Hi-Tech

«У нас не получилось развить магазин, потому что мы много думали об эстетике»

Основатель украинского магазина постеров Motivate Me — о неудачах в бизнесе и причинах закрытия проекта.

В закладки

Поделиться

Михаил Поливанов

Каждый день Поливанов рисовал мотивирующие постеры и публиковал их на своей странице во «ВКонтакте». Графического дизайнера Михаила Поливанова уволили с работы, и он решил стать известным фрилансером.

Так появился магазин с мотивирующими плакатами Motivate Me. Постепенно к нему начали обращаться магазины и крупные компании, но Поливанову хотелось развить собственное дело.

По просьбе vc.ru он рассказал о том, как попытался превратить хобби в бизнес, но потерпел неудачу. 1 сентября 2018 года Поливанов закрыл магазин.

Как личный бренд перерос в бизнес

Я хотел бы рассказать о своих неверных решениях, чтобы у других была возможность научиться на моём опыте. В своём бизнесе я совершил много ошибок. Дело было так.

Однажды меня уволили, и я стал фрилансером, но быстро понял, что это невыгодно — на фрилансерских площадках очень высокая конкуренция. В 2013 году я работал штатным дизайнером в офисе местной харьковской компании. Мне пришла идея развить личный бренд, чтобы заказчики искали меня сами. Обычно клиент приходит к дизайнеру в том случае, если специалист известный.

Буквально у каждого в статусе на странице во «ВКонтакте» была какая-то вдохновляющая цитата. В то время я заметил, что люди увлечены мотивацией, ищут способы улучшить себя и достигать целей.

У меня не было цели зарабатывать, я хотел показать себя как дизайнера, чтобы ко мне приходили клиенты. Я уловил этот тренд и решил, что как дизайнер могу красиво визуализировать мотивационные цитаты и оформлять их в виде плакатов.

Человек мог скачать картинку, распечатать и повесить себе на стену. Каждый день я рисовал по плакату и публиковал сперва в соцсети, а потом на личном сайте. Визуализация, формат «365 дней» и тема мотивации — всё это сложилось в проект Motivate Me.

Примерно через год мне начали предлагать сотрудничество сувенирные магазины. Количество подписчиков росло. Для меня это было странно, ведь изначально я рисовал их бесплатно. Они сами распечатывали плакаты и продавали, а я получал 10% от продажи одного экземпляра. Как я узнал позже, некоторые магазины продавали мои работы без разрешения.

В какой-то момент магазинов стало очень много, около десятка. Я разрешал печатать постеры практически всем, кто приходил и спрашивал. Я не успевал следить за всеми, и оказалось, не все предприятия были ответственными — кто-то присылал отчёт, а кто-то забывал.

Я понял, что если есть люди, которые продают мои плакаты, то можно и самостоятельно это делать. Я сократил количество партнёрских магазинов до трёх — по одному в России, Белоруссии и Украине.

Мы сразу отказались от формата офлайн-магазина — напечатать их и одновременно хранить около 200 экземпляров было бы сложно. В 2015 году мы с женой решили открыть онлайн-магазин плакатов. Мы печатали на заказ и отправляли постеры клиентам.

Творчество, которое вредит

Единственное, с самого начала всё пошло не так, видимо потому, что наш подход был слишком творческий. Мы работали вместе с женой и не нуждались в дополнительных сотрудниках.

Мне казалось, что было бы здорово кроме плакатов сделать ещё блокноты, футболки, и чехлы для телефонов. Я нарисовал красивый сайт.

Нужно было остановиться на одном виде носителей. Это был неправильный подход — делать всё и сразу и пытаться продавать, не разбираясь в продажах.

А вы не пробовали продавать вот это, вот это или это?», я сразу отвечаю: «Мы пробовали. Сейчас, когда у меня спрашивают: «Как же так? Мы всё пробовали».

Специальное помещение не арендовывали — плакаты печатали у подрядчиков, а тубусы хранили в гараже. Мы купили 50 тубусов по $2 за штуку, направляющие планки за $50 и начали принимать заказы.

Плакат формата А2 стоил $9, А1 — $18. Дела шли очень плохо — мы продавали 20-30 плакатов в месяц.

Если нужно было что-то купить, я просто брал деньги из кармана. Работа нас вдохновляла, поэтому никто не считал денег — не было бухгалтерского учёта. Всё это время, помимо работы над плакатами, я был фрилансером.

Мне показалось, что дело в сайте, и я сел рисовать новый. В 2017 году я понял, что количество заказов не растёт. Всё это время мы даже не задумывались, что можно подключить рекламу в интернете. Сейчас я понимаю, насколько это было странное решение.

Сотрудничать с подрядчиками нам не понравилось — они не всегда могли верно передать цвета. Мы нарисовали новый магазин и решили самостоятельно печатать плакаты. Мне, как творческому человеку, это казалось важным, хотя клиенты не могли заметить разницу.

Также купили стеллажи за $50 и тридцатиметровый рулон бумаги за $20. Мы купили плоттер (широкоформатный принтер) за $600 и арендовали мастерскую за $70 в месяц.

Один картридж стоил $100 и кончался примерно за полтора месяца. У нашего плоттера не было системы непрерывной подачи чернил, из-за чего в него можно было ставить только оригинальные картриджи. Мы понимали, что это очень плохо, но какое-то время работали так, и у нас даже были заказы. Это увеличило цену наших плакатов: формат А2 стал стоить $18, А1 — $27.

Нельзя было предсказать, какие экземпляры будут лучше продаваться в следующем месяце. Ещё одна проблема — мы не могли посчитать себестоимость одного плаката.

В одном месяце продаётся один, а в следующем выстреливает другой. У нас не было плакатов, которые на протяжении всех трёх лет продавались бы стабильно хорошо. И они могут быть разного цвета, а значит, каждый месяц у нас были разные затраты на краску.

Первые успехи

Зимой 2017 года я возобновил отношения с товарищем, у которого было своё рекламное агентство. Несмотря на новый сайт и мастерскую, продажи так и не начинали расти. Я рассказал ему о своей ситуации, он предложил помочь.

Но начались проблемы внутри сайта: я сделал его красивым, но нефункциональным. Мы запустили рекламу в Google, и продажи начали увеличиваться. Например, на сайте нельзя было сделать индивидуальную скидку клиенту или групповое изменение текста.

В тот момент я сопротивлялся, но когда продажи в очередной раз упали, согласился перенести сайт на платформу Insales. Партнёр сказал, чтобы я не думал о дизайне сайта. И сразу ощутил, как это удобно — все нужные мне как администратору функции были под рукой.

В первый год я вообще этого не понимал — пришли деньги, я их вывел и что-то себе купил. Всё это время мы работали в ноль. Мы не знали, прибыльный проект или нет.

Мы нашли систему непрерывной подачи чернил, вернули изначальные цены на плакаты, запустили рекламу и посчитали расходы на неё. Осенью 2017 года мы впервые посчитали наши расходы и доходы и поняли, что прибыли нет.

Но проект всё равно не приносил прибыль: около 30% от оборота уходило на рекламу. С момента, когда появилась реклама и сайт на платформе, оборот увеличился втрое — до 50-100 плакатов в месяц. Ещё какую-то сумму (не помню точно, какую) мы отдавали за систему оплаты на сайте. Ещё 5% от доходов приходилось на налоги. Она тоже вроде бы брала фиксированный процент, но когда сумма оплаты превышала определённое значение, то процент увеличивался.

Мы попытались как-то увеличить чек дополнительными аксессуарами — начали делать зажимы, рамы и антирамы. Мы посчитали, что продажа второго плаката выходила нам в ноль, а вот первого — не всегда. Антирамы мне почему-то не понравились, даже не знаю, почему.

От финансового краха меня спасали индивидуальные заказы — компании приходили и просили сделать плакаты в определённом стиле с их корпоративными фразами.

Видимо, я далёк от предпринимательства. Я достиг своей цели — клиенты сами начали ко мне обращаться, но хотелось развить своё дело, попробовать себя в чём-то новом.

Я перестал рисовать новые плакаты, потому что это трудозатратно и предыдущих уже должно хватать. С осени 2017 года мы работали без прибыли и думали, что нужно просто ждать, когда ситуация изменится. В январе 2018 года мы попробовали привлечь SMM-специалистов, чтобы они работали с социальными сетями.

SMM-специалисты пытались нам рассказывать, что у нас многоканальные продажи, но я им не верил, потому что смотрел на источники траффика. Как ни странно, социальные сети оказались не нашим каналом — больше всего заказов приносила реклама в Google Adwords.

Собственно, это и произошло. Я решил, что если за полгода ничего не изменится, то компанию нужно закрыть. Особенно показательными были последние три месяца лета, когда продажи практически прекратились.

Новая мастерская нам не нравилась, а делать ремонт уже не было желания. В июле 2018 года нас попросили освободить мастерскую, и мы переехали. Я принял решение закрыть магазин.

Я ещё думал дождаться Нового года (тогда обычно растёт трафик), но чего ждать?

Motivate Me в мобильном приложении

Приложение ориентировано на зарубежную аудиторию — оно полностью на английском. У меня уже нет желания рисовать что-то новое для этого проекта, но я планирую попробовать заработать на нём с помощью мобильного приложения Motivate Me для iOS с обоями для телефона.

Он говорит, что принтованные аксессуары востребованы за рубежом. У моего разработчика мобильных приложений богатый опыт общения с западной аудиторией.

Теперь через приложение можно будет заказать себе на печать плакат, открытку, чехол на телефон и другие принтованные вещи. Скоро в приложении появятся не только обои для телефона, но и варианты картинок, которые можно печатать на разных носителях.

В нём есть платные и бесплатные варианты обоев. Скачать приложение можно бесплатно. Кроме того, мы встроили конфигуратор, который позволяет изменять цветовую схему обоев.

Мы создавали ненужные вещи, без которых можно было обойтись. Мне кажется, у нас не получилось развить магазин, потому что мы много думали об эстетике, а не о развитии продаж.

Не заморачивался бы с покупкой оборудования и отдавал бы всю работу подрядчикам, чтобы минимально себя загружать. Сейчас я бы сделал один многофункциональный плакат и сайт-визитку под него, подключил бы рекламу через Google.

А у кого сейчас своё жилье? Кроме того, плакат — это вещь, которую нужно вешать на стену. Съёмное жильё — это непостоянство, сегодня живёшь — а завтра съезжать и плакаты нужно снимать и перевозить. Все снимают квартиры. Похоже, проект был обречён гораздо раньше. Для клиента, вероятно, это неудобно.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть