Главная » Hi-Tech » «У этих ребят получается держать планку качества. Ровно поэтому сделка и состоялась»: «Яндекс» о покупке TheQuestion

«У этих ребят получается держать планку качества. Ровно поэтому сделка и состоялась»: «Яндекс» о покупке TheQuestion

Интервью с основателем сервиса вопросов и ответов Тоней Самсоновой и руководителем «Поиска Яндекса» Андреем Стыскиным — о прошлом и будущем TheQuestion.

В закладки

Аудио

Компания объединит его с собственным сервисом «Знатоки», и это направление возглавит основательница TheQuestion Тоня Самсонова. 12 марта «Яндекс» объявил о покупке сервиса TheQuestion.

В интервью vc.ru она и руководитель «Поиска Яндекса» Андрей Стыскин рассказали подробнее о сделке, а также о том, как она повлияет на пользователей и партнёров платформы.

Тоня Самсонова

Сделка

Почему ты приняла решение продать сервис?

Тоня Самсонова: У меня был момент в жизни, когда поняла, что могу делать то, что я хочу.

Когда у тебя есть такая свобода выбора, и она не нарушает твои обязательства перед другими людьми, ты пытаешься сделать бизнес, с которым тебя связывают собственные человеческие ценности и то, что ты считаешь важным в жизни.

Журналистами становятся не потому, что хотят заработать много денег, а по другим причинам. У меня никогда не было работы, на которую мне приходилось ходить только ради денег.

Ты слушаешь их, учишься, восхищаешься ими, и это делает твою жизнь очень интересной. За время работы я познакомилась с большим количеством невероятно интересных людей, у которых брала интервью или комментарии.

Иногда я думала: «Если бы вот этот человек смог поговорить вот с этим — у него бы жизнь поменялась». Я поняла, что у большинства людей нет этого счастья — знать такое количество талантливых людей.

Ты радуешься, если получается познакомить двух людей, они поговорят (например, про развитие продукта) и решат запустить свой стартап. То же самое происходит с людьми, которые пытаются найти решение своих проблем.

Наш MVP заключался в том, что мне по почте друзья прислали вопросы, я посмотрела на список, потом в телефонную книгу и поняла, кому их отправить. Из этого родился TheQuestion.

Когда ты занимаешься этим из года в год, и на четвёртый год жизни сервиса видишь, как уже незнакомые люди помогают друг другу, а твой сервис находит идеального эксперта для того, кто задал вопрос, — это счастье.

Сперва — 50 людей в моей почте, затем — 1000 человек на сайте, сейчас у нас — 10 млн пользователей. Мы учились объединять людей, постепенно увеличивая масштаб.

И тебе нужно ещё расти. Когда ты для уникального человека ищешь того, кто ему поможет, то чем больше количество людей (по которым ты ищешь), тем больше он будет счастливым.

Если мы исходим из концепции, что для каждого задающего вопрос человека где-то существует идеальный человек, который поймёт его и даст ответ, то чем больше вариантов выбора, тем счастливее будет пользователь.

Это означает, что есть огромное количество людей, которых не можем охватить мы и медиа, а «Яндекс» — может. Доступ к «Яндексу» есть у всех в России.

Как вы будете следить за качеством ответов? После сделки предсказуемо увеличится аудитория.

Приёмы, технологии и наработки про то, как масштабироваться и делать хороший контент — и есть ключевая экспертиза, ради которой «Яндекс», рассматривая различные варианты, обратил внимание на TheQuestion. Андрей Стыскин: Эта главная сложность, которую нам предстоит решить.

Поэтому сделка и состоялась. Мы приятно удивились: «У этих ребят, кажется, получается держать планку качества и управлять сообществом, экспертами, партнёрами».

Из каких вариантов выбирали?

Других подходящих вариантов, про которые можно было бы поговорить, на российском рынке мы не нашли.

То есть вариант был один?

Мы не гнались за тем, чтобы купить компанию, у которой есть какая-то аудитория или которая приносит выручку. Тот, который подошёл бы «Яндексу» с точки зрения качества и стратегии.

Основной аспект, на который я обращал внимание, — то, как команда сервиса работает над качеством своих материалов, с сообществом и сетью партнёров. Мы покупали TheQuestion не по бизнес-показателям.

Это то, что мы хотим с помощью технологий «Яндекса» развить и улучшить, масштабировать до размеров всех наших рынков присутствия.

Андрей Стыскин

Что именно изменилось с тех пор? В 2010 году «Яндекс» закрыл сервис «Ответы» с формулировкой: «Сервис как дополнительный источник данных с механизмом оценки не вносит существенного вклада в качество поиска».

Андрей Стыскин: У нас тогда не получилось, а сейчас мы видим в сервисе вопросов и ответов огромный потенциал.

Наши собственные внутренние эксперименты подтверждают, что наши пользователи дозрели, у них есть огромный спрос на быстрое получение информации.

С 2016 года мы активно развиваем фактовые ответы и всякие быстрые ответы, построенные в основном на нашей базе знаний.

И эксперименты с «Яндекс.Знатоками» (сервис вопросов и ответов «Яндекса», который появился с обновлением «Андромеда» — vc.ru) подтверждают, что пользователям хочется получать быстрые ответы на свои вопросы.

Сейчас мы по собственным внутренним экспериментам и по опыту команды TheQuestion понимаем, что вместе у нас всё получится.

Чем в итоге тогда закончился эксперимент? В 2016 году вы уже экспериментировали с TheQuestion.

TheQuestion образца 2016 года не был сервисом, готовым к масштабированию и производству большого количества контента и добавочной пользы для аудитории «Яндекса». Тем, что у нас взаимно не получилось.

Тоня Самсонова: И мы в 2016 году не понимали, что такое поиск.

Мы только нащупали эту историю с быстрыми фактовыми ответами. Андрей Стыскин: И со стороны «Яндекса» мы были недостаточно готовы.

Пользователи к нему привыкли. Начали с этим экспериментировать, поняли, какой формат дополняет ответы внешних сайтов и нравится нашим пользователям, нашли такое представление и начали его развивать.

И поэтому сейчас состоялась эта сделка. Поэтому уже спустя год–полтора начали эксперименты со «Знатоками».

Cохраните бренд TheQuestion? Вы планируете объединить «Знатоков» и TheQuestion.

Ключевое, что нужно понимать с пользовательской стороны, — возможность задавать вопросы и получать ответы прямо в поиске. Организационно у нас будет единое направление вопросов и ответов под руководством Тони. А позже — во всей экосистеме «Яндекса».

Но стоит понимать, что мы не собираемся завтра взять и закрыть TheQuestion

Правильно ли я понимаю, что все вопросы и ответы TheQuestion будут подтягиваться в поиск, а сайт в нынешнем виде постепенно отомрёт?

Но развитие направления вопросов и ответов связано с тем, что у нас есть экосистема и «продукты-точки входа» в экосистему сервисов «Яндекса». Андрей Стыскин: В ближайшее время таких планов точно нет.

И им не нужно будет дополнительно запоминать какие-то бренды. Пользователи смогут прозрачно заходить в приложение «Яндекса», задавать вопросы, эксперты — отвечать на них. Главными брендами, на самом деле, в платформе вопросов и ответов являются люди.

Было много технологических ограничений: например, есть классный эксперт, который может ответить, знает что ответить и хочет ответить, но он сейчас в дороге, ему неудобно писать. Тоня Самсонова: У нас до интеграции с «Яндексом» всегда была проблема, что людям нужно дойти до приложения. Говорит: «Давай я наговорю?».

Почему с TheQuestion ничего не случится завтра — потому что нужно время, чтобы снять барьер. Это был жуткий барьер, который теперь можно будет снять.

Кому именно принадлежал TheQuestion до сделки, и как распределялись доли?

Мы не раскрываем состав акционеров.

Даже количество акционеров?

Нет.

Получается, что «Яндекс» выкупил их долю?

«Яндекс» покупает целиком компанию, которой принадлежит TheQuestion.

Внутренняя кухня TheQuestion

Раньше редакторы сервиса формулировали вопросы по новостной повестке, находили экспертов, получали ответы и публиковали контент. Расскажи, сколько человек в команде TheQuestion и как устроен процесс работы? Что-то изменилось?

Они распределены по бизнес-функциям. У нас в команде примерно 30 человек. У нас есть продукт, который разрабатывается, — за него отвечает команда программистов.

Потому что создать такой продукт можно очень быстро, и тебе не нужна разработка в штате. Но продукт — это не просто кнопка «Задать вопрос» и «Написать ответ».

Это просто можно назвать словом «редакция». Мы считаем, что продукт — это ещё и наше взаимодействие с пользователем. Это не коммьюнити-менеджмент, не редакторы, это люди, которые умеют управлять социальным взаимодействием внутри платформы.

Они умеют делать так, чтобы люди, которые пишут вопросы и ответы на TheQuestion, делали это, исходя из той миссии, которую мы себе поставили.

Поэтому, да, у нас есть так называемая редакционная группа, но на самом деле это продуктовая разработка, и люди, которые управляют социальным взаимодействием пользователей на платформе.

Это люди, которые занимаются зарабатыванием денег, работой с клиентами, с партнёрами, с налоговой и прочими радостями. И третье — коммерческая группа.

Чем именно занимается редакция?

В реальности мы понимаем, что это не работа UGC-сервиса, это нужно не для того, чтобы был контент. Понятно, что на поверхности (то, что заметно), когда редакция начинает звонить по новостным поводам и вытаскивать контент из спикеров.

Когда у тебя есть редакция, то, с одной стороны, она задаёт планку качества текста и помогает поддерживать уровень качества ответов — то есть подавать пример пользователям, что мы от них хотим.

Эксперт пойдёт писать не на каждый сервис вопросов и ответов. С другой стороны, она показывает людям, которые обладают хорошей экспертизой, что им имеет смысл здесь находиться.

В этом смысле все платформы конкурируют за его время и за его текст. Если человеку есть что сказать, он выбирает платформу, на которой он может написать текст.

И объясняет — почему А редакция показывает: имеет смысл писать у нас.

И почему же?

Это очень важно. Если ты будешь писать на TheQuestion, то будешь писать для людей, способных задавать толковые вопросы.

UGC-сервисы и медиа вытаскивают ответы, а самое ценное — это UGC-вопросы. Ценность ума человека не в том, как он отвечает, а в том, как он формулирует вопросы.

Вопросы, которые сложно задать, если ты не в теме. Поэтому идея была вот в чём: вытащить умные вопросы от экспертов, раз у нас есть к ним доступ.

Для человека, который способен поделиться знанием, писать ответы в TheQuestion становится очень ценным. Ты получаешь доступ к этим вопросам.

Получается, что тебе не задали вопрос, но ты пишешь ответ. Когда ты пишешь текст в Facebook или Telegram, то не знаешь — нужен ли он кому-нибудь. Для какой-то части его аудитории информация нерелевантна — они не просили его об этом писать.

А когда человек пишет текст на TheQuestion, он точно знает, что его ответ нужен, что он приносит пользу. Когда редактор пишет текст, он не знает — нужно ли это кому-нибудь. Если я тут спрошу про вот это, найдётся тот, кто мне ответит». Пользователи понимают: «Ага, тут есть экспертиза.

То есть сервис должен доказать, что у него есть экспертиза в определённых темах, он показывает это примером: «Смотрите, какие у нас эксперты есть, их можно спрашивать».

Он задаёт вопрос. Человек, у которого есть ценный вопрос, говорит: «Окей, я свой ценный вопрос отдам TheQuestion, тут есть люди, которые на него могут ответить».

Этот вопрос в меня попадает, мне интересно на него ответить». А человек, у которого есть ответ, видит хороший вопрос и думает: «О, тут есть люди, способные задавать нормальные вопросы. Он приходит и отвечает.

Тебе нужно запустить и поддерживать маховик доверия спрашивающих к отвечающим и доверия отвечающих к спрашивающим. История с вопросами и ответами — это история курицы и яйца.

И дальше оно должно быть в разных темах. Редакция обеспечивает это доверие.

Каково соотношение между теми, кто задаёт вопрос, и теми, кто отвечает?

Больше людей, которые отвечают. Отвечать, конечно, проще.

Монетизация

Сервис прибыльный?

Да.

Знаю, что у вас на вопросы могут отвечать компании и бренды. Расскажи подробнее о каналах монетизации.

Люди оказывают услуги в сфере медицины, психологии, бизнеса и так далее. Очень большая часть экономики России — сервисная. Мы выбираем исполнителей по компетенции.

Если нет — не пойдём. Если мы верим, что мастер по ремонту смартфонов компетентный — мы к нему пойдём. Если мы не говорим про базовые товары, то все сервисные бизнесы связаны с компетенциями команды.

У нас есть человек (или люди), которые ищут информацию, например, «Стоит ли мне делать генетический тест перед беременностью». Мы понимаем, что TheQuestion — это такой фильтр лидогенерации.

Он ещё не сформировался как покупатель. Перед тем как он ещё что-то купил или заказал, ему нужен ответ на вопрос. Он только начинает исследовать.

И отвечает не директор по маркетингу, а конкретный специалист. Попадает на TheQuestion, где наш партнёр отвечает ему. Наш базовый принцип — человек должен обладать экспертизой в той сфере, в которой он даёт ответ.

А в таких — нужно». Человек задал вопрос, специалист может ответить: «Вот в таких случаях генетический тест проходить не нужно.

И мы знаем, что плотность лидов по этим клиентам очень высокая. В ответах мы разрешаем партнёрам давать ссылку, делимся статистикой.

Организация может вести свой контентный блог, что-то писать и так далее. Экспертиза — всегда в организациях. Но они никогда не знают — про то ли они пишут, как это влияет на их бизнес.

Классно, когда ты отвечаешь на вопрос, когда говоришь с человеком, который хочет тебя слушать и явно тебе об этом сказал. А тут ты своим потенциальным клиентам и лидам отвечаешь на вопросы, которые их интересуют — по теме, где ты эксперт.

Сколько составляет конверсия?

Директора по маркетингу же не так считают. Для каждой индустрии — разная. И сколько лидов вообще можно закупить: «Может быть у меня на TheQuestion лид стоит 10 рублей, но я не могу купить больше 200 лидов в месяц и потратить свой бюджет». Они считают, сколько стоит лид из этого, этого и этого источника.

После сделки с «Яндексом» тот же самый партнёр, получая гораздо больше аудитории, получает ещё больше смысла писать ответы на TheQuestion: внимание к качественным ответам увеличится, и если компании будут хорошо писать, то получат гораздо больше читателей.

Понятно, что у нас есть какие-то спецпроектные истории: ты же не откажешься, если к тебе приходят со спецпроектом. Основной канал монетизации — это вот такие контракты.

Третий канал монетизации — это важная для нас история, когда компания может завести страницу на TheQuestion и отвечать на вопросы про себя.

Спасибо «Яндексу» — теперь наши пользователи будут видеть меньше рекламы и будут более счастливыми. И ещё один источник дохода — RTB-реклама.

На самом деле, когда ты занимаешься зарабатыванием денег и ставишь RTB-рекламу, ты понимаешь, что она просаживает твои пользовательские метрики.

То есть с одной стороны тебе нужно делать пользователей счастливыми, а с другой — зарабатывать деньги, потому что если денег не будет — счастье пользователей быстро закончится.

То, что мы сейчас получаем возможность всей командой заниматься счастьем наших партнёров, экспертов, читателей — и метрики не противоречат друг другу, — это очень здорово. И в этом смысле балансируешь — как бы сделать не очень больно пользователям, но подзаработать.

Как распределялась выручка от этих каналов?

Но не будет ошибкой сказать, что поровну. По-разному.

Сколько стоит партнёрство?

После сделки с «Яндексом» мы дадим компаниям возможность размещаться на TheQuestion бесплатно. Это уже не очень актуально.

Все наши партнёры и клиенты, пользователи, те, кто будут приходить и писать ответы сейчас. Для меня было важно, чтобы от этой сделки выиграли все, кто верил в TheQuestion с самого начала.

На чём вы будете зарабатывать, если предлагаете компаниям размещаться бесплатно?

Если посмотреть на сервисы «Яндекса», многие из них гораздо деликатнее, чем в среднем по интернету. Андрей Стыскин: Тут есть несколько штук. Они балансируют содержательный контент и рекламную нагрузку — это возможно благодаря тесной интеграции с командой, которая занимается рекламными технологиями.

И она будет приносить определённую выручку. Реклама на сервисе будет, но её будет сильно меньше, чем сейчас.

А это обеспечит рост доходов всему «Яндексу». Вторая штука, которую я считаю более важной: за счёт того, что в экосистеме сервисов «Яндекса» появляется и активно развивается направление вопросов и ответов, это позволит расти нашей поисковой доле.

В будущем, конечно, можно будет подумать о том, какой дополнительный продукт предоставлять партнёрам.

Будущее вопросов и ответов

Что вообще сейчас происходит на локальном и глобальном рынках сервисов вопросов и ответов?

До сделки с «Яндексом» мне было интересно смотреть за сервисами, которые дают платные ответы, но я не видела ни одного этичного сценария превращения TheQuestion в сервис платных ответов. Тоня Самсонова: Их существуют тысячи.

Можно было бы использовать её, но тогда это был бы не TheQuestion. Такая монетизация сразу же убивает нашу миссию, масштабирование и порог входа. Я бы тогда лучше стала домохозяйкой, это неинтересный бизнес.

У меня стоит пять разных колонок с «Алексой» в доме, я постоянно разговариваю с «Алисой». Вторая история, которая происходит с сервисами вопросов и ответов, — это голосовые помощники.

И для меня как для человека с радийным прошлым — это завораживающая вещь, интереснейшая индустрия.

Мы в индустрии, которая сейчас устаканивается, сможем этим заниматься». Я когда рассказала команде про сделку, мы сели и стали делиться впечатлениями: «Вы представляете, насколько нам повезло?

Это как если тебя пригласили бы в научную лабораторию, где все самые классные ребята разрабатывают что-то в твоей области, а тебе дадут в это поиграть — это вдохновляет.

Андрей Стыскин: Голосовым помощникам задают очень много вопросов на знание, на которые они должны уметь отвечать так называемыми фактовыми ответами.

Всё благодаря поиску «Яндекса». «Алиса», например, за последний год сильно прокачалась в этой области — умеет отвечать далеко не только с помощью «Википедии».

В экосистеме «Яндекса» теперь появилось направление вопросов и ответов, которое сильно поможет и даст большой буст качеству ответов. Здесь всегда будет место для роста, потому что вопросов может быть бесконечное множество, и они самые разные. И в этом месте роль качества ответа и роль экспертов повышается.

Так и с голосовыми помощниками — когда ты доказал и показал, что он знает ответ, то количество вопросов, с которыми приходят люди, становится гораздо больше. Тоня Самсонова: А доверие в том, что ты не задашь вопрос человеку, если ты не веришь, что он знает на него ответ.

Писать длинные тексты с мобильного устройства не так удобно, как с клавиатуры. С каждым годом растёт доля мобильных устройств. Не переживаете, что упадёт качество ответов?

Но направление вопросов и ответов не только про печатный текст, эта вещь будет развиваться и эволюционировать. Андрей Стыскин: У нас на протяжении всего общения были только слова «текст, текст, текст».

С помощью мобильных телефонов можно записать аудио, видео и так далее.

Ждём Stories в TheQuestion?

Содержательно направление вопросов и ответов — про то, как найти интересные вопросы и экспертов, которые знают ответ. Не ровен час, когда появятся и они. А вот форма, в которой этот ответ будет преподнесён, — это то, с чем мы вполне себе будем экспериментировать в будущем.

На чём сфокусируетесь в ближайшие месяц–два после закрытия сделки?

Первый этап интеграции — чтобы пользователям «Яндекса» стало в удобном виде доступна база уже существующих ответов на TheQuestion.

Тоня Самсонова: А пользователи TheQuestion получили славу и любовь.

«Яндекс» опубликовал рейтинг пользователей по темам, и те люди, которые в 2014, 2015, 2016 годах начали отвечать, писали регулярно и верили в нас, теперь будут известны всем: кто лучший специалист по истории, кто — по литературе, кто — по физике и так далее.

Потому что за это время в проекте появились самородки. И я этому очень рада. Мы знали, что один из элементов успеха — если мы найдём среди экспертов людей, у которых не было страниц в соцсетях, они не давали интервью, но они начали писать и писали так хорошо, что мы их открыли.

Например?

Учитель истории из Мытищ, который преподаёт в средней школе. Вячеслав Бабайцев. Ответ очень быстро набрал 5 млн просмотров. Он написал текст о том, почему чума в Средние века то появлялась, то исчезала, почему исчезла совсем.

И мы счастливы — он офигенный. Потом к нему стали обращаться СМИ, и он представлялся как эксперт TheQuestion.

А мы обрадовались: «Это работает! Я поинтересовалась, как он на нас набрёл, и он ответил, что нашёл ответ, который спродюсировала редакция: «Подумал, что тут всё для умных, и тоже решил писать». Работает!».

Андрей Стыскин: Нам важно, чтобы пользователи понимали, что дальше с ними будет происходить, что им нужно делать, чтобы получать больше славы и любви.

А заинтересованные партнёры получат больше аудитории, прозрачность, мотивацию и понимание, как будет дальше развиваться эта история.

#интервью #яндекс #thequestion


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Группы похвалы»: в Китае работает бизнес платных комплиментов в мессенджерах

«Группы похвалы»: в Китае работает бизнес платных комплиментов в мессенджерах — Сервисы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти За небольшую плату можно получить слова поддержки и одобрения от ...

Обновленный Большой адронный коллайдер поможет ученым обнаружить темную материю

Физики не одно десятилетие тщетно пытаются обнаружить частицы темной материи, на которые приходится основная масса нашей Вселенной. После того, как в 2021 году ускоритель заряженных частиц Большой адронный коллайдер (БАК) вновь будет запущен после обновления и сможет снова сталкивать частицы ...