Хабрахабр

Теперь стриминговые сервисы в США будут платить музыкантам больше — обсуждаем новый закон

В середине октября в США был подписан новый федеральный закон — Music Modernization Act (MMA). Он должен урегулировать вопрос с размерами роялти, которые платят стриминговые площадки музыкантам. Авторы песен начнут получать больше денег за свой труд.

Говорим о предпосылках принятия закона и реакции сообщества на него.


Фото Wikimedia / CC

Проблема низких роялти

Размеры роялти, которые выплачивают стриминговые сервисы музыкантам, невелики. Как пишет Digital Music News в среднем Spotify платит музыкантам за одно прослушивание их песни на площадке 0,00397 доллара. У Apple Music «ценник» равняется 0,00783 доллара.

Когда сервисы вроде Spotify по какой-то причине не могут установить владельца прав на произведение, они обращаются в Бюро авторского права с просьбой разыскать музыканта. При этом в США нет единого и полного архива с данными авторов музыки и текстов. Получается так, что музыканты недополучают деньги. Но из-за неполноты базы эти обращения часто остаются без ответа.

Поэтому политики решили, что систему лицензионных платежей пора менять. В целом проблема с низкими роялти в сообществе поднимается давно.

Что изменит новый закон

Music Modernization Act вступит в силу 1 января 2020 года. Представители музыкальной индустрии говорят, что ждали принятия этого закона 15 лет.

Организация будет договариваться о размере роялти с цифровыми сервисами, собирать лицензионные платежи от платформ и самостоятельно распределять эти выплаты между обладателями прав на песни. Для защиты интересов музыкантов в США создадут новый регуляторный орган — Mechanical Licensing Collective (MLC).

Информация из архива будет доступна бесплатно для всех желающих. Помимо этого, MLC создаст и будет вести единую базу данных музыкантов, композиторов и авторов текстов песен.

Они начнут получать роялти не от лейбла, а напрямую от организации, занимающейся вопросами защиты авторских прав. Закон изменит и порядок выплат продюсерам и звукорежиссерам. По такой схеме можно было работать и раньше, но теперь этот подход стал обязательным.

MMA также обязывает стриминговые сервисы платить роялти за прослушивание пользователями песен, написанных в период с 1923 по 1972 год. Прежде обладатели прав на эти произведения не получали денег. Дело было связано с тем, что до 1972 года правовой статус аудиозаписей не регулировался федеральным законодательством США.

До принятия акта каждая из организаций по защите прав музыкантов всегда работала с одним и тем же федеральным судьей. Ещё одно нововведение MMA — изменение порядка судебных разбирательств по размеру лицензионных выплат. По словам юристов, это поможет оценивать каждое дело непредвзято и устанавливать справедливый размер платежей, который не будет основан на предыдущих решениях. Теперь дела каждый раз будут рассматривать разные судьи, назначенные случайным образом.

Как отреагировало сообщество

В целом музыкальная индустрия встретила новый акт положительно. Однако у ряда технологических компаний были претензии к некоторым пунктам документа. Например, во время обсуждения закона у правительства возникли разногласия с компанией SiriusXM, которая владеет спутниковыми и онлайн-радиостанциями.

В этих переговорах законодателям даже пришлось пойти на компромисс, чтобы добиться одобрения гиганта радиовещания. По каким-то причинам (вероятно, финансовым) представители организации выступали против введения лицензионных выплат за воспроизведение записей старше 46 лет. Для SiriusXM установили неизменный размер платежей до 2027 года.

В частности, принятие закона поддержали в Spotify. А вот у музыкальных стриминговых сервисов претензий к Music Modernization Act не было. Spotify будет платить установленный процент с выручки организации Mechanical Licensing Collective. По словам представителя компании, акт делает систему лицензионных выплат более прозрачной и простой. Стриминговой площадке не придется тратить время на урегулирование отдельных конфликтов. Если правообладателей не устроит размер роялти, они будут решать этот вопрос напрямую с MLC.

Например, принятие MMA одобрил Питер Эшер (Peter Asher) — продюсер альбомов Дайаны Росс, Ринго Старра и других исполнителей. В поддержку акта высказались и многие авторы песен, а также продюсеры. По его словам, закон вносит разумные изменения в защиту прав музыкантов.


Фото Eva Rinaldi / CC / Нил Даймонд дает концерт в Австралии

Для него самым важным стало то, что, наконец, разрешился вопрос с произведениями, появившимися до 1972 года. Акт поддержал и американский певец Нил Даймонд. Даймонд говорит, что многие великие музыканты не получали денег за песни, которые пользуются успехом в стриминговых сервисах, и закон исправляет эту несправедливость.

Дело в том, что в состав Mechanical Licensing Collective войдут десять представителей музыкальных лейблов и только четыре независимых автора песен. Тем не менее некоторые независимые исполнители все же высказали опасения, что выплаты от стриминговых сервисов будут недостаточно справедливыми. Это может привести к неравному распределению роялти в пользу крупных лейблов, так как инди-музыканты оказываются в меньшинстве.

Какие предстоят сложности

Хотя MMA должен помочь музыкантам получать более справедливую оплату за свои произведения, над ним еще предстоит поработать. По словам юристов, новый закон делает систему лицензионных выплат ещё сложнее, и независимым музыкантам будет трудно в ней разобраться. С этим согласны и представители организаций по защите авторских прав. Президент Американского общества композиторов, авторов и издателей (ASCAP) Пол Уильямс (Paul Williams) поддержал акт, но сказал, что MMA — это лишь первый шаг к полноценному механизму регулирования.

Организации предстоит создать исчерпывающую базу данных авторов песен и продумать пути взаимодействия с лейблами и музыкантами. Многое будет зависеть от действий Mechanical Licensing Collective. Это непростые задачи, и решения MLC определят, действительно ли новый закон принесет пользу композиторам и исполнителям.

Наш микроформат об аудиотехнике и звуке:

Наш рейтинг наушников
Гид для новичка: что важно знать про амбушюры наушников
​​Наш гид покупателя: полочные колонки vs напольные
Как сделать домашнее прослушивание аудиосистемы более комфортным


10 ноября в шоуруме на Электрозаводской мы проведем специальное мероприятие, на котором выступят глава «Аудиомании» Артем Фаермарк, инженер-конструктор Юрий Фомин и приглашенные эксперты. Речь пойдет о современных подходах к проектированию и производству акустики, рекомендациях по подобру аудиосистем. Вас ждут доклады, демонстрации, ответы на вопросы. Также будет онлайн-трансляция. Начало в 12:00 — дополнительный анонс и другие детали мы сообщим в наших следующих материалах и ​​Telegram-канале Аудиомании.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»