Главная » Hi-Tech » «Своя машина и жизнь в городе несовместимы»: евангелист Microsoft о каршеринге

«Своя машина и жизнь в городе несовместимы»: евангелист Microsoft о каршеринге

Александр Ложечкин

Анекдот для ИТ-шников. Есть IaaS, PaaS, SaaS, а есть Патрисия Каас.

Я думал, что был последним, кто приобщился к этому виду общественного транспорта, но оказалось, что это я ещё был в первых рядах. Ровно год назад я впервые прокатился на каршеринге.

Освоил байкшеринг и самокатшеринг. За год я успел прокатиться практически на всех каршерингах Москвы, Европы и Штатов. С тех пор каршеринг стал очень массовым, но я всё равно думаю, что настоящая массовость у него ещё впереди.

В последнее время о каршеринге написано столько несусветной чуши, что я не смог устоять и решил написать, как всё обстоит на самом деле.

Я рассказывал там о каршеринге, как примере shared-economy. О shared-economy я уже писал. Услышал много неприятного в свой адрес от любителей собственных автомобилей.

Почему своя машина и жизнь в городе несовместимы

Впрочем, своей машины у меня нет не только в Москве, но и в большинстве городов мира, где я бываю. Своей машины в Москве у меня нет. Как и от мотоцикла. Своей машины у меня нет нигде, кроме Мюнхена, где я тоже планирую от неё отказаться. Ну и не очень этично по отношению к обществу. Потому что содержать что-то, чем пользуешься максимум 10% своего времени, очень нерационально.

То есть остальные 22 часа их машина просто стоит, занимая место и не принося пользы. Большинство людей, владеющих машинами, пользуются ими от силы пару часов в сутки. И хорошо ещё, если она стоит на земле, принадлежащей владельцу машины (на своей земле делаю всё, что захочу), но чаще всего частные машины 80% времени занимают место в городе, причём место общественное.

Исторически людям хочется жить рядом с другими людьми. Порассуждаем немножко про это. Причём чем больше людей оказывается рядом, тем лучше им оказывается жить. За исключением редких примеров отшельников люди стремятся жить вместе, создавая деревни и города.

В больших городах есть хорошие музеи и театры. В больших городах, как правило, есть хорошие аэропорты, из которых можно без пересадок и недорого улететь по многим направлениям. В больших городах есть хорошие магазины. В больших городах есть хорошие школы и университеты. То есть работает кумулятивный эффект: больше людей — лучше услуги — больше людей. В больших городах есть хорошие места работы, потому что в больших городах есть много хороших сотрудников.

Чтобы большой город не рос безгранично в пространстве по мере роста населения, приходится тесниться. Но есть одна проблема. И даже если, как в Штатах, многие будут жить в одноэтажных домиках, центр города с музеями, университетами, музеями, театрами и ресторанами, оказывается всё равно довольно тесным.

И если ехать долго не хочется, то придётся жить поближе к центру. А если весь пригород будет одноэтажным, то большинству ехать до этого самого центра придётся долго. И поэтому придётся жить потеснее. Где земля будет стоить дорого. Опять же, круг замкнулся.

Стоимость квадратного метра площади поверхности земли в большом городе взлетает до небес. Таким образом большая плотность населения — неизбежное следствие желания людей жить удобно. Дома становятся всё выше, квартиры — всё меньше.

Именно столько места занимает средний легковой автомобиль. И логично задать вопрос — а можем ли мы себе позволить десять метров площади города отдать не домам, не дорогам, а парковке? Занимая такое дорогое место. Причём автомобиль, который 80% времени не приносит никакой пользы, никуда не едет, а просто стоит на обочине.

Например, для того же музея, университета, хорошего места работы или жилья. Даже если парковка платная и владелец машины платит свои 70 или даже 200 рублей в час за парковку — это несравнимо дешевле, чем могла бы приносить эта земля, если бы использовалась с толком.

Готовы ли вы были отдать десять квадратных метров своей квартиры для парковки своей машины? Таким образом парковка — очень дорогое удовольствие. Вряд ли. Или двадцать — для двух? Да ещё и бесплатно? А почему вы считаете, что город должен предоставить вам эту площадь? И поэтому же владение собственным автомобилем несовместимо с жизнью в городе. Поэтому парковка просто обязана быть дорогой.

Хочешь жить в городе поближе к музеям, ресторанам и театрам — езжай на трамвайчике. Хочешь владеть своей машиной — покупай загородный дом.

Частный общественный транспорт

Каршеринг, на мой взгляд, как раз стал тем отличным компромиссом, который при большинстве преимуществ личного автомобиля лишён его недостатков. До недавнего времени альтернатива была либо собственный автомобиль, либо тесный и неудобный общественный транспорт, либо такси. И, являясь общественным транспортом, лишён его минусов.

В чём преимущества каршеринга:

  • Вы едете на собственной машине за рулём куда хотите и как хотите.
  • При этом вы не думаете о ремонте, страховке, смене резины на зиму, мойке и заправке.
  • В отличие от такси вам не приходится соседствовать с непонятным персонажем за рулём. Для меня, как для неистового мизантропа и интроверта, — решающее преимущество.
  • Вы не думаете о том, что если в одну сторону поехали на машине, то на машине придётся возвращаться и назад (как пришлось бы сделать со своим автомобилем).

Любой большой город с точки зрения передвижения в пространстве анизотропен. Остановлюсь на последнем аргументе подробнее. А вот из точки Б в точку А — наоборот, очень долго. Для гуманитариев поясню: из точки А в точку Б может быть добраться очень быстро. И при этом ещё и в магазин заехать за покупками. Поэтому может быть очень удобно с окраины в центр утром ехать на метро, а вот потом ехать на окраину может быть удобнее на машине.

Когда на работу лучше ехать на машине, а вот обратно — на такси. Ещё для любителей выпить может быть личная анизотропия. Со своей машиной приходится думать о том, что если туда поехал на автомобиле, то на нём же придётся возвращаться обратно. Сценариев, когда «туда» и «назад» ехать может быть удобнее по-разному — миллион. А с каршерингом таких проблем нет.

Я очень мало попадал в аварии в своей водительской практике. Ещё об одном преимуществе каршеринга я, к сожалению, узнал на собственном опыте. Нужно думать о сервисе, о том, как эвакуировать машину, о том, как потом продавать её и так далее. Но знаю, что какой бы хорошей ни была страховка на машину, авария — в любом случае большая проблема.

А с каршерингом оказалось всё очень просто: вызвал ГАИ, получил справку, оставил разбитую машину на обочине, прошёл двести метров до другого каршеринга и поехал дальше, забыв про аварию, как страшный сон. В общем, с аварией проблемы только начинаются. В общем, Car as a Service (CaaS), смотрите эпиграф.

И у него есть, конечно, куча минусов в сравнении со своей машиной: маленький выбор марок и моделей, необходимость всякий раз настраивать машину для себя, отсутствие детских кресел (частично решается с помощью сервиса mifold) и так далее. Я далёк от идеализации каршеринга. Но, на мой взгляд, эти недостатки нивелируются преимуществами.

Конечно, вместе с остальным общественным транспортом, каршеринг вряд ли пустят на выделенки (и, наверное, правильно, так как скоро каршеринга будет столько, что это бы обнулило все преимущества выделенных полос). Я очень рад, что в Москве правительство поддерживает каршеринг (где тут раздают печеньки за поддержку Собянина?) и надеюсь, что на этом они не остановятся.

Ну или хотя бы повысить цены на паркинг до 300–500 рублей в час и отменить бесплатную парковку по выходным было бы ещё лучше. Но вот сделать выделенные парковки в центре для каршеринга было бы очень правильно. И сделать парковку платной во всём городе, включая дворы — только так можно было бы победить пробки.

Я очень надеюсь, что со временем так произойдёт и в Москве (хоть и вряд ли до выборов). А ещё лучше сделать, как в Японии — где купить машину можно только предоставив документы на принадлежащее вам парковочное место.

Машин должно быть сильно больше (что и так происходит), приложения должны быть сильно проще и удобнее. Самим компаниям-операторам каршеринга тоже есть куда развиваться.

Что-то делать с суточными тарифами (которые сейчас просто заоблачные), да и с тарифами вообще — хотя это и так сейчас происходит вместе с растущей конкуренцией. Нужно не воевать друг с другом, а наоборот, объединяться с помощью агрегаторов.

Начну с российских. Напоследок расскажу о своём опыте использования разных компаний каршеринга.

YouDrive

К YouDrive у меня особое отношение, ведь именно с них начался мой опыт использования каршерингом.

В общем, всё здорово. Очень удобное приложение, очень классные машинки (тогда были только «Смарты», сейчас ещё и BMW, Mercedes, Mini, и т.д.), очень классная (на тот момент) поддержка в Telegram, интересная программа лояльности, маленькая зона завершения аренды, создававшая хорошую плотность машин в центре города и в местах скопления клиентов, возможность «передать» машину за пределами зоны завершения (услуга вообще уникальная, и у нас и в мире), с всегда заправленными и с омывайкой машинами.

Сначала постепенно лишили почти всех преимуществ обладателей высоких статусов в программе лояльности (а я ведь когда-то был готов на такси или другом каршеринге доехать до машины YouDrive, чтобы повысить свой статус), отменили бесплатную ночную парковку, потом расширили зону завершения аренды, из-за чего машин стало резко меньше. Но, к сожалению, за год YouDrive сильно испортился. А, например, парковку в аэропортах и нормальные суточные тарифы так и не сделали.

Но всё равно отдам им первое место в своём рейтинге за прошлые заслуги и в надежде, что они исправятся и повернутся к лояльным пользователям лицом. Из очень лояльного пользователя YouDrive я превратился в того, кто при прочих равных выберет не его, а того, кто будет ближе. А иначе очень скоро рискуют опуститься в рейтинге ниже даже «Делимобиля».

«Яндекс.Драйв»

И боялись не зря. Появления «Яндекс.Драйва» боялись все игроки рынка каршеринга. Они сразу вышли с очень большим парком машин и продолжают его активно расширять, с удобным приложением, агрессивными ценами (иногда — так как ценообразование там динамическое), хорошей (хоть и не сразу) поддержкой, парковкой в аэропортах (может и не всех, но для меня в Москве кроме Шереметьево нет аэропортов).

Но есть и огромный (для меня) минус — в «Яндексе» не то, что нет суточных тарифов (у YouDrive их тоже нет), но в принципе нельзя брать машину больше, чем на сутки. Очень интересная функция — интегрированные в машины планшеты с сервисами «Яндекса», в том числе и навигацией с пробками. Это же абсолютная глупость — любому каршерингу выгодно, чтобы машина была в аренде, а не стояла бесплатно на улице. Почему? Загадка.

Но в «Яндекс» я верю, они быстро развиваются, поэтому я надеюсь, что с расширением парка и улучшением сервиса они выйдут на первое место.

BelkaCar

Их действия на рынке часто вызывали ассоциации с идиомой «белка-истеричка» (я сейчас про их демонстративный выход из независимых агрегаторов каршерингов — хотя при этом они противоречиво остались в «Яндекс.Транспорте»). BelkaCar я с самого начала невзлюбил.

Начал пользоваться и постепенно втянулся. Но со временем, посмотрев интервью одной из создательниц сервиса, рассказавшей, что сервис они создали «на собственные деньги и деньги бывших мужей», я как-то проникся. Я знаю, что у BelkaCar больше всего преданных пользователей, может быть, со временем и я сам стану таким.

А ещё неплохое приложение, множество машин, более-менее разумные суточные тарифы, парковка в аэропортах — всё это сильные козыри. По крайней мере Belka Black с Mercedes-Benz — хороший заход на это. Третье место.

Anytimecar

Он был для меня вторым, который я попробовал после YouDrive и был, конечно, неприятно поражён. Anytimecar — самый старый каршеринг в России и в Москве.

После хипстерского YouDrive, где всё было сделано для людей и как удобнее, Anytimecar со своим убогим приложением, топливными картами, требованием звонить в поддержку, чтобы заправить машину (и машинами с вечно пустыми баками и без омывайки, как следствие) — всё это создавало ощущение, что после магазина App Store попал в сельпо, где продавец в каждом покупателе видит вора.

Но в плюсах уникальные вещи: возможность подать машину по нужному адресу, нормальные суточные тарифы и интересный выбор самих машин (они были первыми, кто предложил машины более-менее нормального уровня). А ещё требование фотографировать машины после каждой аренды — до такого не догадался ни один каршеринг!

Жаль, что это был «Делимобиль». В общем, Anytimecar я всё равно любил, как пионеров, но совсем не удивлён, что их в итоге купил «Делимобиль».

«Делимобиль»

И самый убогий. Самый большой в России и периодически самый большой в Москве каршеринг. Renault Kaptur — ещё хуже. Hyundai Solaris, особенно предыдущего поколения, — это не машина, а недоразумение. Очевидно, что партнёрство с ВАЗом не прошло даром, поэтому им это удалось. Такое ощущение, что все инженеры Renault собрались вместе на мозговой штурм с целью сделать максимально убогую машину.

Поэтому убогое приложение и неухоженные машины я даже не буду упоминать. А когда «Делимобиль» ещё и заклеил все машины рекламой ЛДПР, они навсегда в моём рейтинге опустились на последнее место. Приходится терпеть. Но, к сожалению, чаще всего ближайшей машиной будет именно «Делимобиль», поэтому избежать пользования этим сервисом невозможно.

Поэтому в них можно даже не регистрироваться, а вместо этого воспользоваться агрегатором — YouDrive, в котором большинство из них уже представлено (агрегировать убогие сервисы — это был отличный ход YouDrive!) В Москве есть ещё куча каршерингов: всякие Rentmee, Car4You, TimCar, EasyRide, Car5, MatreshCar и так далее, но, к сожалению, у них настолько мало машин, что шансы оказаться им рядом с вами — крайне малы.

Тут помогло наличие немецких прав — не уверен, что с российскими правами будет просто там зарегистрироваться. В мире я ещё попробовал Car2Go, ZipCar, DriveNow и ещё несколько совсем локальных сервисов, вроде каршеринга электромобилей в Копенгагене. И сравнивая наши сервисы с международными могу сказать, что наши сильно лучше.

У наших и тарифы ниже, и приложения значительно удобнее. Всё-таки конкуренция — великая вещь. Но вот что помогает нашим западным коллегам — так это то, что они основаны с большим участием или самими автопроизводителями — поэтому прямо в бортовой навигационной системе видно, находитесь ли вы в зоне завершения аренды или нет, машина сама прокладывает путь к заправке, если топлива остаётся немного.

Благодаря этому не нужно долго настраивать сиденье под себя после любителей поездить лёжа, например. А ещё мне очень понравилось в смартах Car2Go, что там нельзя регулировать наклон спинки и высоту сиденья — только расстояние до руля.

Я признаюсь честно, что являюсь ретроградом и не верю, что уже через пять лет, как утверждают некоторые, self-driving cars вытеснят традиционные автомобили. Но в целом, конечно, концепция каршеринга находится в самом начале пути.

А вот владение собственным автомобилем в городе, думаю, скоро станет таким же нонсенсом, как владение лошадью. Я думаю, что удовольствия поездить за рулём самому ещё хватит на наш век. Машина должна ездить, а не стоять 22 часа из 24-х часов на парковке.

У большинства пользователей каршерингов есть своя машина, так что не бойтесь попробовать. В общем, всем рекомендую регистрироваться в каршеринге и начать его использовать. А со временем понравится и вам, надеюсь, захочется от своей машины отказаться, тем самым внеся лепту в уменьшение пробок в городе.

И даже прокатиться на автобусе. А после вам (как и мне) захочется попробовать и велошеринг и самокатшеринг. И что жить в городе можно и удобно и комфортно, не создавая проблем другим. И окажется, что современный общественный транспорт не так уж и плох.

#мнения #каршеринг


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Instagram рассказал об 1 млрд пользователей и представил раздел с роликами до 60 минут

Instagram рассказал об 1 млрд пользователей и представил раздел с роликами до 60 минут Презентация состоялась 20 июня в Сан-Франциско. Фотосервис Instagram рассказал о росте аудитории до 1 млрд пользователей и представил платформу IGTV для создания и просмотра вертикальных роликов ...

Кем были предки Тинькова, Касперского, Дурова, Воложа и Овчинникова

Олег Юрьевич Тиньков Родился 25 декабря 1967 года в посёлке Полысаево Кемеровской области (в паспорте указано: город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области). Есть сводный брат — Юрий, сын матери от первого брака. Жена Тинькова — Рина Валентиновна Тинькова (Восман), родилась 29 августа ...