Хабрахабр

В Java может появиться новая сериализация

На сайте OpenJDK появился новый исследовательский документ, в котором описывается идея введения в язык новой улучшенной сериализации взамен старой.

1, то есть практически с момента её рождения. Сериализация в Java существует с версии 1. Serializable. С одной стороны, сериализация является очень удобным механизмом, который позволяет быстро и просто сделать любой класс сериализуемым посредством наследования этого класса от интерфейса java.io. Возможно даже, эта простота стала одной из ключевых причин, почему Java набрала такую огромную популярность в мире, ведь она позволила быстро и эффективно писать сетевые приложения.

Перечислим наиболее серьёзные проблемы: С другой стороны, с тем, как сериализация реализована в Java, связано огромное количество проблем, которые увеличивают цену поддержки приложений, снижают их безопасность и замедляют эволюцию платформы.
Что не так с сериализацией в Java?

  • Сериализация (и десериализация) происходит в обход языковых механизмов. Она игнорирует модификаторы доступа полей (private, protected) и создаёт объекты, не используя конструкторы, а значит игнорирует инварианты, которые могут присутствовать в этих конструкторах. Такую уязвимость может использовать злоумышленник, подменив данные на невалидные, и они успешно «проглотятся» при десериализации.
  • При написании сериализуемых классов никак не помогает компилятор и не обнаруживает ошибки. Например, вы не можете статически гарантировать, что все поля сериализуемого класса сами являются сериализуемыми. Или можете опечататься в имени методов readObject, writeObject, readResolve и т.д., и тогда эти методы просто не будут использоваться во время сериализации.
  • Сериализация не поддерживает нормального механизма версионирования, поэтому очень сложно изменять сериализуемые классы так, чтобы они оставались совместимыми с их старыми версиями.
  • Сериализация сильно завязана на потоковое кодирование/декодирование, а значит поменять формат кодирования на отличный от стандартного очень сложно. Кроме того, стандартный формат не является ни компактным, ни эффективным и ни человекочитаемым.

Фундаментальная ошибка существующей сериализации в Java заключается в том, что она пытается быть слишком «невидимой» для программиста. Он просто наследуется от java.io.Serializable и получает некую неявную магию, которая выполняется платформой.
Наоборот, программист должен явно писать конструкции, отвечающие за конструирование и деконструирование объектов. Эти конструкции должны быть на уровне языка и должны быть написаны посредством статического доступа к полям, а не рефлексии.

Она ставит себе задачу уметь сериализовать любой произвольный граф объектов (который может содержать циклы) и десериализовать его обратно, не ломая его состояние. Другая ошибка сериализации в том, что она пытается делать слишком много.

Это ошибку можно исправить, если упростить задачу и делать сериализацию не графа объектов, а дерева данных, в котором не будет понятия identity (как в JSON).

Для этого на помощь приходят аннотации и ещё не вошедшая в Java возможность языка: паттерн-матчинг. Как сделать сериализацию, которая бы естественно вписывалась в объектную модель, использовала конструкторы при десериализации, была отделена от формата кодирования и поддерживала версионирование? Например:

public class Range @Serializer public pattern Range(int lo, int hi) { lo = this.lo; hi = this.hi; } @Deserializer public static Range make(int lo, int hi) { return new Range(lo, hi); }
}

В этом примере объявлен класс Range, который готов к сериализации посредством двух специальных членов класса: сериализатора и десериализатора помеченных аннотациями @Serializer и @Deserializer. Сериализатор реализован через деконструктор паттерна, а десериализатор – через статический метод, в котором вызывается конструктор. Таким образом, при десериализации неминуемо проверяется инвариант hi >= lo, указанный в конструкторе.
В таком подходе нет никакой магии, и используются обычные аннотации, поэтому сериализацию может делать любой фреймворк, а не только сама платформа Java. Это значит, что формат кодирования может быть также абсолютно любым (бинарный, XML, JSON, YAML и т.д.).

Например, он может выбрать репрезентацию объекта, отличной от той, как представлен объект в памяти. Так как сериализаторы и десериализаторы – это обычные методы, то программист имеет большую свободу в их реализации. К примеру, LinkedList можно будет сериализовать не в цепочку ссылок, а в один непрерывный массив, что сделает представление более простым, эффективным и компактным.

Версионирование в таком подходе реализуется с помощью специального поля version у аннотаций @Serializer и @Deserializer:

class C { int a; int b; int c; @Deserializer(version = 3) public C(int a, int b, int c) { this a = a; this.b = b; this.c = c; } @Deserializer(version = 2) public C(int a, int b) { this(a, b, 0); } @Deserializer(version = 1) public C(int a) { this(a, 0, 0); } @Serializer(version = 3) public pattern C(int a, int b, int c) { a = this.a; b = this.b; c = this.c; }
}

В этом примере будет вызван один из трёх десериализаторов в зависимости от версии.
Что делать, если мы не хотим, чтобы сериализаторы и десериализаторы были доступны кому-то кроме как для целей сериализации? Для этого мы можем сделать их приватными. Однако в таком случае конкретный фреймворк сериализации не сможет получить к ним доступ через рефлексию, если такой код находится внутри модуля, в котором пакет не открыт для глубокого рефлективного доступа. Для такого случая предлагается ввести в язык ещё одну новую конструкцию: открытые члены классов. Например:

class Foo { private final InternalState is; public Foo(ExternalState es) { this(new InternalState(es)); } @Deserializer private open Foo(InternalState is) { this.is = is; } @Serializer private open pattern serialize(InternalState is) { is = this.is; }
}

Здесь сериализаторы и десериализаторы помечены ключевым словом open, что делает их открытыми для setAccessible.

Это требует дополнительных усилий, но делает сериализацию более предсказуемой, безопасной и независимой от формата кодирования и фреймворка сериализации. Таким образом, новый подход фундаментально отличается от старого: в нём классы проектируются как сериализуемые, а не отдаются платформе как есть.

S. P. Друзья, если вы хотите получать подобные новости о Java более быстро и удобно, то подписывайтесь на мой канал в Telegram.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть