Главная » Hi-Tech » «Tesla — это до сих пор стартап»: взгляд на работу компании изнутри

«Tesla — это до сих пор стартап»: взгляд на работу компании изнутри

Алексей Ильяшов

Статьи пишут разные аналитики, в том числе и местные, поэтому послушаем человека, который работает там и знает ситуацию примерно в 10 тысяч раз лучше. Сейчас появилось много статей о том, что Tesla в жутких убытках, прибыли нет, а Илон Маск всех вводит в заблуждение.

Алексей — пример грамотного профессионала, он очень здраво мыслит. Когда около года назад мы с Алексеем долго говорили о Tesla, и я написал статью, закончилось это визитом Германа Грефа с командой, который приезжал на завод и общался с Алексеем. Общались мы почти четыре часа, поэтому будут тезисы — вопросы и ответы.

У Tesla нет прибыли?

Tesla — стартап, который стремительно расширяется, и вся операционная прибыль инвестируется в расширение производства, исследования и дизайн новых моделей, постройку сервисных центров, салонов продажи и развитие сети зарядных станций. Tesla на продаже каждой машины имеет рентабельность 19-25% в зависимости от модели и комплектации, в то время как средняя рентабельность по отрасли 10-11%, а в лакшери-сегменте не более 15%.

К примеру, один тут написал: «Tesla возит оборудование из Европы самолётами. Люди вообще не понимают, что такое Tesla. Все правильные и умные люди возят морем. Это же безумно дорого. Человек не понимает, что мы имеем больше убытков от двухмесячного простоя линии, если повезём морем, чем если мы за два дня доставим самолётом. А потом убытки».

Это самая крупная сделка за ширпотреб в истории человечества. Затраты на транспортировку более 400 тысяч машин, если взять среднюю цену за машину $50 тысяч, составляют $20 млрд. Нам надо быстрее расшивать узкие места.

Почему ты упомянул про зарядные станции?

К примеру, у Model 3 ёмкость аккумулятора 75 кВт⋅ч, а суперчарджер даёт 120 кВт⋅ч. Сейчас Tesla построила уже более 10 тысяч станций суперчарджеров, где можно зарядиться за 30-40 минут. То есть машина заряжается на 80% за несколько минут, а полностью примерно за 30-40 минут.

Цена за 1 кВт — 20 центов. Зарядки хватает на 310 миль (500 км). В планах в этом году построить ещё 10 тысяч зарядных станций. Дома можно заряжаться за 10 центов, но домашняя зарядка — это на всю ночь. За 2018 год Tesla ввела в эксплуатацию 1324 суперчарджера.

Это надо такую станцию построить, подвести электричество, получить разрешения. Каждая станция имеет 10-40 зарядных постов, это значит, если подъехало 20 машин, станция раздаёт более 2 МВт·ч. Ни у каких других производителей электрокаров такой сети нет. При этом владельцы Model S заряжаются бесплатно, а Model 3 уже платно — это поток кэша.

Да, но на всех парковках полно зарядных гнёзд.

Для сравнения, дома зарядка — 10 центов за кВт, но девять часов. Средняя мощность зарядки на парковке 9 кВт⋅ч, значит, зарядка идёт в среднем 10-14 часов, а цена 40 центов за кВт. Поэтому зарядки пустые. У Tesla 30 минут и 20 центов. Обычно на парковке, даже крупной — не более пяти сосков.) (Я подтверждаю — при обилии зарядок 90% пустые.

То есть инвесторы доверяют?

В Tesla есть система месячных оценок каждого работника. Пойдём от простого. Если результаты хорошие, то предлагают премию, которую можно взять тремя способами — наличкой, получить акции на ту же сумму или опцион: право купить в три раза больше акций по гарантированной текущей цене в будущем.

Почему? Почти все выбирают опцион, то есть сотрудники верят, что цена акций вырастет. Сегодня они смогли выпустить 500 машин в день. Потому что выгода немедленная. Работник сразу видит результат труда. Маск написал об этом в Twitter, цена акций в момент подскочила.

Это всех делает заинтересованными, и ниже вы поймёте, как это работает. Важно — акции в Tesla дают всем, а не только белым воротничкам.

На Tesla почти все сотрудники покупают машины своего производства. Другой пример: на мясокомбинатах работники обычно никогда не едят продукцию, потому что знают, как она делается.

Bloomberg написала, что все электрокары убыточны, а Tesla — самый большой развод.

Как я уже говорил, у Tesla 25% положительная рентабельность на каждой проданной машине, а у остальных нет. Все электромобили, кроме Tesla, убыточны. Потому что все в Америке производят так называемые compliance car — в США и особенно в Калифорнии действуют строгие нормы по расходу бензина. Почему? Если автомобиль расходует много бензина, компании платят огромные штрафы.

Они берут шасси, заказывают в LG электропривод, электронику, аккумуляторы, и получается какой-нибудь Chevrolet Volt. Чтобы снизить расход топлива, им надо тратить миллиарды на создание экономичных двигателей, но они пошли другим путём. На таком автомобиле компания терпит убыток в среднем $6000-9000.

Сколько у вас холодильник может работать? Более того, для автодилеров электрокары жутко невыгодны, потому что все автодилеры зарабатывают не на продаже автомобилей, а на сервисе, а сервис для электрокаров почти нулевой. В электрокаре движущихся частей очень мало. 20-30 лет без остановки? Поэтому почти все, кто производят электрокары сегодня, кроме Tesla, — это фейк. Таким образом компании снижают нагрузку штрафов.

В Tesla ситуация обратная, каждый год она продаёт кредиты по этой квоте почти на миллионы долларов компаниям, у которых с этим проблемы.

Все заявления крупных автопроизводителей — PR, потому что у них нет ни компетенций, ни системы, ни сети зарядных станций.

Что с Китаем?

Китай снижает ввозную пошлину с 25% до 15%. В прошлом году Tesla продала машин более чем на $2 млрд. Tesla объявила, что даже эти машины она будет продавать по ставке пошлины 15%. При этом на складах были машины Tesla, которые были завезены с уже уплаченной пошлиной в 25%. Почему Tesla так может? Все машины со складов ушли за день. Потому что её рентабельность — 25% на машину.

Это удар для всех, кто ввозит машины в США и не собирает их здесь. Трамп обещает поднять ввозную пошлину для зарубежных автопроизводителей с 2,5% до 15%, и он это сделает.

Для производителей электрокаров такое положение отменено. Китай обычно заставляет любую иностранную компанию, которая работает на его территории, создавать предприятия, где более 50% принадлежат китайцам. Илон Маск считает, что надо построить в среднем по одной гигафабрике, выпускающей авто и все комплектующие на континент, а в США — три-четыре завода. Теперь Tesla сможет построить там завод.

Китай объявил, что после 2030 года все машины на ДВС будут запрещены.

Что в Tesla думают о смене модели прибыли в автопроме от продажи автомобилей к продаже сервисов?

К примеру, пользователи Model 3 пишут, что система управления неудобная, потому что на панели даже нет спидометра, всё управление через экран, подвеска жёсткая. Не просто думают, а уже внедрена.

Model 3 уже спроектирована на модель-сервисной экономике, а не экономике владения. Они не понимают. Например, в салоне установлена внутренняя камера, которая снимает всё, что происходит внутри салона. Там уже всё оборудование под это стоит. Зачем? Они пока не подключены, ждут апдейта операционной системы машины. Всё просто.

На основе этого рассчитывается его персональный кредитный рейтинг. Сервис TeslaNet устанавливает рейтинг для каждого пассажира — кто нормально ведёт себя в машине, кого тошнит, кто режет сиденья. Вы выходите из дома, нажимаете кнопку, и через несколько минут машина с автопилотом приедет к вам и отвезёт куда надо. Это тот же Uber, только без водителя.

Купи машину. Если у вас кредитный рейтинг низкий, то тариф для вас будет выше, или вообще вам выдаст сообщение: «Хочешь резать сидения? Кстати, для машины с автопилотом приборная доска не нужна. А сейчас извини, мы тебя не повезем». Вся подготовка под автономию L5 уже сделана, она будет внедрена в течение трёх-четырёх лет.

Сейчас только у Tesla есть такая сеть и массив данных. Ни у кого такого актива нет, потому что автопилот — это не «умный» алгоритм на машине, а сеть всех автопилотов во всех машинах, которая постоянно учится. Это SkyNet как из «Терминатора», и он есть только у Tesla.

Есть связь между Tesla и Space X?

Маск в ближайшие годы запустит собственную группировку из 4445 низколетящих спутников, чтобы раздавать интернет по всей планете. Конечно. Многие думают, зачем Маску это надо. Кстати, первые два уже летают.

Каждая машина Tesla постоянно обменивается огромным массивом информации с центром. Сейчас основной трафик в интернете — M2M. Деньги получают телекомы. Сейчас для этого в машину устанавливается SIM-карта сотового оператора, и этот трафик Tesla оплачивает.

А Netflix? А теперь представьте, что через четыре-пять лет связь с интернетом будет даже у памперса, прокладки, не говоря уже об утюгах, холодильниках.

Сотовым операторам? Куда они будут этот трафик кидать и кому за это платить? Если ты купил машину Tesla, то тебе это бесплатно, а если ты не во вселенной Tesla, то плати. Весь этот трафик заберёт группировка Илона Маска. Дешевле, чем телефонам, но всё равно объём чудовищный.

Но и это ещё не всё. Маск создаёт самую большую телеком-группу в истории и забирает большую часть трафика. Никто на планете пока не построил пуски на конвейер, а Маск это делает. Маск планирует выйти на один запуск в неделю носителей с полезной нагрузкой до 25 тонн по самой дешевой на рынке цене. Почему? К кому пойдёт рынок? Потому что сейчас букинг пуска идёт подчас за полтора года.

Есть связь между Tesla и Solar City (компания Маска по производству и установке солнечных панелей)?

В чём смысл? Маск подписал контракт с Австралией на строительство социального жилья на 50 тысяч человек. Там панели, аккумуляторы и люди. Это будет одна большая солнечная электростанция, в которой будут жить люди. Государство решает жилищную проблему для бедных и строит резервный аккумулятор и электростанцию в одном флаконе. 250 МВт⋅ч — не для регулярной выработки, а для компенсации пиковых нагрузок.

Сейчас владельцы покупают электричество у генерирующих компаний, но через небольшое время они будут генерировать энергию для своих электрокаров сами. Представьте, по всей планете ездят электромобили. А вы говорите, уголь нужен для электростанций. Не помню точных цифр, но панели, установленные Tesla, на 20-30% перекрывают электроэнергию, потреблённую всеми электромобилями Tesla вместе взятыми, и разрыв растёт.

Чем Tesla отличается от крупных корпораций?

Стартап — это когда любой человек может задать вопрос любому, даже главному. Tesla — до сих пор стартап. Маск недавно опубликовал письмо для всех сотрудников: «Если у вас есть какая-то идея, предложение, критика, надо решить вопрос — идите сразу к тому, кто этот вопрос может решить. Корпорация — это масса барьеров, уровней, иерархий. Если вдруг возникает цепочка вроде — докладная менеджеру, потом высшему менеджеру, потом вице-президенту, тот расписал и далее вниз — уволю всю цепочку».

Каково значение Илона Маска для сотрудников компании?

Маск часто приезжает на фабрики, и производительность труда подскакивает. Огромное. Маск оказывает огромное мотивирующее действие и не боится никуда залезать. Все хотят показать, как они классно работают. Его ведущая роль — он постоянно разрушает барьеры в коммуникации и даёт здравый смысл.

Но в отличии от всех машин в мире, наша машина — больше компьютер, чем машина, поэтому с того момента, как искусственный интеллект машины оживает, он постоянно самотестирует состояние машины. К примеру, поставлена задача — машина должна сходить с конвейера и сразу отправляться к клиенту. И когда на выходе запускается финальный тест, то машина выдаёт список дефектов, которые она обнаружила, и которые надо исправить.

И для удаления дефектов создали специальный департамент, который берёт машину после конвейера, быстро устраняет дефект и направлять в логистику. Там лампочка не горит, там датчик не отвечает, там болт закручен не с тем усилием. И директор департамента, естественно, постоянно оптимизирует этот процесс и горд собой.

Зачем ты оптимизируешь процесс устранения дефекта? После чего приезжает Маск и говорит: «Ты что сделал? Ты должен пойти на тот участок, где этот дефект возникает, и заставить тот департамент сделать так, чтобы дефект не появлялся».

Маск постоянно разруливает такие мелкие вопросы?

Как говорится — на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Нет, есть система, но Маск может залезть куда угодно, где угодно и когда угодно. Разумеется, на заводе отлажена система постоянной оптимизации, но важный момент — к Маску может обратиться любой, с любой идеей, и Маск отвечает. Вплоть до того, если ему говорят, что где-то затык, он может пойти на конвейер и начать буквально делать то, что делает рабочий. А если вопрос серьёзный, то всегда сдвинет его.

А как работает система оптимизации?

Например, каждого инженера, который что-то разработал, заставляют вставать периодически на конвейер и под руководством работяги попробовать собрать то, что он напридумывал. Много способов. Очень вправляет мозги.

И даже можно обратиться через старшего менеджера?

Да, без проблем.

А если менеджер будет недоволен и начнёт мстить?

Тут же жалоба в HR-департамент, они открывают кейс и начинают расследование. Нет проблем. Есть очень много способов.

Увольняют легко?

Будь ты вице-президент или работяга. Быстро и со свистом. Если что не так, то есть три этапа: У каждого есть perfomance-индекс и месячные ревью со стороны руководства, коллег и подчинённых.

  1. пожурят;
  2. тренинг;
  3. если необучаемый — на улицу.

Никто не церемонится.

Незаменимых нет?

Незаменимых нет!

А как зарплата?

Ниже, чем по рынку, но с учётом акций получается достойно.

А почему работают?

В Долине это только дурак не понимает. Интересно, престижно, дают акции. Tesla. В редких корпорациях акции дают всем. Илон Маск.

Это важно?

Маск — икона, звезда. Да, это важно. Боятся, скрежещут зубами иногда, но идут за ним. Он создаёт будущее, ему верят. Он — лидер.

Текучки нет?

Сейчас стало много лучше, людям дают возможность часто менять место работы после соответствующего обучения. На конвейере есть текучка — работа рутинная, механическая, надо работать, конвейер-то идёт. Также роботизация забирает рутинную работу себе. Больше профессий освоил, выросла квалификация — растёт и зарплата. Маск ставит большие задачи и жёстко требует. В разных подразделениях разная текучка. Не всем это нравится.

Все такие сознательные и мотивированные?

Когда у тебя есть высокая цель и акции, это очень мотивирует. Люди разные. Акции растут, и я заработаю». Ты думаешь: «От меня что-то зависит. И дураки. Но, разумеется, люди разные есть. В целом мы очень динамично развиваемся, и человек с мозгами всегда может найти себя. Но пока мы в стартап-режиме, у нас нет отрицательного отбора.

А у тебя есть Tesla?

У дочери остался бензиновый автомобиль, хочу поменять на Tesla. Две штуки.

Как оцениваются люди?

Раз в месяц и раз в квартал. Есть показатели производительности и разные ревью начальства, коллег, подчинённых. Если ревью положительные, то зарплата растёт; если отрицательное — не растёт; а если несколько месяцев подряд, и ты необучаемый — на выход.

Это для всех?

Да.

Насколько ты или кто-то свободен в выборе инструментов для решения проблем?

Единственный ограничивающий фактор — цена. Абсолютно. Если более $0,5 млн, то вице-президенту, а если какая-то мелочь или OS — без проблем. Если хочешь купить какой-то инструмент или софт дороже $1 млн — обоснуй лично Маску. Потом, когда процессы поняли, создали свою — стало лучше и гораздо экономичнее. К примеру, сначала у нас была ERP от SAP — очень дорого. От SAP отказались.

И строит путь перехода человечества на возобновляемые источники энергии — от производства (солнечные панели), хранения (лучшие на сегодня бытовые и промышленные аккумуляторы) и потребления (электромобили). Tesla всегда предпочитает всё производить сама, в разумных пределах, конечно.

Почему многих Маск раздражает?

Он работает 80 часов в неделю.

Мы общаемся с Алексеем часами, и я могу рассказать не более 5% того, что он мне в целом рассказывает. Трагедия русскоговорящих, живущих в России, Украине и СНГ, в том, что они в таком медвежьем углу, что у меня нет никакой возможности передать, что на самом деле происходит. Я не могу вам объяснить, что Tesla — это уже давно не автомобиль, а компания, это не автопроизводитель, а завод.

90% автобрендов, которые вы знаете и считаете мощными, уже мертвы. Если большинство людей воспринимает Tesla как какую-то фантастику, как из фильма «Звёдные войны», то у реальных корпораций она вызывает ужас и когнитивный шок. Да, они пока производят до 8 млн автомобилей в год, они пока пытаются демонстрировать силу, но уже безнадёжны.

#авто #tesla


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Цитаты: что говорили операторы, когда запускали, убирали и снова запускали безлимитные тарифы

Цитаты: что говорили операторы, когда запускали, убирали и снова запускали безлимитные тарифы Такие предложения исчезли в России в 2017 году, всего через год после запуска — это произошло на фоне принятия «пакета Яровой», который обязывает операторов хранить трафик пользователей. В ...

Apple пришлось эвакуировать магазин в Амстердаме из-за сгоревшего аккумулятора iPad

Apple пришлось эвакуировать магазин в Амстердаме из-за сгоревшего аккумулятора iPad Об этом сообщает 9to5mac. В воскресенье, 19 апреля, сотрудники Apple в Амстердаме на время закрыли один из местных Apple Store из-за возгорания аккумулятора на выставленном в зале iPad. AS Media ...