Главная » Hi-Tech » «Транспортные компании до сих пор планируют маршруты на бумаге или в Excel-файле»

«Транспортные компании до сих пор планируют маршруты на бумаге или в Excel-файле»

Он может распределить до 5000 заказов за 5 минут и на треть сокращает затраты ритейлеров на логистику. Братья из Петербурга и тренер российской сборной по спортивному программированию создали сервис для автоматизации доставки VeeRoute.

В закладки

Поделиться

Коммерческий директор VeeRoute Михаил Кудинов и директор по дизайну Антон Соколов

Он способен распределить до 5000 заказов за пять минут и снизить затраты ритейлеров на доставку на 30%. Петербургская компания VeeRoute развивает сервис для автоматизации логистики.

В таких компаниях основными инструментами планирования маршрута транспортных средств до сих пор остаются телефон и листок бумаги. Сейчас VeeRoute разрабатывает модульную платформу на основе искусственного интеллекта для промышленных предприятий и агропромышленного комплекса.

Коммерческий директор VeeRoute Михаил Кудинов и директор по дизайну Антон Соколов рассказали vc.ru об идее проекта, а также о том, как заключать успешные сделки в b2b-сфере и будущем логистики.

Продукт

Приложение берёт данные о заказах из CRM и распределяет их по курьерам, прогнозируя время выполнения. С помощью VeeRoute компании могут упростить планирование доставки товаров. За пять минут сервис может распланировать до 5000 заказов.

Прогноз и распределение строится на основе алгоритмов, которые учитывают пробки, характеристики заказа (например, для перевозки замороженных продуктов требуется машина с рефрижиратором) и форс мажоры — если клиент перенёс время или его не оказалось дома.

Кроме того, у курьера есть возможность отмечать прогресс в мобильном приложении, что позволяет передавать клиенту информацию о точном времени доставки. Маршрут курьера отображается на карте, и логист может в реальном времени наблюдать за прогрессом или вносить коррективы.

}},{"title":"\u0420\u0435\u0439\u0441\u044b \u0432 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0435\u043d\u0438\u0438","image":{"type":"image","data":{"uuid":"34427f1c-0f9b-5de6-fea7-5bb0cfad182a","width":870,"height":557,"size":189109,"type":"png","color":"f1f2fa","external_service":[]}}},{"title":"\u0420\u0435\u0430\u043a\u0446\u0438\u044f \u043d\u0430 \u0444\u043e\u0440\u0441-\u043c\u0430\u0436\u043e\u0440","image":{"type":"image","data":{"uuid":"2da7143e-1f02-ba71-07b8-c26ca6f4b205","width":870,"height":557,"size":221324,"type":"png","color":"ecedf6","external_service":[]}}}] }

По словам коммерческого директора VeeRoute Михаила Кудинова, многие компании тратят миллионы рублей в год, потому что не могут оптимизировать рабочее время сотрудников отдела доставки. По данным VeeRoute, с помощью сервиса FMCG-компания может вдвое снизить расходы на доставку товаров.

Когда VeeRoute внедряла своё решение, ей сообщили, что исполнение заказа на точке занимает у водителей 15 минут. В качестве примера он приводит историю, которая произошла в одной транспортной компании.

Выяснилось, что на самом деле для выполнения заказа водителю было достаточно 7 минут, а остальное время он тратил на перекуры. VeeRoute выдала им мобильное приложение, составила маршруты и начала собирать данные.

Компания теряла десятки милионов рублей только из-за некачественных данных аналитики, которые были построены на допущениях, а не на реальных знаниях.

Директор орал на нас: «Что вы наделали?». Потом компания изменила планирование и ввела новые стандарты — из-за этого уволились многие курьеры.

Они стали выполнять больше задач и им стали больше платить. А потом он увидел, что уход недобросовестных курьеров оздоровил компанию: на их место пришли люди, которые действительно хотели зарабатывать.

Первое время было больно, но зато он смог трансформировать компанию и сейчас является одним из лидеров рынка.
Потом собственник с благодарностью отзывался о проекте и говорил, что ещё пару лет, и он бы похоронил компанию.

Михаил Кудинов

Идея

Изучив рынок, братья увидели проблему: интернет-магазины и курьерские компании часто не могли спрогнозировать время доставки. Идея VeeRoute возникла в начале 2013 года: в то время основатели компании Михаил, Владислав и Игорь Кудиновы развивали бизнес-инкубатор ИТМО SumIT. Из-за этого многие заказы оказывались просроченными, что огорчало клиентов и влияло на их возврат.

Чаще всего они планируют маршруты на бумаге или в Excel-файле. До сих пор у транспортных компаний очень старый софт. У многих курьерских компаний уровень сервиса и качества попадания в заявленные временные окна составляет меньше 80%.

Михаил Кудинов

Но они были либо недостаточно гибкими, либо дорогими (стоимость внедрения SAP начинается от $400 тысяч). В то время на рынке уже существовали сервисы для оптимизации логистики — «Антор», «Деливератор» и SAP. Кудиновы решили создать альтернативный продукт для среднего бизнеса.

А кроме того, работали «в поле» — ездили по точкам вместе с экспедиторами и засекали время, которое им требуется для выполнения заказа. Для разработки прототипа они опрашивали директоров по логистике и узнавали о специфике их работы, предпочтениях и болях.

Это помогло им обнаружить несколько неочевидных вещей:

  • курьеры часто выбирают маршрут «на глаз», даже если он неоптимален;
  • дорожная ситуация постоянно меняется (например, из-за ДТП), поэтому нужна система, которая сможет предсказывать её изменения;
  • необходимо регулярно обновлять и корректировать маршруты между заказами.

Первое время они обращались к знакомым предпринимателям, предлагая бесплатно протестировать систему или внедрить её по себестоимости. В 2014 году, когда прототип был готов, Кудиновы стали искать клиентов.

«Мы приходили и показывали, что не просто стартап, а берём пилоты и доводим их до качественного результата. Благодаря собранной статистике и накопленному опыту внедрения, предприниматели получили козырь в переговорах. Понятно, что продукт был не самый готовый, но клиент видел, что можно доработать решение и добиться результата — это подкупало», — вспоминает Михаил Кудинов.

В офисе VeeRoute

Команда и инвестиции

На разработку прототипа VeeRoute Кудиновы потратили более 6 млн рублей из собственных средств, которые они заработали благодаря предыдущим проектам.

Прежде чем основать бизнес-инкубатор в ИТМО, Михаил и Владислав развивали ИТ-компанию Esprito и занимались разработкой ПО на заказ, а Игорь был сооснователем консалтинговой компании AxisPoint Consulting.

Он закончил университет Карнеги — Меллона, а в начале 2000-х годов принимал участие в создании американской компании TransDecisions, которая разрабатывала программное обеспечение для расчёта маршрутов. В разработке прототипа братьям помогал специалист по логистике Илья Антипов. Впоследствии он стал директором по исследованиям и развитию VeeRoute.

В начале 2000-х годов Лопатин два года подряд побеждал в студенческом чемпионате мира по спортивному программированию ACM ICPC (в команде с Николаем Дуровым), позже работал заместителем технического директора «ВКонтакте», а затем генеральным директором Telegram в России. Кроме того, Владислав предложил присоединиться к проекту своему преподавателю из СПбГУ Андрею Лопатину. В VeeRoute Лопатин стал отвечать за разработку более совершенных алгоритмов поиска маршрута.

Чтобы ускорить процесс создания и внедрения продукта к Кудиновым, Лопатину и Антипову присоединились несколько партнёров: технический директор Вадим Коротынский и директор по продуктовому дизайну Антон Соколов, которые ранее работали в Mobivision и Wrike.

Андрей Лопатин — тренер команды СПбГУ по спортивному программированию. В 2017 году она завоевала золотую медаль в финале ACM ICPC. Фото СПбГУ

В 2014 году проект получил грант в 1,25 млн рублей от бизнес-акселератора РВК GenerationS и инвестиции в размере 1,4 млн рублей от ФРИИ в обмен на долю в компании. Помимо собственных денег, Кудиновы использовали внешние средства.

Как пояснили vc.ru во ФРИИ, фонд получил «хорошее предложение» и в конце 2015 вышел из VeeRoute. Однако впоследствии основатели выкупили долю обратно.

Спустя год VeeRoute привлекла более $1 млн от банка «Санкт-Петербург». В тот же период в компанию вложили неназванную сумму частные инвесторы Богдан Яровой и Игорь Калошин, а летом 2016 года — Сергей Дашков. Общую сумму инвестиций за этот период Михаил Кудинов оценивает в $2 млн.

Продажи и эволюция продукта

Сумма сделки была невелика — 16 тысяч рублей. В июле 2014 года VeeRoute заключила первую сделку, подписав соглашение с петербургским сервисом доставки продуктов «Везёт Мне». С его представителями Кудиновых познакомили сотрудники ФРИИ. Вторым клиентом компании стал уральский интернет-магазин E96.ru.

Во-первых, на рынке не существовало «логистического стандарта» — регламента, который подсказывал бы, как правильно осуществлять доставку товаров. VeeRoute пыталась привлечь клиентов из крупного бизнеса, но столкнулась с несколькими фундаментальными проблемами.

Получалось, что в сфере автоматизации логистики невозможно создать универсальное решение. Из-за этого каждой компании приходилось разрабатывать собственный стандарт и систему доставки товаров.

«Чтобы внедрить софт, который мы разработали для "М.Видео", "Эльдорадо" пришлось бы изменить свои бизнес-процессы. Логистическая система и процессы различались даже у компаний, которые работают в одной отрасли. Или мы должны были переписать софт — третьего не дано», — рассказывает коммерческий директор VeeRoute.

Все покупают решение бизнес-проблемы. Если говорить о enterprise-продукте, то никто не покупает технологию. Если у вас нет консалтинга и практики внедрения, то несмотря на крутой продукт, вы никогда не сможете решить бизнес-проблему

В 2015 году они приняли участие в тендере одного из крупнейших поставщиков автозапчастей. Предпринимателям пришлось заплатить за знания. Кудиновым пришлось предложить ставку в три раза ниже себестоимости работ.

Мы брали данные, анализировали их, строили маршруты, запускали курьеров по этим маршрутам и снова анализировали. Всё лишь для того, чтобы понять, как устроены процессы в крупных компаниях, какая есть боль, и как мы можем улучшить положение.

Если вы не готовы инвестировать время и деньги, то по-другому никак. Когда у вас не хватает экспертизы, то иных способов, кроме как получить её за свой счёт, — нет.

Михаил Кудинов

С помощью Андрея Лопатина и Вадима Коротынского они разработали архитектуру enterprise-платформы и разделили продукт на несколько модулей, которые можно подключать и отключать в зависимости от системы логистики компании. Чтобы решить проблему универсальности, предпринимателям пришлось изменить продукт.

Кроме того, они предусмотрели возможность интеграции модулей с другими ИТ-продуктами для управления складской логистикой WMS, корпоративными CRM, системами для HR и компонентами ERP-систем.

Кроме того, VeeRoute получила статус технологического партнёра SAP и разработала инструменты для интеграции своего логистического решения с продуктами компании.

В 2015 году стоимость лицензии VeeRoute составляла 30 тысяч рублей на один подключённый автомобиль в год, а также 6000 рублей за услуги технической поддержки.

Нынешнюю стоимость внедрения VeeRoute Кудинов не раскрывает, но отмечает, что проекты выходят «достаточно дорогими и длинными»: «Чтобы получить качественный результат в планировании, требуются большие инвестиции в обработку и преобразование мастер данных клиента, а также в настройку и конфигурацию планировщика под его индивидуальные задачи».

С помощью платформы VeeRoute «М.Видео» смогла увеличить коэффициент удержания клиентов на 20%. Сейчас у компании больше 100 клиентов, включая «EMS Почта России», «КазПочта» и «М.Видео».

Объективные плюсы, которые мы получаем как бизнес, — точность доставки (что важно для наших клиентов), контроль опозданий, быстрая обратная связь для клиента и для компании в случае проблем с заказом и очень прозрачная система контроля. VeeRoute — один из первых стартапов, с которым начала работать «М.Видео».

Решение VeeRoute конкурирует с предложениями «Антор» и собственным приложением SAP Transportation Management. Мы постоянно мониторим рынок и ищем новые, более интересные или доступные технические решения.

Но ребята действительно дорожат партнёрами, согласны делать персональные доработки, гибко реагируют на потребности и готовы вместе с заказчиком работать над продуктом. Как и у любого стартапа, у VeeRoute бывают проблемы роста, так как ресурсов не всегда хватает.

Ирина Дементьева

директор по управлению поставками, дистрибьюцией и логистикой группы «М.Видео-Эльдорадо»

По оценкам Кудинова, компания выйдет на прибыль до конца года — осенью планируется подписание нескольких крупных контрактов. Выручка VeeRoute в 2017 году составила $1,4 млн.

Но бывают и проблемные клиенты — с одним из них переговоры длятся уже более трёх лет. По словам Михаила Кудинова, цикл сделки в b2b-сфере составляет от полугода до полутора лет.

Ему казалось, что если предложить топ-менеджеру крупной компании продукт, который повысит эффективность логистического отдела на сколько-то процентов и будет дешевле предложений конкурентов, то руководитель примет положительное решение. Создавая VeeRoute, предприниматель не знал о нюансах переговоров в b2b-сфере.

Предприниматель советует ставить себя на место принимающего решение руководителя и пытаться взглянуть на проблему его глазами. Это оказалось не так. А для этого необходимо учитывать многие факторы, включая расклад сил внутри компании.

Несколько лет назад Кудинов вёл переговоры с вице-президентом крупной компании. В качестве примера он приводит одну историю. Результаты пилотного внедрения VeeRoute показали, что логистическая платформа поможет снизить затраты компании на логистику на 5%, а в лучшем случае на 7%.

Потому что иначе ему поставят более высокий план. Топ-менеджер ответил, что ему не нужна оптимизация расходов на 5% в год, а нужно, чтобы затраты снижались пять лет по 1%.

Это маленькая анекдотичная ситуация, но она показывает суть всех переговоров с крупным бизнесом. А если затраты на логостику будут падать на 1% в год, то он сможет ежегодно выполнять свой KPI и получать безумные бонусы.

Михаил Кудинов

Планы

Оставшиеся 20% приходятся на компании в сфере сервисной инженерии, охранных услуг и служб диспетчеризации. 80% клиентов VeeRoute — это FMCG-ритейл и e-commerce.

Например, агропромышленный сектор. Сейчас компания планирует улучшить платформу и охватить новые вертикали. Если в городе эффективность доставки зависит от пробок, то в поле — от погоды.

Во время уборочной у крупных агрохолдингов могут быть задействованы сотни комбайнов и тысячи грузовых машин, которые развозят зерно. Например, дождь снижает темпы уборки урожая в два раза, потому что перед загрузкой в зернохранилище зерно нужно высушить.

В этом случае вам нужно перестроить маршрут так, чтобы машины не простаивали, а зерно не гнило в кузове. Может возникнуть ситуация, когда идёт дождь, а на одном из зерновых токов ломается сушилка или приёмник.

Это безумно неэффективно. Сейчас это делается вручную армией диспетчеров, сидящих на телефоне. 50 машин в очереди. Они узнают об очереди на зерновом токе только когда им звонит охранник: «Слушайте, у меня мест нет на стоянке. Что делать?».

Михаил Кудинов

Сейчас VeeRoute разрабатывает систему, которая сможет составлять транспортные маршруты в агропромышленной сфере и перераспределять их в реальном времени с учётом изменения погодных условий.

Это всё увязывается в один комплекс, где с помощью алгоритмов планирования будут подбираться наиболее оптимальные маршруты движения для водителей», — поясняет директор по дизайну VeeRoute Антон Соколов. «Система будет следить за состоянием дорог, заполняемостью комбайнов, количеством комбайнов на линии, состоянием зерновых токов. Компания планирует представить систему в 2019 году.

Российский рынок логистики

Он оценивает национальную логистику по совокупности таких критериев как качество инфраструктуры, скорость доставки, эффективность работы таможни и так далее. В 2018 году Всемирный банк представил свежие данные рейтинга Logistics Performance Index.

Россия в десятку не вошла и осталась на 75 месте. По итогам 2018 года три первые строчки заняли Германия, Швеция и Бельгия.

Рейтинг Logistics Performance Index 2018. Данные Всемирного банка

При этом для модернизации одной компании уровня «Почты России» требуются сотни миллиардов рублей. По мнению Михаила Кудинова, отставание России связано с тем, что в стране сложно привлечь «дешёвые» деньги — например взять кредит со ставкой, близкой к нулевой.

Анализ собранных данных позволит увидеть слабые места бизнеса и найти способ их улучшить — например, построить новые сортировочные центры. При этом большая часть суммы будет потрачена на оцифровку данных о приёме посылок, сортировке, взаиморасчётах.

Немецкая компания DHL вкладывает миллионы и миллиарды евро в создание больших логистических хабов, главная задача которых — снизить себестоимость доставки.

Нельзя сказать, что инвестиции идут только в софт, — это всегда комплексные расходы. Модернизация — это всегда инвестиции в инфраструктуру, железо и софт. Предприятие должно обновлять инфраструктуру, внедрять цифровые технологии и делать под эти изменения софт.

Бывает, что компания внедряет супертехнологию, но при этом забывает обучить людей, как ей пользоваться. При этом не надо забывать про обучение людей. Но так происходит во всём мире, не только в России или СНГ. Вместо того, чтобы нажать на кнопку, они пытаются бить молотком.

Михаил Кудинов

A. По прогнозам управляющего партнёра исследовательского агентства M. Research Людмилы Симоновой, к 2019 году объём российского рынка транспортно-логистических услуг может вырасти до 3,7 трлн рублей.

"Сбербанк" постоянно говорит, что интересуется созданием маркетплейса и логистического сервиса». Один из трендов рынка логистики — это приход банков и корпораций, рассказывает Михаил Кудинов: «Например, ВТБ купил "Магнит", у которого одна из крупнейших логистических сетей.

Из-за этого происходит консолидация рынка: если в 1990-е и 2000-е годы в России появилось множество мелких курьерских компаний, то с приходом крупных игроков некоторые объединились, чтобы выжить, а другие закрылись.

Сейчас многие задумываются о цифровизации, но пока она только набирает темп в логистике. «Второй тренд заключается в технологиях. Мы можем предложить миру технологии по управлению транспортными средствами, но инфраструктуры для запуска самоуправляемых автомобилей в массовое пользование у нас нет», — заключает Кудинов. Нам далеко до инноваций и технологий вроде беспилотных автомобилей, это не про Россию.

Мнения венчурных фондов о развитии российского рынка логистики

На рынке есть несколько действующих игроков, среди которых Zig-Zag (в портфеле фонда), «Антор», Maxoptra и ряд небольших сервисов, решающих отдельную задачу (например, пешую маршрутизацию). Российский рынок ИТ-решений в логистике хоть и растет, но по ёмкости пока не очень большой, что мы видим по опыту наших портфельных компаний.

Это положительный сигнал для рынка — спрос есть. В прошлом году «Яндекс» анонсировал решение по маршрутизации на базе собственной платформы.

Пресс-служба ФРИИ

Большим спросом пользуются решения, помогающие соединить тех, кому необходимо получить товар, с независимыми курьерами и организациями, которые готовы доставить его максимально быстро. Один из ключевых технологических трендов в логистике — «уберизация».

Интернет вещей уже в ближайшем будущем сделает возможным контроль этого процесса в режиме реального времени.
Также растет популярность сервисов, связанных с автоматизацией процессов доставки: интенсивно развивается доставка дронами, роботами, беспилотными грузовиками, не говоря о уже ставших привычными постаматах.

Екатерина Петрова

директор корпоративного акселератора РВК


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Palm решила возродить крошечные смартфоны. Возможно, он вам понравится

Новый «ультрамобильный» телефон компании очень трудно описать словами, лучше показать. Пока весь мир движется в направлении увеличения размера экрана мобильного телефона, Palm делает шаг назад — в буквальном смысле. Стартап, создающий продукт, задействует самые разные элементы дизайна миниатюрных устройств, от ...

#новости высоких технологий 265 | первые успехи «Вояджер-2» и порталы от Facebook

Сегодня — о космическом зонде «Вояджер-2», порталах от Facebook и многом другом! Каждый понедельник в новом выпуске «Новостей высоких технологий» мы подводим итоги прошедшей недели, говорим о самых значимых и важных событиях, ключевых открытиях и интересных изобретениях. Ниже с новостями ...