Hi-Tech

Талантливый изобретатель, неудачливый бизнесмен: история основателя компании JBL Джеймса Лэнсинга

Почему новаторских разработок оказалось недостаточно, чтобы сделать бизнес успешным.

В закладки

Аудио

Джеймс Лэнсинг stereolife.pl

Ранние годы

Он был девятым ребёнком, всего его родители Генрих и Грэйс воспитывали 13 детей. Основатель компании JBL Джеймс Лэнсинг, тогда ещё Джеймс Мартин, родился 14 января 1902 года в штате Иллинойс в семье горного инженера. Из-за работы отца семья часто меняла место жительства, объездив почти весь Средний Запад.

Уже в десять лет Джеймс проявлял интерес к электро- и радиотехнике и самостоятельно смастерил лейденскую банку — электрический конденсатор, который в 1745 году придумал голландский учёный Питер ван Мушенбрук.

Вскоре в дом Мартинов заявились военные с требованием отключить прибор. В двенадцать он соорудил свой первый радиопередатчик, сигналы которого достигли радиостанции ВМС.

Закончив школу, Джеймс устроился в автомастерскую. Подросток проявлял способности не только в радиотехнике, но и хорошо управлялся с механическими устройствами. Отметив его способности, владелец сервиса отправил молодого человека на курсы повышения квалификации в Детройт, штат Мичиган.

Жизнь в новом месте так сильно повлияла на юношу, что вскоре он сменил имя и стал Джеймсом Буллоу Лэнсингом. В юные годы будущий предприниматель по неясным причинам оставил родительский дом и какое-то время жил в семье неких Буллоу в городе Литчфилд.

Джеймс Лэнсинг в молодости audioheritage.org

Основание Lansing Manufacturing

Там Джеймс встретил двух людей, ставших большой частью его жизни: компаньона Кена Деккера и Гленну Петерсон, будущую жену. В 1925 году умерла мать Лэнсинга, и он переехал в Солт-Лейк-Сити.

В Солт-Лейк-Сити Лэнсинг недолго поработал инженером на радиостанции, а затем устроился в компанию по производству автозапчастей Felts Auto Parts.

Поэтому он часто задерживался в конце дня. С согласия владельца завода Джеймс мог прямо на рабочем месте проводить эксперименты с радио и громкоговорителями. Его приёмник, вспоминает Фред Петерсон, родственник супруги Лэнсинга, превосходил по качеству любой другой, который ему доводилось слышать.

Он попытался устроитьcя в Baldwin Radio, крупнейшего в стране производителя радиооборудования, и даже встретился с основателем компании Натаном Болдуином, изобретателем наушников, но получил отказ. Вскоре инженер понял, что может заниматься звуком профессионально, и начал искать подходящую работу.

Лэнсинг не отчаялся — многочисленные отказы подтолкнули его к открытию собственной фирмы. Другие попытки тоже оказались неудачными.

Первое время компания состояла всего из трёх человек: Джеймса, Фреда Петерсон и его отца Эндрю. В 1926 году он оставил Felts Auto Parts и основал Lansing Manufacturing. Втроём они работали над динамиками для радиоприёмников в маленьком подвале в центре Солт-Лейк-Сити.

Вскоре компания привлекла внимание и Натана Болдуина, который лично появился в мастерской с предложением выкупить бизнес. Новая фирма быстро заслужила доверие, производители начали закупать продукцию Lansing Manufacturing. На этот раз была его очередь принять отказ.

Визитная карточка Джеймса Лэнсинга audioheritage.org

Деккер был на восемь лет старше Лэнсинга и лучше разбирался в управлении. В том же году в компанию пришёл Кен Деккер, отец которого близко дружил с Эндрю Петерсоном. По инициативе Джеймса он стал совладельцем фирмы.

Через какое-то время компаньоны перебрались в Лос-Анджелес, родной город Кена, чтобы воспользоваться преимуществами более крупного рынка.

Бизнес в Америке

Предприятие быстро росло и к 1929 году насчитывало 40 человек. В 1927 году Lansing Manufacturing стала калифорнийской, офис открыли на нынешнем бульваре Мартина Лютера Кинга.

Место было выбрано неслучайно: на той же улице располагался крупнейший клиент Lansing Manufacturing — производитель приёмников Jackson Bell. Из-за увеличения штата компания переехала в новое помещение на 6626 Маккинли-авеню. Вскоре Маккинли-авеню стала центром всего радиобизнеса Лос-Анджелеса.

Да, звук в кино использовался и раньше, но в виде музыки и эффектов. Одновременно с переездом Lansing Manufacturing на экраны вышел мюзикл «Певец джаза», ознаменовавший начало звуковой эры кинематографа. В «Певце джаза» актёры впервые заговорили.

Афиша «Певца джаза»

Не последнюю роль в создании новых стандартов звука для кинематографа сыграли Лэнсинг и его команда. Развитие кино потребовало оснастить кинотеатры более совершенными звуковыми системами.

Именно её громкоговорители использовались на показах «Певца джаза». Тогда лидером по производству аппаратов для звукового сопровождения фильмов была компания Western Electric, оборудовавшая тысячи залов по всей Америке. Однако представителей киноиндустрии звук Western Electric категорически не устраивал, в частности, из-за задержек в передаче.

Итогом переговоров стало привлечение команды инженеров-энтузиастов, одним из которых был Джон Блэкберн, обладатель докторской степени по физике, работавший на Лэнсинга. В 1933 году глава звукового подразделения студии Metro Goldwyn Mayer Дуглас Ширер предложил молодому инженеру Джону Хилларду заняться усовершенствованием звука в кинозалах. Проектирование новинки велось на базе Lansing Manufacturing Company.

Примерно в то же время Лэнсинг с Блэкберном посетили конференцию инженеров кинопроизводства в Голливуде, где Western Electronic представила очередную акустическую систему для кинозалов.

Первоначально Metro Goldwyn Mayer закупила «рупор» для 12 кинотеатров страны. Итогом совместной работы Лэнсинга и конструкторов явился так называемый «рупор Ширера», ставший прорывом в области кинозвука. Когда система получила одобрение, студия поручила Lansing Manufacturing изготовление ещё 75 единиц.

После этого стандарты кинематографического звука изменились на 50 лет — тон задала Lansing Manufacturing. В 1936 году изобретение получило престижную награду за техническое совершенство от Американской академии кинематографических искусств и наук.

В 1937-м Лэнсинг представил ещё одну знаковую разработку, уже персональную, — двухголосный громкоговоритель Iconic.

Iconic, 1937 год audioheritage.org

Iconic стала популярной, немало известных музыкантов пользовались ей в студийной работе (например, гитарист и новатор в области звукозаписи Лес Пол). Знания, полученные во время работы над «рупором Ширера», вдохновили его на создание компактной двухполосной колонки с 15-дюймовым фазоинвертором. Колонка снискала славу и в киноиндустрии.

Продажа компании

По решению Верховного суда компания была вынуждена отказаться от подразделения, обслуживающего кинотеатры. Монополия Western Electric закончилась в 1937 году. Но чтобы оставаться конкурентоспособными, им не хватало ресурсов. Часть инженеров ушла, основав Altec Service.

Бизнес полностью оказался в руках Джеймса, и он впервые попытался управлять делами сам. В то же время в жизни Лэнсинга и его компании произошёл переломный момент — в 1939 году в авиакатастрофе погиб Кен Деккер. И всё же Лэнсинг был в первую очередь инженером: через три года после смерти Деккера он понял, что единственный способ удержать фирму на плаву — продать её.

Джеймсу пришлось согласиться, и Lansing Manufacturing выкупили за $50 тысяч. О проблемах Лэнсинга узнали руководители Altec Service и обратились к нему с предложением о слиянии. Это предприятие существует до сих пор, но к JBL не имеет отношения. После слияния общую компанию переименовали в Altec Lansing.

Офис Altec Lansing Corporation в 1941 году audioheritage.org

Он занял пост вице-президента и курировал разработки. Лэнсинга устраивало такое положение дел. Наиболее успешным стал динамик Altec 604, созданный на базе Altec 601, другого популярного громкоговорителя. Отвлёкшись от финансовых забот, инженер наконец-то смог сосредоточиться на новых проектах.

Эта модель широко использовалась в радиовещании и стала стандартом в индустрии звукозаписи США. В Altec 604 впервые появился постоянный магнит из сплава алнико (алюминий, никель и кобальт). Её производят до сих пор.

Не менее удачной стала театральная система А4 высотой более трёх метров, в 1940-е годы зарекомендовавшая себя лучшей звуковой системой для кинотеатров.

Он не привык работать в подчинении, часто ссорился с начальником. Тем не менее, несмотря на творческую свободу, Джеймс чувствовал себя не на своём месте. После ухода все наработки инженера остались в собственности Altec Lansing. По истечению пятилетнего контракта Лэнсинг не стал его продлевать.

Создание JBL, самоубийство и смена владельца

Он выращивал авокадо и цитрусовые, пытаясь вести спокойный образ жизни почтенного пенсионера. По словам одного из сотрудников JBL Джона Эдвардса, работая в Altec Lansing, Джеймс решил отойти от дел и параллельно занимался фермерством.

Как отмечает Эдвардс, «акустика была у него в крови». Но после ухода он не смог долго усидеть на месте. Вскоре ферма изобретателя превратилась в склад колонок, а загородный дом — в производственный цех.

Поначалу он планировал назвать её Lansing Sound, но адвокаты Altec Lansing выступили против. Лэнсинг рискнул вновь выйти на рынок и зарегистрировал очередную фирму 1 октября 1946 года. Lansing. В итоге Джеймс просто использовал своё имя целиком — James B. Мастерская расположилась в маленьком городке Сан-Маркос округа Сан-Диего, недалеко от ранчо Лэнсинга.

Lansing стали 15-дюймовый динамик D101 и басовый драйвер D175, до сих пор представленный в линейке JBL. Первыми разработками James B. Также Лэнсинг выпустил динамик D130, в котором впервые появились четырёхдюймовые звуковые катушки.

Динамик D130 audioheritage.org

Первые несколько лет она, принося убытки, существовала за счёт взятых Джеймсом кредитов. Компанию Лэнсинг открыл после войны, в период экономического спада. Одним из основных кредиторов являлась Marquardt Aviation, которую в совете директоров представлял Уильям Томас.

Лэнсинг понял, что снова попал в ловушку: чтобы спасти фирму от банкротства, нужно её продать. В конце 1948 года долги компании выросли до $14 тысяч. Сотрудничество разорвали. В начале следующего года Marquardt Aviation перешла под контроль General Tire, которую не интересовали ни Лэнсинг, ни аудиотехника. Уильям Томас тем не менее продолжил работать в компании.

Lansing достигли $20 тысяч. К концу 1949 года долги James B. 24 сентября 1949 года он, как обычно, заехал к брату Биллу по пути в Сан-Маркос и в тот же вечер покончил с собой. Лэнсинг не видел выхода из сложившейся ситуации и впал в глубокую депрессию. Его похоронили на кладбище Инглвуд в Лос-Анджелесе.

Нередко затяжной приступ депрессии сменялся у него периодом творческого подъёма. По воспоминаниям коллег, Лэнсинг страдал биполярным расстройством. В такие дни он не выходил из офиса, и сотрудники, приходя рано утром на работу, часто находили его спящим на диване в холле.

Эдвардс, занимавшийся продажами, одновременно занимался и доставкой: «Я грузил все посылки и каждый вечер после работы увозил их на почту: в те дни у нас было много почтовых заказов». Джон Эдвардс отмечает: после смерти основателя каждый работник делал всё возможное, чтобы компания продолжала жить.

«Я помню, как жена Говарда Вайзера, одного из работников, не раз звонила в офис, умоляя его уволиться и найти что-то более стабильное. Нередко приходилось просить заказчиков подождать, задерживалась и зарплата сотрудникам. Но Говард проработал в JBL 21 год», — подчёркивает Эдвардс.

Lansing, возглавляя компанию в отсутствие Уильяма Томаса, взявшегося за возрождение фирмы после кончины основателя. В 1950-х Эдвардс стал первым вице-президентом James B.

Lansing повышала спрос. В те годы имя Лэнсинга было на слуху, поэтому маркировка James B. Уильям Томас решил сократить его, оставив лишь первые буквы — James Bullough Lansing . Это вызвало недовольство Altec Lansing — начались долгие переговоры о смене названия. Это решение помогло избежать дальнейших претензий и стало хорошим маркетинговым ходом.

Несколькими годами ранее предприниматель застраховал свою жизнь на $10 тысяч. Парадоксально, но смерть Лэнсинга помогла вытащить компанию из долгов. Полученными от страховки деньгами Уильям Томас частично погасил задолженность.

Прибыль JBL с каждым годом начала расти. После Томас выкупил у супруги Лэнсинга акции компании, став её единоличным владельцем, и наметил план по увеличению продаж и снижению производственных затрат.

Прибыль JBL за период с 1947 по 1958 год audioheritage.org

Акустические системы Paragon и Hartsfield и конкуренция на рынке кинотеатров

В середине 20 века JBL представила две знаковые разработки — акустические системы Hartsfield и Paragon.

Томас вовремя заметил перемены, и JBL вышла на рынок потребительский электроники. Hartsfield появилась в период возникновения понятия hi-fi и спроса на качественную домашнюю технику. В 1955 году журнал Life назвал Hartsfield «акустикой мечты».

По мнению сотрудницы компании Маргарет Томас, именно Hartsfield «сделала бренд JBL». Модель оборудовали инновационным динамиком Klipsch, кроме того, в 1957 году на её дизайн выдали патент. Продажи компании в те годы увеличились вдвое.

JBL Hartsfield

Вообще, японский послевоенный рынок благосклонно принял изобретения Лэнсинга. По лицензии Hartsfield производили в Японии вплоть до 1980 года. Один состоятельный японский врач даже собрал полную коллекцию продуктов компании, включая все версии Paragon. Экономика страны росла, росли и доходы населения, и акустика JBL получила множество поклонников.

Дизайн для неё придумал Арнольд Вольф, впоследствии ставший генеральным директором JBL. Paragon выпускали с 1957 по 1983 год.

Собирали Paragon на отдельном участке фабрики — на пике продаж по пять систем в неделю. Надо сказать, что полного чертежа Paragon не было: многие элементы системы существовали только в голове инженеров.

Схема внутреннего устройства Paragon: в середине — низкочастотные динамики и отражающая панель, по бокам — компрессионные драйверы для частот выше

Более того, коллекционеры «охотятся» и на громкоговорители времён Лэнсинга. За 25 лет JBL реализовала около тысячи модулей; они до сих высоко ценятся на рынке винтажных акустических систем, их нынешняя стоимость может превышать $20 тысяч.

Шелл отправился туда и нашёл его. В 1999 году коллекционер Стив Шелл узнал, что монитор 1937 года, возможно, сохранился в одной из школ искусств в Лос-Анджелесе. Громкоговоритель был спрятан за тяжёлой решёткой, поэтому Стив отложил вопрос о покупке, пока не узнал, что в школе идёт капитальный ремонт.

От руководства школы Шелл получил разрешение забрать громкоговоритель, и с тех пор модель 500A украшает мастерскую Стива. Рабочие сказали ему, что выбросили колонку на свалку ещё две недели назад, но, может быть, она ещё лежит в куче мусора на заднем дворе.

JBL Paragon

И всё же логотип JBL оставался незаметным. Благодаря акустическим системам Paragon и Hartsfield компания получила репутацию фирмы высоких стандартов.

Когда компанию переименовали в JBL, буквы поместили внутрь восклицательного знака. Восклицательный знак в логотипе появился ещё при Лэнсинге. Но и такой логотип казался незавершённым.

Он объединил восклицательный знак с тремя буквами в одном прямоугольнике. Автором современного логотипа стал Арнольд Вольф. Новый логотип оказался более запоминающимся.

Тем не менее к концу 1970-х годов JBL удалось подвинуть конкурента. В начале карьеры Арнольда Вольфа на посту президента компании главным конкурентом JBL в кино и звукозаписи оставалась Altec Lansing. Оказалось, мониторов JBL в них больше, чем мониторов других компаний вместе взятых. Так, в 1977 году журнал Billboard провёл опрос среди работников звукозаписывающих студий.

При нём бренд уверенно закрепился и на профессиональном, и на потребительском рынках. Во многом это заслуга Вольфа. Линейка студийного оборудования, созданная в конце 1960-х годов под руководством Джорджа Аспергера, сегодня представлена практически в том же виде.

Мировое признание

JBL смогла удовлетворить этот запрос, объединившись, например, с Fender, производителем гитар и гитарного оборудования. Рок-музыка, появившаяся во второй половине 20 века, требовала изменений концертной акустики и живого звука.

В 1969 году JBL стала главным поставщиков усилителей для фестиваля Woodstock. Примечательно, что динамик D130, изобретённый Лэнсингом ещё в 1940-е годы, нашёл применение в усилителях Fender — компания посчитала его идеальным для своих электрогитар.

Сборка «Стены звука» группы Grateful Dead с динамиками D130

Сделку заключил ещё Уильям Томас в 1969 году, её сумма не разглашалась. Сегодня JBL входит в состав корпорации Harman International. Под руководством Сидни Хармана продажи компании к 1981 году выросли до $60 млн. После слияния JBL начала выход на международные рынки.

Режиссёр Джордж Лукас хотел донести до зрителя все особенности звучания, поэтому специально для Lucasfilm был разработан стандарт THX. В 1983 году на экраны вышла последняя часть оригинальной трилогии «Звездных войн». (Звук THX-сертифицированного оборудования наиболее приближен к студийному.)

Сегодня компания контролирует большую часть установок по стандартам THX. Именно JBL поручила разработку звуковых систем для кинозалов, которые соответствовали бы новым требованиям.

Более того, качество звука JBL можно оценить на многих известных площадках по всему миру: в голливудском театре Хичкока и Сиднейской опере, в Центре исполнительных искусств Кеннеди, в кинотеатрах Virgin в Японии и Королевском Шекспировском театре в Англии.

#jbl

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»