Hi-Tech

В digital-сферу без опыта работы и портфолио: советы предпринимателей, дизайнеров, копирайтеров

Где найти первые заказы и как себя позиционировать.

В закладки

Аудио

Истории из личного опыта и рекомендации специалистов, которым приходилось кардинально менять сферу деятельности, начинать карьеру с нуля, составлять портфолио за одну ночь и выдумывать кейсы для резюме.

Твой первый клиент — это ты сам

Консультант по маркетингу Alamics Digital, руководитель проектов по управлению отношениями с клиентами Андрей Пометун.

Когда наша команда только стартовала, лучшим решением стало начать с себя.

Пытались продавать маркетинговые стратегии — сделали первую маркетинговую стратегию для себя, а уже потом приходили к заказчику с этими кейсами. Мы пытались продавать компаниям фирменные стили и в первую очередь сделали фирменный стиль для себя.

Например, приходит дизайнер и говорит, что у него ещё нет портфолио. Многим кандидатам без опыта работы, которые приходили к нам на собеседование, я давал задачу сделать портфолио для себя. Или копирайтеру поручаю написать о себе эссе, маркетологу — сделать о себе презентацию. Я ему даю задание: сделай плакат, на котором ты — главный продукт. Твой первый заказчик — это ты сам.

Примерно половина соглашалась попробовать, другая сразу предупреждала: «Неопытные ребята нам не нужны, экспериментировать на нас не надо». Когда нам нужно было портфолио с реальными клиентами, мы приходили к заказчику и говорили: «На рынке это стоит столько, а мы готовы сделать за 10% или 30% от стоимости», — в зависимости от того, насколько были уверены, что выполним работу хорошо.

Например, ты ставишь себе рамки: я выполню эти три заказа, а потом буду продавать себя уже за полную стоимость. Бесплатная работа только ради портфолио должна быть чётко ограничена как временная вынужденная мера. Если после этого ты оказываешься не востребован, значит, или работа плохая, или ты не компетентен.

Они такие умные с несколькими образованиями и красивым портфолио, но результатов от этого по жизни нет. Есть люди, которые превращаются в вечных студентов: учатся, читают книги, зарастают информационным жиром и в итоге нигде свои знания не применяют.

Например, у тебя есть родственник, который занимается творчеством — шапочки вяжет. Также в начале карьерного пути я рекомендую поспрашивать знакомых и узнать, не нужна ли кому-то из них твоя профессиональная помощь. Если ты занимаешься контекстной рекламой, сделай ему концепцию рекламы. Предложи сделать ему лендинг.

Самое ужасное, если ты считаешь, что весь твой кейс — это одна строчка. Очень важно хорошо оформить портфолио. Я сделал сайт — вот скриншот главной страницы и ссылка.

Портфолио — это история: вот ко мне пришёл человек, у него вот такая проблема, он поставил передо мной вот такую задачу, вот несколько вариантов, которые я ему предложил, вот тот вариант, который, на мой взгляд, подошёл больше всего, а вот этот почему-то выбрал заказчик; вот первые этапы работы и прототипы, вот так вот проект вышел в промо и вот так выглядит сейчас; и вот отзыв заказчика.

Важно не только хорошо делать своё дело, но и уметь о нём рассказать. Строчка с логотипом — это не портфолио.

Необходимо постоянно вести его, как дневник, потому что со временем ты совершенствуешься в профессии, а в портфолио лежат только те работы, с которых ты начинал. Часто случается так, что после первых заказов ты начинаешь вкалывать и забываешь дополнять своё портфолио новыми кейсами.

«Не приносите на собеседование талмуды, которые никто не дочитает»

PR-консультант, PR-директор конференции ЦИПР Ирина Гатилова.

Сейчас, оглядываясь на представленные там кейсы, я улыбаюсь и понимаю, что это был далеко не топ-уровень, но, несмотря на это, меня звали на собеседования в отличные места. Когда составляла своё первое портфолио, я считала себя суперспециалистом, и, наверное, меня это отлично поддерживало, вдохновляло и помогало находить работу.

Ru Group и искала пресс-секретарей в команду), которая в конце интервью призналась, что была очень удивлена, получив от PR-специалиста не просто резюме, а полноценное портфолио — и именно поэтому захотела посмотреть на меня и познакомиться лично. Так, например, я познакомилась с Ксенией Чабаненко (тогда она работала в Mail.

Правду. Что рассказать о себе работодателю, если вы только учитесь и опыта пока нет? Мне кажется, если человек задумывается о создании портфолио, то он уже, как минимум, привык не просто распечатывать рефераты из интернета, а словосочетание «студенческий проект» подразумевает реальные действия, которые могут стать отличным кейсом. Что вы молоды (или нет), ещё только проходите обучение, но у вас уже есть определённые знания и, возможно, реализованные студенческие проекты.

Наша команда не просто расписала стратегию, часть которой этот очень известный в мире бренд потом использовал, но мы сами сверстали и распечатали в типографии афиши, листовки и буклеты. На втором или третьем курсе мы разрабатывали рекламные и PR-кампании для разных заказчиков в качестве курсовой работы. Также в период обучения мы сняли, смонтировали и озвучили «ТВ-передачу» и рекламный ролик.

Да, эти два примера выглядели безумно смешно и по-дилетантски, но они научили нас работе со многими программами и техникой, а также показали, что салон машины, в котором много меховых накидок, может быть отличной студией звукозаписи.

Если бы ко мне когда-нибудь на практику пришёл студент с портфолио, которое включало бы подобные университетские проекты, я бы точно отнеслась к нему с большим интересом, чем к кандидатам с резюме «..закончил школу такую-то, учусь на третьем курсе, ездил учить язык на Мальту».

Мои рекомендации начинающим специалистам, составляющим своё первое портфолио.

Ни в коем случае не добавляйте чужие проекты

Профессиональные рынки очень маленькие (пусть даже и в федеральном масштабе), и проверить, кто, где работал и чем занимался, можно почти мгновенно. Это раскрывается моментально. В сфере PR за яркими и успешными кампаниями, как правило, следят коллеги по цеху и точно знают, кто и что делал.

Само собой, я с таким человеком не буду иметь дело в дальнейшем и, если кто спросит, тоже не посоветую. У меня были случаи, когда на собеседования люди приносили проекты, в которых «постояли рядом» в лучшем случае, но приписали себе.

И я не раз уже убеждалась, что подтверждать действительно придётся, причём в самый неожиданный момент. Кроме того, надо быть готовым любой придуманный навык подтвердить: создать логотип, отрисовать макет в 3D, перевести с китайского на французский, станцевать польку, жонглируя стаканами.

Нельзя прийти с одной работой в портфолио и ожидать, что она всех покорит и тут же отсеет всех других кандидатов

Но это скорее проблема специалистов с опытом. В тоже время не стоит приносить талмуды, которые никто не дочитает и даже не пролистает до конца. Я сейчас как раз нахожусь на стадии обновления портфолио и пытаюсь поймать тот самый баланс «рассказать и не усыпить».

Нельзя просто положить портфолио на стол и мямлить, потупив взгляд

В этом случае не будет пользы ни от портфолио, ни от опыта. А потом заявить: «Я хочу на руководящую позицию».

Когда идёт диалог, его нужно подкрепить фактами и фотографиями из портфолио, по которым видно, что и фирменный стиль разработан, и организованное мероприятие было больше чем на 10 человек, да и сайт, который сделали, действительно качественный.

Нужно всегда обращать внимание на то, как звучат количественные и качественные показатели

Чувствуете разницу? «Я разместил 20 баннеров на 20 рекламных площадках» или «Я организовал и реализовал полномасштабную рекламную кампанию с размещением на топовых ресурсах, среди которых ...».

Иллюстрации к портфолио должны быть качественными

Здесь не важно, чем именно вы занимаетесь, подход должен быть профессиональным. И чётко передающие задачу и её реализацию.

Уважайте того, к кому попадёт это портфолио, и смотрите на свою работу со стороны. Нельзя размещать фото с мероприятия, где посетители слегка нетрезвы и с перекошенными лицами, или скриншот баннера, сделанный в плохом качестве.

Приносите распечатанный вариант портфолио

Несомненно, это вариант идеальный, и если выбирать, то я за печатный вариант на собеседовании. И всегда имейте копию на флешке, на почте и по ссылке. Электронный вариант может вызвать много ненужных действий на встрече, тем более его неудобно смотреть, если на собеседовании присутствует больше одного человека от работодателя.

Структурируйте

Если расписать так несколько проектов, убрать «воду», то может получиться отличное портфолио. Составляя портфолио, разложите свою работу на «формулу»: «Проект — Что я делал в нем — Какие передо мной стояли цели и задачи — Каких результатов я смог достигнуть — Отличная иллюстрация».

«Пока набиваешь руку, работай за еду»

Сооснователь приложений Prisma и Capture Арам Харди.

Тактика у меня была простая: искать заказы на всевозможных сайтах (от FL.ru до разных пабликов во «ВКонтакте») и предлагать выполнить работу бесплатно. Карьерный путь в digital я начинал с перевода пользовательского интерфейса мобильных приложений с одного языка на другой.

Больше половины заказчиков относились к этому скептически, думаю, что конверсия была не более 15%, но это того стоило. С тем же предложением я обращался в различные агентства.

Чтобы получить необходимый опыт, мне хватило полутора-двух месяцев плотной работы. Пока набиваешь руку и портфолио, работай бесплатно или за еду.

Так в своё время мне удалось поработать с мобильным приложением Line (популярный корейский мессенджер) в качестве PR-менеджера, не имея ни грамма опыта в этой сфере. Потом я ушёл в PR и применил ту же стратегию поиска заказчиков. А уже этого опыта было достаточно для того, чтобы получить несколько предложений от крупных компаний.

Ещё одна стратегия, которая помогала мне абсолютно всегда — искать крутых специалистов и проситься к ним в «падаваны»: в любой сфере и у любого специалиста есть рутинные задачи, которые он может делегировать стажёру.

Главное — не врать и не добавлять проекты, над которыми не работал. Сейчас можно спокойно сделать себе портфолио на сервисе Youdo, если предлагать цену, равную нулю. Опыт — дело наживное, а репутацию вернуть тяжело.

«Добавляйте в портфолио то, от чего вы кайфуете»

Основатель и креативный продюсер видеопродакшена F4U Дмитрий Гришин.

Более 10 лет я занимался менеджментом и развитием бизнеса в крупной международной компании, которая оказывает услуги перевода, вёрстки, дизайна. Первые проекты я частично нашёл среди тех компаний, с которыми работал до смены профессиональной деятельности. Мы сотрудничали с Microsoft, Samsung, McDonald's, «Лабораторией Касперского».

Годами наработанные не просто профессиональные контакты, а в большей степени человеческие связи очень помогли мне на первом этапе.

При любой удобной возможности я рассказывал им про своё новое дело. Другая часть клиентов появилась от моих друзей и знакомых. А дальше начал работать сарафан. Многие из них в меня поверили, за что я им очень признателен.

Составляя своё портфолио, я руководствовался следующими принципами:

Ни в коем случае нельзя добавлять в портфолио то, что вам самим не нравится. 1. Оно должно состоять из работ, которые вы сделали с максимальной отдачей и от которых вы просто-напросто кайфуете.

Например, мне больше всего нравилось путешествовать и снимать об этом истории, поэтому на начальном этапе моё портфолио включало придуманные и спродюсированные лично мной проекты.

В нём участвовали новозеландцы, японцы, молодая пара из Австралии. Так, мы с женой поехали в очередное приключение в Новую Зеландию, и мне захотелось создать проект про самостоятельных путешественников. Я был одновременно режиссёром, оператором, продюсером и занимался монтажом.

Для меня было важно, что мои работы, снятые на простую камеру, могут быть интересны таким брендам, как Red Bull. Потом, смонтировав тизер, предложил Red Bull сделать серию таких видеоисторий про разных людей.

Нужно адекватно оценивать уровень своих первых клиентов. 2.

Я шёл довольно медленно и небольшими шагами к цели, не отказываясь практически ни от каких проектов: снимал «говорящие головы», мероприятия. Я не мог бы просто с наскока прийти в Beeline и сказать: «А давайте я вам сейчас сниму видео». Такой период длился на протяжении двух-трёх лет.

Одна из распространённых ошибок — это сильный демпинг стоимости услуг. Начинающие специалисты нередко совершают ошибки, которые могут перечеркнуть всю проделанную работу. Однако демпинговать нельзя, нужно очень чётко понимать свою финансовую модель и свой уровень на рынке, иначе вы так и будете всё время работать по бросовым ценам. Не всегда это происходит специально, иногда по незнанию или некомпетентности.

С другой стороны, рынок фриланса гораздо более ответственен, чем корпоративный сегмент. Также далеко не все уделяют достаточно внимания клиентскому сервису, что, конечно, сложно в начале пути, когда вы загружены работой по поиску заказов, а параллельно нужно обрабатывать текущие. Он очень конкурентный и цена ошибки гораздо выше, чем на уровне сотрудника отдела внутри компании из сотен человек.

Это слишком большая ответственность. Я бы также назвал ошибкой преждевременную аренду офиса и наём сотрудников, если вы ещё мало понимаете детали процесса, из которых состоит ваш новый бизнес. Лучше пройти через все этапы самостоятельно и, полностью разобравшись в вопросе, начинать делегировать.

«За ночь создала портфолио с нуля»

Веб-разработчик на фрилансе и преподаватель по созданию сайтов Татьяна Симоненко.

Своим ученикам советую сделать всё же сайты конкретным людям и существующим заказчикам, но ситуации бывают разные. Когда я начала заниматься вёрсткой сайтов, первым делом придумала компании, которым и сделала сайты — для своего портфолио.

Поэтому за ночь я создала портфолио с нуля, вбила в поисковик «топ-100 веб-студий в Санкт-Петербурге» и разослала им своё резюме. Я была очень ограничена по времени, мне срочно нужно было найти работу. В итоге из 85 компаний, к которым я обратилась, меня пригласили на пять собеседований. Кто-то ответил, что у них сейчас нет вакансий, но пообещал иметь меня в виду на будущее. И за 2-3 дня я устроилась на работу.

За эту работу мне заплатили, хотя на тот момент я всего два месяца училась вёрстке. Затем, чтобы обрасти клиентами для портфолио, я рассказала бывшим работодателям, что учусь программированию, одному из них сделала сайт.

У них была мини-веб-студия, и я регулярно получала проекты за деньги. Параллельно этому вызвалась бесплатно помогать студентам в школе, где сама училась. Потом меня взяли туда на работу куратором курса, затем преподавателем, а впоследствии руководителем ИТ-проектов.

Также я подружилась с дизайнерами, с которыми начала работать в паре (они выполняли дизайн будущего сайта, а я его верстала).

Портфолио для копирайтера

Копирайтер, творческий директор Вадим Дунаев.

Они короткие и эффектные. Если вы начинаете свою карьеру в качестве копирайтера и у вас пока нет портфолио, я бы рекомендовал начать со слоганов. Возьмите 10 популярных брендов и придумайте для них слоганы. Поскольку реальных проектов у вас нет или их мало, сделайте вымышленные.

Само собой, обманывать никого не надо: рядом со слоганом добавьте ремарку, что работа выполнена целиком по вашей инициативе.

Вам придётся самому превратиться в дизайнера или попросить кого-то из знакомых. Для многих копирайтеров стадия оформления — самая сложная. Каждый слоган нужно поместить на отдельную карточку: один шрифт, один размер, одинаковые отступы.

Многие заказчики даже не будут вчитываться в описания отдельных проектов, поэтому визуальная привлекательность «витрины» — фактор, которым нельзя пренебрегать.

#портфолио #карьера #дизайн #копирайтинг #разработка

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»