Хабрахабр

Тренды онлайн-образования: опыт TED, LinguaLeo, Knewton и других

Пятнадцать-двадцать лет назад дизайну сайтов никто не учил, а вузы не выпускали программистов со специализацией в вебе. То, что сегодня стало большим и зрелым рынком цифровых технологий, строилось руками энтузиастов-самоучек. И это хорошо (если не вестись на всякие «стань C++ программистом за три дня и получай 200К»). Сегодня порог входа существенно ниже, во многом благодаря доступности образования: в интернете полно онлайн-курсов.

В конце статьи — опрос, надеемся, что вы согласитесь поучаствовать и отметить, какие тренды кажутся вам самыми актуальными.
Мы собрали свой топ-5 трендов в онлайн-образовании (да и в обучении вообще), которые кажутся нам особенно важными.

Адаптивное обучение

Основная задача адаптивного обучения — разработка индивидуальной образовательной программы для каждого. При составлении такой программы во внимание берется желание обучаемого улучшить определенные знания. Также при адаптивном обучении постоянно отслеживаются факторы, влияющие на успешность обучения. Автор программы подбирает оптимальный формат материалов, старается удержать интерес обучающегося в течение всего курса.

Примеры платформ, специализирующихся на персонализации обучения: Knewton, CogBooks, Acrobatiq и McGraw Hill Education.

Это электронные книги, наполнение которых может меняться по ходу продвижения студента по программе. У последней компании один из инструментов адаптивного обучения — специализированные учебники Smart Books. С течением времени учебник начинает уделять максимум внимания тем моментам, где студенту нужно «поднажать». Успехи и неудачи фиксируются, а нейросеть анализирует собранную информацию. Если у большинства учащихся какой-либо момент из программы вызывает сложности, то в Smart Books эта тема рассматривается более подробно. Интересно, что мониторинг ведется не только в отношении отдельного слушателя: специалисты и соответствующее ПО могут оценивать успехи всей группы или класса.

В целом, адаптивное обучение позволяет найти золотую середину между способом преподавания и потребностями каждого студента в получении нужных им знаний и опыта.

Виртуальная и дополненная реальность

Чаще всего VR и AR используются для развлечений (еще бы, ведь даже VR-клубничка появилась), но возможности виртуальной и дополненной реальностей гораздо шире: их можно и нужно применять в работе и обучении.


Источник: Affinity VR

Как-то на TED показывали разработчиков виртуальной биохимической лаборатории, которая давала возможность студентам в видеоочках работать с оборудованием, прикоснуться к которому они в лучшем случае смогут лишь через несколько лет. Возьмем VR. Речь идет о дорогих профессиональных системах, которые используются для проведения биохимических реакций или изучения штаммов бактерий.

Обычному студенту в большинстве случаев просто рассказывают о современных методах работы, время от времени проводя простенькие практические занятия. В лучшем случае такой студент познакомится с оборудованием по фото, схеме или видео. В виртуальной лаборатории у него есть возможность работать с виртуальными компонентами полностью погружаясь в условия, в которых работают профессионалы: можно ставить эксперименты, вести лабораторный журнал, делиться информацией с коллегами.

Пример — обучение молодого специалиста по информационной безопасности в дата-центре или же прохождение практики студентами-медиками в клинике. Дополненная реальность (AR) — еще один компонент обучения, позволяющий видеть подсказки, советы, описание попадающих в объектив камеры смартфона или видеоочков объектов.

Источник: Derek E.
Изучение динозавров при помощи AR. Baird

AR можно использовать и в школе, и в институте, на курсах повышения квалификации.

Социальный и соревновательный факторы

Здесь сложно указать какие-то основные принципы работы, все может меняться. Но то, что социальный фактор помогает учиться, доказано давно. Некоторых из нас (подавляющее большинство) стимулируют успехи окружающих. Понимая этот принцип, разработчики разного рода трекеров, включая Fitbit Flex 2 и Garmin VivoSmart, внедряют социальные «соревнования» в свое ПО.

Например, на недавно прошедшем интенсиве по дизайну автор лучшей дипломной работы получил iMac, а еще трое студентов — возможность стажировки в AIC. Мы в Skillbox активно используем соревновательный фактор.


Дипломная работа слушателя интенсива Skillbox

Обучение может происходить благодаря форумам, вики-страничкам, чатам. Кроме того, по мнению специалистов, около 70% людей получают новые знания и опыт благодаря социальным связям и неформальным отношениям. Возможно, совместное обучение помогает снизить ощущение изолированности, поднимает эффективность передачи информации. Почему так?

Все те же процессы обучения идут гораздо лучше в игровой форме. Еще одна социальная составляющая — геймификация. Разработчики ПО для изучения иностранных языков часто внедряют в свои приложения такие элементы — получение игровой валюты, возможность сравнить свои результаты с результатами обучения других участников системы и т.п.


Приложение Lingua Leo

Пользователь видит, насколько хорошо он продвинулся по сравнению с другими участниками системы. Такой прием использует LinguaLeo в своем приложении для изучении английского языка.

В нем принимают участие 8 дизайнеров страны, сражаясь друг с другом за звание лучшего. Мы тоже стараемся экспериментировать с игровыми механиками: например, наш PhotoshopBattle проходит в несколько туров по принципам игры на выбывание.

Микрообучение

Еще один современный подход, который позволяет осваивать небольшой объем материала за короткий промежуток времени. Берется определенная программа, а процесс получения знаний разбивается на короткие занятия, продолжительность которых составляет буквально несколько минут. Пример — те же иностранные языки. Многие языковые онлайн-сервисы рекомендует заниматься понемногу, с интервалами 5-10 минут несколько раз в день.

Для микрообучения идеально подходят мобильные приложения, короткие видеоролики, анимация (включая текстовую), инфографика.

человек не успевает устать и запоминает все прочитанное и просмотренное. Благодаря разбивке на небольшие порции знания усваиваются лучше:. Преимущества микрообучения — повышенная концентрация внимания, доступность (учить что-либо можно в любое время практически в любом месте), модульность и гибкость.

Пример гибридного микрообучения (то есть микрообучение совмещается еще с каким-либо методом) — сервис для детей Tinycards от Duolingo: он предлагает возможность изучить, например, астрономию при помощи карточек. Еще один пример микрообучения — курсы Coursmos, пользователи которых изучают разные темы на примере роликов продолжительностью 1-3 минуты. На каждой карточке изображен объект для изучения и его описание.

Наставничество

Один из способов передать практический опыт — наставничество.
Ментор передает свои знания подопечному, направляет, подсказывает и, что важно, мотивирует — то есть выполняет роль не просто лектора, но и учителя в истинном смысле этого слова.

Сегодня информационные технологии и телекоммуникации позволяют обучаемому находить ментора в тысячах километров от себя — и это здорово.

Нет предела совершенству

В целом, те тренды, о которых говорится выше, это далеко не все: современное образование гораздо более глубокое и сложное. Для эффективного обучения можно использовать как разные методы по отдельности, так и сочетание нескольких из них.

В следующих статьях расскажем, как мы делаем собственные курсы — это не всегда так просто, как хотелось бы.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть