Hi-Tech

Ушла эпоха, дизайн остался

Менеджер по продукту vc.ru о том, как Джони Айв изменил Apple и как изменится компания теперь.

В закладки

Wired

New Yorker пишет о его усталости от сложной и напряженной работы в течение последних 30 лет. Настоящие причины ухода главного дизайнера Apple Джони Айва из компании мало кому известны. А британские таблоиды и вовсе с 2011 года пишут о том, что дизайнер уже давно мечтает вернуться в Англию, однако не может себе этого позволить, сохранив должность в Apple. Bloomberg рассказывает о необходимости перезагрузки компании.

Сэр Джонатан Айв никогда не скрывал любовь ко всему английскому: ездил исключительно на британских автомобилях, посещал королевские мероприятия. Утверждение последних, кстати, небезосновательно.

Айв сыграл решающую роль в продуктах, благодаря которым Apple стала одной из самых дорогих компаний в истории, а слово дизайн стало неразрывно ассоциироваться с её продуктами. Однако вне зависимости от причин, побудивших главного дизайнера Apple покинуть компанию, он без сомнений останется ключевой фигурой в её истории.

Смелый дизайн без компромиссов

Когда все компьютеры представляли из себя мониторы с системными блоками и делались из слегка пожелтевшей пластмассы, Айв вынашивал непопулярную идею iMac c прозрачным корпусом.

Но вернувшийся в компанию в конце 1990-х Джобс обратил внимание на разработку дизайнера и дал проекту «зеленый» свет, что впоследствии помогло вывести Apple из затяжного кризиса. Тогда руководство Apple не видело перспектив в этом продукте.

И, конечно, магниты, магниты и еще раз магниты. Смелость и бескомпромиссность в дизайне стала отличительной чертой продуктов Apple при Айве: белые наушники, iPod со стальной крышкой, iMac с монитором на вытянутой ноге, iPhone с фирменной чёлкой, Mac Pro в виде цилиндра, монитор с трехмерными отверстиями для вентиляции.

Однако нельзя упрекнуть дизайн-команду в предсказуемости решений: даже концепты редко угадывают их направления мысли. Вполне можно упрекнуть команду дизайнеров Apple в местами странных решениях: разъем для мышки, который спрятали так, что ей нельзя пользоваться во время зарядки, круглые отверстия в чехле для iPhone 5c, сквозь которые проглядывал текст.

iMac G4

Ради красивого внешнего вида устройства команда могла жертвовать функциональностью: так, например, пропала магнитная зарядка у Macbook, которая просто не вписывалась в симметричные грани устройства. Бескомпромиссный дизайн стал отличительной чертой продуктов Apple.

Главный отдел компании

Вместе с Джобсом Айв поставил дизайн-отдел во главу всего, что происходит в Apple. Принимать ключевое участие в продуктах удалось благодаря изменившимся процессам в компании.

В зону ответственности дизайнеров попали любые продукты, связанные с компанией: промышленный дизайн компьютеров, смартфонов, упаковок, скрепок для вытаскивания SIM-карт, сувенирных футболок, и даже дверных ручек для нового кампуса Apple.

Они хоть и не были единственным R&D-отделом Apple, но стали её основными изобретателями. Автор книги про главного дизайнера Apple Линдер Кехли рассказывает, что Айв превратил отдел промышленного дизайна в сердце технологий компании и фабрику идей.

Они исследуют новые материалы, процессы производства, предлагают улучшения продуктов и технологий Apple. Дизайнеры разрабатывают новые продукты, создают их сами на станках в собственной студии, проводят фундаментальные исследования и разработку. Ходят слухи, что Айв может сам собрать и разобрать любое созданное им устройство.

В 2012 году в его зону ответственности даже попал интерфейс операционной системы iOS — тогда команда лишила его скевоморфизма и в таком виде он эволюционирует до сих пор. Главный дизайнер Apple сделал так, что «дизайн» как процесс был задействован везде — от линий производства в Китае до полок в магазинах Apple Store.

Принцип бескомпромиссного дизайна и авторитетность команды не давала пойти на уступки в продукте. Однако главенство дизайна не всегда оборачивалось успехом для продуктов Apple. Например, круглый Mac Pro оказался слишком «дизайнерским» продуктом: у него запоминающаяся форма, но он лишен того, чего хотят профессиональные пользователи — простой кастомизации и бесконечного количества разъемов.

Дизайн остался

Журналисты, которым удалось найти хоть какую-то информацию о деятельности студии, чаще всего пишут, что речь идёт о небольшом отделе, состоящем из 20 человек. Бывшие сотрудники Apple говорят о том, что Айв смог собрать вокруг себя одну из сильнейших команд на рынке.

Не все топ-менеджеры Apple могут по своим пропускам зайти в помещение, где работал Айв со своей командой. Они работают по 12 часов в день в отдельном здании с матовыми стеклами, не имеют права обсуждать работу с друзьями и общаться с журналистами.

Единственная известная фотография студии была опубликована в журнале Time

При этом за пятнадцать лет из студии ушли только два дизайнера, причем одному из них пришлось это сделать из-за проблем со здоровьем.

Они утверждают, что единственный продукт, о разработке дизайна которого Айв говорит «я» вместо «мы» — это iPhone. Бывшие сотрудники компании отмечают, что несмотря на то, что Айв является главным лицом дизайна Apple, он всегда подчеркивает заслуги всей команды дизайнеров.

Он перестал проектировать продукты в одиночку, однако оценивал каждое дизайнерское решение, которое принимала команда. В последние годы, если верить источникам в прессе, Джони Айв выполнял преимущественно управленческие функции. Айв редко появлялся в офисе, назначал встречи у себя дома или в отеле, часто летал в Англию.

Как минимум потому, что дизайн продуктов проектируют сразу на несколько лет вперёд. В ближайшие годы мы вряд ли заметим какие-либо аномальные отклонения в дизайне продуктов Apple — как не замечали их в последние годы. И, как максимум, потому, что в компании осталась прежняя команда дизайнеров, которая продолжит следовать дизайн-принципам, десятилетиями формировавшимися внутри Apple.

Возможно, компания реже будет использовать бескомпромиссные решения и начнёт больше следить за тем, чего от неё ждут покупатели. Если изменения и наступят, то они будут плавными и незаметными для стороннего наблюдателя.

Возможно, не будет того, из-за чего возникали бурные споры об устройствах Apple. Возможно, не будет стилусов, которые нужно заряжать через разъем iPad или внешних аккумуляторов со странным горбом.

В любом случае, эпоха ушла, а дизайн остался.

#apple #джониайв

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть