Таймлайн: Dootoo
О музыкальной индустрии
Dootoo — технологичный стартап на музыкальном рынке. Как заработать на музыке и как её купить?
Это растущий рынок, продажи музыки ежегодно увеличиваются. Музыкальная индустрия — это огромный рынок, общемировой объём которого составляет свыше $20 млрд.
Что существенно важно, значительный рост показывают именно продажи музыки в интернете, они уже превысили половину от общего объёма.
Конечно, на таком большом рынке заняты миллионы людей: кто-то более успешен, кто-то менее, но большая часть просто не понимает, как можно зарабатывать на своей музыке и продвигать своё творчество.
Как начинающим музыкантам, используя современные интернет решения, заработать на своём творчестве и стать популярными?
Запуск
Поскольку тогда я занимался проектом «Локальное радио» (корпоративные радиостанции для сетевых компаний), для работы требовался софт. Идея создать музыкальную платформу Dootoo родилась у меня в 2010 году. Софт компании ещё могли где-то купить, а вот с музыкой были проблемы, плюс ужесточения законодательства в части авторского права на использование музыки делало эту проблему ещё острее.
Пришлось погрузиться в этот процесс, что и породило идею сделать не просто софт для трансляции музыки, а создать музыкальную платформу. Одно время использовали сторонний софт, но по мере роста бизнеса, пришли к выходу, что необходим свой.
Клиенты получали готовое решение всех проблем, связанных с трансляцией музыки в их заведениях. По замыслу, на платформе клиент мог выбрать сформированную в плейлисты музыку, а софт для трансляции уже был в неё встроен.
Совершив множество ошибок и успев даже пару раз посудиться с недобросовестными разработчиками, я отложил эту идею до 2016 года.
Продукт
После долгих лет многие вещи кардинально изменились, на рынке уже появилось несколько сервисов, аналогичных придуманному.
Детально проанализировав рынок, мы приняли решение глобально увеличить возможности платформы, и идея переросла в бизнес-план.
Теперь наша платформа должна будет включать не только сервис потокового воспроизведения музыки в различных общественных заведениях, но и:
Сервис по букингу артистов различными заведениями. 1.
Автоматизированную платформу по дистрибуции музыки на цифровые площадки: Spotify, Google Play, Apple music, iTunes, Deezer, Tidal и прочие. 2.
Продакшн-библиотеку по продаже музыки для медиапроизводства: ТВ, радио, кинопроизводство, реклама. 3.
Краудфандинговую платформу и интеграцию с известными площадками: «Планета», Boomstarter, Kickstarter и прочие. 4.
Вдобавок ко всему мы сделаем нашу систему «умной»: за счёт встроенных алгоритмов поиска и инструментов продвижения музыки пользователи получат рекомендации, автоматические уведомления о новинках, внутреннюю систему рейтинга артистов и чарты, а музыканты получат подробную статистику по всем операциям, полную финансовую историю и аналитику.
Команда
Большой опыт и знакомства в этой сфере помогли быстро собрать команду и в 2016 году начать разработку.
Так в Dootoo появились технический и музыкальный директор. Поскольку основное, что требовалось для реализации — это разработка продукта и формирование музыкальной библиотеки, ключевые должности заняли люди с необходимыми компетенциями.
Всей технической частью и непосредственно разработкой занялся Иван Новиков (с ним нас познакомил общий знакомый), а вопросы, связанные с музыкой, легли на Александра Кожевина — профессионального звукорежиссёра и музыкального продюсера.
Остальные функции, необходимые для реализации платформы, выполнял я — генеральный директор и инвестор. С проектированием интерфейсов помогал мой родной брат Юрий (тогда у него была собственная веб-студия).
Понимая потенциал проекта, все работали с мотивацией. Учитывая предыдущие ошибки, я не стал больше нанимать необходимых для реализации проекта сотрудников, а предложил ключевым участникам доли в проекте.
Что же такое музыкальная платформа Dootoo и чем она так хороша
Dootoo — это платформа, веб-сервис, целая экосистема, в которой музыканты за счёт различных инструментов взаимодействуют с потребителями музыки по всему миру, тем самым монетизируя и продвигая своё творчество.
Очевидным становится ответ, что он хочет стать популярным, хочет зарабатывать на этом. Если отвечать на вопрос: какой результат хочет видеть человек, занимающийся музыкой? Но не очевидно, каким образом это сделать.
Мы стремимся создать такой сервис, который сделает решение этих задач, прежде всего, понятным и прозрачным. Даже если взять известных артистов, у них тоже есть подобные вопросы, их, возможно, меньше, они могут быть на другом уровне, но они есть.
Вот представьте, как может человек написать хорошую музыку, если он обременён решением каких-то непонятных или дискомфортных для себя вещей. Не секрет, что каждый хочет заниматься только тем, что ему нравится, а если говорить о музыке и о творческих людях в целом, то это для них максимально важно. Это невозможно.
И помогает артисту зарабатывать. Dootoo для музыкантов выполняет функцию некого виртуального продюсера, который заботится о своём артисте, создает ему такие комфортные условия, при которых он может сосредоточиться только на своём творчестве.
Реалии, с которыми сталкиваются музыканты
Нужно вписать много информации, решить какие-то юридические вопросы, где-то вообще необходимы посредники, плюс сложности языкового перевода. Существующие схемы заработка на музыке настолько непонятны обычным людям, что складывается такое ощущение, будто они созданы, чтобы не помочь человеку, а обдурить его. В общем, всё это превращается в какое-то безумие, за которым никак не уследить.
Поэтому многие музыканты убеждены, что в интернете на музыке невозможно заработать, и продолжают работать по старинке: концерты, корпоративы и так далее.
Если рассматривать варианты, как музыканты могут зарабатывать на своей музыке, причём неважно, популярные или только начинающие, можно остановиться на трёх главных источниках.
Первый — авторские вознаграждения, второй — концертная деятельность и третий — продажа музыки.
И во всех этих нишах авторы постоянно сталкиваются с какими-то проблемами.
Казалось бы, это должно приносить авторам хороший доход, ведь только в России сотни тысяч заведений используют музыку в своём бизнесе, но чуть-чуть погрузившись в это дело, понимаешь, что тут просто громадные подводные камни. Возьмём, например, доходы от авторского вознаграждения за воспроизведение музыки в общественных местах.
Чтобы вам было понятно, авторское вознаграждение — это некоторая денежная сумма, выплачиваемая автору за использование его произведений.
Следовательно, желающие могут использовать их только с его согласия и с выплатой ему авторского вознаграждения. Согласно действующему законодальству, автору принадлежат исключительные права на созданные им произведения.
В противном случае на заведение будут наложен существенный штраф, вплоть до заведения уголовного дела. Простыми словами: если в кафе, торговом центре или музее играет музыка, то за её использование должны производиться авторские отчисления.
РАО и ВОИС
Известные в первую очередь своими громкими уголовными делами, связанными с мошенничеством, растратой и прочим криминалом. Сбором средств и распределением авторских вознаграждений занимаются аккредитованные государством организации, так называемые общества по коллективному управлению правами, известные многим РАО и ВОИС.
Каждый год РАО наращивает свои обороты, которые уже составляют свыше 5 млрд рублей в год. Надо признать, с задачей по сбору средств с заведений они справляются на «пятёрку».
Точнее, проблемы не у них, а у тех, кому эти средства полагаются. Только вот с распределением этих средств у них проблемы. Например, многим известен случай, когда известный поэт-песенник Илья Резник написал жалобу премьеру Дмитрию Медведеву, в которой рассказал, что за 2500 своих песен он получает всего 30 тысяч рублей в месяц.
Подумайте сами, если известные авторы получают какие-то крохи, то что говорить об остальных, большинство из которых даже и не слышало о том, что им полагаются какие-то гонорары.
Понимая эту боль и проблемы рынка, мы постарались создать такой сервис, который построен по принципу максимальной прозрачности всех процессов.
Регистрируясь в Dootoo, автор получает личный кабинет, куда загружает свою музыку и может ею управлять. Схема, которую мы предлагаем для решения данной задачи, достаточно проста.
Так автор получает доступ к очень большой аудитории слушателей, что решает вопрос с его продвижением и, следовательно, популярностью, а поскольку наш сервис трансляции является платным для заведений, автор получает фиксированный доход от каждого проигрывания своих треков. Попадая в наш сервис, его музыка становится доступна сотням компаний, которые проигрывают её в своих заведениях, используя разработанный нами сервис трансляции.
Сервис потокового воспроизведения музыки для заведений
Это многофункциональное, современное и удобное решение для управления музыкой в любом заведении. Наш сервис трансляции является одним из основных компонентов экосистемы.
Вы заходите в личный кабинет (в нём вам уже доступна обширная музыкальная библиотека), выбираете понравившиеся вам плейлисты или создаёте свой, настраиваете параметры проигрывания музыки и рекламы. Представьте, у вас есть ресторан, и вам требуется, чтобы в нём ежедневно звучала музыка. Вы можете сразу управлять эфиром нескольких заведений и мониторить их состояние и работу из одного кабинета. И всё, дальше система всё сделает в автоматическом режиме.
Используя Dootoo, вы получите практически неограниченные возможности: вы можете создать в вашем заведении полноценную внутреннею радиостанцию и, что очень важно, всё будет работать в автоматическом режиме по ранее запланированному алгоритму.
Управлять всеми параметрами вы можете из любой точки мира и с любых устройств, потому что это веб-сервис. Ваше радио само включится и выключится в необходимое время, реклама будет выходить в установленный вами период и в нужном количестве, можете настроить, в какое время будет проигрываться конкретная музыка, например, с утра спокойная, а вечером энергичная.
А это действительно важно, так как существенно экономит ваше время. Помимо десятков тысяч треков, из которых вы можете сформировать свои плейлисты, в нашем каталоге можно выбрать уже готовые плейлисты, которые подобранны и распределены по различным типам заведений. Вы просто заходите в раздел, например, плейлистов для ресторанов, выбираете тот, который вам понравился, выборочно прослушиваете несколько треков и добавляете плейлист в трансляцию.
Каждый созданный нами плейлист — это результат профессиональной работы нашей музыкальной редакции, в которую входят действующие музыканты, продюсеры и звукорежиссёры. Вам даже не обязательно прослушивать каждую композицию, так как это не просто плейлисты из наобум взятых треков. Это действительно качественный контент.
Да, есть множество различных сайтов, которые продают музыку в своих каталогах. Не секрет, на выбор музыки главным образом влияет её узнаваемость. Там, конечно, многое обещают, но если начать разбираться в этом, то возникает не меньше вопросов.
Вы просто попали в бездну. Ну, загрузили вы музыку на сток, и что? Как человек должен найти вашу музыку? Представьте: в каталоге хранится 200 тысяч треков. Конечно, там есть различные фильтры, сортировки и прочее, но в таком объёме этого недостаточно. А если там миллионы треков?
Люди всегда будут брать то, что сверху, никто не будет сидеть и прослушивать тысячу треков и тратить на это по 50 часов, время дороже, а на отбор музыки уходит очень много времени, поверьте.
Поэтому продвижению музыки мы уделили особое внимание, мы создали функциональность, основанную на принципах ранжирования данных.
А при добавлении автором новой музыки сервис уведомляет об этом именно тех пользователей, которые уже используют его треки в своих плейлистах. Наш сервис учитывает статистику поиска и вкусы пользователей и автоматически рассылает им предложения по музыке, релевантной их запросам.
Плюс ко всему, используя нашу платформу, начинающий автор, целью которого является, прежде всего, продвижение, получает ряд существенных преимуществ над уже известными авторами: его треки имеют приоритет в рекомендуемых плейлистах, а также при поисковой выдаче в каталоге.
В нашей экосистеме мы хотим уравнять шансы неизвестных авторов с известными, чтобы их музыка была также востребована и не терялась среди большого количества треков.
Регистрируясь в Dootoo, вы автоматически создаёте личную страницу, которой присваивается собственный домен. Разработанная нами функция продвижения преследует автора практически с момента его попадания в систему. Используя ссылку на свой домен, вы можете делиться ей на различных сторонних ресурсах, и люди смогут зайти на вашу страницу, даже не имея регистрации. Вы практически создаёте свой сайт. Вы можете рекламировать себя, что безусловно сделает вас популярнее.
Конечно, для управления таким большим количеством операций необходима серьёзная функциональность, ведь если вы не умеете контролировать необходимую вам информацию, то всё это просто бессмысленно.
Они просто получают конечные цифры, которые никак не проверить, а ведь очень важно иметь подробную статистику по всем операциям, и мы даём её авторам. Сейчас одна из основных проблем для авторов связана именно с тем, что они не могут понять, кто, когда и как использует их музыку.
В любой момент можно зайти туда и посмотреть, что происходит. Вся информация по операциям, совершаемым пользователями в нашей экосистеме, доступна авторам и отражается в их личном кабинете.
Информация максимально подробная: можно посмотреть, в какой стране, в каком городе, в какой день и сколько раз проигрывался тот или иной трек, сколько средств начислено за тот или иной период, а также доступна вся статистика по финансовым операциям.
Используя Dootoo, авторы получают не просто какие-то отдельные функции, мы создали сервис, который решает множество различных задач.
Сервис по букингу артистов заведениями
А сейчас экономический кризис усугубил ситуацию, значительно сократив количество площадок для выступлений. Ни для кого не будет открытием, что начинающим артистам всегда было сложно пробиться на сцену.
Мы не могли обойти вниманием эту проблему, ведь многие заведения, помимо фонового проигрывания музыки, просто не могут обходиться без живых выступлений.
И что немаловажно — наш сервис является абсолютно бесплатным для музыкантов, мы не берём средств за его использование, а лишь удерживаем комиссию с фактически закрытых сделок. Созданная нами функция букинга артистов, позволяет организовать взаимоотношения заведений и музыкантов максимально быстро и безопасно.
Если вам необходимо организовать выступление, вы в своём кабинете создаёте проект мероприятия, указываете всю необходимую информацию о нём, далее Dootoo автоматически уведомляет всех музыкантов, чьи критерии соответствуют указанным в проекте. Наш сервис удобен как для заведений, так и для музыкантов.
Получая предложение, музыканты реагируют на него и в ответ предлагают свои условия.
Учитывая рейтинг, вы понимаете, насколько артист востребован у аудитории. Для выбора кандидата, помимо предложенных ими условий, вам поможет наша внутренняя система рейтинга музыкантов. Кроме того, в профиле каждого музыканта вы можете ознакомиться с реальными отзывами от других организаторов.
Также артист может самостоятельно предложить свое выступление, отправив соответствующее предложение, но только тому заведению, которое уже использует его музыку в своих плейлистах.
Договорившись о сотрудничестве, стороны начинают работу по принципу безопасной сделки. Основой нашей функции букинга является финансовая безопасность сторон.
Для начала работ заведению необходимо заморозить сумму гонорара артиста на своём счету, но выплата артисту будет произведена только тогда, когда сторона-организатор подтвердит, что условия соглашения выполнены.
Сотрудники нашего арбитража быстро отреагируют на ситуацию и сделают всё возможное, чтобы урегулировать проблему в кратчайшие сроки. Если одна из сторон выразит претензию, мотивируя её нарушением условий соглашения, то эта претензия переходит на рассмотрение в арбитраж Dootoo. В случае подтверждения, что условия были нарушены, замороженные средства будут возвращены организатору или перечислены артисту в полном объёме.
Используя возможности нашей платформы для букинга, стороны избегают негативных ситуаций, с которыми часто сталкиваются музыканты и заведения.
Подобные гарантии делают сотрудничество между заведением и артистом удобным и привлекательным. Просто исключено, что артист возьмёт деньги и не выступит, или организатор пропадёт, не выплатив гонорар.
Платформа для продажи и дистрибуции музыки
Современные решения, безусловно, развивают рынок, но к сожалению, многие из них по-прежнему остаются недоступными для множества пользователей. С появлением различных интернет-технологий появилось множество вариантов заработка за счёт музыки.
Но наряду с его привлекательностью, это один из самых сложных и трудозатратных процессов. Для музыкантов это один из самых перспективных способов дохода.
Чтобы использовать несколько сервисов, необходимо на всех зарегистрироваться, причём у каждого сервиса свои условия, юридические моменты и прочее, какие-то из них платные.
Учитывая данные сложности, мы поставили перед собой задачу объединить в Dootoo самые перспективные варианты для реализации музыки.
В отличие от различных музыкальных сервисов, решающих отдельные задачи, разработанная нами автоматизированная платформа для дистрибуции и продажи музыки позволит авторам одновременно распространять свой контент на многих известных музыкальных площадках, таких как: Spotify, Google Play, Apple music, iTunes, Deezer, Tidal и прочие.
Это хорошо тем, что не требуется регистрация в нескольких сервисах, вы просто выбираете те площадки, где хотите продавать свою музыку, и после модерации и проверки на уникальность Dootoo самостоятельно распространит ваши треки, и они будут продаваться на этих площадках по всему миру. Мы предлагаем работу по единому договору дистрибуции.
А поскольку по нашему договору вы передаёте не исключительные права, а лишь право воспользоваться вашим контентом, ваш трек могут купить бесконечное количество раз, и с каждой продажи вы будете зарабатывать.
Разрабатывая нашу продакшн-библиотеку, мы, прежде всего, учли проблемы стоков, где собрано много контента, за который, как правило, никто не несёт ответственность. Помимо дистрибуции, используя нашу платформу, авторы могут зарабатывать на продаже лицензий для коммерческого использования их музыки в фильмах, телепрограммах, рекламе или онлайн-видео.
Вы можете не только приобрести нелицензионный контент, но и просто потерять деньги. Кто сталкивался со стоками, приобретая там музыку, прекрасно знает про различные негативные ситуации, мошенников и прочее.
А гарантии того, что вы приобретаете контент именно у правообладателя, — это ключевое обстоятельство. Наш ресурс — это место, где можно быстро и сравнительно недорого приобрести качественный контент с необходимыми гарантиями.
Естественно, все вышеперечисленные возможности не работают должным образом, если ваш контент не профессионально подготовлен.
Наши ресурсы позволяют осуществлять профессиональную подготовку контента, начиная от студийной записи и мастеринга треков, заканчивая созданием дизайна обложки. Записанный в плохом качестве трек просто никто не захочет использовать, кому понравится треск из колонок или какие-то перепады громкости, а без хорошей обложки на ваш альбом вряд ли вообще кто-то обратит внимание.
Подготовка контента до момента продажи имеет существенное значение, ведь именно она во многом влияет на его дальнейшую востребованность.
Краудфандинговые возможности
Все эти процедуры требуют значительных финансовых затрат, а ведь многие авторы просто не имеют таких средств.
Добровольные взносы, с одной стороны, дают быстро понять, готова ли потенциальная аудитория покупать вашу музыку, а с другой стороны, вы получаете необходимые денежные средства. Для решения задач, связанных с финансированием, авторы смогут воспользоваться краудфандинговыми возможностями нашего сервиса.
Интегрировав Dootoo с такими известными краудфандинговыми платформами, как: «Планета», Boomstarter, Kickstarter и прочие, мы многократно увеличим шансы привлечь необходимые средства.
Запись альбома, съёмки клипа или организация гастрольного тура по стране — неважно, за счёт краудфандинга можно будет реализовать любые идеи.
Только представьте, всё, начиная от загрузки музыки до вывода денежных средств, делается в одном месте. Самое важное и существенное преимущество, что все эти возможности объединены для правообладателей в одном кабинете.
Продвижение
Поэтому мы инвестировали значительные средства в упаковку и маркетинг, большое внимание уделили дизайну и всем трендам, которые характеризуют музыкальный рынок. Исходя из специфики и масштабов нашего проекта нам необходимо создать устойчивый бренд с максимальной узнаваемостью у аудитории.
Что касается инструментов продвижения, мы планируем посещение различных профильных мероприятий и выставок.
Например, в конце мая 2018 года мы примем участие в конкурсе стартапов, проводимом в рамках Startup Village в Сколково, также в планах съездить на Gastreet — International Restaurant Show, проводимом в Сочи.
Монетизация
Поскольку мы начали разработку нашей платформы с «Сервиса потокового воспроизведения музыки в общественных заведениях», сейчас основной доход мы планируем получать от продажи подписки общественным заведениям.
Остальные сервисы нашей платформы сейчас находятся в разработке.
Метрики в динамике
Практически ежедневно заключаем договоры как с крупными зарубежными музыкальными лейблами, так и с отдельными артистами. Сейчас мы сосредоточены на расширении нашей музыкальной библиотеки. В нашем каталоге уже порядка 20 тысяч треков и в ближайшее время она должна достичь 100 тысяч композиций.
За время разработки мы провели десятки переговоров и уже заручились поддержкой от ряда сетевых компаний, выразивших потенциальный интерес к покупке нашего сервиса.
Планы
Dootoo можно назвать стартапом, но это не просто идея или бизнес-план. Мы делаем только первые шаги к выходу на рынок. Нами уже проведена колоссальная работа, сформирована команда проекта, проработан маркетинг продукта, создана необходимая юридическая база, мы решили огромное количество задач, начиная от фирменного стиля и заканчивая подготовкой инфраструктуры для масштабирования.
По функциональной части уже разработаны базовые функции кабинета правообладателей, создано управление авторами, загрузка музыки, статистика, реализован финансовый блок.
Разработан сервис трансляции для заведений, включающий музыкальную библиотеку с различными вариантами фильтрации и поиском, функция формирования плейлистов, система автоматизации и управления эфиром, функция мониторинга объектов и размещения рекламы, а также аудиоплеер.
Для обработки контента и для взаимодействия правообладателей с нашей музыкальной редакцией создан кабинет модератора музыки.
В стадии разработки находится компонент по букингу артистов.
И это уже готовые решения, а представьте, сколько времени ушло на проектирование системы, дизайн, анализ данных, тестирование — это просто громадный объём работ.
Созданы русская и английская версии сайта, ведётся поддержка проекта в соцсетях. Помимо внутренних компонентов системы, мы реализуем и наружное окружение.
Безусловно, ещё многое предстоит сделать: сейчас мы только заложили фундамент нашей экосистемы, но даже на данном этапе, наша бизнес-модель уже позволяет не просто окупать все затраты, но и получать хорошую прибыль и это только с доходов от одного сервиса трансляции.
Если учесть, что только в России количество заведений, использующих музыку в своем бизнесе, свыше 500 тысяч — это торговые центры, рестораны, бары, кафе, магазины одежды и обуви, продуктовые сети, фитнес-центры, отели и прочее.
А поскольку наш сервис не имеет территориальных границ, только представьте, как может измениться эта сумма. Если мы привлечём к сотрудничеству хотя бы 1% от общего числа заведений, наша прибыль составит порядка 150 млн рублей в год.
И это не просто суммы с потолка — это те показатели, которых мы знаем, как достичь в ближайшее время.
Конечно, мы можем развиваться на заработанные средства, но этот процесс будет медленнее, чем мы планируем, поэтому нам необходимы значительные инвестиции в наш проект, и сейчас мы ведём переговоры с рядом инвесторов, несколькими фондами и акселераторами.
В наших планах создать действительно большую, мировую и многомиллиардную историю, и мы уверены, что движемся в правильном направлении.
Прогноз
#стартапы