Хабрахабр

Устройство старинных вагонов и сигнальная верёвка как прообраз локальной сети поезда

Давайте пробежимся коротко по эволюции вагона. Очень быстро и поверхностно, небольшими интересными кусочками без длинных периодов доделки. Начнём с тормозной магистрали и кондукторов. Тормозную воздушную магистраль поезда придумали далеко не сразу. Сначала были вот такие места тормозильщиков (их на французский манер сразу назвали кондукторами): на тормозной площадке вагона сидел человек, который ждал тройного свистка. Это был сигнал закручивать тормоз. После остановки он ждал сигнала откручивать тормоз. На фото реконструкции Музея железных дорог России в Петербурге не видно, как сильно он старался завернуться в одежду. Мёрзли они очень сильно:

Кондуктор мог подать сигнал на паровоз с помощью сигнальной верёвки, проходящей через все вагоны. Исходящий сигнал тоже был. Вот её крепление сверху почтового вагона:

Он видел мигание фонаря и выглядывал посмотреть, что случилось. Она присоединялась, например, к фонарю у машиниста. Дальше они общались флажками: все кондукторы при необходимости высовывались и читали знаки.

Потому что паровоз просто не мог остановить поезд из-за банальной физики. Почему это было важно?

Тормоза одного только паровоза не могли быстро остановить поезд, в этом процессе было желательно использовать хотя бы часть вагонов.

Рабочее место кондуктора с откидным сиденьем.

Придумали автоматические тормоза в XIX веке. Тормозильщики не всегда правильно справлялись с работой, поэтому была нужна автоматика.

Если вагон отрывался от поезда — он сразу тормозил, и весь поезд тоже тормозил из-за падения давления в магистрали. В настоящее время используются непрямодействующие тормоза: при зарядке тормозной магистрали воздухом (сейчас до 5 атмосфер) тормоза отпускают, а при падении давления тормозные колодки прижимаются к ободам колёс. Экстренное торможение возможно применить приведя в действие стоп-кран, расположенный в вагоне.

Грузовые вагоны

В военное время внутри вагона можно было поставить съёмные воинские приспособления для перевозки людей или, при необходимости, лошадей. Вот так выглядели большегрузные четырёхосные грузовые вагоны. Отличить вагон двойного назначения очень просто: В мирное время вагон использовался как грузовой.

Вот разница между старым образцом и более свежим. Если в грузовом вагоне есть окна — он точно двойного назначения.

Почтовый вагон

Очень важны были почтовые вагоны. В них возили почту и деньги по Российской империи.

Почта сортируется внутри вагона по мере того как он едет.

Есть почтовый ящик для того, чтобы человек мог отправить срочное письмо:

Поезд уехал вместе с письмом. Дождался поезда на станции, подошёл, опустил письмо прямо в его ящик. А вот сумка для денег:

Военные вагоны

На вагонах оказалось удобно размещать орудия — артиллерийские и зенитные.

В двадцатом веке железнодорожный транспорт использовался для обороны страны:

На заднем плане расположен боевой железнодорожный ракетный комплекс: На переднем плане видны две зенитные бронеплощадки, предназначенные для противовоздушной обороны.

Кроме порохового старта как у миномёта (сначала ракета подбрасывается в воздух подрывом заряда, а затем уже наклоняется и даёт реактивную струю, чтобы вагон не перевернуло), есть ещё одна особенность:

С помощью этого устройства отводился в сторону контактный провод над поездом, чтобы можно было осуществить запуск ракеты.

Вот интересный площадочный транспортёр для перевозки тяжеловесных и негабаритных грузов, часто — оборудования для железной дороги, например, трансформаторов:

Пассажирские вагоны

Первые пассажирские вагоны Царскосельской железной дороги были с отдельными дверями, выходившими из купе прямо на улицу. Но такая компоновка в нашем климате не прижилась. Во-первых, вагоны были холодными, легко продуваемыми ветром. А, во-вторых, был затруднён проход вдоль состава поезда. Поэтому на Петербуржско-Московской железной дороге стали применяться пассажирские вагоны с входами через концевые открытые площадки. Вот интерьеры музейного экземпляра:

Вай-фая и розеток тогда не было, зато был жевательный табак: В них были плевательницы — очень необходимая вещь для культурного досуга.

А это куда более поздние пассажирские вагоны, которые могли использоваться для перевозки раненых: створный угол делался с помощью той самой половины двери в старых вагонах, которая в тамбуре никогда не открывалась.

Сейчас есть титаны, которые когда-то были суперсовременной техникой: Кипятка в вагонах поначалу тоже не было, он набирался на станциях, поэтому пассажиры пили чай после отправления.

Купе пассажирского вагона выпуска первой половины 1950-х годов выглядело так:

Пассажирские вагоны конца XIX века во многих случаях имели металлические рамы и деревянные кузова, обшитые сверху тонкими листами железа.

Вот свечной фонарь, у него трубка для гари уходит вверх: Освещение в вагонах поначалу был свечным.

На фотоснимке — служебный салон-вагон, использовавшийся во второй половине ХХ века.

Нужно учитывать, что эти процессы нельзя рассматривать в отрыве от всего остального развития железных дорог и вообще технологий. Вагоны развивались по многим параметрам: мы как-то писали про то, что в них меняется. Или принцип заезда на станцию: сначала использовались механические семафоры для определения того, куда можно. Например, та же локальная сеть поезда претерпела множество изменений со времён сигнальной верёвки. Потом в СССР начали подавать коды по рельсам, а на локомотиве стояли считыватель и панель с цветными лампами, дублировавшая сигнал. Потом появились электрические светильники, которые давали уже куда более ясную индикацию. Например, переход от 16-тонных вагонов на 40-тонные с большим количеством осей помог эффективнее использовать дороги, когда снабжение было готово захлебнуться. Много влияния на вагоны оказали развитие материалов и экономика страны.

Последние изменения

Чуть больше про эволюцию вагонов мы уже писали вот здесь. Это третий пост цикла про Тверской вагоностроительный, вот ещё про устройство энергосистем вагонов и вообще про них. А вот здесь есть про работу вокзала.

Из совсем свежих апдейтов стоит отметить, что 14 февраля появились новые данные о том, как будут выглядеть вагоны.


© ФПК

Нижние полки превращаются в диваны с подголовниками. Верхние полки и столик убираются. Будет сейф:


© ФПК

В туалетах душ будет отдельной кабинкой, а не просто лейкой за скрытой маскировочной панелью, как сейчас.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть