Hi-Tech

Украинские подростки создали «вечный» блокнот, который можно переписывать

nuka не рвётся, не мнётся, не боится воды — а записи (даже оставленные маркером) можно стереть растворителем.

В закладки

Аудио

Продукт

nuka разрабатывает «вечные» блокноты и карандаши.

Блокнот водонепроницаемый, его страницы изготовлены из композитного пластика, который по ощущениям похож на обычную бумагу, но при этом гораздо прочнее.

Или деньги: например, памятные сторублёвые купюры к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Из похожих материалов производят полотно для билбордов или упаковку для моющих средств.

В блокноте можно писать и ручкой, и карандашом, а когда место закончится — стереть старые записи специальным растворителем.

С его помощью можно будет оцифровать заметки из блокнота и освободить место для новых записей. В будущем проект планирует выпустить мобильное приложение для iOS и Android для распознавания текста.

При этом, по словам создателей проекта, не истачивается, остаётся острым, и им можно писать на любой бумаге. Карандаш nuka полностью металлический: он оставляет следы благодаря окислению бумаги.

Команда

Они встретились в 2016 году в Kyiv Academy of Media Arts — образовательном проекте для подготовки специалистов в рекламной отрасли. Проект развивает команда маркетологов из Киева: Екатерина Михалко, Никита Владыкин и Евгений Шило.

Молодые люди стали первыми несовершеннолетними студентами академии: в то время Михалко и Владыкину было 14 лет, а Шило — 17 лет.

Кроме того, это рекламная индустрия, где людям в основном по 25–30 лет — с ними было сложно соперничать. «Нам было сложно туда поступить из-за возрастного ограничения. Но в итоге мы взяли знаниями и настойчивостью», — вспоминает Владыкин.

Команда основателей nuka стала лучшей — предложила больше всего идей, которые приняли клиенты. Во время обучения студенты разбивались на команды и работали с реальными брифами от брендов.

После выпуска Шило и Владыкин устроились в рекламное агентство Human Agency, а Михалко стала арт-директором украинского Saatchi & Saatchi.

Чтобы совмещать учёбу с работой, Владыкин и Михалко перешли на экстернат — изучали школьные предметы самостоятельно, а потом сдавали учителям экзамены.

Идея

Работать в рекламных агентствах и продвигать чужие бренды было интересно, но ребятам хотелось создать собственный.

Первоначально они планировали найти в Китае производителя таких товаров, разработать свой стиль и заняться его продвижением. Им нравилась канцелярия — качественные блокноты, ручки и другие принадлежности.

Но довольно быстро поняли, что их средств не хватит на продвижение: школьники не могли тягаться с маркетинговыми бюджетами крупных брендов и производителей канцелярской продукции.

«Мы видели проблему, которая существует в “старой” канцелярии: она не менялась на протяжении длительного времени. Тогда они стали думать, как можно выделиться на их фоне. Менялся только дизайн, а функции оставались такими же», — рассказывает Никита Владыкин.

Команда устроила мозговой штурм: сформулировала достоинства и недостатки бумажных блокнотов и сравнила их с достоинствами и недостатками цифровых блокнотов.

Например, бумажные блокноты довольно быстро заканчиваются (за год работы в рекламном агентстве каждый из ребят исписал по четыре-пять штук), и одна случайно пролитая чашка кофе может испортить все записи.

Хотя не так удобно писать, как в бумажном, а рисовать скетчи и того сложнее. С другой стороны, в электронных блокнотах проще искать заметки.

«Мы начали анализировать, что мешает обычной канцелярии стать инновационной и клёвой, как digital-канцелярия, при этом оставаясь приятной и комфортной для ведения записей», — поясняет Владыкин.

В конце концов, у команды родилась идея: найти такой материал, который по ощущениям напоминает бумагу, но при этом не размокает, не деформируется и не рвётся.

Они обратили внимание на синтетическую бумагу, которая использовалась для печати билбордов. Тогда они могли бы разработать блокнот, который обладал бы достоинствами бумажного, но при этом был бы лишён его недостатков.

Начали с тестов: попробовали около 200 образцов синтетической бумаги от разных производителей с разными характеристиками — чтобы понять, удобно ли писать на них ручкой и карандашом. С августа 2017 года команда приступила к разработке блокнота.

Их натолкнула на мысль информация о том, что в период Второй мировой войны солдаты писали карандашами, отлитыми из свинцовых пуль. Параллельно они думали над концепцией «вечного» карандаша.

Им пришлось потратить несколько месяцев на эксперименты и поиск подходящего сплава. Идея ребятам понравилась, но возникла проблема: свинец — токсичный металл.

Однако те модели, которые они тестировали, напоминали им дорогие игрушки, не предназначенные для ежедневного использования. Они увидели, что на рынке уже продаются безгрифельные металлические карандаши.

Как и в случае с блокнотом, предпринимателям требовалось найти такой сплав, который сохранял бы преимущества грифельного карандаша и позволял бы отказаться от его недостатков. Писать было неудобно в первую очередь из-за металла: он оказывался либо пластичным (гнулся и тупился), либо хрупким (ломался).

А маркетологи не могли составить техническое задание на привычном для учёных языке. Основатели nuka стали обращаться в лаборатории, к физикам и химикам, но по словам Владыкина, сотрудники не понимали, что от них требуется.

В итоге они решили разработать сплав самостоятельно: собирались в гараже у друга, комбинировали разные металлы в зависимости от их свойств и с помощью газовой горелки плавили, отливая бруски.

Однако команда не раскрывает состав сплава, отмечая только, что он состоит из пяти металлов, безвреден для здоровья, не деформируется и не тупится. Со временем у них получилось найти оптимальное соотношение.

Они могли наточить брусок вручную, но переживали, что качество окажется хуже, чем при промышленной обработке на токарном станке. Когда материал был готов, у предпринимателей возникла новая проблема: чтобы создать MVP, им требовалось оборудование.

Один пытался сделать это на огромной машине, на которой точит автомобильные гильзы. «Мы обращались к токарям. Второй нам предлагал за $400 сделать идеальный тираж, а третий вообще за месяц ничего не сделал и потерял два наших образца», — вспоминает Михалко.

Команда проекта отмечает, что помимо сплава растворителя, а также конструкции блокнота и карандаша в канцелярии nuka нет уникальных технологий: они взяли существующие материалы и придумали новые варианты для их применения.

К ноябрю 2017 года у команды nuka был готов прототип карандаша и блокнота. Они хотели создать стильную и функциональную канцелярию, которой было бы удобно пользоваться каждый день. Однако им потребовался год, чтобы превратить их в рыночные продукты.

Акселерация

Работа команды шла медленно из-за недостатка опыта и ограниченных ресурсов: первое время они вели разработку на собственные средства (сумму основатели не раскрывают).

Михалко стала директором по маркетингу, Шило — операционным директором, а Владыкин — руководителем. Осенью 2017 года они уволились с работы и решили полностью сосредоточиться на проекте.

Сперва предприниматели решили искать клиентов с помощью Kickstarter. Им требовалось найти поставщиков компонентов, подрядчиков и первых клиентов. Им казалось, что это просто: создал кампанию, выложил рендеры продукта, пообщался с пользователями — и можно собирать предзаказы.

Когда начали изучать, то всё оказалось не так уж и просто. «Мы думали, что наскребём $2000–3000 на запуск, и всё будет круто. Чтобы создать качественный бренд и продукт, нужно очень хорошо поработать», — вспоминает Евгений Шило.

Чтобы кампания на Kickstarter прошла успешно, необходимо вложить средства в PR и маркетинг, продолжает Никита Владыкин, без бюджета сложно привлечь внимание целевой аудитории.

Они обратились к основателю компании Concepter Владу Тисленко. Тогда предприниматели не знали этих особенностей и искали менторов, которые уже умели работать с площадкой.

В 2013 году он привлёк $156 тысяч на Kickstarter для первой версии мобильной вспышки iBlazr, а в 2015 году — $253 тысячи для второй.

Например, беспроводных зарядок Wyrex, «умных» жалюзи Solargaps и многих других. Успех позволил ему открыть студию Concepter, которая занимается разработкой необычных продуктов.

В начале 2018 года Тисленко вместе с украинским производителем бытовой химии «Биосфера» занимался подготовкой акселератора для hardware-проектов — Product Idea Accelerator.

Он планировал отобрать несколько стартапов на ранней стадии и помочь в развитии: протестировать жизнеспособность идеи, привлечь менторов для улучшения продукта и вывести его на Kickstarter.

Тисленко понравилась идея nuka, и он пригласил основателей в акселератор.

Этого не было в задании, но нам хотелось подготовиться. Катя Михалко: На этапе отбора мы сделали дополнительную презентацию по целевым аудиториям nuka.

Мы немного увлеклись и сделали 300 слайдов. Отправили заявку, прикрепили презентацию, и нам на первой встрече сказали: «Ребята, нам понравился проект, всё хорошо, но читать вашу презентацию было испытанием».

Он показал её своему директору по маркетингу и поставил нас в пример. Никита Владыкин: А основатель «Биосферы» Владислав Гуристримба, наоборот, сказал, что она ему очень понравилась.

Кроме nuka в программу попали ещё четыре проекта — «умная» беспроводная розетка Meredot, «умный» монитор для удалённого наблюдения за ребёнком Onni Care, сумка с повышенной защитой Prequel и противоугонное устройство для велосипедов Protect My Bike.

nuka стала одним из двух победителей: проект привлёк $20 тысяч на дальнейшее развитие при оценке компании в $1 млн. Программа длилась почти два месяца, демо-день прошёл в апреле 2018 года.

«Во время акселератора мы работали над промдизайном, технологичностью, усовершенствованием и безопасностью», — поясняет Владыкин. Благодаря этим средствам команда смогла заказать промышленное производство нескольких прототипов блокнота и карандаша.

Кроме того, проект приступил к подготовке продуктов для сертификации по RoHS — директиве Евросоюза, которая ограничивает использование тяжёлых металлов (свинец, кадмий) и вредных веществ (пластификатор дибутилфталат).

Поездка в США

Например, рассказал о возможности поехать на выставку CES с минимальными затратами — для этого было необходимо принять участие в конкурсе фонда WNISEF. После акселерации Тисленко стал помогать проекту в качестве ментора.

В их числе — nuka. Фонд вместе с компанией Concepter и ассоциацией UVCA организовали на выставке украинский павильон и отобрали восемь необычных проектов, которые представляли страну на CES.

Люди проводили достаточно много времени на нашем стенде: брали блокнот и карандаш, записывали, пробовали стирать, записывали снова, снимали «истории». Никита Владыкин: К нам подходили инновационные директора Apple и Snapchat — они заценили продукт.

Потом были ещё представители больших канцелярских компаний и холдингов — Staples и BIC. Катя Михалко: Среди посетителей были журналисты BBC London — они сняли сюжет.

Никита Владыкин: Увидев интерес, мы поняли, что идём по правильному пути.

«Поэтому важно всегда быть на стенде до конца и показывать свою любовь к продукту», — рассуждает Владыкин. По словам основателей проекта, на выставке очень свободная атмосфера, и никогда нельзя понять, кто подходит к стенду — обычный посетитель, потенциальный клиент или инвестор: некоторые носят футболки и кроссовки вместо костюмов.

Из-за этого команда попала в анекдотичную ситуацию: провела презентацию для гостя, а спустя некоторое время узнала, что это был экс-президент Microsoft Стивен Синофски.

На последних минутах Стивен говорил о крутости предпринимательства и стартап-тусовки и ставил нас в пример: «Ребята делают вечную канцелярию, большие молодцы». Наш партнёр прислал его подкаст. Нам очень греет душу, что он заценил продукт.

Никита Владыкин

К стенду команды подошёл «какой-то человек» и сказал, что в Сан-Франциско проходит питчинг стартапов. После Синофски неожиданности не закончились.

Оказалось, что мероприятие проводит Министерство инноваций Тайваня — оно искало необычные проекты. Подробностей команде узнать не удалось, но они решили рискнуть, воспользоваться возможностью и разобраться во всём на месте.

«Нам дали приз — месяц проживания в Тайване, встречу с представителями министерства инноваций, а также местными фондами и инвесторами», — рассказывает Евгений Шило. Основатели nuka провели питч и, к своему удивлению, заняли первое место.

Демонстрационное видео nuka

Что дальше

У команды есть рыночные прототипы — то есть единичные экземпляры продуктов, сделанные «набело». Сейчас предприниматели ещё не запустили производство.

На вопрос о том, почему за год предприниматели ещё не приступили к продажам, они назвали две причины.

Во-первых, количество вопросов, которое необходимо решать, превышает их возможности.

Это не касается самого главного — разработки продукта, где необходимо гораздо больше внимания и нюансов. Например, как зарегистрировать компанию, открыть банковский счёт, получить финансы, продумать рекламные каналы, контент, ведение соцсетей, общение с прессой.

Мы каждый день работаем над тем, чтобы сделать продукт, но вопросов очень много.

Никита Владыкин

Во-вторых, команда nuka хочет запустить продукт сразу на глобальном рынке — в США, а не ограничиваться только Украиной и СНГ.

Мы хотим быть международным брендом. Мы могли запустить продажи намного раньше, скажем, год назад, но это всё зависит от наших целей и планов. Мы целимся на американский рынок и хотим, чтобы каждый человек в США имел возможность иметь наш блокнот и карандаш.

Катя Михалко

У предпринимателей есть свой план — подготовить маркетинговую кампанию и представить продукт на Kickstarter, собрав предзаказы на производство.

Кампания на Kickstarter начнётся 26 февраля, комплект из блокнота, карандаша и растворителя будет стоить $59. Сейчас у них около шести тысяч потенциальных клиентов, которые заинтересовались продуктом и оставили свои контакты.

Когда она завершится, предприниматели начнут массовое производство продукта — они уже нашли подрядчика в Китае и сейчас уточняют последние детали перед стартом кампании.

Если постоянно бояться — ничего не получится. Мы не боимся, что в Китае нас скопируют. Мы работаем над будущими технологиями — планируем строить экосистему из таких продуктов в течение нескольких лет.

Наше позиционирование и коммуникация — нематериальный актив. Мы отстраиваемся от всех своим брендом и качеством продукции. Несмотря на любое количество конкурентов, наш клиент будет выбирать нас.

Никита Владыкин

#nuka

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть