Топ-7 стратегических ловушек на пути к успеху компании
Топ-7 стратегических ловушек на пути к успеху компании
Разбор кейсов подготовлен авторами telegram-канала "Тру финансы".
Ловушка №1 - видеть себя успешной компанией, определяющей рынок
Заблуждение заключается в том, что компания может доминировать на рынке, определяя дальнейшее развитие не только самой себя, но и отрасли. Лидер рынка может пользоваться своим положением, выдавливая конкурентов и извлекая выгоду. Успешные и неуспешные компании равны перед имеющимися и возникающими тенденциями на рынке.
Её продукты и услуги постоянно развивались, а инновационная деятельность во многих вопросах от разработки до продвижения до сих пор может служить образцом для исследования. ?Компания Kodak вплоть до конца XX века была безоговорочным лидером в фотографировании. В итоге в 2012 году компания подала иск о собственном банкротстве, продав в том же году пакет патентов, которые делали её уникальным игроком на рынке. Однако же на волне своего успеха Kodak упустила развитие цифровых технологий.
Именно Kodak разработала первый цифровой фотоаппарат ещё в 1976 году и, посчитав своё положение доминирующим на рынке, определяющим его, полностью игнорировала данное направление до тех пор, пока не стало совсем поздно. ? Почувствуйте иронию.
Ловушка №2 - считать, что все ответы на вопросы уже имеются
В истории можно найти множество случаев, когда руководство имело решения на все случаи жизни. Есть целая серия передач, где участники с лёгкостью отвечают на сложные и крайне специфичные вопросы. Никто в бизнесе не может иметь ответы на все вопросы длительное время. Только это обман.
• В 1981 году корпорация General Motors являлась одним из лидеров рынка, но столкнулась с проблемами из-за бюрократии.
Идея заключалась в решительной трансформации всей корпорации, формировании стратегических альянсов с азиатскими производителями, диверсификации деятельности и автоматизации – ровно то же самое, чем корпорация успешно занималась уже десятилетие. • Новый генеральный директор, Роджер Смит, создал у акционеров компании благоприятное впечатление благодаря плану по борьбе с бюрократией и умению быстро принимать решения.
Позднее CNBC назвала его «худшим генеральным директором Америки всех времён». • За 10 лет Рождер Смит довёл GM до предбанкротного состояния. Позже исследователи выявляли в качестве основной причины провала Смита – его быстрое принятие решений, часто до рассмотрения альтернатив.
Роджер Смит
Ловушка №3 – переоценивать ранее сработавшие инструменты
В бизнесе даже такой подход не работает. Психологи изучают «чёрный ящик» человеческой психики через изменение человеческого поведения в зависимости от разных условий. В провалах обвиняются внешние условия, а причиной успехов указываются наши собственные достижения и методики. Чаще всего ретроспективный анализ и вовсе подменяется «план-фактом». Особенно часто эта ловушка проявляется, когда ранее эффективные инструменты оказываются в новых условиях.
Потому её и продвинули на пост генерального директора, когда предыдущий «тихоня» попросился в отставку из-за усталости. • Например, Джил Барад - исполнительный директор Mattel (производителя кукол Барби) - всегда славилась своей агрессивной, даже диктаторской манерой ведения дел, амбициозными планами и яркими жестами. Вот только её агрессивное и эффектное руководство за три года привело к снижению выручки на треть, неудачным капиталовложениям на сотни миллионов долларов и значительным убыткам.
В итоге сотрудники Mattel настолько боялись рассказать Барад об убытках за год, что она узнала об этом за пару часов до встречи акционеров, где её и уволили. У Джил была привычка увольнять тех, кто по её оценке проявлял даже минимальное несогласие с её действиями: это ранее позволило выстроить сильнейший операционный блок.
Ловушка №4 – недооценивать основные сложности и препятствия
Есть три главных причины возникновения этой ловушки:
❗ Добившись определённого успеха, компании склонны недооценивать предстоящие сложности.
Так, приняв крайне неоднозначное решение о приобретении компании, руководство может «успокоить» себя, выдумав миф о лёгкости слияния. ❗ Диссонанс принятия решения: после сложного выбора люди часто выдумывают причины в его пользу и против альтернатив. В итоге стратегически важный проект отдаётся не самому лучшему менеджеру, ресурсы выделяются не в полном объёме, приоритет оказывается невысок, а конец проекта - печальным.
❗В-третьих, дефицит компетенций и знаний, особенно при выходе на новые рынки.
Он сделал ставку на технологическое совершенство процессов. • В 1984 году Стивен Уиггинс основал страховую медицинскую компанию Oxford Health Plans (OHP). К 1995 году число клиентов превысило миллион человек (второе место в США). Добившись минимальных затрат, OHP получала прибыль там, где никто и не пытался это делать.
В какой-то момент оно и отказало, в одночасье уронив в глазах инвесторов мнение о компании с одной из самой успешных до мусорной. • Рост бизнеса вызвал проблему, которую Уиггинс относил к незначительной: программное обеспечение не поддерживало масштаб операций.
Либо прямо сейчас в telegram-канале "Тру финансы". Остальные ловушки читайте во второй части истории, которая выйдет завтра.