Главная » Hi-Tech » UX без бюджета и опыта: как провести исследование

UX без бюджета и опыта: как провести исследование

Но если вы создаете сложный продукт, которого нет на рынке, все придется придумывать с нуля: самим выстраивать процессы и интерфейс, думать про пользователя. Если вы занимаетесь производством тостеров, вы и ваши пользователи примерно понимают, как он должен работать, выглядеть и что делать. Как их организовать своими силами, рассказал Максим Королев, ех-руководитель отдела UX-исследований в «Билайн», преподаватель курса по UX/UI в Binary District. Для этого нужны UX-исследования.

Найдите добровольцев и помните, что охранник — лучше друга Шаг 1.

Если вы проводите UX-исследования, у вас в друзьях наверняка много людей со схожими интересами, которые знают, что такое UX и как разобраться даже в сложных продуктах. Самое главное: не ищите людей для исследования среди ваших друзей в Facebook. Есть несколько способов их найти. Вам нужно около 20 незнакомых людей из других сфер.

Чаще всего они готовы за 500 рублей или вообще бесплатно заказать через ваше приложение пиццу или найти на сайте каталог. Метод охранника. Если ваш офис находится в бизнес-центре, просто подойдите к людям, которые в нем работают: охранникам или сотрудникам столовой. Если вы делаете массовый продукт, таких в вашем исследовании должно быть большинство. Ваши пользователи ходят прямо рядом с вами — просто спросите их.

Иногда мы брали людей из холла и тех, кто пришел на встречу или на собеседование. Когда я работал в «Билайне», мы исследовали «понятность» SMS о новых услугах или повышении цен. Часто оказывалось, что очевидные нам SMS люди не понимали — например, какой будет абонентская плата по тарифу после изменения условий, или как работает услуга безлимитного интернета на планшетах.

Максим Королев

ех-руководитель отдела UX-исследований в Beeline

В VK и Telegram много тематических групп и каналов, в которых можно попросить людей протестировать ваш продукт. Поищите в соцсетях. Это хорошо работает для отраслевых или нишевых проектов, где мнение обычного человека вам ничего не скажет. Когда вы спрашиваете у людей совета об их увлечениях, они охотно помогают. Например, если вы делаете приложение для велосипедистов, ищите их сообщества и предлагайте бесплатный месяц за участие в исследовании.

Спросите пользователей. Если у вас уже есть минимальная аудитория, добавьте плашку прямо к себе на сайт или в приложение и попросите помочь.

Например, дайте человеку, который всю жизнь пользовался iOS, устройство на Android и наоборот. Для более полного понимания постарайтесь включить и экстремальных пользователей. Пользователю Windows — Mac. Дайте планшет тому, кто никогда ими не пользовался. Таких людей нужно немного, максимум два, но вы сможете от них многое узнать.

Они расскажут о вашем UX с точки зрения продвинутого пользователя. И последнее — все же пригласите кого-нибудь из своей ленты Facebook, но не более одного-двух человек.

Организуйте исследование и не придите на него Шаг 2.

Но есть сложности. Вы отобрали людей и, кажется, можно начинать исследование. Проводить тестирование собственного продукта будет очень тяжело: вы будете злиться, недоумевать, как можно чего-то не понимать, в общем, эмоции будут вам мешать.

Нормальной лаборатории не было, поэтому мы с респондентом сидели в центре переговорки, а наблюдатели — за нашими спинами, вдоль стеночки. В одном банке я тестировал внутреннюю систему для сотрудников. Среди них был разработчик, который, когда сотрудник не понимал, как что-то сделать, начинал злиться, подсказывать им и раздраженно говорить что-то вроде: «Да это же в том разделе должно быть, ну, в другом разделе меню, посмотрите!» — это сильно затрудняло исследование.

Максим Королев

ех-руководитель отдела UX-исследований в Beeline

Этого тоже важно избежать. С участниками теста тоже могут быть проблемы: скорее всего, они не захотят вас расстраивать или будут бояться казаться глупыми и поэтому не будут честны.

Это идеальная ситуация, которая возможна не всегда, поэтому следующие рекомендации — для тех случаев, когда вам все-таки придется все делать самому. Попросите провести исследование коллег. Составьте список вещей, которые нужно протестировать, отправьте на встречу коллегу и получите от него отчет.

Поэтому перед началом работы дайте понять, что вы проверяете не умственные способности человека, а продукт, и чем больше будет сложностей, тем лучше для вас. Настройте участников. Людям стыдно за то, что они не понимают, как сделать что-то простое, и не осознают, что в эти моменты они вам очень помогают. Расскажите, что вас только попросили провести исследование, и что ваша задача — найти как можно больше ошибок. Еще лучше сказать, что это не ваш продукт, потому что многие боятся обидеть человека, который стоит перед ними.

Когда вы приходите к человеку и просите его попользоваться вашим продуктом, у вас в голове уже есть гипотезы для проверки. Записывайте видео. Фиксируйте весь процесс и попросите тестировщика комментировать все, что он делает. Записи помнят все. Если они подтверждаются, вы чувствуете себя прекрасно и легко это запоминаете, а если оказывается, что в реальной жизни все совсем не так, вам это не нравится, и вы, скорее всего, забудете об этом.

Люди со стороны помогут вам с вопросами, о которых вы не подумали. Не составляйте вопросы самостоятельно. Если вы создавали продукт, вы можете не понимать, какие проблемы вообще могут возникать у пользователей. Подойдут коллеги, не работающие напрямую с UX. Опишите ваш продукт кому-нибудь еще. Спросите, какие действия в нем они бы выполнили.

Иногда вы узнаете, что человек думает на самом деле, только после того, как вы скажете, что микрофон выключен, и произнесете простое: «Ну как?». Не выключайте микрофон после тестирования, но сделайте вид, что выключили. Когда люди знают, что их записывают, они закрываются. Это может быть самой ценной информацией в исследовании.

Определите проблемы и решайте только те, что критичны Шаг 3.

Проще всего это делать по шаблону: Собрав отзывы и видео с тестированиями, вам нужно оформить страдания в проблемы и задачи, которые можно решить.

UX-проблема = феномен (что мы увидели) + причина (почему это произошло) + обоснование (почему это проблема)

Как это может выглядеть на практике:

Феномен: пользователь не смог найти в банкомате, как оплатить ЖКХ.

Оплату услуг он искал в отдельном разделе «Оплата». Причина: оплата ЖКХ находится в разделе «Переводы», а пользователь думал, что это переводы физлицам.

Обоснование: пользователь так и не оплатил услугу.

Есть те, которые напрямую влияют на бизнес-метрики, а бывают грустные, но не имеющие значения недоработки — они либо возникают у очень небольшого количества людей, либо никак не влияют на важные показатели. Когда составите список проблем, расставьте их по приоритетам. Скорее всего, они навсегда останутся в беклоге, и это нормально.

Иногда достаточно переместить кнопку в другой угол, а иногда нужно проводить новое исследование по одной конкретной задаче, и это тоже нормально. Далее для критичных проблем дизайнер разрабатывает решения.

После того, как вы проделаете все шаги, описанные в этой статье, у вас должен получиться отсортированный по приоритетам список UX-задач, с которым можно легко работать.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Microsoft начала продавать свои первые наушники — Surface Headphones

Microsoft начала продавать свои первые наушники — Surface Headphones — Техника на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти В России они пока официально не продаются. В закладки Они стоят ...

Кем работают и сколько зарабатывают люди без высшего образования

Истории читателей «Тинькофф-журнала». В закладки Не так давно Т—Ж опрашивал читателей, что они думают о высшем образовании. По итогам дискуссии мы выбрали несколько историй: как решиться бросить бессмысленную учебу в университете, как диплом в ИТ-сфере влияет на доход и правда ...