Главная » Hi-Tech » Уроки Брюса Ли для стратегов

Уроки Брюса Ли для стратегов

Не знаю, с чем это связано, но есть ощущение, что частота этого вопроса прямо пропорциональна количеству курсов и школ для обучения стратегии. В течение последних нескольких лет меня часто спрашивают: «Где учиться стратегу?». А сегодня расскажу об аналогии, которая показалась мне интересной. И текст с ответом на этот вопрос я обязательно допишу.

Суть этого направления сводится к доктрине — анализируя себя, развивать в себе нужное и стараться выкидывать из практики всё ненужное. Брюс Ли был не просто известным актёром и мастером единоборств, но и создателем целого философского направления, которое он назвал «Джит Кун-До».

Брюс утверждал, что эти стадии характерны для боевых искусств и для различных дел из повседневной жизни. Часть философии «Джит Кун-До» — описание стадий становления ученика. Мне показалось довольно забавным рассмотреть основные принципы «Джит Кун-До» относительно мира стратегического планирования.

Стадии становления Брюса

Естественно, у каждого человека их проявление может быть индивидуальным, но базовые и фундаментальные принципы всегда останутся неизменными. Брюс Ли считал, что знание и мастерство состоит из трёх стадий, которые он называл «Тремя стадиями становления или развития».

Я привёл описания этих стадий, которые Брюс Ли давал применительно к Кунг-Фу, и провёл аналогию с молодым стратегом, который только начинает путь профессионального развития.

Первая стадия

В драке он просто защищается и нападает без какой-либо мысли. Это стадия примитивности, состояние первоначального невежества, когда человек ничего не знает об искусстве единоборства. Конечно, он, возможно, действует ненаучно, но тем не менее, будучи самим собой, он гибок в своих нападениях и защите.

Стадия «примитивности» — это полное незнание предмета, с которым имеете дело. Эту стадию обучения Брюс описывал емкой фразой «ты не знаешь, чего не знаешь». В этой стадии обучения любое действие инстинктивно, а реакция естественна.

У человека в этой стадии возникает ложное ощущение, что исследуемая область не представляет собой ничего сложного, а успешная практика возможна без глубокого и детального изучения базовых основ.

Он бессознательно копирует какие-то известные отраслевые кейсы или мысли, подсмотренные в чужих блогах и статьях о стратегии. Проводя аналогию со стратегическим планированием, в этой стадии обучения молодой специалист делает стратегию, полагаясь на собственную интуицию о том, что такое стратегия, как бренд должен выглядеть и проявлять себя.

Он отвергает или подвергает сомнению теорию. В его работе нет строгой логики и глубокого понимания. В работе он смотрит презентацию «старших товарищей» и бессознательно копирует их логику слайд за слайдом, применяя её к своей проблематике.

Постепенно, приобретая опыт, ученик переходит на вторую стадию развития, которую Брюс называл «механической».

Вторая стадия

Ученику объясняют, как правильно блокировать удары, наносить их, работать руками, ногами, стоять, дышать. Стадия изощрённости, или «механическая» стадия, начинается во время тренировок и изучения теории. Безусловно, он приобрел теоретические знания, но, к сожалению, его первоначальное «я» и чувство свободы утеряны, его действия непроизвольны.

Положение делается ещё хуже: человека можно назвать «умственно связанным», он самоутверждается вне реальной действительности.
Его ум может «застыть» во время различных движений, чтобы рассчитать и проанализировать действия.

Человек переходит к ней, когда понимает, что предмет обучения на самом деле состоит из базовых принципов и законов. Это самая болезненная и тяжелая стадия обучения. А их изучение лишает человека естественности и раскованности в практике.

Ли отмечает, что вторая стадия — «необходимое зло», так как именно она формирует у молодого ученика правильные нейро-мышечные связи. Брюс описывает, что молодые бойцы этой стадии во время боя могут «зависать», анализируя, как правильно ответить на действия соперника. Позже они перейдут в подсознание и останутся там навсегда.

В этом время стратег понимает, что один и тот же инструмент не подходит для решения различных задач и обучение только по анализу чужих кейсов и презентаций не даёт всех ответов. Для стратега эта стадия также может быть связана с определёнными сложностями.

Он также понимает, что для эффективной работы недостаточно просто спросить в группе «стратеги» отчёт с последними отраслевыми трендами, а сама профессия состоит из множества теоретических основ, которые неминуемо приходится изучать.

Люди «застревали» в попытке найти один универсальный способ во всём многообразии различных техник и практик. Брюс описывал, что некоторые ученики иногда «застревают» годами на этой стадии, превращаясь в «вечных студентов». Для таких учеников сам факт изучения какой-либо теории или инструмента становится важнее, чем смысл его применения.

Иногда это может выражаться при работе стратега с каждым клиентом и каждой задачей. В маркетинге и стратегии также есть подобные примеры, когда инструмент начинает «владеть» человеком.

Иногда эта особенность может приобретать очень болезненные формы, которые граничат с профессиональной деформацией. Например, использовать теорию архетипов, Censydiam или семиотику, даже если они абсолютно не нужны.

Третья стадия

Ученик осознаёт, что Кунг-Фу не представляет собой ничего особенного. Стадия «безыскусности» наступает после многих лет тяжёлого труда. Он приспосабливается к противнику, подобно воде, — когда она давит на глиняную стенку сосуда.

Не нужно пытаться что-то сделать. Вода протечёт через малейшую трещину. Применение всех классических приёмов и стандартных стилей сведено до минимума, если вообще не отброшено — преобладает несущественность. Только быть бесцельным и бесформенным, как вода. Ученик больше ничем не ограничен.

Он хорошо осознает суть, базовые принципы и границы своей профессии. На этой стадии человек возвращается к своему истинному «я». Именно на этой стадии ученик «становится водой». Отбрасывает всё лишнее и продолжает развитие своих сильных сторон.

Понимает, что за большинством инструментов скрывается одна и та же суть. Стратег на этом этапе понимает, что в его профессии нет ничего сложного. Вместо того, чтобы копаться в изучении новых практик, стратег решает проблему используя те средства, которые необходимы для решения.

Но вся его работа построена на мощной логике и глубоком понимании текущей ситуации. Его действия кажутся абсолютно простыми, выполненные без усилий.

Брюс описывал, что новичкам очень сложно учиться у тех, кто находится на стадии «безыскусности». По мнению Ли, лучшими учителями и наставниками становятся те, кто остановился на второй «механической стадии».

А их подход к решению проблемы давно преобразован «под себя». Такие люди не могут объяснить, почему делают то, что делают. Сама попытка объяснить природу своего поведения только раздражает их, а большинство вопросов кажутся очевидными и не требующими объяснений.

Научное обоснование теории Брюса Ли. Эффект Даннигна-Крюгера

Результаты их исследования получили название «эффект Даннинга-Крюгера» и вошли в список часто встречаемых когнитивных искажений. Идеи и мысли, описанные Брюсом перекликаются с исследованием психологов Джастина Крюгера и Дэвида Даннинга.

Но я очень советую ознакомиться с оригинальным отчётом об исследовании, который описывает методологию и промежуточные результаты тестов. В интернете есть масса статей, описывающих «эффект Даннинга-Крюгера» простым языком.

Даннинг и Крюгер в своей работе ссылались на высказывания Чарльза Дарвина и Бертрана Рассела. «Эффект Даннинга-Крюгера» заключается в том, что менее компетентные люди имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем по-настоящему компетентные люди.

Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание.

Чарльза Дарвина

А те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности. Одно из неприятных свойств нашего времени заключается в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы.

Бертран Рассел

В ходе экспериментов учёные доказали, что для людей с низким уровнем квалификации характерны следующие черты:

  • они склонны переоценивать собственные умения;
  • они не способны адекватно оценивать действительно высокий уровень умений у других;
  • они не способны осознавать всю глубину своей некомпетентности.

Удивительно, что у графического отображения этого парадокса есть прямая аналогия с основными переживаниями и ощущениями, которые Брюс Ли описал за 30 лет до проведения первых научных экспериментов.

Иногда эта особенность может выражаться в абсолютно экстремальных формах вроде «синдрома самозванца». У компетентных людей возникает противоположная реакция — они склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными.

По легенде, когда Сократ произносил её, он рисовал своим ученикам веточкой на песке две окружности, которые показывали количество знаний у Сократа и его учеников. Похожий эффект описал Сократ в своей знаменитой фразе: «Я знаю, что ничего не знаю». Весь остальной песок вокруг окружностей отражал те области знаний, которые ещё не были изучены Сократом.

Этой простой метафорой Сократ объяснял удивительный парадокс, который, по заверениям Даннинга и Крюгера, формируется у любого высококвалифицированного профессионала. По формуле, известной каждому из нас, можно легко посчитать, что чем больше площадь круга «области знаний», тем больше площадь взаимодействия с областью «незнаний».

Я вспомнил, что ещё со студенческих лет был довольно дерзким выскочкой, потому что начал читать книги по маркетингу в старших классах школы. Понимание этого когнитивного искажения в своё время дало мне много ответов на вопросы про самого себя. Ко второму-третьему курсу я стал абсолютно невыносимым студентом, который спорил со всеми преподавателями по всем темам и вопросам сразу.

Я бы с радостью сегодня извинился перед преподавателями за своё поведение в те годы. Скорее всего, «пика глупости» я как раз достиг ко второму курсу университета.

А количество вопросов требующих ответа с каждым годом становится всё больше. В этом году будет 15 лет, как я читаю книги по маркетингу и работаю в профессии.

Путь обучения стратега

Из всего вышеописанного можно сделать конкретные выводы.

Именно внутреннее ощущение «всезнайства и очевидности» — гигантский барьер для последующего профессионального развития. Начинающему стратегу очень важно быстро пройти первый этап своего обучения и развития.

Всю работу над собой человек должен делать самостоятельно. Брюс Ли и его философия «Джит Кун-До» строились на том, что мастер не может дать советы «как надо», но может показать «как не надо». Никто не способен научить человека быть мастером.

Я слегка модернизировал простую философию «Джит Кун-До» для стратега и описал три простых правила «как не надо».

1. Не изучайте инструменты. Изучайте базовые принципы

«Сенсидианы», архетипы, «мэппинги», лестницы и лифты бренда — это всё бесполезная ахинея, если вы не понимаете, зачем нужен маркетинг в рыночных отношениях.

Классическая теория — это фундамент для последующего развития. Подготовьте себе базу. Лучше сделать это пораньше. В какой-то момент вы всё равно к этому вернетесь.

Такого отношения к своей истории нет ни в одной профессии мира, кроме маркетинга. Вы никогда не встретите физика, выступающего с лекцией «Правда о средневековых физиках или почему Ньютон был неправ». Прочитайте и поймите Котлера перед тем, как перейти к его критике. Отрицание основ профессии — это невежество.

В письме Джорджу Ли Брюс писал о необходимости добираться до сути вещей, которая и есть основа для дальнейшей «свободы».

Если вы нашли что-то, что вам нравится или касается вас, разберитесь в этом ступень за ступенью, пока не доберетесь до самой сути — самоочевидного первичного элемента, который обеспечивает эффективность.

Усовершенствуйте его для большего соответствия вашему личному темпераменту и естественному ходу жизни. Как только вы обнаружили этот элемент, вы можете начинать импровизировать в пределах этих параметров эффективности.

Образу мышления нельзя научить, его нужно формировать. Важно понять, что стратегия — это образ мышления, а не набор инструментов. Маркетинг, брендинг, коммуникации — это сферы применения стратегического мышления.

2. После обучения смените круг общения

Важно помнить, что ваше окружение — ваш потолок. Не важно, где вы учились: университет или рекламная школа. В них почти всегда есть важная деталь — мальчик (или девочка), которому было восемь лет. Обратите внимание на истории великих спортсменов. Или младшая сестра тренировалась и играла в теннис со спаринг-партнёрами старшей сестры. Он тренировался с детьми, которым было 10-11 лет.

Это поможет быстрее «окунуться в реальность» и не зависнуть на стадии новичка. После обучения постарайтесь попасть в круг практиков вашей профессии и сократите общение со студентами.

Не бойтесь идти дальше, если понимаете, что он перестал давать вам новое. Такая же история с вашими учителями и менторами. Я очень люблю японскую поговорку: «Мальчик становится мужчиной, когда начинает видеть недостатки своего отца».

Ищите тех, кто на две головы выше вас, учитесь у этого человека и начинайте искать дальше. В ней много правды, которая полезна для динамичного роста.

Этот совет касается профессиональных отношений, а не человеческих.

3. Не преподавайте раньше времени

Вы оказались частью команды, которая сделала успешный проект. Мир маркетинга удивителен. Потом второй раз. Вот вы стоите на сцене и рассказываете о своём опыте. Так вы навсегда потеряли ощущение «студента» и информационного голода. Третий.

Это значит, что вы профессионально растёте. Очень важно в своём развитии чувствовать, что те взгляды и мысли которые были у вас несколько лет назад сегодня трансформировались во что-то новое. Будет открыть для себя в профессии что-то новое, если вы раз в неделю публично объясняете что-то другим людям.

Не тормозите своё профессиональное развитие и сохраняйте ощущение «студента» внутри. Не преподавайте раньше времени и не читайте лекций. Если у вас появилось ощущение, что всё в профессии просто и понятно — вы глубоко заблуждаетесь. Ищите ответы на вопросы, которые должны постоянно у вас возникать.

Пара слов для завершения

Но в то же время в ней много откровений, которые помогают смотреть на себя трезвым взглядом. Теория Брюса довольно проста. Способность правильно оценить, какой ты профессионал, может стать очень мощным драйвером для дальнейшего роста.

#маркетинг


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Роботы-медузы будут исследовать морские глубины

К примеру, недавно команда американских ученых из Флоридского Атлантического университета совместно со своими коллегами из Управления военно-морских исследований разработала роботизированных медуз, которые отлично подходят для наблюдения за подводным миром и проведения различных поисково-разведывательных операций. Очень часто ученые для своих разработок ...

Alexa в автомобилях, стереосистемах и настенных часах: что показала Amazon на презентации 20 сентября

Alexa в автомобилях, стереосистемах и настенных часах: что показала Amazon на презентации 20 сентября — Техника на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Коротко о главных анонсах. В закладки ...