Hi-Tech

Виртуальная примерочная: бывшие сотрудники Google и «Яндекса» разработали AR-сервис для ритейлеров и привлекли $2 млн

С помощью технологий дополненной реальности в приложениях Wannaby можно «примерить» кроссовки и «попробовать» лаки для ногтей.

В закладки

Аудио

Компания Wannaby разрабатывает технологии компьютерного зрения и рендеринга, чтобы пользователи могли «примерить», как товары из онлайн- и офлайн-магазинов будут смотреться на теле.

За год команда выпустила два мобильных приложения по AR-примерке: Wanna Nails позволяет сравнивать цвета лаков для ногтей на руках, а Wanna Kicks — смотреть, как выглядят разные модели кроссовок на ногах. В 2018 году стартап привлёк $2 млн от инвестиционных компаний Bulba Ventures и Haxus.

Занимается этим белорусская команда во главе с тремя основателями: экс-инженером Google Сергеем Архангельским, бывшим разработчиком «Яндекса» Арсением Кравченко и Дмитрием Пылило, программистом стартапа Aimatter.

Сергей Архангельский рассказал, почему решил оставить корпоративную карьеру в Google, о технологиях Wanna Kicks и монетизации проектов.

Стартап в Минске вместо офиса в Калифорнии

В 2017 году вернулся обратно в Москву и через некоторое время поехал работать в Wannaby, которая находится в Минске. Я работал в Google 10 лет — первые восемь лет в московском офисе и ещё два года в Калифорнии.

Но хотел заниматься собственным проектом — Wannaby стала для меня именно таким. В калифорнийском Google я работал в команде поискового ранжирования и был состоявшимся профессионалом. Всего в команде три сооснователя — я, Арсений Кравченко и Дмитрий Пылило.

Сергей Архангельский

Мы общались — и я был в курсе дел компании, но полностью присоединился к команде только летом 2018 года. С другими сооснователями меня познакомил Юрий Мельничек — основатель картографического сервиса Maps.me и создатель инвестиционной компании Bulba Ventures.

К тому же корпоративная карьера в Google для меня не закрыта — при желании я могу вернуться или пойти в другую компанию. Уходить из крупной корпорации было страшно, но когда делать что-то своё, если не сейчас?

На эти деньги мы работаем до сих пор — развиваем технологию, платим за аренду офиса, а также за сервера, которые используем для обучения наших нейросетевых моделей. В том же году Bulba Ventures совместно с фондом Haxus вложила в Wannaby $2 млн.

Виртуальная примерочная

Позволяя примерять вещи в дополненной реальности, мы разрушаем барьеры между офлайн- и онлайн-покупками. Идея в том, что дополненная реальность может по-новому изменить электронную коммерцию.

Вы не можете никак повзаимодействовать с вещью — сравнить, подходит ли выбранный цвет к вашей коже или одежде. Один из главных недостатков покупки одежды или обуви через интернет в том, что покупатель не может примерить товар не себе — у него есть только картинка и в лучшем случае видео.

Самая очевидная ниша — лицо и губы — уже были освоены конкурентами. Изначально мы думали, на какую часть тела нацелить разрабатываемую технологию примерки в дополненной реальности — проводили исследования, общались с ритейлерами. Примерить очки или макияж разных цветов можно даже с помощью технологий от Apple и Google.

Мы начали с ногтей и рук, потому что вдохновлялись опытом компании ModiFace, которую купила компания L'Oreal, по слухам, за очень большую сумму. Другое дело создать технологию для примерки одежды или аксессуаров на руках и ногах — это показалось перспективным. Показалось, что ассортимент товаров, которые можно примерять на руках, достаточно велик — кольца, браслеты, часы.

Как впоследствии оказалось, рынок лаков для ногтей не очень большой. Мы решили работать над технологией по примерке лаков для ногтей, и в мае 2018 года мы запустили Wanna Nails. Если бы мы собрали обратную связь с рынка прежде, чем заняться разработкой, то сэкономили бы несколько месяцев.

В самом начале работы над нашим вторым приложением Wanna Kicks мы сделали видеоролик — показали, как мог бы выглядеть сервис. В дальнейшем мы нашли способ, как протестировать подобную идею без предварительной разработки программы. Отзывы были позитивными, поэтому решили работать над технологией примерки кроссовок. Видеоролик представили брендам и ритейлерам как рекламный прототип идеи.

Технология

Техническую задачу по Wanna Kicks можно разделить на три части.

То есть по снятому видеопотоку нужно понять, как расположена нога, под каким углом, насколько далеко от камеры. Первое — позиционирование ноги. Он полностью основан на нейросетях, и технологию его работы мы не можем разглашать. В этой части задействован специальный алгоритм, который определяет положение ноги.

Это наши уникальные разработки, поэтому мы можем говорить о них лишь в общих чертах. Когда изображение обработает нейросеть, за дело принимается дополнительный алгоритм постобработки, который компенсирует результат нейросети.

Он собирает фотографии человеческих ног, анализирует их и улучшает разметку в приложении. Чтобы позиционирование ног было максимально точным, мы сформировали отдел разметки. За счёт этого улучшается качество посадки виртуального кроссовка на ноге.

Если мы просто нарисуем кроссовок и поместим его поверх ноги, будет выглядеть, будто кроссовок стоит перед ступнёй, а не надет на неё. Когда мы определили положение ноги, нужно понять, какая часть кроссовка скрыта ногой и не должна быть видна на экране.

Мы называем этот процесс затенением. Если включить камеру в приложении и поводить ногой в разные стороны, замечаешь, как некоторые части кроссовка пропадают из виду.

Мы много внимания уделяем тому, чтобы обувь, изображенная в приложении, выглядела максимально реалистично. Третья задача — рендеринг (отрисовка) кроссовка.

Он старается физически правильно отрисовать обувь — учесть параметры светоотражения и рассеивания света. Для этого мы разработали собственный движок отрисовки PBR (physically based rendering).

Это нужно, потому что в реальности ткань выглядит по-разному, например, металлические части и лакированная кожа отражают цвет, а замша — рассеивает. Во время моделирования кроссовок мы также помечаем, из какой ткани сделаны разные его части — указываем движку, что подошва сделана из резины, верх обуви — из ткани, носок — из кожи или металла.

Затем используем софт стороннего производителя, который применяет алгоритм фотограмметрии (определение форм, размеров и положения объектов по их фотографиям — vc.ru). Сами модели мы делаем так: берём физический кроссовок и фотографируем его в студии с разных ракурсов — от 200 до 300 раз. Мы пропускаем снимки через фотограмметрию, алгоритм их склеивает и создаёт трехмерную модель — с текстурой и объёмом.

Результат фотограмметрии всё равно выглядит не слишком точно, поэтому мы дорабатываем 3D-модель в автоматическом и ручном режимах.

Сложности разработки

Мы понимали, чего хотим, но не знали, как это сделать. В разработке сложнее всего было понять, как подходить к задаче. Несколько недель потратили только на исследовательскую работу — читали статьи, ставили эксперименты.

Если закрасить ногтевую пластину одним цветом, будет казаться, что в ногтях просто какие-то цветные дырки. С ногтями был сложный момент — было непонятно, как переносить цвет на ногти. Команда инженеров много экспериментировала, но результат всё равно оставался неудовлетворительным. Большая часть нашего ноу-хау по ногтям — это алгоритм перекраски. Затем мы познакомились с сотрудниками научной лаборатории, которые занимались цветопередачей.

Преимущество алгоритма в том, что он хорошо передаёт цветные блики, за счёт чего ногти с лаком выглядят натурально. Они подробно объяснили, как это работает, и тогда мы смогли создать алгоритм перекраски, который нас удовлетворил и до сих пор работает.

А в конце года мы выиграли приз Golden Kitty Awards, как лучший проект в категории AR. В июне 2018 года приложение Wanna Nails стало продуктом дня и продуктом недели на Product Hunt.

Это был сложный момент — всю нашу стратегию пришлось поставить под сомнение. Но мы быстро поняли, что рынок лаков достаточно маленький, нужно было решать, что делать дальше и в какую сторону двигаться.

Тогда мы на две недели уехали всей командой на хакатон: сняли дом на Кипре, пробовали новые идеи, пытались встряхнуться и взглянуть на наш проект с другой стороны.

Мы были готовы заняться виртуальной примеркой колец на пальцах, но всё-таки решили остановиться на примерке кроссовок — эта тема показалась нам более интересной.

Мы провели анализ рынка — потратили время, оценивая, что можем получить, если создадим виртуальную примерку колец, косметики или обуви. Кольца — это для более зрелых людей, а кроссовки в тренде. В конце концов решили, что у технологии примерки обуви самый перспективный финансовый потенциал.

Наше решение основывалось на нескольких критериях — объёме рынка, количества продаж обуви в год через офлайн- и онлайн-каналы, а также реакции брендов и ритейлеров, с которыми мы общались.

Готовых решений не было — мы с командой учились вместе: раз в неделю собирались на час и делились друг с другом знаниями. С технической точки зрения виртуальная примерка кроссовок на порядок более сложная задача, чем смена цветов лаков на ногтевой пластине.

Команда

А вторая — воплощает заданные алгоритмы на мобильных телефонах. Команда Wannaby поделена на две части: первая занимается научно-исследовательской работой, придумывает алгоритмы и обучает нейронные сети. Всего у нас около 23 сотрудника — больше всего инженеров

Офис компании находится в Минске, с поиском кадров помогла репутация наших инвесторов — все знают, что Bulba Ventures и Haxus не будут вкладываться в непонятные проекты.

Команда Wannaby

Но уже сейчас о нас много написали в СМИ, разработчики сами к нам обращаются — предлагают сотрудничать. Также наш сооснователь Арсений Кравченко — неформальный лидер и организатор Open Data Science в Белоруссии — проводит мероприятия и знаком со многими инженерами.

Продвижение

Всего на разработку технологии ушло 6 месяцев. В конце января 2019 года мы запустили приложение Wanna Kicks. Запуск по кроссовкам превзошёл все наши ожидания — за первые четыре дня мы собрали 100 тысяч установок, а за месяц — 240 тысяч.

Маркетинговый бюджет компании был минимальный. На сегодняший день запуск приложения — наше лучшее вложение в развитие на b2b- и b2c-рынках.

Он написал о нас историю, а дальше её перепечатали другие зарубежные издания, в том числе и сникерхедские. Мы не платили за нативную рекламу в СМИ, но вышли на журналиста TechCrunch и смогли заинтересовать его нашей технологией.

Кроме того, Белоруссия — небольшая страна, про нас узнали местные СМИ и вскоре рассказали про приложения даже на государственных телеканалах.

В Швейцарии история о нас вышла на титульном листе газеты, которая раздаётся в общественном транспорте. Однажды мы заметили всплеск активности из Германии — оказалось, что компания Vodafone включила нашу компанию в свой обзор технологических новинок. Совершенно точно есть какой-то вау-фактор, который заинтересовал людей.

А люди со стороны замечают больше достоинств технологии, очень удивляются и радуются. Когда долго над чем-то работаешь, начинаешь воспринимать своё дело как должное, и в глаза бросаются только недостатки. Благодаря этому мы пока хорошо продвигаемся органически.

Монетизация и сотрудничество с брендами

Наши разработки — это новый опыт, который бренды могут предложить клиентам. Основной расчёт по монетизации — применять наши технологии на площадках других компаний, а не только в приложениях Wannaby.

Также мы хотим внедрить технологию не только в приложениях брендов, но и в офлайн-точках продаж.

А если в магазине есть только один цвет выбранной вами модели, вы можете заглянуть в приложение и примерить другой цвет. Например, вы приходите в магазин обуви и перед примеркой можете посмотреть, как выглядит десяток-другой разных моделей кроссовок на вашей ноге.

Возможно, вскоре будем делать что-то подобное с ними. Сейчас мы ведём переговоры с небольшой датской сетью магазинов кроссовок.

Ребята настроены сотрудничать с нами дальше, чтобы в приложении появлялись новые топовые модели кроссовок. Пока из сотрудничеств с крупными компаниями можно отметить наше партнёрство с Adidas Russiа — мы запустили в нашем приложении модель Ultra Boost 19. Можно было бы запустить и все модели — но всё-таки у компаний и покупателей самый большой интерес вызывают новые модели.

В сентябре 2018 года мы также сделали совместный проект с косметической компанией Orly, они представили новую коллекцию лаков в нашем приложении — девушки смогли зайти и попробовать заранее разные лаки.

Могу сказать, что похожие проекты по примерке макияжа брали от брендов от $100 тысяч до $200 тысяч в год. Стоимость внедрения нашей технологии зависит от многих факторов, например, сколько потенциальных клиентов у компании-клиента и так далее.

Но мы понимаем, что пользователи хотят видеть скорее какие-то известные бренды — Nike, Adidas, Reebok. Нам также написало много маленьких брендов — из Америки, Франции, Японии и Италии, которые предлагали добавить их ассортимент в приложение, а взамен делиться процентом от прибыли.

Мы сотрудничаем на безвозмездной основе, потому что обувь понравилась. В последней версии приложения у нас появились кроссовки калифорнийского бренда Allbirds.

Планы на будущее

Силы сосредоточены на Wanna Kicks, потому что в нём мы видим больше потенциала. Сейчас мы не занимаемся Wanna Nails — только поддерживаем и улучшаем интерфейс, но технологию не развиваем.

Но сначала нужно много сделать для улучшения самой технологии — ускорить процесс моделирования и так далее. В дальнейшем планируем делать пилотные проекты с компаниями, брендами, ритейлерами и запускать коммерческую эксплуатацию.

Но пока не можем ответить на главные вопросы: Конечно, мы думаем о разработке технологии для виртуальной примерки одежды.

  • Как это должно выглядеть с продуктовой точки зрения?
  • Это нужно делать с помощью зеркала для примерки?
  • Как сканировать всё тело с помощью телефона и сделать этот процесс удобным для пользователей?

А руки и ноги можно легко отсканировать с помощью фотокамеры, поэтому с лаками и кроссовками таких вопросов не возникало.

#ar #wannaby

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть