Hi-Tech

Туристические полёты и колонизация Луны: планы Джеффа Безоса на Blue Origin

Конспект статьи Стивена Леви на Wired об аэрокосмической компании и амбициях Джеффа Безоса.

В закладки

Поделиться

Температура воздуха в западном Техасе перевалила за 35 °C. 17 июля 2018 года, вторник. А на 18 число запланировано очередное испытание суборбитального корабля New Shepard, разработанного инженерами компании Blue Origin. День назад прошла распродажа Prime Day, в Европе началась забастовка сотрудников, акции Amazon выросли в цене, сделав Безоса богатейшим человеком планеты.

Пока Blue Origin официально не объявляла стоимость полёта, но ожидается, что одно место обойдётся в $200 тысяч. В следующем году Безос рассчитывает отправить в небо первых космических туристов. Второй уже строится на заводе на мысе Канаверал во Флориде — это корабль, способный вывести человека на орбиту и за её пределы. Впрочем, выход в суборбитальное пространство — лишь первый шаг в стратегии Blue Origin.

В космосе никогда не было больше 13 человек одновременно, восхищённо и удручённо подчёркивает основатель Amazon. Ресурсы Земли рано или поздно закончатся, отвечает Безос на каждый вопрос о целях Blue Origin, и человечеству нужен запасной план.

И он собирается это исправить, заложив основу, необходимую для жизни миллионов, а может, и триллионов людей за пределами нашей планеты — о чём писали Джерард О'Нилл и Айзек Азимов.

Стивен Леви

Но для начала Безосу нужно убедиться, что его ракета не убьёт пассажиров, считает автор Wired.

Джефф Безос показывает корреспонденту Wired пассажирскую капсулу New Shepard

Дед предпринимателя познакомил его с научной фантастикой — мальчик тяготел к рассказам Хайнлайна. Тяга Безоса к космосу началась, когда ему было пять лет: по телевизору показали высадку «Аполлона-11» на Луну. В школе Безос перед учительницей истории зарёкся, что будет «первым человеком, который откроет парк развлечений на Луне», и пообещал ей билет.

По окончании университета он устроился в хедж-фонд, откуда впоследствии уволился, чтобы переехать в Сиэтл и основать Amazon, — но мечты о космосе не бросил. Поступив в Принстон, Безос записался на семинар физика Джерарда О'Нила и стал президентом Клуба студентов за освоение космоса.

После сеанса они со Стивенсоном решили выпить по чашке кофе. В 1999 году Безос вместе с писателем-фантастом Нилом Стивенсоном, с которым он запускал модели ракет по выходным, посмотрел фильм «Октябрьское небо» о подростке, влюбившемся в ракеты.

«Почему бы не сделать это сегодня?» — спросил Стивенсон. Безос признался, что давно подумывал открыть аэрокосмическую компанию. Вместе с ними в команду вошли Паблос Хоффман, называвший себя хакером, изобретатель Дэнни Хиллис, большой любитель космоса, юрисконсульт Amazon Алан Каплан и Джордж Дайсон, историк науки. Через год предприниматель зарегистрировал Blue Operations LLC, Стивенсон позаботился о помещении.

Раз в месяц команда собиралась вместе на мозговой штурм, пытаясь, например, отыскать замену химическому горению, крайне неэффективному, на их взгляд, методу запуска ракет в космос. По воспоминаниям Дайсона, Blue на первых порах больше напоминала клуб любителей науки, нежели аэрокосмическую фирму.

Спустя три года они пришли к выводу, что альтернативы огромным топливным бакам слишком дороги и сложны, но сами по себе ракеты — прекрасные аппараты для отправки человека и грузов в космос.

Логика проста: никто не хочет отправлять дорогую машину на свалку после первого полёта. Тем не менее Безос, Стивенсон, Дайсон и остальные участники проекта твёрдо решили: ракеты должны быть многоразовыми.

Стивен Леви

Исследовав разные способы — парашюты, воздушные подушки, складные крылья, — в Blue Origins остановились на вертикальной посадке первой ступени с использованием особых подпорок. Но спуск ракеты на землю — задача не из лёгких.

Заметив сходство между двумя компаниями, Томас Свитек, один из работников Blue Origin, убедил Безоса объединить усилия со SpaceX. К такому же выводу пришёл Илон Маск. «Илон близок мне по духу, — описывает встречу Безос. В 2003 году Маск и Безос встретились за ужином, однако дальше дело не продвинулось. — Но мы решили, что каждый пойдёт своей дорогой».

Через два года Blue Origin запустила в воздух первый прототип. Тогда же, в 2003 году, Безос начал нанимать в Blue Origin опытных инженеров, включая тех, кто работал над правительственным проектом DC-X, многоразовой ракетой вертикальной посадки. В следующие несколько лет Blue Origin строила и запускала уже настоящие ракеты. Поднявшись на высоту ста метров, он самостоятельно (и успешно) приземлился на стартовую площадку.

В том же году Blue Origin впервые удалось посадить на землю реальную ракету-носитель — за восемь месяцев до SpaceX. В апреле 2015 года прошли первые запуски New Shepard, тогда же удалось отделить пассажирскую капсулу, которая благополучно приземлилась, от разгонного блока.

Но Безос считает темпы развития своей фирмы частью её философии: талисман Blue Origin — черепаха, а девиз — «храбро шаг за шагом». Отмечают, что Blue Origin сильно отстаёт от компании Илона Маска, которая вывела на орбиту десятки спутников и не раз доставляла грузы на МКС, пишет Стивен Леви.

По приезде корреспондента Wired на техасский полигон Джефф Безос устроил ему небольшую экскурсию, сначала показав центр управления полётами и аппаратную, главный ангар, где идут приготовления к завтрашнему запуску New Shepard: инженеры хотят узнать, как будет вести себя система спасения пассажирской капсулы корабля в случае аварии.

Конструкция ракеты отражает ориентацию Blue Origin на пассажиров — капсула для экипажа на самой верхушке не такая заострённая, как у обычных ракет, а диаметр её основания шире диаметра разгонного блока. Этой особенностью воспользовались инженеры — они встроили в верхнюю часть ракеты-носителя панели, стабилизирующие движение во время вертикального приземления

Если всё пойдёт по плану, 18 июля, в три утра, ракету погрузят на тягач и отправят на стартовую площадку в трёх километрах от ангара.

Поскольку управление полётом полностью ляжет на плечи машин, Безос надеется, что клиентам понадобится лишь день предполётных тренировок. По словам Безоса, полноценный суборбитальный туристический сервис запустится ближе к концу 2019 года, полёты людей на ракете Blue Origin начнутся в его первой половине.

По требованию Федерального управления авиации США перед запуском пассажирам придётся подписать заявление об отказе от претензий, похожее на то, что подписывают перед погружением с аквалангом.

В невесомости пассажиры проведут четыре минуты, после чего электронный голос попросит их вернуться в кресла и пристегнуться. Внутри пассажирского модуля — шесть кресел, расположенных по кругу, и несколько экранов, на которых будет выводится видео старта ракеты и расстыковки.

Стивен Леви

То есть сопровождать полёт никто не будет?» — спросил журналист. «Электронный голос? — Аппарат автономен. «Никто, — подтвердил Безос. Предприниматель, возможно, упускает из виду нужду в психологической опоре, обнадёживающем присутствии профессионала в кабине, замечает Леви. А добраться до кресла в невесомости будет даже проще, внутри есть на что опереться».

Безос считает, что космический туризм не только хороший способ заработать (даже через много лет), но и сделать полёты в космос повседневным, привычным делом. Весь полёт будет занимать 11 минут. Гражданская авиация шла по тому же пути. Ведь если у вас есть знакомые (или вы слышали о таких людях), летавшие на околоземную орбиту, то путешествие перестанет казаться чересчур опасным.

«Я точно полечу, но времени пока нет», — признаётся предприниматель. Сам Безос всё ещё не записался на полёт.

Пассажирская капсула Blue Origins. Внутри — испытательный Манекен Скайуокер

Помимо этого, в Сенате сложился своеобразный лагерь, представители которого уверены, что благие дела Безоса должны начинаться на рабочем месте, а не в космосе. Критикам Безоса кажется, что он оставил без внимания земные проблемы: глобальное потепление, бедность, эпидемии и многие другие.

Политик Берни Сандерс, например, считает инвестиции Безоса в космическую компанию «нелепыми», поскольку «вкладывая миллиарды в освоение космоса, он не платит работникам Amazon зарплату, достаточную для жизни на Земле».

По словам генерального директора Amazon, он с глубоким почтением относится к Биллу и Мелинде Гейтс, тому, как они распорядились своим богатством, и подумывает присоединиться к «Клятве дарения».

В октябре 2018 года Amazon заявила, что вскоре начнёт платить всем сотрудникам минимум $15 в час, а также возглавит лоббирование повышения минимальной часовой ставки по всей стране, которая сейчас составляет $7,25. Через несколько недель после интервью для Wired Безос объявил о создании фонда Bezos Day One, через который предприниматель направит $2 млрд на помощь бездомным семьям и создание сети детских садов.

«Я не собираюсь тратить силы на что-то, что, как мне кажется, не принесёт человечеству пользу. Безос уверен, что своими делами он оставит огромный след. Последняя компания в долгосрочной перспективе — самая важная». На это работают и Washington Post, и Amazon, и Blue Origin. Люди оценят его начинание, говорит предприниматель, когда изменения климата, опустошающие Землю, подходящие к концу ресурсы и плохой воздух заставят нас, как говорил Айзек Азимов, отказаться от «планетарного шовинизма».

«Двоим ребятам в общежитии не по силам создать интересную и важную аэрокосмическую фирму, потому что порог входа очень высок. Помимо этого, Blue Origin для Безоса — стартовая площадка для будущих предпринимателей, нацеленных на космос. Если в следующем поколении я смогу раскрыть талант тысячи Цукербергов, мы увидим нечто, что сейчас и представить не можем».

Завод Blue Origin во Флориде

В двух тысячах километров от техасского полигона, на мысе Канаверал, Безос построил огромный музей достижений Blue Origin: там, например, хранится ракета, которую запустили в космос пять раз.

Там же разрабатывается ракета New Glenn, предназначенная, в отличие от «туристического» New Shepard, для покорения галактики. Музей далеко не единственная постройка Blue Origin на мысе. Семь её двигателей развивают тягу в 1 710 тонн (столько же выдаёт в сумме 21 Boeing). Высота New Glenn — 86 метров; она выше Falcon Heavy.

Первый полёт ракеты запланирован на 2020 год, но Безос уже задумал создать целый флот New Glenn для самых разных задач и заключил несколько сделок на доставку на орбиту спутников.

Falcon Heavy, New Glenn и «Сатурн-5»

Также в планах фирмы — продажа двигателей новой ракеты United Launch Alliance совместному предприятию Lockheed Martin и Boeing, запускающей ракеты в основном по заказу правительства.

«Сейчас бизнес-модель Blue Origin строится на том, что я продаю акции Amazon на $1 млрд в год, — рассказывает Безос изданию. Безос надеется: государственные и коммерческие контракты и (в меньшей степени) деньги от туристических полётов со временем сделают Blue Origin прибыльной, хотя на это могут уйти годы. — Но моего терпения хватит на десятки лет».

«Луна — крайне важный источник ресурсов для строительства космических колоний в духе произведений О’Нила», — считает основатель Amazon. Вместе с тем компания плотно взялась за создание лунного модуля Blue Moon, способного доставить на спутник Земли 4,5 тонны груза — его рассчитывают закончить к 2023 году.

Стоит понимать, такая колония — не палатка. В ответ на вопрос Леви, захотел бы сам Безос жить в такой колонии, основатель Amazon отвечает: «Да. Это будет целый город. В ней будут реки, угодья, университеты, в ней будут жить миллионы людей. Но мне бы хотелось иметь возможность время от времени возвращаться на Землю».

Испытания пассажирской капсулы 18 июля прошли успешно.

#amazon #джеффбезос #blueorigin

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»