Hi-Tech

Типология дела: карта взаимоотношений, повышающая эффективность вашего дела

На самом деле, эти проблемы являются универсальными для каждого, кто вовлечен в какое-либо дело, не важно в каком статусе — как наёмный сотрудник или как работодатель. Если вы занимаетесь организацией деятельности людей, например, будучи владельцем бизнеса, управленцем или HR-ом, то перед вами неизбежно встают две проблемы: эффективности и качества. После освоения этой карты вы сможете более точно выбирать способы реорганизации деятельности для повышения ее эффективности и качества. Статья предлагает карту, на которой располагаются источники успеха или провала любого дела.

В закладки

Поделиться

Олег Шведовский, основатель Неформально

Эффективность и качество

Первая — проблема эффективности. Итак, существуют две главные проблемы, которые касаются любой деятельности. Высокая эффективность неразрывно связана с идеей результата. От того, насколько эффективны предпринимаемые нами действия, ведут или нет к ожидаемому результату, зависит конечная ценность производимого труда. Однако там, где тактически высоких результатов действительно удается добиться, часто возникает вопрос стратегического удержания этих результатов на достигнутом уровне. Результат любой ценой — так устроены многие современные бизнес-процессы. От того, насколько хорошо организован процесс в каждый момент времени, соответствует ли он нашим идеалам, стандартам, нормам, зависит наша мотивация, готовность включаться в дело, и доводить его до конца. Это ставит вторую проблему — проблему качества. Однако и делать все качественно, на высшем уровне — не всегда означает гарантировано прийти к результату.

Этика дела

Что хорошо, а что плохо? Эти две проблемы объединены этической концепцией «блага». Для каждого под благом подразумевается что-то свое, однако в общем виде, вопрос может быть сведен к различению блага и его противоположности. Как действовать правильно, а как не нужно. Эта оппозиция задает нам правило анализа — каждый элемент модели должен рассматриваться в двух полярных состояниях — либо он направлен на реализацию блага, либо устремлен в противоположную сторону.

Однако стоит отметить, что деньги по своей природе — это функция бизнеса. Чаще всего благом для бизнеса полагают прибыль, деньги. Либо индикативная: при помощи денег можно оценить продуктивность, сравнить с другими и т.д. Либо инструментальная: при помощи денег можно решать те или иные задачи. Какие задачи призван решать бизнес при помощи заработанного капитала? Понимание денег как конечного блага ошибочно, а точнее — не додумано до конца.

А также модель, которая может помочь увидеть ошибки в организации деятельности и предотвратить неэффективную, бесплодную деятельность. Чтобы ответить на эти вопросы необходимо построить такую модель, которая способна подсказать маршруты наиболее эффективной и качественно организованной деятельности, ведущей к наибольшему из возможных благ. Наконец, модель должна помогать находить содержательный ответ на вопрос о том, в чем может заключаться благо того или иного дела.

Это означает, что конечная оценка эффективности и качества, а также направленность на достижение блага или в противоположную сторону может быть дана только с учетом всех действующих взаимоотношений. Следует также отметить, что целая модель не равна сумме ее частей.

Субъект деятельности

Под субъектом (в отличие от объекта), мы будем понимать того, кто обладает произвольной активностью, и сам способен быть инициатором деятельности. Для начала, рассмотрим того, кто является центром взаимодействий — субъекта деятельности. В бизнесе в качестве субъекта мы можем рассматривать как отдельного сотрудника, так и различные группы людей от отдела до всей организации целиком.

Не имея права голоса, не начиная самостоятельно никакие проекты, не давая обратную связь, сотрудник превращается в балласт. Отдельного разговора заслуживает рассмотрение частой ситуации, когда субъект деятельности, например, сотрудник компании, утрачивает свою субъектность и превращается в функцию, объект. При таком положении дел исчезает одно из основных условий осуществления деятельности — способность вкладывать дополнительную энергию в дело. Объект может действовать только инерционно, наследуя данный ему извне импульс. Масса, которая будучи большой, может поддерживать движение компании, заданное на старте, но в итоге тормозит развитие вплоть до полной остановки. В нашем случае мы будем исходить из того, что субъект деятельности сохраняет свое главное качество на протяжении всего цикла реализации деятельности. Кроме того, объект не способен никак влиять ни на качество ни на эффективность деятельности, что не соответствует задачам анализа.

Под созидательным мы будем понимать такое состояние, которое нацелено на появление какого-либо нового качества — будь то качество материальное или интеллектуальное. Каждый субъект может находится в двух принципиально разных состояниях — либо его деятельность носит созидательный характер, либо разрушительный. Под разрушительным мы будем понимать такое состояние, основной вектор которого ведет к исчезновению или исключению какого-либо качества. Рабочий, возводящий здание, или менеджер, предлагающий новую модель управления, генерируют новое качество, производят благо. При этом стоит отметить, что сами по себе состояния созидания или разрушения не дают точного представления о том, действует ли вся организация во благо, или нет. Тот же рабочий, ломающий инструмент, или менеджер, упраздняющий тот или иной стандарт, в текущем моменте уменьшают возможности организации. Такая оценка связана со статусами других элементов нашей модели, а также качества взаимодействия между ними.

Характеристика состояния субъекта деятельности

Смысл деятельности

Практика служения является ключевой, когда мы определяем, что субъект делает по отношению к смыслу. Что прежде всего управляет деятельностью? Смысл, которому она служит. Любое дело оправдывается тем, ради чего оно осуществляется.

Окажется, что практика служения, развернутая в противоположную сторону, становится управлением. Имея ввиду не столько действие, сколько взаимодействие между субъектом и смыслом, зададимся вопросом: что смысл делает с субъектом? Чтобы такое управление было полноценным, необходим представитель, или носитель смысла, взаимодействующий с субъектом деятельности. Смысл управляет субъектом. Хотя легко представить себе и такую ситуацию, когда смысл задан через абстрактные, не персонифицированные инструменты: корпоративные правила, стандарты, тимбуки и т. В бизнесе эта роль чаще всего отведена руководителю. д.

Смысл деятельности может быть представлен в двух крайних состояниях — в состоянии замысла, продуктивной идеи, или в состоянии проблемы, критической непроясненности, бессмыслице. Именно качество смыслов во многом определяет движение всей системы к благу, или от него. В то время как проблемное состояние характеризуется незавершенностью и искажениями, носит угрожающий характер, и дано в ощущении ложности, стремящейся к хаосу, бессмысленности. Смысл как идея придает деятельности целостность, наполненность, и феноменологически соответствует правде.

Состояния смысла деятельности

Смысл и субъект деятельности

Тогда между субъектом деятельности и смыслом можно предположить следующие типы взаимодействия:

Созидательный субъект служит идее, правде/Идея управляет созиданием. Лучшие действия инициируются вдохновляющими идеями. 1. Сам субъект мог бы сказать при этом: «Мной управляет идея». Когда субъект, сотрудник, находится в созидательном статусе и действует с опорой на истинную идею, тогда вся система естественным образом выстраивается вокруг этой смысловой вертикали. Пример беззаветного служения можно найти в жизни прославленных лидеров человечества: Ганди, Бруно, Леонардо, Толстой и т. Итогом этого служения становится утверждение правды. Служение правде обладает самодостаточной мотивацией, и часто позволяет претерпевать всевозможные трудности невзирая на сопротивление среды. д.

Созидательный субъект служит ложному смыслу/Ложь управляет созиданием. «Твою бы энергию да в мирных целях» — так можно было сказать тому, кто активно порождает проблемы, соучаствует в увеличении хаоса, запутанности. 2. И хотя в большинстве случаев такая ситуация есть следствие ошибки, вся система находится под негативным влиянием ложных смыслов, отравляющих отношения, мешают эффективности и снижают качество деятельности. Часто сотрудники проявляют активность, основанную на неверных предпосылках, ошибочной информации. Примером может служить решение внедрении эзотерических концепций в практику управления крупной коммерческой организации. Итогом становится увеличение ложных смыслов.

Разрушительный субъект служит идее/Идея управляет разрушением. Для того, чтобы добиться результата иногда необходимо расчищать пространство, удалять лишнее. 3. Главное «не выплеснуть с водой ребенка». Фактически этот вид деятельности также может быть полезным при определенных обстоятельствах. Когда в кризис многие компании увольняют своих сотрудников, облегчая нагрузку и освобождаясь от мешающих активов, эти процессы служат правде момента и в стратегической перспективе нацелены на сохранение дела, а в пределе — на его развитие. Итогом этой деятельности становится уменьшение ограничений, мешающих утверждению правды.

Разрушительный субъект служит проблеме, ложному смыслу/Ложь управляет разрушением. Будь то осознанное, целенаправленное служение ложным смыслам, или неосознанное действие на основе ложной информации, в подавляющем большинстве случаев разрушает не только для предмета деятельности, но и саму деятельность. 4. Увольнение ценного сотрудника на основании слухов и домыслов может уничтожить весь бизнес.

Отношение между сотрудниками и смыслами

Адресат деятельности – клиент

Другим словами, всегда есть условный клиент, пользующийся результатами деятельности. Всякое дело имеет своего адресата — для кого оно осуществляется? В свою очередь клиент направляет субъекта деятельности, подсказывая ему свои потребности и обозначая свое отношение к происходящему. Такая практика сводится к обслуживанию интересов клиента.

Состояние приверженности означает ожидание пользы от взаимодействия, и феноменологически подтверждается состоянием удовлетворенности. Клиент может оказываться в двух полярных состояниях: либо он лоялен тому делу, которое ему адресовано (и в пределе является Заказчиком этого дела), либо он критикует деятельность, не принимает, отвергает её. В то время как состояние критика свидетельствует об ожидании вреда, угрозы, и соответствует состоянию крайней неудовлетворенности, раздражению.

Характеристика состояния клиента

Клиент и субъект деятельности

Тогда между субъектом деятельности и клиентом возникают следующие типы взаимодействия:

Созидательный субъект обслуживает лояльного клиента, заказчика/Заказчик направляет созидание. Деятельность, основанная на позитивной обратной связи, носит взаимно вдохновляющий и обогащающий характер. 1. Пример — компания Torrefacto, обжаривающая кофе. Итогом такой деятельности становится полное удовлетворение потребностей клиента и вовлечение клиентов в развитие компании. Клиенты соучаствуют во многих аспектах жизни компании, в том числе и формируют скидочное предложение на неделю, выбирая тот сорт кофе, который на сегодняшний день актуален.

Созидательный субъект обслуживает критика/Критик направляет созидание. Такой вид деятельности часто превращается в опровержение критических замечаний со стороны клиента, и может протекать в режиме спора. 2. Идти на поводу у критики, стараясь угадать и реализовать то, что может изменить отношение к деятельности — очень ресурсоемкая форма. Итогом такой деятельности предположим временное удовлетворение клиента, находящего в состоянии критика с одновременным усилением состояния критика, поскольку сам характер взаимодействия подтверждает ожидания угрозы. Некоторые долгострои в индустрии развлечений, пытающиеся учесть все критические замечания недовольных клиентов так и не доживают до точки реализации проекта.

Разрушительный субъект обслуживает заказчика/Заказчик направляет разрушение. Фактически, деятельность в данном случае сводится к коррекции и уменьшению лишних действий со стороны действующего субъекта, исполнителя. 3. Отличием от предыдущего формата взаимодействия может служить интонация, отражающая намерение клиента. Коммуникативно такое взаимодействие может быть сведено к рекомендациям со стороны лояльных клиентов и ведет к упрощению возможностей для достижения состояния удовлетворенности. Заказчик заинтересован в скорейшей реализации проекта, а критик заинтересован в исчезновении проекта.

Разрушительный субъект обслуживает критика/Критик направляет разрушение. Взаимодействие, организованное по принципу «уберем все, что не нравится», характеризуется безвольным следованием по направлению, заданному критикой. 4. При этом критик чувствует себя победителем. Последовательное уменьшение степеней свободы и качеств взаимодействия в пределе ведет к полному прекращению всякой деятельности.

Отношения между сотрудниками и клиентами

Предмет деятельности

Результат дела — важнейшая мера эффективности. Деятельность нельзя помыслить без предмета. Что возникает в результате дела, которым занят субъект? Как часто мы слышим от руководителей «Для меня главное результат». Для бизнеса часто становится доминирующим мотивом, сводящимся к формуле «Результат любой ценой». Качество достигнутого иногда оказывается за рамками всяких оценок.

То, как предмет деятельности действует на субъекта, можно описать словом инициация. То, насколько предмет качественно произведен во многом определяет характер самой деятельности, инициируя новые деятельности или поддерживая прежние. Деятельность субъекта по отношению к предмету сводится к производству. Субъект производит результат.

Под продуктом мы будем понимать всякую полезную вещь или воплощенное качество, что в пределе сводится к абсолютной пользе. Сам предмет также может тяготеть к двум полюсам: продукт или дефект. Под дефектом — всякий бесполезный, а точнее наносящий ущерб исход деятельности, что в пределе стремится к абсолютному вреду.

Состояния предмета

Предмет и субъект

Возникают следующие взаимосвязи:

Созидательный субъект производит продукт/Продукт инициирует созидание. Когда удается создать что-то по-настоящему стоящее, полезное, сам факт такого результата побуждает продолжать созидание. 1. Итогом такого процесса является создание новых образцов, стандартов. Если в процессе производства замечать положительный прирост пользы, то может активироваться творческое, созидательное начало. То же можно сказать о Samsung. Вдохновленная успехом первых моделей Iphone Apple продолжает развивать рынок цифровых технологий, задавая новые технологические и маркетинговые стандарты.

Созидательный субъект производит дефект/Дефект инициирует созидание. Производство неизбежно сталкивается с возникновением ошибок. 2. Стремление преодолеть несовершенство, увидеть в ошибке возможность точно описывает характер этой взаимосвязи. При этом количество неудачных проб может быть конвертировано в качество, если сформирована готовность использовать ошибку как новое качество. Итогом такой деятельности можно предположить изменение предмета деятельности. Искусство создания японского сада камней иллюстрирует этот цикл. Сама деятельность при этом часто носит экспериментальный характер.

Разрушительный субъект производит продукт/Продукт инициирует разрушение. Иногда разрушение, дробление сложного предмета деятельности позволяет получить более простые продукты. 3. Сама польза, заложенная в продукте может быть связана с уменьшением качеств, упрощениями. «Уберем у танка дуло и будем использовать его как трактор». Например, Бритва Оккама — такой продукт человеческой мысли, который инициирует декомпозицию, упрощение сложных построений.

Разрушительный субъект производит дефект/Дефект инициирует разрушение. «Слон в посудной лавке» позволяет точно описать механизм негативной обратной связи во взаимодействии дефекта и разрушителя. 4. Итогом этого типа взаимодействия становится уничтожение и предмета, и деятельности. Искажение, урон могут порождать волну еще больших искажений и уронов. Пример — сценарий развертки ядерного конфликта сверхдержав, исходом которого чаще всего называют гибель человечества.

Отношения между сотрудниками и предметами

Партнеры

Вместе с кем осуществляется деятельность? В большинстве случаев субъект действует не один, а точнее — не в изолированном пространстве. Кто является моим партнером в данной ситуации.

Статус «Коллеги» описывает состояние содействия, сонаправленности в целях с субъектом деятельности. Термин «партнер» мы понимаем в широком смысле, открывая возможность для рассмотрения двух полярных статусов партнерства. Статус «Конкурент» (Соперник) описывает партнера, который противостоит осуществлению деятельности. В опыте коллеги занимают место соратников, в лучшем случае образуя единую команду. Соперники в своем крайнем случае могут становится врагами, запуская механизмы активного противостояния, борьбы. США как партнеры России по геополитическому полю — отличный пример этого статуса.

Мы будем называть деятельность направленную от субъекта к партнеру распределением. Деятельность субъекта по отношению к партнерам может быть понята как передача части процедур, разделению ответственности или делегированию. Деятельность направленная от партнера к субъекту в общем виде может быть названа содействием, поддержкой.

Статусы партнера

Партнеры и субъект

Отношения с партнерами можно определить так:

Созидательный субъект разделяет деятельность с Коллегами/Коллеги поддерживают созидание. Сотрудничество, при котором совместные усилия умножаются и порождают новые качества деятельности, удачно схватываются термином синергия. 1. Итогом этого взаимодействия становится качественное преобразование отдельных участников в единое целое, команду. Правильно распределяя зоны ответственности и нагрузки, группа партнеров увеличивает свои возможности и стремится к устойчивому развитию. Один из самых вдохновляющих история медучреждения Griffin, которая из местной убыточной больницы превратилась в золотой стандарт предоставления медицинских услуг, и именно благодаря сотрудничающим усилиям всех участников бизнеса. Примерами такого взаимодействия изобилуют книжные полки с историями успеха.

Созидательный субъект разделяет деятельность с Конкурентами/Конкуренты поддерживают созидание. Когда решение задачи требует больше сил, чем есть в наличии у субъекта, часть этих задач неизбежно может быть подхвачена конкурентами в попытке перераспределить силы. 2. Взаимодействие между СССР и США в части космической гонки служит удачным примером такого формата отношений. Энергия соперничества может мотивировать поиск новых решений, новых качеств. Итогом может становиться общее развитие рынка, и его игроков.

Разрушительный субъект разделяет деятельность с Коллегами/Коллеги содействуют разрушению. Коллективная деятельность, направленная на уменьшение тех или иных качеств, расчистку пространства, упрощение совместными усилиями. 3. Союзники, сражающиеся против общего врага, находятся в этом режиме взаимодействия. Такой вид взаимодействия возникает, например, при солидарном понимании необходимости убрать лишнее. Во многом эффект от такого взаимодействия связан с теми смыслами, которым служит вся система.

Разрушительный субъект разделяет деятельность с конкурентами/Конкуренты поддерживают разрушение. Фактически, такой вид взаимодействия может быть соотнесен с саботажем, целенаправленным подчинением себя делу уменьшения качеств в угоду сопернику. 4. Итогом такого взаимодействия становится упразднение самого субъекта и передача инициативы противнику.

Отношения между сотрудниками и партнерами

Пятая взаимосвязь – с собой

Деятельность, направленная на самоё себя, подразумевает расщепление субъекта на того, кто действует, и того, на кого это действие направлено. Рефлексивные отношения являются важнейшим условием протекания любой деятельности.

Тогда здесь можно увидеть такие виды взаимодействия: Рассматривая результаты рефлексии можем увидеть два противоположных процесса — усиление или ослабление состояния субъекта.

Усиление созидания/ослабление разрушения. В общем виде такой процесс позволяет субъекту развиваться, поскольку увеличивает возможности для созидания новых качеств. 1. Часто этот процесс связан с обучением. Создается эффект накопления новой информации и опыта, которые конвертируются в качественное преобразование субъекта. Проект Knowledge Management реализует эту идею внедряя целый институт в организации.

Усиление разрушения/ослабление созидания. Такой вид рефлексивных процессов обычно сопровождает кризисное состояние всей системы отношений, взывающее к пересмотру, переоценке и уничтожению малоэффективных паттернов. 2. В то время как основанный на лжи, может быть фатальным. При условии служения позитивному смыслу, правде, это может быть очищающий и необходимый процесс обновления.

Как этим пользоваться?

Пять типов отношений в типологии дела

Чтобы начать пользоваться представленной картой, можно начать задавать следующие вопросы про свое дело:

Какие из предложенных элементов и взаимосвязей налажены в моем бизнесе, а какие нет, или действуют слабо? 1.

Соответствуют ли друг другу по смыслу возникающие информационно-событийные потоки, или они находятся в противоречии? 2.

Кто в моем окружении чаще претендует на ту или иную роль и в каком состоянии он чаще всего оказывается? 3.

Продолжение: негативная деятельность, точки входа в деятельность, сценарии

Так служение наоборот — это отрицание, управление — препятствование, обслуживание — пренебрежение, направление — дезориентирование, содействие — противодействие, распределение — концентрация, производство — уничтожение, вдохновение — удручение. Для каждого из названных выше взаимодействий можно предположить свою пару негативных с точки зрения блага форм существования. Анализу этих форм взаимодеятельности мы посвятим отдельный текст.

Есть бизнесы, начинающие с идеи. Также интересен вопрос точки входа, старта деятельного цикла. Есть процессы, которые запускаются встречей партнеров. Есть бизнесы, ориентированные на клиента. От того, как бизнес самоопределяет свое начало, зависит характер деятельностей во всей системе. И т.д. Этому будет посвящена дополнительная статья.

Не трудно заметить, что в каждом из 4 полей взаимодействия находятся один крайне предпочтительный и один крайне нежелательный форматы взаимодействия. Когда названы все основные типы взаимодействия, можно наметить продуктивные и контрпродуктивные сценарии организации деятельности. Описанию сценариев мы посвятим следующие публикации. Появление в системе избыточных негативных взаимодействий очевидно будет уничтожать дело, в то время как укрепление и развитие позитивных взаимодействий будет развивать дело.

#неформально #neformalno #коммуникация #карта #типология #смысл #продукт #клиент #субъект #управление #бизнес #менеджмент

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть