Хабрахабр

Teamlead Conf Msk 2019: итоги заявочной кампании, доклады, соображения

До самой масштабной тусовки тимидов осталось 2 недели и у нас есть самое настоящее расписание. 25 и 26 февраля Редиссон Славянская соберёт на своей площадке сотни неравнодушных к теме управления инженеров, тимлидов, руководителей всех мастей и рангов. Мы уже точно побили рекорд посещаемости Питера и нацелились побить Agile days.

Во-первых, выделили несколько ключевых тем и очень постарались собрать доклады, максимально раскрывающие эти темы: делегирование, борьба с перегрузками, планирование своей работы, нематериальная мотивация, легаси, всяческие групповые мероприятия от код-ревью до организации встреч. В этот раз мы внесли несколько изменений в процесс подготовки программы. Во-вторых, мы выделили целый поток под общение в формате круглых столов и воркшопов. При этом не забыли про флагманские темы конференции — управление командами и коммуникации.

В результате из 137 заявок на доклады нам удалось собрать программу из 32 докладов, 4 тематических круглых стола и два полноценных воркшопа. Наконец, мы начали принимать доклады последовательно, а не скопом, как делали до этого. Чуть ранее я уже рассказывал о новом формате общения более детально и анонсировал первую дюжину докладов.

Очень много букв!
Итак.
Под катом оставшиеся 20 докладов и некоторые соображения по предстоящему действу. Мы очень тщательно изучили ваши отзывы о предыдущих мероприятиях и применили нужные патчи, чтобы исправиться.

Все доклады, столы и воркшопы будут разделены на 6 тематических секций:

  • Управление командой.
  • Коммуникации.
  • Методологии и процессы.
  • Работа над собой.
  • Тимлид в организации.
  • Трансформационные изменения.

В этот раз мы отказались от идеи утрамбовывать расписание таким образом, чтобы доклады в секциях шли последовательно. Это часто приводило к тому, что некоторые наболевшие темы обсуждались трижды, причём в похожем контексте. Единственное исключение — утро второго дня начнётся с очень плотного блока по работе над собой.

День первый

Начну с того, что немного расскажу про наших гостей, тем более один из них как раз будет параллельно с Егором Толстым выступать сразу после открытия конференции.

Вряд ли кто-то не слышал про эту контору. Целой делегацией в количестве трех спикеров будет представлен Wargaming. За сим мы пригласили их приоткрыть завесу тайны, как и что устроено в одном из подразделений этого игрового бренда. Ребята делают очень крутые игры, у них очень много всего, в том числе и разработчиков.

Смотрим на опыт крутейших контор

Начнём с рассказа Ильи Рослякова «Кто такой лид в Wargaming Platform». В какой-то момент в Wargaming Platform столкнулись с рядом проблем, попытки решения которых привели к пониманию того, что нужно реформировать структуру. Очередной раз. Так как компания стремилась превратиться в инженерную организацию, костяком должны были стать не какие-то там менеджеры, а настоящие инженеры, лиды. Шах и мат, господа менеджеры. Звучит круто.

Рассказ о том, как менялась команда платформы. Второй доклад от Вячеслава Костикова посвящён инженерной культуре в команде платформы. Как именно они меняли и меняют инженерную культуру. Почему эти изменения были необходимы. Обмен знаниями, воркшопы, перформанс-ревью (можно будет сравнить с тем, что делает Badoo и Авито, ага). Почему в принципе для Wargaming «инженерная культура» — это не очередной buzz word.

Этот доклад не про то, как можно удержать сотрудников, которые приходят к вам с оффером от другой компании. Ну и с моей точки зрения серия рассказов про то, как устроена команда платформы в Wargaming, была бы неполной без рассказа HRBP команды платформы Ольги Проходской про «Удержание сотрудников: метрики и инструменты для управления эффективностью и удовлетворённостью». Но «тушить пожар» — это всегда дороже, чем проактивно предупреждать его с помощью грамотного people management. Таких удерживать, конечно, можно и нужно, и для этого есть масса вариантов. В своем докладе Ольга расскажет, как в Wargaming Platform собирают данные об эмоциональном состоянии сотрудников: уровень стресса, риск ухода, степень удовлетворённости и т.д.

Несмотря на неоднозначную реакцию слушателей, мы решили продолжить добывать истории про то, как устроена одна из крутейших контор, за которой следят лидеры рынка и пытаются копировать её решения в части организации и управления. На прошедшей конференции в Питере рассказы Юли Курапатенковой из Spotify запомнились тем, что они были на английском и по скайпу, а также крайне интересным содержанием. В этот раз Юля на русском (подозреваю, что это важно) расскажет про то, «как измерить производительность программиста», а главное зачем это делать и как состыковать мнение менеджера и разработчиков, чтобы заинтересовать двигаться по карьерной лестнице.

Собираем команду мечты

Гости — это хорошо, но и хозяева площадки приготовили очень крутые рассказы, а раз я упомянул HR и работу с сотрудниками, стоит рассказать про доклад Катерины Гавриловой, в котором нас научить задавать вопросы на интервью так, чтобы от вас не скрывали правду. Удерживать сотрудников это здорово, но как нанимать правильно, задавать нужные вопросы и впоследствии не столкнуться с разочарованием, что кандидат не прижился в команде, хотя идеально подходил по техническим скиллам. А ведь так бывает достаточно часто. Посмотрим на эту проблему с самого начала — с интервью.

В своём докладе Иван Лукьянов из Авито расскажет о создании и запуске команд. Про легаси-команды и их реформирование расскажет Ахмед Шериев (о нём чуть ниже), но есть и другая сторона вопроса — как собрать команду, когда ничего (и, возможно, никого) нет. Опыт построения десятков команд кристаллизовался в виде чеклиста, по которому будет проще и эффективнее собрать команду, преодолеть фазу адаптации и выйти на проектные мощности.

Всё это позволяет разгрузить тимлида и одновременно сплотить команду и сделать её более крутой. В продолжение темы построения команд мы пригласили Алексея Катаева из SkyEng поделиться опытом усиления команд и рецептами мотивации, делегирования и автоматизации.

Григорий Петров поделится опытом организации планирования своей работы для параноиков:). Кстати, тема самоорганизации и борьбы с перегрузками есть ещё в нескольких докладах. Всё это намекает на то, что не всё так просто в этом мире. Григорий напомнит о том, что есть сотни методик работы с задачами, кучи инструментальных средств, армии консультантов по личностному росту. (с). Ваш К.О. В общем всё, как мы любим: психология и техника в одном флаконе. Доклад будет о когнитивных искажениях и социальных манипуляциях. Кстати, Григорий активный участник Python-сообщества и по совместительству руководитель программного комитета Moscow Python Conf++.

Поклонникам agile-методологий будет интересно послушать про то, что тимлид также может развиваться в scrum-стиле, как программный продукт.

Про это расскажет Андрей Сухоносенко во втором зале ближе к вечеру. Идея в том, что процесс обучения тимлидов должно максимально отвечать системе ценностей профессии, отрасли, компании. Например, а что, если отнестись к тимлиду, как к «программному продукту», который необходимо быстро выпустить в соответствие с требованиями заказчика? Тогда, развивая тимлида в духе Agile и используя Scrum, можно рассматривать обучение тимлида как разработку «продукта „Тимлид“». Звучит как то, о чем стоит подумать.

Строим процессы

Дополнит программу пара технических рассказов от корефеев мира разработки.

В докладе будет о том, какие выработаны правила работы со сроками, почему процесс оценки и контроля за выполнением сроков — это важно, как и почему эти процессы помогают развивать команды. Рассказ Николая Крапивного из Badoo о том, как они работают со сроками, при этом сделав их частью корпоративной культуры.

Точнее, что с ним делать понятно, но как следить за качеством кода. Со сроками понятно, а что делать с кодом? Уверен, что те наработки и приёмы, о которых пойдёт речь, пригодятся и вам. Про это послушаем во второй день Владимира Романько из Лаборатории Касперского с докладом про практические приёмы проведения code-review.

Вот кусочек тезисов. Ну и в завершение первого дня затронем ещё несколько немаловажных тем для команд и лидов.
Обратная связь в командах и её эволюция стали предметом рассказа Александра Чёрного из Pandao. Добавить нечего.

Эти достойные практики не всегда хорошо ложатся на команды меньшего размера. «Вам наверняка попадались сведения об устройстве Performance Review в больших командах: Badoo, Avito, Яндекс. Вы ограничены в ресурсах: нет возможности сидеть над сведением данных, нет возможности привлечь проектного менеджера или HR'а, нет возможности остановить текущую работу.» Вы как руководитель пришли к решению, что какая-то оценка сотрудников нужна, но какая именно — неясно.

Про доктора Адизеса. Про что еще поговорим в понедельник? Он реально крут. Вы же наверняка слышали или что-то читали про него. Про это и не только в докладе Марины Пайч «Как использовать преимущества своего стиля лидерства в управлении командой». По его мнению у нас есть несколько стилей лидерства, и в зависимости от того, к какому стилю лидерства мы тяготеем, сильно меняются подходы к управлению.

Вперёд и с песней

В заключение первого дня мы заготовили крайне занимательную историю от Владимира Красильщика о том, что между ИТ и музыкой есть общего. Владимир в какой-то момент пришел к своему, на первый взгляд, парадоксальному открытию, и сделал ряд практических выводов. В частности, он расскажет как собирать и вести за собой успешные команды, исходя из опыта построения некоторых известных музыкальных коллективов. Исследовав, кто является руководителем в нескольких успешных рок-группах, обозначим места в команде, которые может занимать тимлид.

Опираясь на гипотезу схожести музыкальной индустрии и IT, найдём ответ на вопрос «может ли тимлид активно продолжать разрабатывать код» и объясним, почему «нет, увы, не может, у него другая функция, забудь уже про код».

В качестве самоподготовки к докладу, подумайте о том, кто был тимлидом у The Beatles. Обсудим это прямо перед афтерпати и, вероятно, во время нее тоже.

Первый день закончится по традиции распитием алкоголя разной крепости, но крайне советую не переусердствовать, потому как второй день нас ждёт не менее яркий и интересный.

День второй

Второй день начнут три крутейших спикера на три не менее крутые темы. Про доклады Макса Цепкова «Модели softskill для тимлида» и Анастасии Калашниковой «Загадочные эмпатия, слушание и обратная связь, или Тимлид как психолог.» я рассказывал ранее. Эту компанию мы усилили ещё одним постоянным докладчиком конференций по управлению, чтобы окончательно убедить вас в том, что нужно рассчитывать свои алко-возможности:))).

Это продолжение осеннего спича о коммуникациях, как performance-зоны работы тимлида. Второй день откроет Александр Зиза с докладом «Развитие команды и рефлексия как управленческая коммуникация тимлида». В этот раз внимание на крайне важной с моей точки зрения истории — рефлексии.

«Без рефлексии все, что было — не было» — говорят умные люди, и это единственный способ пересобрать опыт в закономерности, набор разрозненных практик — в инструментарий.

К рассмотрению и обсуждению будут предложены различные схемы, а также перевод понятий «развитие» и «рефлексия» в практические алгоритмы, которые помогут осуществить следующий шаг развития управленческого мастерства.

Трансформируемся

Параллельно, для тех, кто уже постиг себя и хочет расширять свой кругозор в направлении управления командой и трансформационных изменений, мы собрали трек из трёх докладов.

Проследим за опытом построения распределённой команды от подбора людей, до организации самостоятельной команды, менеджмента требований и управления всей этой конструкцией. Виталий Левченко начнёт разговор об управлении распределёнными командами и удалёнными сотрудниками. Что ж, посмотрим. Основная мысль доклада — распределенные команды могут быть не менее эффективными, чем локальные. А сразу после окончания можно переместиться в зал для круглых столов, обсудить с коллегами доклад и поделиться своими рецептами работы с удалёнными сотрудниками.

Это рассказ о пути, который ребята прошли от маленькой команды до полноценного круглосуточного обслуживания систем своих клиентов. В эту же тему послушаем немного необычный для нашей конференции доклад о том, «как построить работу DevOps 24/7» от Бориса Ершова. В докладе будут подводные камни, проблемы, а самое главное те решения, которые позволили им выстроить надёжный саппорт.

Как быть, когда приходится принимать команду «с историей», с устоявшимися не очень эффективными процессам. В этот же блок мы включили рассказ Ахмеда Шериева про «Рефакторинг легаси-команд и процессов разработки». Поищем ответы на эти вопросы вместе с Ахмедом. С чего начать, какие подходы к реформированию команд хорошо себя зарекомендовали и позволяют наиболее безболезненно производить изменения.

Немного философствуем

После перерыва перейдём к более философским темам и докладам.

Посмотрим, какие факторы влияют на доверие, почему важно поддерживать открытость и прозрачность, кто такой Team Trust Canvas, и как с его помощью можно наращивать доверие от итерации к итерации. Алексей Пикулев поделится своими соображениями про доверие в командах. Ага, у нас во всех компаниях доверие и открытость процветают:) Как на практике выстраивать хорошие, долгосрочные отношения. Капитанство? Какие практические инструменты и упражнения способны помочь нам построить или укрепить Доверие, какие из них выбрать и почему, спросим у Алексея 26 февраля. Как сфокусировать внимание членов команды на формировании доверия.

Это когда доклад является продолжением предыдущего доклада. Вы уже заметили, что на этой конференции мы пробуем историю с сиквелами. Евгений Россинский СТО ivi.ru год назад рассказывал о том, как ivi прошли Agile-трансформацию, каких результатов добились, создав масштабируемый scrum c value stream'ами. Вот ещё один пример. Крутейшая тема адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В этот раз Евгений расскажет о том, как ivi изменили структуру продуктово-технологического блока на время создания нового продукта, что осталось от гибких методологий, почему одну из ключевых ролей в вопросе организации процесса разработки сыграли инженеры по контролю качества, что стало в тимлидами и продукт оунерами. Не пропустите!

Многие наверняка слышали выступления Фила на технические темы на HighLoad++. На этой же волне послушаем Филиппа Дельгядо и его спич про методологию, как конструктор. В докладе Фил будет развивать идеи Коуберна из статьи «Каждому проекту — свою методологию».
Потому что нет какой-то одной подходящей для всех методологии, всегда нужно делать что-то уникальное и индивидуальное. Теперь пришло время делиться опытом управленческим. Посмотрим, из каких деталей может состоять методология разработки, на что стоит обращать внимание при ее конструировании и внедрении, когда и как нужно перестраивать созданную методологию.

Все мы сталкивались с совещаниями, которые быстро превращались в холивары и не давали никаких результатов. Доклад Натальи Свешниковой из Лаборатории Касперского посвящен практике профилактики холиваров и превращения встреч в продуктивное времяпрепровождение. Когда наша собственная встреча проходит так, нам кажется, что проблема в участниках. Когда мы участники таких встреч, мы виним во всём инициатора встречи. Попробуем разобраться, что делать, когда кругом все винят друг друга.

Потанцуем?

С саппортом. Александр Афёнов решил поделиться опытом Lamoda в борьбе с потоком задач на поддержку. В прошлый раз доклад на эту тему вызвал очень бурные обсуждения, но то был доклад от продуктовой компании с вполне себе выраженным продуктовым циклом. С учётом того, что большая часть аудитории — диждитал — мы решили пригласить представителя дружественной с точки зрения продукта и процессов компании. Болячки нам плюс-минус все знакомы, рецепты у каждого свои. Вот и сравним:)

Вы же наверняка с этим сталкивались. После этого вместе с Андреем Рыжкиным поговорим о том, как разделить обязанности между тимлидом и менеджером. Андрею ведь есть, о чём рассказать. Вот и прикинем, кто за что отвечает, как можно договориться на берегу, как выстроить эффективные коммуникации и т.д. В таком большом коллективе контролировать каждого невозможно, поэтому чрезвычайно важным становится наличие системы коммуникации. В его компании тридцать тимлидов и более ста разработчиков, примерно столько же менеджеров.

Вы слышали про N26? Идём дальше. Родившись всего лишь в 2013, компания успешно делает бизнес в Европе, у них очень привлекательные условия по банковским услугам. В Европе этот банк зародился, как финтех-стартап с намерением совершить революцию в традиционном банкинге. Но мы же не про банки?:)) На самом деле банка как бы нет — то есть он есть, но в виде приложения в телефоне (пользователям Т-банка это должно быть знакомо).

Это история о том, как Алина с напарником, набивая шишки и учась на собственных ошибках, сформировали новую команду в новом офисе. В рассказе Алины Денисенко собран опыт распространения культуры компании в новые офисы на этапе гиперроста. Проблемы знакомые — решения опять-таки у всех свои, познакомимся с подходами N26. В докладе также будет рассказ о трудностях в процессах поиска и найма людей, обучения и формирования команд, настройки удаленного общения между несколькими офисами, перемещения и разделения проектов между городами.

Вишенка на торте и закрывающие доклады

Алексей Петров из FunCorp откроет секрет сохранения полимеров в момент, когда ты становишься руководителем в новой компании. Рассказ о том, как построить взаимоотношения в своей команде, где есть ещё коллеги, процессы, регламенты и негласные традиции. Как не потеряться во всем этом многообразии и объеме информации. Как не потерять все полимеры, оправдать ожидания руководства и собственные. Как успеть объять необъятное, когда всё наваливается в режиме «здесь и сейчас», а часики испытательного срока нервно тикают над головой. Алексей знает о чём говорит, уверяю вас, т.к. поработал в нескольких крупных компаниях на руководящих должностях.

Та самая история, что в небольшом стартапе все сидят в одной комнате и решения принимают в курилке/у кофемашины, а в крупной компании на передний план выходят другие способы коммуникации — e-mail, трекеры задач, чаты, внутренние документы и так далее. Параллельно Дмитрий Марущенко из Badoo расскажет о том, как эволюционирует общение с ростом команды. Дмитрий пройдёт по всем этапам роста компании и расскажет, как эволюционирует общение, какие новые проблемы возникают на каждом этапе и как с ними справляться.

Ах, да, наш секретный воркшоп. Кажется никого не забыл. Визуальный язык, как и визуальный слух – наши естественные инструменты. Мы пригласили Анну Горбань, руководителя Лаборатории визуального мышления с практическим мастер-классом по визуальному структурированию информации. Успех графической визуализации объясняется тем, что человеческий мозг склонен рисовать картинки, мыслить образами, и язык рисунка – универсален!
Сегодня как никогда актуален вопрос формирования методик, позволяющих воспринимать и усваивать информацию более эффективно.

Должно быть очень интересно. Спойлер: чтобы быстрее понять о чём идёт речь — гуглите «скрайбинг».

Вот теперь точно все.

До встречи на TeamLead Conf 2019!
Напоминаю вам, что все докладчики и члены программного комитета два дня доступны и готовы отвечать на ваши вопросы!

Лайфхаки для тех, кто не может приехать или не успел купить билеты по стартовой цене:

  • Тимлиды из дальних городов могут сэкономить на поездке, купив трансляцию.
  • Уже можно купить ранние билеты на осенний TeamLead Conf в Питере.
  • На youtube-канале конференции есть все видео прошлых конференций, и через несколько месяцев начнут появляться новые.
  • И мы продолжим публиковать расшифровки избранных докладов.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть