Hi-Tech

Телевизор, который хотел попасть в телефон: в чём сложность digital-проектов на ТВ

Мы работаем на рынке 11 лет и специализируемся на создании проектов для крупных брендов, в том числе и для телеканалов: мы работали с ТНТ, ТВ-3, СТС, «Мир». Меня зовут Дмитрий Щипачев, я сооснователь студии разработки Finch.

Новая ниша быстро заполнялась, каждый хотел откусить побольше, пока не проснулись конкуренты. В 2007 поднялся хайп вокруг мобильных приложений — вышел первый iPhone, потом открылись App Store с Google Play, тогда ещё Android Market. Одни портировали старые флеш-игры для iOS, другие искали выход на новую аудиторию.

0 — именно начиная с этого периода крепко встали на ноги многие веб-студии. Вместе с этим в вебе тоже начался подъём, все заговорили о так называемом вебе 2.

Потребление видеоконтента начало смещаться «из телевизора в интернет»: в 2005 году запустился YouTube, и уже год спустя на сайт ежедневно загружалось около 65 тысяч роликов, просмотры самых популярных видео исчислялись сотнями миллионов. Владельцы телеканалов понимали, что интернет как рынок нужно занимать.

Одновременно с этим никто не знал, каким должно быть мобильное приложение телеканала или что из себя должен представлять современный сайт телешоу. Было понятно: с интернет-аудиторией нужно работать.

Клиенты не понимали. Разработчики не понимали. Рынок был дикий, мы развлекались как могли: пробовали, ошибались, учились и снова пробовали.

Мы начали делать проекты для ТВ и со временем составили для себя список типичных граблей, на которые наступают те, кто делает интернет-проект для телевидения.

Народные хакеры: накрутки и DDoS-атаки

Канал ТНТ тогда сотрудничал с агентством Actis Wunderman, а у последних вдруг стало не хватать ресурсов для разработки и техподдержки сайта «Дома-2». В 2007 году в нашу маленькую на тот момент компанию пришёл первый заказ на сайт телепроекта. Мы предложили руководству Actis передать проект нам, все согласились. Больших денег на проект тоже не было.

На тот момент посещаемость сайта была на уровне 40 тысяч уникальных посетителей в сутки. Телеканал поставил задачу — сделать новый HTML-сайт проекта под маленькие нагрузки. Нашей компании было суждено повзрослеть. По иронии судьбы, когда мы запустили новый сайт, проект набрал космическую популярность, посещаемость сайта выросла до 900 тысяч в сутки.

Сайт «Дом-2» сегодня

Высокая популярность такого неоднозначного проекта, как «Дом-2» — это сразу две боли для разработчика (помимо того, что нужно как-то удержать сервер в строю при бешеном потоке трафика).

Они регистрировали тысячи фейковых аккаунтов и занимались накрутками голосов за любимых участников. Первая боль — это фанаты. Сейчас решение очевидно, но на тот момент никто не был готов к такому повороту событий — поэтому мы уже в процессе добавили к регистрации подтверждение по SMS. Фейковые аккаунты мы удаляли вручную, иногда ночи напролёт.

Они взламывали админские аккаунты, как-то раз украсили всю главную страницу порногифками. Вторая боль — хейтеры. В итоге мы сделали админам сайта двухфакторную авторизацию — это обезопасило их учётные записи от взлома. Это было примерно как та акция с Литейным мостом, только без моста.

Популярный проект, подразумевающий участие зрителей, неизбежно сопровождают две эти армии — фанаты и ненавистники. Какие выводы мы сделали тогда? Нужно просто быть готовым к тому, что интернет-коммьюнити в принципе считает, что может делать что угодно и оставаться безнаказанными. Причём проблемы доставляют оба лагеря. Бороться с причинами — невозможно, но можно и нужно защищать проект от последствий.

Суровая челябинская монетизация

Но при этом у телеканала не всегда есть понимание правильных путей монетизации. Если проект добивается успеха на ТВ, руководство всегда хочет повторить его успех в интернете. Работает не всегда, но попытаться — дело благородное. В этом случае задача исполнителя, если он заподозрил неладное, отговорить заказчика от авантюрной затеи.

Кроме всего прочего, этот проект — один из первых кейсов монетизации телевизионного контента в интернете. Такой опыт мы получили, работая в 2008 году над сайтом феноменально популярного проекта ТНТ «Наша Russia». Netflix только начинал разворачивать стриминговые сервисы в США, а на nasha-russia.ru уже висели огромные красные труселя и работала функция «скачай выпуск за SMS».

На телевидении была развернута мощная промокампания в поддержку сайта. Это был довольно рискованный шаг, в чем мы пытались убедить телеканал, но руководство хотело попробовать. Сегодня очевидно, что такая модель была обречена — на то же время выпал расцвет высокоскоростного безлимитного интернета (который добрался даже до провинции) и торрент-трекеров с пиратским контентом.

Здесь корневая проблема была даже не в самой модели монетизации, а именно в неподходящем времени для подобного проекта — тогда торрент-трекеры ещё не удаляли контент по требованию владельца интеллектуальной собственности. В итоге ТНТ пришлось отказаться от затеи.

Полный карман highload’а

Серьёзного опыта в этой сфере у нас не было, так что мы учились в процессе, набивая свои шишки. С ТНТ у нас сложились хорошие партнёрские отношения, и после сайтов «Дома-2» и «Наша Russia» нам доверили мобильное приложение ТНТ-Club. Мы собрали команду, и за 4–5 месяцев запустили проект для iOS, Android и Windows Phone.

THT-Club и проект «Танцы»

Но у одной проблемы могут быть разные причины. Мы уже упоминали проблемы высоких нагрузок в истории про сайт «Дома-2» — там решающую роль сыграл скачкообразный рост популярности телешоу.

Сюда же наложились особенности подхода телевизионщиков к релизам — приложение запустили сразу с рекламой, фанфарами и сотнями тысяч человек трафика. С ТНТ-Club получилось так: команда проекта выбрала подрядчика для хостинга, а он просто не справился с нагрузкой, «железо» под проект было старым. Тогда у нас ушло два-три месяца на то, чтобы выровнять ситуацию. Это было ошибкой, сервер просто не справился с нагрузкой.

Пока пользователей немного, легче обнаружить проблемы и быстро их устранить. Мы поняли, что высоконагруженные проекты — а многие ТВ-проекты оказываются именно такими ввиду большой аудитории — нужно выводить «на холодную», постепенно, без бонуса в виде анонсирования по всем каналам.

И с тех пор неотъемлемая часть нашего пресейла — убедить заказчика в том, что лучше подстраховаться и сразу перейти на более современное серверное оборудование, чем потом устранять последствия неудачного выбора «железа».

Другое бизнес-мышление

В этом большая заслуга руководства канала, которое постоянно вкладывает ресурсы в развитие приложения. Несмотря на сложности на старте, ТНТ-Club до сих пор успешно функционирует и живет полной жизнью. Команда понимает, что нужно развивать и поддерживать продукт, что недостаточно один раз дать денег на разработку, а дальше «оно как-нибудь само».

У большинства телеканалов в принципе нет фокуса на digital (по крайней мере тогда не было). К сожалению, часто встречается обратная ситуация. В результате координацией проекта занимается не специально нанятый ИТ-менеджер, а универсальный, у которого нет ни нужных компетенций, ни приоритетов. Для них интернет-проект — это «приятное дополнение» к основному, телевизионному.

Это, конечно, не приводит к успеху — и руководство считает проект неудачным. Digital-продукт пытаются тут же монетизировать, не набрав аудиторию. Он уходит на задний план, его развитием практически никто не занимается — в итоге проект встаёт, а потом окончательно исчезает из приоритетов канала.

А бывает так, что заказчики с ТВ просто выстраивают процесс работы над digital-продуктом так, что хорошего результата достичь становится очень трудно.

У телеканала был любопытный принцип: над ИТ-проектами вместо одной закрепленной команды работала сразу куча подрядчиков, а если бюджет проекта превышал 300 тысяч рублей, «Домашний» устраивал тендер. Так, например, в 2014 году мы делали официальное приложение для телеканала «Домашний», нас познакомил менеджер из СТС.

Когда речь идёт о крупных проектах, их вообще нежелательно передавать от команды к команде — одно неверное движение, и можно всё обрушить. Такой подход вылился в то, что ни одна из компаний-подрядчиков не могла работать над проектом долгосрочно — поддерживать и развивать то, что они создали. Здесь же это было в порядке вещей.

Мы занимались проектом два года, после чего были вынуждены отказаться от работы с этим клиентом — хотя мы и понимаем специфику работы телеканалов (высокий темп, нет приоритета на digital-проектах), процесс изначально был выстроен некомфортно.

Телеканалам нужно принять подход разработчиков с его спринтами, сплит-тестированием, стресс-тестами и постепенными улучшениями. Чтобы работа была взаимно приятной, а главное, проект приносил нужные результаты — телеканалам и ИТ-компаниям нужно научиться работать в команде. Прислушиваться ко всему, что касается технической части, чтобы не получить той самой проблемы с падающим сервером.

Потому что любой проект без плана развития на несколько лет вперёд — по умолчанию мертворождённый. Перед командой подрядчика тоже стоят свои задачи: уметь быстро адаптироваться и находить ресурсы для обновлений контента, дописывания новые функции.

Никто не знает про веб-дизайн

Если помните, лет восемь назад всё было по-другому. Мы живём в чудные времена — машиностроительный завод делает вирусный SMM, каждый школьник мечтает о карьере влогера, а сайт футбольного клуба берёт два золота на Tagline. Большинство заказчиков «не из digital» не понимали особенностей проектирования сайтов для веба (как и ценности такого проектирования).

К счастью, все обошлось, и с 2010 года мы сделали для них 12 сайтов с единым бэкендом и крутым дизайном. Помню, с президентом телеканала «Мир» мы долго обсуждали макет, и он очень хотел, чтобы страницы сайта выглядели как газетный разворот.

Они мастера своего дела — круто делают CGI-заставки, титры, вот эти рекламные анонсы снизу экрана посередине шоу. Но в работе с клиентами из мира ТВ до сих срабатывает особый фактор, назовём его «конфликт компетенций» — когда на стороне заказчика обязательно есть специалисты из смежной области, телевизионного дизайна. Но эти области дизайна и веб-дизайн на самом деле так же похожи, как дизайн интерьера и дизайн одежды.

Все что осталось от «Мира» — немного макетов и воспоминания

Каждый должен заниматься тем, что умеет. Попытка приспособить свою непрофильную команду для контроля или развития digital-проекта — почти всегда гарантированный провал.

Как показывает наш опыт, для совместной работы требуются серьёзное погружение, закреплённые люди и стратегия развития. Все вышеперечисленные проблемы было бы легче решить, если бы у телеканалов были менеджеры с нужными компетенциями — для развития digital-продукта. Когда всё это есть, проект не только успешно запускается, но и становится популярным и приносит доход.

Кроме того, что мы росли в чисто техническом плане с каждым проектом, приходил опыт общения с клиентами и понимание специфики отрасли. За 11 лет работы мы наступили не на одни грабли и, в общем-то, ничуть об этом не жалеем.

И я говорю, разумеется, не о технической стороне вопроса — речь о полноценной digital-трансформации, изменении мышления людей, который занимаются телевидением. Когда руководство телеканалов решает, что пора частично перемещаться в интернет, и приходит к нам, начинается самая тяжёлая работа.

В общем, будни расцветут новыми красками — будет трудно, но все получат незабываемый опыт. Компании-подрядчику, если она раньше не работала с проектами для телевидения, тоже будет больно — придётся адаптировать свой рабочий процесс под самые жёсткие дедлайны и обеспечить постоянную доступность команды.

#медиа

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть