Хабрахабр

Тандем автора и эксперта: как сделать его эффективным?

В августе RUVDS и контент-студия Хабра провели семинар «Как мотивировать автора, даже если он программист». По итогам мы решили опубликовать некоторые интересные, на наш взгляд, доклады в нашем блоге.

Журналисты писать умеют, но им нужна фактура. Эксперты обладают знаниями — но зачастую не хотят или не могут превратить их в текст. Но как сделать так, чтобы тандем оказался эффективным и на выходе получилась шикарная статья?
О подводных камнях совместной работы эксперта и автора-фрилансера и о том, как все настроить, рассказывал руководитель контент-студии Хабра Антон Поляков. Лучший вариант — работа в связке. Ниже — расшифровка его доклада.

Сначала несколько слов о нас. Мы контент-студия Хабра, помогаем компаниям готовить статьи для блогов, разрабатываем стратегию публикаций, составляем контент-план. Мы консультируем, по большей части бесплатно, организовываем тренинги для авторов и деврелов. И за это время накопили большой опыт по всем аспектам подготовки публикаций.

Кто такой эксперт

Эксперт — это занятой человек. Он работает над проектами, и у него есть наработанная фактура. Но чтобы завернуть эту фактуру в статью, ему может не хватать времени или писательских скиллов. Очевидный выход — дать в помощь эксперта-журналиста, который превратит его знания в публикацию.

Нет, не получится. И тут возникает первое заблуждение: «фрилансер сделает все под ключ» — достаточно лишь свести автора и эксперта, и в итоге получится шикарный материал. Чтобы статья получилось качественной и интересной, в ней также должен участвовать заказчик.

Кто будет автором

Ключевой момент — выбрать правильного человека, который будет работать с экспертом. Наша практика показывает, что лучше всего на роль автора подходит такой же эксперт: например, разработчик или другой человек с соответствующим набором знаний, или тот, кто хорошо пишет. Почему? Потому что человек, который в теме, может задать правильные вопросы, расставляет правильные акценты, не пропускает детали и всегда держит в голове цель статьи. Если возьмем другого специалиста, который тоже обладает хорошими писательскими скиллами, есть вероятность, что он что-то упустит, сделает акцент не на том, материал получится не настолько глубоким, не настолько экспертный. Здесь пострадает качество.

Да, не всегда удается найти специалиста, который глубоко владеет вопросом. Альтернатива — журналисты, которые умеют разговорить спикера. Кстати, интервью со спикером — отдельная история: разговорить, видеть, что главное, что нет, владеть терминологией — тоже большое искусство.

Бриф

Важная часть подготовки материала — бриф. С одной стороны, вещь очевидная, но я хочу обратить внимание на несколько моментов, которые обязательно должны присутствовать.

Первый момент — рабочий заголовок. Иногда люди ставят задачу так:

У нас есть стек, что мы делали… — Давайте напишем, как мы разрабатываем онлайн-кассы.
— Давайте напишем, а что напишем?
— Ну вот, как мы их разрабатывали.

С таким подходом материал будет соответственным, с размазанным фокусом. Тут толком непонятна ни тема, ни как ее подавать. Отсюда получается классный материал. Если тему сформулировать четче: как мы сделали лучший сервис (слово «лучший» здесь ключевое), сразу выстраивается структура.
Во-первых, мы объясняем читателю, почему он лучший, почему мы делали именно так, почему взяли именно эти инструменты. Поэтому тему формулируем предельно точно и потом отталкиваемся от нее.

Мы видим на Хабре очень много статей, просто интересных, классных статей, которые не выполняют задач компании. Дальше в голове держим задачи, которые стоят перед публикацией. Поэтому, конечно, при написании материалов держите в голове цель. Они развлекают публику, может, привлекают чье-то внимание, но они своего не отрабатывают. Продвижение продукта? Что это будет? Тогда давайте в статье сделаем смысловые вставки: аккуратно, незаметно и в то же время эффективно.

Сбор информации

Журналиста надо обеспечить данными, и сделать это нужно перед тем, как он начнет составлять вопросы эксперту. Чем больше у журналиста информации, тем интереснее он сможет построить диалог, и тем интереснее будет материал.

Приемка работы

При приемке работ есть два ключевых момента: бриф и оформление. Когда у автора или журналиста на руках бриф, вам удобно указать на несоответствия, а журналистику — их доработать. Не будет прений, плюс уменьшится время и количество итераций доработки. Естественно, обговорите с обоими, что скорее всего потребуются доработки. Иначе, как это часто бывает без договоренности, писатели, болезненно относящиеся к редактуре, сразу скисают и пропадают на 2–3 дня. А вы ждете, пока они придут в себя и доделают работу.

Когда все не так

Бывает, человек присылает материал, вы читаете и понимаете — совершенно не то. Если случай не особо запущенный, скажите автору, чего вы ждали. Он отредактирует. Если материал вообще «не в кассу», лучше поменять автора. Нужно собрать все материалы, техзадания, бриф, ответы эксперта и передать другому человеку. Это обычная история, здесь нет ничего страшного. Например, мы работаем со многими журналистами, и бывает так, что человек сдал пять прекрасных материалов — а шестая тема не идет. Либо не его, либо понадеялся, что разберется в ней по-быстрому. Понятно: больше такую тему ему не даем, рассчитываемся по минимальному тарифу, чтобы не обидеть и сохранить отношения.

Еще есть классный прием — корректировка темы. Пример: был заказан обзор технологии, и вдруг вместо обзора присылают интервью с экспертом. Тогда пробуем изменить формат статьи на интервью про технологию, в котором эксперт высказывает свои суждения по этой проблеме. Затем легкая редактура — и материал может вполне отлично зайти.

Итоги

Еще раз основные моменты:

  1. автор с нужным бэкграундом;
  2. качественный бриф;
  3. сбор фактуры;
  4. готовность к доработкам.

Это рецепт успеха. У нас еще клиенты, особенно крупные компании, часто спрашивают: «Почему вы столько возитесь? Сегодня поговорили с экспертом, через два дня сдали. Что тут делать-то?» Все это справедливо ровно до того момента, пока не начались доработки и согласования, которые отнимают уйму времени. И в этом плане качественный бриф помогает сэкономить время себе, эксперту и журналисту.

Вопросы из зала:

Сколько времени, ресурсов и денег уходит на подготовку поста?

Если называть среднюю температуру по больнице, то мы всегда говорим, что готовим посты в течение месяца. Пост посту рознь. Обычно мы ждем спикера, потом ждем автора, потому что у него может быть несколько материалов в работе. Если работа идет идеально: спикер на связи, журналист или эксперт свободен, можно и за 3–4 дня управиться, это уже с редактурой. А бывает, наоборот, спикер не отвечает или в командировке, вернется через месяц, а через месяц он уже забывает про нас. Месяц — это работа в спокойном режиме, бывает, за неделю делаем. По деньгам тоже по-разному: так как в подготовке материала задействованы и корректор, и автор, и редактор, примерная вилка для одной статьи — 8–15 тысяч рублей, не считая организационной, редакторской работы.

Ваш бриф разработан методом проб и ошибок или взят откуда-то с доработками?

Это наш бриф, которым мы пользуемся в своей работе.

Я, как пиарщик, им помогаю. Мы хотим интересно рассказывать о своих продуктах в блоге, но разработчики совершенно не умеют писать. Можно ли вам показать наши статьи? Поэтому для нас сейчас актуально получить ревью, чтобы доработать тексты до идеала. И на каких условиях?

У нас есть отдельная услуга, но несколько материалов мы посмотрим бесплатно. Да, вы можете прислать материалы, мы дадим рецензию. А вообще мы проводим тренинги для авторов внутри компании, за последние полгода провели порядка 5–6 встреч.

Гипотетическая ситуация: у нас есть прекрасный эксперт, прекрасный журналист, который разбирается в теме. Месяц они писали материал, мы заплатили 30 000 рублей, но статья не зашла, болтается с рейтингом +2, 500 просмотров. Как с этим жить?

Вариантов много: не попали в нужную аудиторию, например, не достаточно углубили или повернули тему не в ту сторону и пр. Присылайте текст, посмотрим. Те люди, которые ведут блоги, как художники, каждый раз рисуют новую картину. Писательская деятельность — как искусство. Да есть общие принципы написания хорошего текста, но гарантий нет. Никто не знает, как она зайдет, понравится ли публике. Мы анализируем блоги компаний и часто видим такую картину: под статьями сначала стоят оценки +50, +30, +30 потом –5. Иногда и на старуху бывает проруха. Чтобы меньше промахиваться, должен быть опыт, а его надо нарабатывать. Промахнулись.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть