Хабрахабр

«ТехноТекст», кульминация: приближается финал конкурса авторов

Приближается конец осени и года. Заканчивается и второй конкурс техноавторов. 28 ноября на хабрасеминаре мы наградим победителей второго «ТехноТекста». От авторов больше ничего не зависит — заявки не принимаются, над статьями работает жюри. И вот с ними и со спонсорами мы и поговорили о популяризации технологий и о том, какими должны быть настоящие технари.

Мы хотели найти лучших авторов и помочь им встретиться с аудиторией.
«ТехноТекст» — это большой и вдохновляющий проект контент-студии Хабра, который родился в прошлом году. В 2019 году «ТехноТекст» прошел куда бодрее и веселее, чем в прошлом — вы прислали больше 200 (!) статей на тему технологий и всего, что близко сердцу истинного хабровца: программировании, информационной безопасности, администрирования, DIY и прочего. Уже первый конкурс показал, что это круто и надо продолжать — ведь авторам, как любым творцам, нужно признание. Это, конечно, не предел, и в следующем году мы будем ждать еще больше активности и интереса к продвижению технологий в массы. Спасибо за участие, все — молодцы.

Work Recruiter и XOR, в партнерстве с издательством «Манн, Иванов и Фербер» и брендом Borjomi. Хабрасеминар проходит при поддержке сервисов Friend. До награждения победителей остается несколько дней, 28 ноября в лофте «Среда» мы вручим авторам призы от контент-студии и от наших партнеров, которые учредили сразу несколько номинаций:

  • Лучшая экспертиза — за эту номинацию отвечают конференции Онтико;
  • Информационная безопасность — номинация от Сбербанка;
  • Программирование — здесь победителя выбирают при поддержке Авито;
  • Просто о сложном — номинация от Яндекс.Практикум;
  • Научно-популярное — в этой номинации победителей ищет Яндекс.Дзен;
  • Системное администрирование — номинация при поддержке RUVDS.

И это не все «плюшки», которые ждут наших авторов. На семинаре специально для них будет действовать зона «Теплый, ламповый Хабр» — креативное пространство для общения, отдыха и развития способностей. В зоне пройдет мастер-класс от общества коллажистов «Режь да клей» по созданию классных изображений для статей. Хотите присоединиться к семинару — приходите, для вас действует промокод со скидкой на очное участие хабрапост.

Тексты оценивают представители Хабра и приглашенные эксперты: Мы ждем решений жюри и немного отвлекаем их от работы.

Чтобы понять, для чего нужно больше технотекстов, мы пообщались с жюри, спонсорами и контент-студией и спросили, зачем этому миру нужны такие авторы, как на Хабре.

Какие формы для шаринга экспертизой лучше всего подходят технарям? Какие подходят вам и почему?

imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Помогают Stack Overflow, Github, блоги, статьи, документация. Технарям важно получать актуальную информацию. Для систематического изучения чего-то совсем малознакомого — книги, курсы. Древние списки рассылки начинают мигрировать в мессенджеры, а мессенджеры можно пользовать. Личное общение один на один или на конференциях может работать, но очень плохо масштабируется.

Постоянно читаю периодику в виде блогов и статей. Я редко пользуюсь книгами и курсами, потому что давно работаю в одной сфере, база уже сформирована. Под задачу ищу недостающую информацию в любом доступном канале, будь то Stack Overflow или личное общение с конкретным профессионалом.

Баумана imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им.

Поэтому им сложно делиться разработками — они не умеют и не любят писать, поэтому любят рассказывать и показывать. У технарей есть несколько особенностей: они, например, не осознают, что не все люди разбираются в технике, технологиях так же, как и они.

Обычный человек очень редко читает научные статьи, потому что часто это скучно, а вот научно-популярные статьи технарь сам написать не может, для этого ему нужен журналист-переводчик. К тому же у них есть профессиональный сленг, который зависит от вида деятельности и это тоже вносит трудности в коммуникации.

Но так как технари скромные и непубличные ребята, этот формат тоже дается непросто. Мне кажется, что самый приемлемый способ для шаринга — это видеоблоги, где они смогут рассказать о своих новинках.

imageЛюбовь Соболева, коммерческий директор Хабра

Например, мы проводим вебинары для сотрудников тех компаний, которые хотят вести блог на Хабре самостоятельно. Мы делимся экспертизой, которую наработали за время существования контент-студии.

Это конференция «Контендинг» и Хабрасеминары. Еще три раза в год контент-студия проводит собственные мероприятия, на которых делится опытом и практиками. Сам «ТехноТекст» — это тоже средство мотивации, конкурсы всегда стимулируют творческую активность и помогают авторам реализоваться по полной. Как раз 28 ноября мы будем награждать победителей конкурса «ТехноТекст» на таком семинаре, посвященном HR-бренду.

Во-первых, мы работаем для клиентов, то есть для компаний, которые ведут на Хабре блоги или приходят за нативными проектами. Мы привыкли работать с контентом сразу с нескольких сторон. Чаще всего к нам обращаются, когда нужно решить задачи, связанные с имиджем, HR и продажами. У нас больше 300 блогов компаний, и всем мы помогаем решать на Хабре тактические и стратегические задачи. Здесь мы работаем и на конечного потребителя, то есть на пользователя Хабра. Во-вторых, мы отдельно разрабатываем нативные проекты, которые не будут выглядеть рекламой, будут полезны читателям и при этом выполнят поставленную клиентом задачу.

И они умеют работать с высокотехнологичным бизнесом и продвинутой IT-аудиторией. У нас трудятся редакторы-продюсеры, которые не только знают собственно редакторскую работу, но и понимают, каких решений требует от них бизнес.

imageОлег Бунин, «Онтико»

Среди них точно так же есть те, кто лучше воспринимает информацию на слух, кто любит читать, и те, кто пока своими руками не потрогает, не поверит. Технари, как ни удивительно, — тоже люди. И тут, мне кажется, все очевидно: чем больше конкретики, тем лучше. Логичнее было бы говорить о формате знаний, которые интереснее технарям. Чем ближе экспертиза к реальному практическому применению, тем скорее на нее обратят внимание и воспримут.  

 В чем особенности коммуникации с технарями?

imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им. Баумана

Поэтому преподаватели должны быть высокого уровня и знать, как развиваются технологии именно сегодня. На самом деле особенность обучения простая —технари часто слушают только технарей и лучше воспринимают информацию от более авторитетных и умных людей, чем они сами. Именно они на практике занимаются предметом и могут поделиться с ребятами информацией не из учебников, а из своего опыта. У нас в университете многие заведующие кафедрами — это главные конструкторы и руководители предприятий.

Если решение рождается совместно и в деле, знания передаются лучше всего. Когда студенты плечом к плечу работают над одной задачей или вместе думают над задачей друг друга.

Как это делают в Бауманке? Как мы знаем, технари — интроверты, и им приходится преодолевать свой барьер социопатии.

На самом деле люди абсолютно разные, в том числе и технари. Мне кажется, это сложившиеся стереотипы. У нас большие студенческие организации: Студсовет, Профсоюз, Дворец культуры с разными коллективами. Они веселые, талантливые, социально активные. Ребята сами пишут стихи, имеют свои музыкальные группы, ездят на всероссийские мероприятия и представляют там университет.

За 4 дня все между собой знакомятся, заводят первых университетских друзей и возвращаются в Москву совершенно другими ребятами. Каждый учебный год у нас начинается с палаточного лагеря на 1500 человек, который делается силами студентов для первокурсников.

Ребята-технари очень требовательны не только к знаниям, которые им дают, но и к отношениям. Это очень крепкая и настоящая дружба. Для тех, кто отучился в МГТУ, бауманец — это на всю жизнь. Если они искренние, то это обычно навсегда. Поэтому у нас как-то социопатии не возникает. Неважно сколько поколений вас разделяет, тебе всегда оказывается особенное внимание, проявляется забота друг о друг друге.

imageОлег Бунин, «Онтико»
В общении с технарями глупо надеяться на то, что они удовлетворяться поверхностной информацией или не укажут на слабое понимание в теме. Когда хочешь что-то донести до технарей, будь готов отвечать за каждое слово.

С ними всегда нужно быть начеку: проверять и перепроверять информацию, следить за логикой, структурой. imageИрина Лосева, шеф-редактор контент-студии Хабра
Технари дотошны — они отлавливают все детали, вникают во все мелочи, проверяют, сравнивают, анализируют. В то же время они охотно дают советы и делятся экспертизой, если видят, что это нужно. Если ты о чем-то сознательно умолчал, будь уверен, они заметят и запомнят.

Какие качества необходимы популяризатору технологий?

imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Техпопуляризатору важно быть доступным для аудитории не только во время выступления на сцене. Помимо очевидных ораторских навыков и умения делать хорошие презентации, отметил бы следующие три качества: глубокие технические знания в своей области, умение честно отвечать на неудобные вопросы, терпение для постоянного длительного нахождения в информационном поле.

Техноевангелист — что он значит для команды?

Визионеры были. Не приходилось сталкиваться с техноевангелистами в чистом виде. Хаос под присмотром визионера появиться не должен. Чаще как роль, а не должность. Предполагаю, что техноевангелист также может быть полезен сужением поля поиска. Визионер снижает поле неопределенности, превращая его в коридор с очерченными границами, выставляет ориентиры, к которым стоит двигаться.

imageИван Звягин, главный редактор Хабра

Очевидно, по-настоящему любить технологии. 1.

Не ставить себе рамки, за которые потом сложно будет выйти — то есть дать себе право пробовать новое и иногда менять мнение. 2.

Еще, конечно, нужно быть хорошим рассказчиком, умеющим заинтересовать аудиторию. 3. Некоторым харизма и живая подача даются от природы, но если на старте их нет, можно просто практиковаться каждый день — тогда появится навык.

Баумана imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им.

В то же время уметь общаться и на профессиональном сленге, уметь переводить с одного на другой, чтобы это было захватывающе, а главное — достоверно. Уметь разговаривать на «человеческом» языке и помнить для кого ты пишешь статьи.

Технарь должен быть как рыба в воде, чтобы ответить на любой вопрос не только конкретно о разработке, но и о ее аналогах, дальнейших перспективах и т. Еще очень важно иметь не только компетенции в узкой сфере, но и широкий технический, профессиональный, жизненный кругозор. д.

Как наука помогает студентами развивать soft skills?

И в нем обязательно должна быть команда, которая идет вместе с тобой. Научное исследование — это как путешествие. е. Должен быть капитан, т. Технологические открытия не делаются одним человеком в библиотеках, поэтому обязательно нужно развиваться многогранно: и профессиональные навыки, и лидерские качества, и навыки презентации и т.д. лидер, который возьмет на себя управление.

imageОлег Бунин, «Онтико»

То есть в идеале разработчик технологии и ее популяризатор — это один и тот же человек. Мне кажется, и именно этого подхода мы стараемся придерживаться в программах наших конференций, что о технологии интереснее всего узнавать из первых рук. И навыки шоумена тут совсем не главные. Пример Константина Осипова или Алексея Миловидова показывает, каким вдохновением заряжает тот, кто рассказывает о своем детище.

Не боится говорить об ошибках и делится ответами на вопросы «зачем» и «как». Хороший спикер рассказывает о своем уникальном опыте так, что слушатель сможет его применить в своей работе. И да, здорово, когда он умеет держаться на сцене и доносить информацию, но с этим мы научились эффективно помогать.

imageЛюбовь Соболева, коммерческий директор Хабра

Он сам пишет текст, ищет фактуру, создает визуальное оформление, добавляет к тексту мультимедийные форматы. Поскольку сейчас мы говорим о digital-медиа, то автор должен быть многофункциональным. Поэтому умение работать со сложной мультимедийной медиа-средой — такое же требование к техническому автору, как грамотность и подкованность в теме, о которой он пишет.

Найти такого автора «на стороне» крайне сложно. Лучший автор для компании — это эксперт, который досконально разбирается в вопросе, но при этом умеет еще и подавать материал. Можно, например, обратиться в нашу контент-студию 🙂

Это долгий путь, который потребует значительных усилий. Другой вариант — выращивать таких пишущих экспертов внутри компании. Но мы готовы помогать компаниям на тех же семинарах и вебинарах. В частности, надо будет научиться мотивировать авторов, сформировать у них писательские скилы, научиться выстраивать стратегию контент-маркетинга компании.

Как написать хорошую статью: не слишком сложную, не слишком простую?

imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Лучше не писать про то, о чем уже есть хороший материал, хватит ссылки. Главное — ориентироваться на аудиторию и существующий материал. Если нужна массовость, стоит брать самые простые из ранее не раскрытых тем. Самые простые статьи читает больше всего аудитории. Можно описать то же самое доступно, добавив ценности. Исключение — если существующий материал подан плохо.

imageИван Звягин, главный редактор Хабра

Если в тексте нет фактов, эту дыру не спрячешь за кучей лишних слов. В хорошем тексте нет воды. Останется только не зафакапить — думать надо о читателе, а не о себе. А если есть факты, свежие мысли, открытия и польза для читателя, то половина дела, считайте, сделана.

Обычно их вычитывают, правят типографику с пунктуацией, подбирают иллюстрации. Думаю, редакционные тексты в среднем чуть качественнее с точки зрения мелочей. Поэтому, если у самостоятельного автора есть напарник, которого можно попросить прочитать материал перед публикацией, я советую так и поступать. Такие тексты проще читать: не спотыкаешься о двойные пробелы, рассогласования, запятые, и все четко разбито на абзацы и главы. Свежий взгляд на текст, который автору уже примелькался, — это всегда хорошо.

Сколько статей надо написать, чтобы почувствовать себя хорошим автором?

Первый гонорар за текст я получил 17 лет назад, и мне до сих пор после каждого нового материала кажется, что можно намного лучше. Может, покажется лукавством, но я искренне считаю, что по-настоящему хороший автор вслух о себе этого не скажет. Повторение — это единственное, что лично мне придает уверенности. Но это не значит, конечно, что продолжать не нужно. Но если кто-то по собственной воле говорит, что вы молодец, поблагодарите — скорее всего, что-то в ваших текстах есть.

imageИрина Лосева, шеф-редактор контент-студии Хабра

На выходе получается крутая экспертиза в 10-слойной обертке, которую очень сложно читать и воспринимать. Проблема многих текстов — очень сложное изложение. Или в кулуарах в кофе-брейке. Для того, чтобы это исправить, есть проверенный лайфхак: попробуйте представить, что вы рассказываете об этом другу, за обедом. Это поможет убрать сложность изложения, сделать текст понятным, а статью легкой и красивой. «Вот смотри, есть такая история…» Если сложно представить, наговорите на диктофон, послушайте и запишите.

Как популяризация технологий помогает развитию рынка?

Баумана imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им.

Чем больше доверия у людей к технологическому развитию страны, чем больше они видят примеров, чем больше общественность интересуется разработками именно в России, тем больше они хотят быть частью этого процесса и вносить свой вклад. Так как я работаю в техническом университете, то вижу, что развитие технологий напрямую сказывается на образовании. Мы это очень хорошо видим.

В этот год у нас был бум популярности космических специальностей, значительно увеличился конкурс и проходной балл. Два года назад был большой интерес к космической тематике: выходили разные фильмы, много статей, снова и снова рассказывали о наших космонавтах, в США эта тема тоже подогревалась.

imageЛюбовь Соболева, коммерческий директор Хабра

Пока это относительно новый инструмент на рынке, поэтому немногие умеют с ним работать, а отсутствие навыков негативно сказывается на результатах. Когда мы говорим о любом контенте, который исходит от бизнеса, мы говорим и о контент-маркетинге. Поэтому появляются такие вопросы: зачем бизнесу популяризировать технологии. 

Наш опыт показывает, что в долгосрочной перспективе лучше всего работают материалы, которые создавались с учетом интересов и аудитории, и бизнеса. На самом деле при помощи контент-маркетинга можно решать массу разных бизнес-задач, от HR-бренда до продаж, при этом не нужно создавать никаких «продающих» текстов, рассчитанных на быструю коммуникацию. А это уже приводит к развитию отрасли в целом. Поэтому компаниям выгодно поднимать технологические темы: они интересны читателям, характеризуют компанию с лучшей стороны, в конце концов, они развивают аудиторию, формируют ее.

Как и зачем пишут технари?

imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Обратная связь от аудитории.
Помешать работе может входной барьер. Писательство — это систематизация своих знаний. Механика написания статьи может быть неизвестной, оттого пугающей. Статья отнимет как минимум несколько часов.

Баумана imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им.

Потому что текстовый файл обычно делается по шаблону: ты должен написать заголовок, где и как применяется, технические характеристики и выводы. Само написание научной работы — это точно не равно интересно и понятно. Самое интересное — это само проведение эксперимента, создание чертежей и выводы из полученных результатов.

У нас нет специальных предметов, которые обучал бы именно популяризировать науку через текст. Но рассказать об этом также захватывающе технарям сложно. Но мне кажется, было бы отличной идеей ввести в курс гуманитарных предметов обучением такому скилу. И перед вузами не стоит такой задачи — обучать студентов на уровне, когда они только начинают знакомиться с наукой, уметь рассказывать об этом интересно даже непрофильному человеку.

Этим должны заниматься специальные люди, которые имеют журналистскую базу и разбираются в теме, чтобы рассказать об этом. А если говорить глобально, я считаю, что технарь не должен сам писать интересно и понятно. Сейчас как раз открываются такие специальности в некоторых гуманитарных вузах, и это здорово. Популяризатор — это отдельная профессия, связующее звено между ученым и обычным человеком.

Что делать, если кажется, что читатель, студент или комментатор знает больше вас?

Баумана imageМарина Добринец, начальник управления информационной и молодежной политики МГТУ им.

Технологии сегодня меняются очень быстро. Радоваться и понимать, что твоя жизнь еще не закончена и тебе много чему есть учиться. Это нормальная ситуация. Даже дети их осваивают быстрее, чем взрослые, просто потому что сейчас они рождаются уже в более технологичном мире. Те, кто сегодня становятся крутыми разработчиками, — это не те люди, которые имеют огромный багаж знаний, а те, кто знает, как именно разобраться в любом вопросе, если он возник. Невозможно знать в мире все, это и не нужно. Этому способствует сильный фундамент, который в нашем университете  дается каждому студенту.

Даже если профессор не знает о ней, то он разберется в этом вопросе и студенту поможет не только проглотить материал, но и оценить это ноу-хау с экспертной точки зрения. Допустим, студент подошел к тебе со статьей о какой-то новой разработке.

И желание познавать таинства науки никогда не угасало. Студенты дерзкие, любят экспериментировать — главное, чтобы их знания не оставались поверхностными, а расширялись.

imageОлег Бунин, «Онтико»

Но это не значит, что опыт спикера не будет полезен. Это нормально, у нас профессиональные конференции, и слушатель вполне может обладать более глубокой экспертизой в некоторой подобласти того, о чем говорит спикер. Да и спикеры выходят на сцену в том числе, чтобы получить фидбек — дополнения и замечания им только на пользу. Всегда можно взглянуть на известное под новым углом или найти новые грани. Но если слушатель решит использовать свою экспертность, только чтобы самоутвердиться, и начнет неконструктивный диалог, вероятно модератор будет вынужден его свернуть.

imageДмитрий Белов, Хабраавтор «Авито»

Не упускайте шанс. Вам повезло: удалось найти человека, у которого можно поучиться.

imageИван Звягин, главный редактор Хабра

И если так, то, конечно, поблагодарить за уточнения и дополнить материал. Проверить, правда ли это. Это же интернет, а не бумажный журнал, здесь после публикации жизнь текста только начинается.

Напоминаем: пообщаться с лучшими авторами, познакомиться с ними и, может быть, вместе поработать можно на нашем Хабрасеминаре, который пройдет 28 ноября в лофте «Среда». В зоне для авторов «Теплый, ламповый Хабр» соберутся победители конкурса, авторы статей, попавших в шорт-лист, наши друзья и партнеры. Это отличная возможность пообщаться с ними и понять, как лучше решать задачи контент-маркетинга. И это все — только дополнение к самому семинару, на котором будут и полезные доклады, и креативные задачи, и рабочие решения.

Скидка на очное участие доступна по промокоду хабрапост. Мы вас ждем!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть