, искренняя любовь зрителей и более 530 тысяч подписчиков на канале Samsung YouTube TV. Из-за этих работ было больше всего споров — клип исполнительницы Tatarka и «Хроники параноика».

Артём Царегородцев

креативный продюсер Zebra Hero

Переписка с менеджером со стороны клиента

Брендинговое агентство Depot WPF

Он тёпленький пришёл сам. Первого клиента для только что родившегося в 1998 году брендингового агентства Depot WPF мы вообще не искали. Таким же образом у нас появилось ещё несколько ценных заказчиков. И причём совсем не к нам.

Суть «рождественской сказки» была такова: мой партнёр Саша Трубников тогда владел юридической компанией «Паритет», и они переехали на новое место. Рог изобилия открылся в тот момент, когда мы заселились в новый офис. Саша позвонил мне и сказал: «Бери своё агентство и садитесь у меня, потому что мне клиенты на ваши услуги обрывают телефон». А я как раз подыскивал помещение для Depot WPF.

В итоге то агентство съехало, Трубников со своими юристами занял их место, а заветный номер разрекламированного телефона остался. Оказалось, что фирма моего партнёра заняла офис, где ранее сидело весьма эффективное рекламное агентство, которое ещё и давало массированную рекламу своих услуг.

Интернета не было, люди жили в аналоговом мире и черпали информацию из «Жёлтых страниц». Молодёжи сегодня этого не понять, но в те далёкие годы телефонный номер нельзя было утащить с собой в новую жизнь.

Клиенты звонили в предыдущее агентство, а мои коммерсанты хватались за них бульдожьей хваткой. Мы быстро переехали к Трубникову, мои рекламисты стали делить офис с юристами, а менеджер по новому бизнесу Depot WPF получил мощнейший входящий органический трафик.

Заказчик сперва был смущён тем, что ошибся адресом и попал не в то агентство, куда планировал. Так самым первым нашим клиентом стала французская компания Total Elf. Но жажда денег, харизма и настойчивость юного Depot WPF взяла верх и привязала этого мирового монстра к нам на полтора десятилетия.

Он сказал, что они остались с Depot, потому что их сразили наповал наши скорость реагирования на задачи и горящие глаза. Я до сих пор вспоминаю слова их директора по маркетингу. Молодые и голодные агентства могут не обладать большим количеством экспертизы, но страсть, отвага и вожделение успеха должны присутствовать обязательно — иначе зачем эти молодые агентства нужны?

Агентство Depot WPF осмысленно создавалось под других, уже готовых заказчиков. Конечно, это милое недоразумение с клиентской путаницей было приятным бонусом для нас. Но такой «шквальный» наплыв контрактов позволил нам стартовать осенью 1998 года не как реактивному самолёту, что и предполагал бизнес-план, а подобно термоядерной ракете — сразу в стратосферу.

Алексей Андреев

управляющий партнёр агентства Depot WPF

Коммуникационное агентство Setters

Так получилось, что первый клиент сам нас нашёл.

Поэтому когда мы с Алиной Чичиной и Женей Давыдовым проанонсировали в своих аккаунтах открытие агентства и его услуги, нам сразу написал наш первый клиент — итальянский бренд одежды Stefanel (франчайзи из Петербурга). Изначально мы позиционировали себя как первое блогер-агентство в России с командой лидеров мнений, которые делают классный контент одной левой, при этом имеют немаленькую лояльную аудиторию.

Тогда это казалось верхом успеха. Мы обсудили условия сотрудничества, составили первое в жизни коммерческое предложение и договор и поехали подписывать с трясущимися руками, неверящие в собственное счастье. Нас наняли и даже платят деньги.

Наш клиент был вынужден закрыть магазин и расторгнуть с нами контракт. Мы проработали со Stefanel около полугода и расстались по большой любви, поскольку на рынок Петербурга пришёл официальный бренд и подмял все франшизы и дистрибьюторов.

Хотели максимально угодить клиенту и превзойти его ожидания. Из ошибок — мы часто не обозначали границы сотрудничества, do’s & don’ts, как говорится. Но учатся лишь на своих ошибках, и за три года работы этот процесс стабилизировался, выстроился и перерос в качественный клиентский сервис, который мы постоянно совершенствуем. Отсюда звонки в 12 ночи от клиента по поводу и без, «горящий зад» и потрёпанные нервы.

Мы долго смеялись, еду, конечно, не взяли, но и денег не получили. Помню, как однажды один из наших первых клиентов не мог оплатить счёт за услуги и предложил нам вместо денег еду. Расторгнули контракт и отпустили с божьей помощью.

Александра Жаркова

сооснователь и директор по развитию агентства Setters

Коммуникационное агентство Comunica

Это была маленькая банда из десяти человек, которая встречала кризисный 2009 год. Десять лет назад, когда я присоединился к агентству, Comunica ещё не была сетевой — официальный договор с международной сетью Golin подписали в 2015 году.

Первый мой контракт был ни с кем-нибудь, а с социальной сетью MySpace. Своих первых клиентов я помню отлично, хотя очерёдность их прихода могу перепутать за давностью лет. А это первая социальная сеть, которая десять лет назад значила больше, чем Facebook. Это сейчас молодое поколение SMM-специалистов спросит, а что это?

Маркетологом в компании была моя бывшая коллега по работе в «Билайне». Меня кто-то порекомендовал, мы с клиентом встретились, познакомились. Но счастье было недолгим. Так что мы говорили на одном языке, химия сложилась сама собой.

Из-за кризиса MySpace сократила штат по всему миру, под секвестр попал и российским офис.

Школа была заинтересована в работе с соцсетями, я предложил вести блог в LiveJournal. Второй клиент — российская бизнес-школа «Сколково». Это сотрудничество длилось дольше, мы успешно отработали со школой следующие пару лет.

Михаил Умаров

управляющий директор агентства Comunica

Креативное агентство Fury

Встреча первых Fury сопровождалась искрами, которые мы высекали друг об друга. Нам всего полтора года, поэтому вспоминать своё детство легко. Запрыгивали в тендеры, ушедшие далеко к финалу, чтобы подняться выше таких звонких имён, как Possible, Red Keds, Progression. Не было ни одной амбразуры в поле зрения, на которую мы не бросались.

Тогда нам было неважно, с кем и как: мы залезали в квартиры, принимали лекарства, летали на самолётах, утепляли дома, были в мыле, принимали крепкие и бодрящие напитки, закусывали их чипсами и бежали в магазины, чтобы снять ролик, замутить спецпроект, повесить наружку, опубликовать в Instagram, придумать имя, нарисовать знак, организовать мероприятие.

И побеждали в половине случаев, так как не только наш продукт был заточен на результат, а вся команда горела этим. Мы дрались ради побед, которые давали возможность доказать в измеримых величинах, что наше кунг-фу круче кунг-фу других агентств.

В настоящую дружбу превратились отношения только с одним из наших первых клиентов — «Тушино-2018». Бурная юношеская неразборчивость в партнёрах продлилась у нас почти весь первый год.

Сначала мы под занавес тендера принесли сценарий, который был снят с участием Георгия Черданцева и Артёма Реброва, потом сделали нестандартную наружку, получили всю стандартную, начали вести аккаунты в соцсетях, а сейчас монтируем серию из трёх необычных роликов.

Стратегия агентства поменялась. Кости нашего командного скелета вставали на свои места, обрастали мускулами, мы научились быстро погружаться в новые категории, чтобы добывать для клиента жемчуга рекламной коммуникации. От пиратских атак на всё, что движется, мы стали ориентироваться на строительство долгосрочных отношений, основанных на full-service.

В результате 80% новых клиентов приходят сами — эффектные кейсы работают лучше новых контактов. Мы стали брать на себя полную ответственность за результат, давая системный и целостный подход к продукту, состоящему из сплава стратегии, креатива и digital-технологий.

Прошло девять месяцев и три тендера от первого знакомства до оформления отношений официально. Хочется подробнее рассказать про клиента, которого мы ведём в SMM, но назвать его вслух можно только случайно во время перекура. Совпадение: у креативного директора в день финальной защиты родилась тройня.

В самом начале пути у нас был нулевой опыт в SMM, но его мы прокачали, чтобы не только сделать предложение, от которого нельзя отказаться, но и вызывать доверие к только что появившемуся агентству у транснациональной корпорации с жёсткими принципами выбора партнёров. Это время понадобилось для того, чтобы мы доказали своё превосходство над сетевыми агентствами, уже имевшими глобальные контракты с нашим клиентом.

Что самое важное — клиенты заказчика получают интересный и полезный контент. Сейчас все KPI по аккаунтам, на которые можно подписаться, только доказав, что тебе больше 18 лет, выполняются и перевыполняются.

Кроме этого, с возрастом пришла разборчивость, мы отказываемся от предложений, если понимаем, что не сможем удовлетворить их в соответствии со своими представлениями о качестве, или видим явный риск, что окажемся в тендере не первыми. Так мы и видим свою миссию — производство интересного и полезного продукта для конечного пользователя.

Довольны мы, довольны наши партнёры. Работать стало проще, приятнее и результативнее.

Илья Лопухов

генеральный директор агентства Fury

Агентство медиакоммуникаций «Апрель»

Наш первый клиент был HR «Альфа-Банка» — один из самых ярких проектов в истории агентства по сей день.

После того как я покинул другое агентство, где вёл этого клиента, он попросил, чтобы я работал с ним и в «Апреле». Мы его не особо искали. Наверное, просто сошлись характерами.

В SMM это был практически первый успешный проект, связанный с HR. Дело было в 2014 году. Было страшно делать первый проект агентства для такого важного клиента, но думаю, именно страх и позволил успешно провести проект. Мы работали над повышением вовлечённости персонала и генерировали трафик для рекрутмента.

Когда наши POS-материалы начали появляться в разных кафе как украшения, было приятно.

Важность последнего стала ясна для нас, когда менеджер на стороне клиента не воспринимал никого, кроме меня, как контактное лицо. На первом же проекте мы поняли, что будем ставить в приоритет на будущую работу: стратегию и клиентский сервис. Доходило до того, что единственный наш сотрудник писал письма, а я отправлял их клиенту, потому что иначе мы не могли ничего согласовать.

Подобная важность и подстраивание под ситуацию перетекли в осознанное усиление навыка общения с клиентами.

Всеволод Шеховцев

генеральный директор агентства «Апрель»

Видеопродакшн Cult

Был опыт, название и презентация. Примерно год назад мы решили трансформироваться из фриланс-команды в полноценный небольшой продакшн. Но было совсем непонятно, как начать, как искать первых клиентов. Очень нужны были полноценный коммерческий проект и деньги на офис.

Как нашли первого клиента — я вышел из метро Курская, доел хотдог, обдумывая, как и кому бы отправить нашу свеженькую презентацию, и случайно столкнулся со знакомой девушкой из рекламного агентства.

Рядом спешили люди, отбывала электричка, и казалось, вместе с ней уезжала эта призрачная возможность рассказать о себе. Завязался мимолётный разговор. Махал руками, рассказывал о планах, идеях и заряженности. И я впервые решился и признался, что у нас продакшн. Видимо, это был эффективный минутный питч.

Это был большой клиент с небольшим бюджетом. Через несколько дней нас пригласили в первый тендер, который мы выиграли. На всё десять часов. Цветные фоны, селебрити, смена шести образов одежды и причёсок, параллельная фотосессия. Клиенту нужна была серия коротких видео, но мы сразу решили снять дополнительные режиссёрские дубли, чтобы можно было смонтировать полноценный ролик в портфолио. Классика. Потом клиент использовал это длинное видео.

В агентстве сказали, что это был первый раз, когда тайминг съёмки соблюдался почти по минутам. Всё прошло отлично. В ту ночь мы потратили приличную часть денег от проекта. Ребята пригласили нас поужинать. До сих пор сотрудничаем и с клиентом, и с агентством. На оставшиеся купили три кресла на Avito, сняли офис — и вперёд.

А та девушка у метро сейчас успешно работает в другом месте. Недавно снимали с ними рекламу в Токио. Алина, если ты читаешь — спасибо.

Константин Мельников

основатель видеопродакшна Cult

Реклама для Got2B

PR-студия Rodnya

Только с помощью рекомендаций мы и смогли встать на ноги. Все наши первые проекты и клиенты случались только потому, что у меня был некоторый круг знакомств до открытия студии, были проекты, с которыми тесно ассоциировалось моё имя.

Это была компания Efes. Много было интересных первых клиентов и проектов, но я бы рассказала об одном, самом большом. И когда стало официально известно, что Rodnya открылась и готова к работе, через несколько месяцев мы получили приглашение в тендер. Впервые мы познакомились на чудесном и довольно громком проекте Kozel «Дары Дружбы» ещё до открытия студии.

Тендер открытый, в тендере крупные и известные PR-агентства и для нас победа — это не просто дело чести, а вопрос выживания. На кону пиво Essa и грандиозный проект Essa Party Box. Только так мы смотрели на свои первые брифы.

Дело в том, что это было важной частью брифа — хотим большую и известную звезду, вокруг которой сложится проект. Мы придумали идею для запуска этого Essa Party Box, детально разложили механику и подобрали релевантных амбассадоров.

И тут вдруг я понимаю, что судя по вопросам бренд-команды, они вообще начинают сомневаться в том, что вокруг звезды с её капризами и запросами стоит строить кампанию, обязательно что-то пойдёт не так, и проект сорвётся. Мы проработали несколько актуальных кандидатур и на защите стали обсуждать и их.

И всё, наступает пауза. И тут то ли я, то ли моя коллега произносит фразу: «Знаете, за такие деньги можно и иностранного артиста привезти». Мы ответили, что есть разные категории звёзд, которые могут оказаться либо по такой же цене, либо дешевле, а работают они точно лучше. «Как иностранного?», — недоумевает команда.

Зачастую западные звёзды — это не капризные зазнайки, а очень профессиональные и мощные артисты. Это правда. Когда встреча закончилась, мы решили проработать этот вопрос с нашим партнёром по артистам (Universal Music) и предложить бренд-команде несколько иностранных звёзд.

Среди предложенных вариантов были Imany, John Newman, Hurts, Gorgon City и Keisza. Кажется, через сутки у них на почте был список иностранных артистов с бюджетами и всеми плюсами и минусами. Именно Keisza и её визитная карточка — трек Hideaway — стали частью нашего проекта.

Помню, что среди аргументов в её пользу была разрывная пародия от YouTube-канала «Боня и Кузьмич», прославившая трек и танец Keisza на всю страну.

О проекте написало более 60 СМИ с общим охватом 14,5 млн контактов. Так Keisza и стала соавтором концепции и главным лицом собственного pop-up-клуба бренда — Essa Party Box.

Думаю, что не столько наша оперативность, сколько возможность посмотреть на простой запрос с иной стороны и помогла нам выиграть. Особенно ценно, что несмотря на дарк-маркет, мы попали в эфир «Муз ТВ» и «Москва 24».

Хотя очевидно, что и бренд-команда внутри проделала огромную работу, чтобы отличное от исходного брифа предложение стало победителем.

Серафима Гурова

основатель и генеральный директор студии Rodnya

#маркетинг #мнения


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Повреждение спинного мозга – не приговор

Но очень активная до этого момента студентка, принимавшая участие в ежегодных родео, не стала унывать и решила перебраться на год в штат Кентукки, где приняла участие в новом экспериментальном исследовании, которое, она надеялась, заново научит ее поврежденный спинной мозг ходить. ...

Видео: сценарист «Вечного сияния чистого разума» и режиссёр Мишель Гондри снял рекламный ролик для «Л'Этуаль»

Видео: сценарист «Вечного сияния чистого разума» и режиссёр Мишель Гондри снял рекламный ролик для «Л'Этуаль» — Маркетинг на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти В главной роли — актёр ...