Hi-Tech

Тот самый ад для интровертов

Ведь уважающий себя человек не должен сидеть «в хлеву» с десятком других несчастных, для психологического благополучия за спиной у него должна быть кирпичная стена не тоньше полуметра, а информация на его мониторе, конечно же, является служебной тайной (и при этом интимной частью жизни). Опенспейсы принято не любить. И вообще: работать в такой обстановке невозможно.

В этом есть доля правды, но, на самом деле, опенспейсы популярны в двух «враждующих» культурах управления. В массовом сознании опенспейсы считаются изощрённой капиталистической выдумкой, направленной на подавление индивидуальности и тотальный контроль.

Такие опенспейсы делаются ради возможности в любой момент проверить, кто чем занят, не ослабил ли кто узел на галстуке, и, естественно, ради экономии на аренде за счёт более плотной рассадки. Первая — это та самая культура контроля.

Здесь отсутствие стен становится важным совсем по другим причинам, а офисная площадь в расчете на человека бывает даже больше, чем при рассадке по кабинетам. Вторая — это культура, ориентированная на командную работу и гибкое управление проектами. Честно говоря, я не уверен, что «Банда умников» вообще смогла бы сколь-нибудь сносно работать, рассади команду по отдельным кабинетикам.

Но преимущества опенспейса с ростом команды (сейчас это 35 человек) становятся всё более критичными для самого существования нашей компании. Да, иногда шумновато, да, бывает сложно сконцентрироваться — мы находим способы решать эти проблемы.

1. Потрясающая скорость коммуникации

В ситуации, когда вам что-то кому-то нужно показать и обсудить, есть два пути:

Вы делаете это в почте или в мессенджере: отправляете файл или сообщение, получаете комментарий, уточняете, и так далее. Первый. Тем, кто привык работать исключительно в своём кабинете, далеко не всегда захочется покидать это пространство и идти в соседний офис или на другой этаж, чтобы обсудить вопрос очно. Обсуждение в таком формате может затянуться на полдня. А уж собрать в одном месте сразу несколько людей — это надо найти окно у всех в гугл-календаре и назначить встречу.

Пишете в мессенджер: «Макет готов, давай обсудим». Второй. В этом случае уже как-то неловко будет по полдня обмениваться большими сообщениями, сидя по соседству. Как только появляется возможность, коллега делает десять шагов, подходит к вам, и все обсуждения с правками укладываются в полчаса — просто потому, что вживую это делать намного проще и быстрее.

Если вопрос не требует срочного решения, мы обозначаем его в мессенджере и договариваемся, когда будет удобно пообщаться или ставим встречу в гугл-календаре. Конечно, никуда не годится постоянно «дёргать» друг друга по любым мелким вопросам. С другой стороны, если дело срочное, можно за 10 секунд собрать рабочую группу прямо у монитора и быстро решить все вопросы.

Например, за два дня до выставки нам звонят организаторы и говорят: «Для вас осталась незаполненная страница в каталоге выставки, это бесплатно, но с вас макеты и текст в течение дня». А ещё такая скорость позволяет не упускать неожиданные возможности. Тут же вместе с маркетологом и дизайнером обсуждаем содержание и композицию, и уже через пару часов всё готово.

2. Ощущение общего дела

Но в здоровой обстановке (когда всем хватает места, и никто сильно не шумит) действительно воодушевляет ощущение, что все вместе заняты общим делом. Этим аргументом часто прикрывают рассадку по схеме «как сельди в бочке».

Как только несколько коллег оказываются изолированы в отдельном кабинете, они автоматически начинают воспринимать это помещение как «их» территорию. Вообще расположение в пространстве очень сильно влияет на людей, ведь 250 000 лет эволюции не прошли бесследно. Любой, кто появляется на пороге, уже воспринимается как чужак, который это сам чувствует и тоже напрягается.

В результате структура размещения по кабинетам деформирует социальную структуру команды. Именно в «кабинетных» пространствах очень быстро начинают возникать микрогруппы, в которых даже на лексическом уровне проявляется обособление: «мы», «наш кабинет», «а вот они страх потеряли, всё общее печенье около кофемашины съели», «а давайте в наш кабинет будем отсыпать нашу часть печенья», «мы задерживаемся — у нас печенья должно быть больше», и так далее.

При этом у каждого сотрудника есть достаточно личного пространства: большой стол, промежутки времени в режиме «не беспокоить» и возможность уйти поработать в «тихих кабинетах» — такие комнаты у нас тоже есть на случай, когда нужно сосредоточиться. Когда мы все в одном пространстве — не возникает такого деления территории (осознанного или неосознанного) на «моё» и «не моё», не формируются эти кабинетные группировки.

В итоге они оказались стоящими у стен — по факту они мешали коммуникации в команде и ребята сами просто избавились от них. Интересное наблюдение: у нас в офисе есть несколько ширм-перегородок — мы подумали, кому-то из сотрудников захочется создать с их помощью немного приватности для себя.

3. Все в курсе событий

Даже если кто-то сидит в наушниках или погрузившись в документы, он всё равно будет в курсе происходящего, когда происходит какое-то «выдающееся» событие. В общем пространстве всем всё видно.

Сразу вопрос: «Мы что, локализуем что-то на итальянский, у нас новый партнёр в ЕС?». Слышишь: в офис пришли какие-то люди и говорят на итальянском языке. И чудесным образом заранее выясняется, что наш склад в Эстонии (с которого должна грузиться и Италия) переполнен и хорошо бы уже сейчас искать варианты, или что один из сотрудников как раз ходит на курсы итальянского, и можно оперативно с носителем языка оценить точность перевода правил.

Ага, а может на этой выставке ещё потестируем прототип новой игры — покажем её реальным потребителям, соберем мнения? Смотришь: коллеги носят коробки и оборудование, говорят «к выставке готовимся».

И он видит, что документ выглядит ну совсем страшно. Или вот попалась наша накладная на глаза дизайнеру. В результате убиваем двух зайцев. «Ребята, мы же это клиентам отправляем — давайте сделаем красивый и удобный формат». Во-вторых, клиенты перестают терять наши документы, потому что все накладные выделяются на фоне прочих. Во-первых, информация проще считывается.

Это, конечно, не заменяет всех остальных инструментов внутренних коммуникаций, но свой вклад вносит определённо. Была сотня ситуаций, когда кто-то что-то случайно услышал или увидел — и в результате возникала классная идея.

4. Всем проще договориться

Одно дело, когда для вступления в диалог нужно специально зайти в «чужой» кабинет и оказаться в поле зрения собеседника. Когда люди физически находятся рядом, им гораздо проще найти общий язык — так уж мы устроены. Другое дело, когда вы всё время друг у друга на виду: в этом случае всё располагает к тому, что любой разговор состоялся сам по себе, без дополнительных условий. Опять же, не знаешь, чем человек занят — лишний раз заглядывать и проверять тоже неудобно.

Но если вселенная делится на «кабинет нашего отдела» и «кабинет не нашего отдела», это легко может перерасти в неформальное противостояние, соперничество или даже конфликт.

Яркий пример — отдел продаж и бухгалтерия. Дело усугубляется, когда речь идёт о так называемых «отделах-антагонистах», очагах типичных конфликтов внутри организаций. Другие хотят получать аккуратно оформленные документы вовремя, желательно в промежуток времени с 9 до 12 часов. Одни хотят быстрее совершать сделки, а с документами разбираться уже когда-нибудь потом. Если их посадить в разные помещения, это только драматизирует их отношения.

Самый лучший двигатель не будет нормально работать, если не соблюсти ряд условий: хорошее масло, топливо и так далее. Конечно же, речь не о том, что решение «сгрести всех в одну коробку, как котят» станет панацеей от конфликтов в коллективе.

Однако общее пространство может стать одним из способов предотвратить эскалацию напряжения. Также и в опенспейсе: даже самые замечательные люди умудрятся поссориться, если не уделять внимание культуре управления, механизмам взаимодействия между отделами и другим важным вещам.

5. Чуткая координация и поддержка

Да и странно было бы предлагать команде один стиль работы, а самому действовать абсолютно по-другому. На мой взгляд, главные преимущества опенспейса теряются, когда руководители сажают команду в одно большое помещение, а сами закрываются в личных кабинетах. Поэтому я и другой сооснователь компании Антон Семёнов работаем в общем опенспейсе.

Физически для этого нужно находиться в общем пространстве, чтобы быстро вникать в то, что происходит прямо сейчас, что получается, а что вызывает сложности. Больше половины рабочего времени мы «обслуживаем» команду: координируем масштабные проекты, консультируем и обучаем коллег по сложным вопросам.

Он узнаёт о них тогда, когда они уже стали системными или фатальными, и исправление ситуации требует много времени и сил. Самое первое, о чём руководитель перестаёт узнавать, закрываясь в своём кабинете — это текущие проблемы.

Например, намного эффективнее обучать технике ведения переговоров на конкретных рабочих примерах, а не на книжных кейсах. Часто, когда мы разбираем текущий рабочий вопрос с одним сотрудником, я прошу подключиться других членов команды, для которых эта тема может быть важна.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть