Hi-Tech

Toyota: «Нам нужно стать похожими на технологические компании до того, как они станут похожи на нас»

Конспект материала Bloomberg об инициативах компании на рынке беспилотных автомобилей.

В закладки

Поделиться

Один из тестовых автомобилей компании

«Проезжая мимо, догадались бы вы, что здесь скрывается будущее Toyota?» — спросил корреспондентов Джон Леонард, открывая ворота гаража на территории кампуса Массачусетского технологического института (MIT).

Внутри стоит Lexus LS 600hL, но не обычный, а обвешанный датчиками, камерами, радарами и лазерами, способными распознавать объекты на расстоянии до 200 метров — вдвое больше чем год назад.

Леонард, вице-президент по исследованиям автоматизированного вождения в Исследовательском институте Toyota, признаётся: «Всё это больше напоминает именно научный проект, где нам нужно научить автомобиль держаться дороги, никуда не врезаться и не дать врезаться в себя».

В 2014 году президент компании Акио Тойода заявлял, что Toyota займётся беспилотниками лишь тогда, когда они смогут превзойти водителя, например, в длинной гонке.

Четыре года спустя Тойода изменил своё мнение, ведь теперь на кону стоит судьба компании: если Toyota не удастся нагнать конкурентов, она рискует превратиться в обычного поставщика запчастей для таких «выскочек», как Waymo и Baidu.

Waymo выводит автономные такси на улицы уже в этом году, GM привлекла $2,5 млрд инвестиций от SoftBank на запуск роботакси в 2019 году, а представители стартапа Zoox утверждают, что их беспилотник будет готов к 2020 году. Глава японского автоконцерна называет технологические компании «новыми соперниками, которые двигаются в разы быстрее Toyota».

Руководит проектом Гилл Прэтт, курировавший разработку автономных машин в DARPA, агентстве при Министерстве обороны США. В 2015 году Toyota вложила около $4 млрд в открытие собственного исследовательского института, начав сотрудничать с МIT, Мичиганским университетом и Стэнфордом.

Ещё $1 млрд Toyota направила в Grab, малазийскую транспортную компанию, а в августе объявила о $500 млн инвестиций в Uber.

Подобного мнения придерживается даже Леонард: «Добраться на беспилотнике от Кембриджа до бостонского аэропорта в любую погоду и при любом движении — такого я, пожалуй, не застану». Вместе с тем за отношением японского производителя кроется парадокс — компания едва ли верит в то, что автономные машины быстро захватят дороги США и других стран.

Число патентов, связанных с беспилотными машинами, у автопроизводителей, их поставщиков и технологических компаний

Тойода, который нередко участвует в гонках и одобряет новый дизайн лишь после того, как лично обкатает машину, уверен: любовь потребителей к вождению иссякнет не скоро. Toyota надеется с помощью различных датчиков и сенсоров сделать машины безопаснее и удобнее, позволить водителю оставаться продуктивным за рулём.

Она представляет собой синтез машинных средств, в теории открывающих возможность и для полностью автономной езды, и обычного водителя, роль которого остаётся прежней. Из наработок у компании уже есть система Guardian, созданная в исследовательском институте.

Также Guardian способна определять состояние человека за рулём. Однако в случае опасной ситуации система возьмём управление на себя — датчики позволяют ей видеть лучше водителя во всех направлениях. Когда водитель придёт в себя, Guardian попросит его коснуться тормоза, чтобы вернуть контроль над машиной. Если он, допустим, заснул — глаза закрыты, голова опущена, — система вернёт машину на полосу.

Испытания системы Guardian на гоночной трассе

— Уменьшить количество аварий и смертей на дорогах вполне возможно». «Представьте себе самого бдительного и подготовленного водителя на свете, который возьмёт управление на себя, скажем, когда вас подрежет подросток, — говорит Леонард.

Но беспилотные автомобили — американское изобретение, а японская фирма прежде всего считалась компанией-производителем, нежели новатором, отмечает Bloomberg. У Totota есть $50 млрд, чтобы преследовать любые цели, в которые она верит. Однако в компании считают, что такой подход не оправдает себя в будущем. Totota брала наработки конкурентов и делала их лучше.

— Сейчас Toyota крепко стоит на ногах — самое время убедиться, что на передовой именно мы». «Нам нужно стать похожими на технологические компании до того, как они станут похожи на нас, — считает Прэтт.

Акио Тойода на CES 2018

По заявлениям Тойоды, испробовать его можно будет на Олимпийских играх в Токио в 2020 году. В январе этого года Тойода выступил на международной выставке CES — вместе с ним на сцену поднялись топ-менеджеры Amazon, Uber, Pizza Hut, Mazda и Didi Chuxing, чтобы представить концепт электрического шаттла e-Palette.

В мгновение ока шаттл сможет превращаться в мобильный магазин обуви, гостиничное место или командный центр в случае происшествия. Целый парк e-Palette будет заниматься перевозкой людей, доставкой пиццы и посылок.

Кроме того, глава Toyota рассчитывает, что шаттлы помогут перемещаться по городу тем, для кого вождение представляет сложность, например, пожилым людям или атлетам-паралимпийцам. «Сегодня вам приходится ездить по магазинами, — отметил Тойода в своём выступлении, — в будущем магазины будут приезжать к вам».

Томояма — приверженец философии кайдзен, непрерывного совершенствования технологических процессов, цель которого — производство без потерь. Этот сложный проект Тойода поручил своему «сёгуну», давнему топ-менеджеру компании Шигеки Томояме.

Именно Томояма организовал первые проекты по подключению машин Toyota к интернету 20 лет назад. У поверенного Тойоды большой послужной список, он занимался и большими данными, и автогонками, и яхтой Lexus.

Через год в США начала работу Toyota Connected, структура, призванная превратить потоки данных от машин компании в товары и услуги. После назначения Томояма за несколько месяцев запустил Исследовательский институт Toyota и переманил туда Прэтта. Примерно в то же время Томояма инициировал переговоры с Uber, которые вылились в e-Palette.

«90% потребителей не ждут появления беспилотников», — отмечает Масахиро Накашима, операционный директор Toyota Connected. Никаких объявлений о начале и месте продаж шаттлов компания не делала. Прошлогоднее исследование Gartner показало: 55% потребителей не сели бы в полностью беспилотный автомобиль, но более 70% воспользовалось бы машиной с частичной автономностью — на эту группу и нацелена Toyota.

Шигеки Томояма

При этом Зак Хикс, генеральный директор Toyota Connected в Северной Америке, подчёркивает: дело даже не совсем в них. Тем не менее среди менеджеров Toyota есть и те, кто верит, что сейчас наступает время полностью самостоятельных машин. Преимущество обеспечат данные — то, как вы соединяете автомобили с продажами и другими автомобилями. Автономность перестанет считаться конкурентным преимуществом, когда она будет у всех, поясняет он.

Им по силам обрабатывать данные с 500 датчиков, размещённых на каждой из миллионов подключённых к сети машин Toyota, каждые 200 миллисекунд. В Connected Хикс и его команда молодых программистов пытаются создать «суперумный» браузер на колёсах. Выходит, на одну машину приходится до семи миллионов замеров в день.

Эта информация может помочь Toyota увеличить продажи, ведь машины компании станут более безопасными, ими будет приятнее пользоваться.

Camry предупредит пользователя, если он забудет телефон в салоне, Corolla уведомлением на смартфоне подскажет, что левое заднее колесо нужно подкачать, и покажет маршрут до ближайшей СТО, RAV4 организует звонок по Skype, если опаздываешь на встречу.

Поэтому Toyota непрестанно ищет способы превратить данные в прибыль. По мнению производителя, подобные функции удержат покупателей.

Информация с датчиков топлива и одометров экономит ей деньги: теперь работникам не нужно ходить по парковке и проверять всё вручную, система Connected переносит всё в виртуальную базу. Компания продала 10 тысяч подключенных к сети машин сервису по прокату Avis. В дополнение к продажам Toyota берёт ежемесячную комиссию. А алгоритмы диагностики подсказывают, например, что «потратив $4 на починку сейчас, вы предотвратите поломку на $40».

Servco занимается автомобилями, а Connected — приложениями, позволяющим открывать автомобили с помощью смартфона. В Гонолулу Connected объединилась с Servco Pacific, дилером Toyota, Lexus и Subaru на Гавайских островах, чтобы протестировать сервис каршеринга Hui (что по-гавайски значит «группа»).

Пользователи могут взять машину на одной из 25 парковочных станций, имея при себе кредитку и телефон; цены начинаются от $9,95 за минуту и $79,60 за день езды. Данные пользователей попадают в Connected. Servco также выплачивает Toyota комиссию.

Каждый крупный автопроизводитель работает над похожей технологией, формируя рынок. Рост этих маленьких предприятий зависит от того, насколько активно потребители будут отходить от владения личным автомобилем, отмечает Bloomberg. Сдвиг в сторону мобильности «может заменить привычные продажи новыми схемами, позволяющими получать больше прибыли c километра или поездки», — говорится в докладе McKinsey & Co.

Toyota может обеспечить себе прибыльное место в новом мире, задействуя Guardian не только в своих машинах, но и в беспилотных такси. Согласно прогнозам McKinsey, к 2030 году мировой рынок мобильности будет оцениваться в $750 млрд.

«Мы не бросаем наш основной бизнес, но мы не можем просто продолжать делать машины, — говорит Томояма. Однако сперва Toyota должна убедить не только себя, но и традиционных поставщиков и дилеров, что просто продавать машины вскоре будет недостаточно. — Принять ощущение надвигающегося кризиса всем по-прежнему довольно сложно».

#toyota

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть