Hi-Tech

Свободное плавание: можно ли заработать на яхтинге в России

Интервью с основателями парусной школы «Сила ветра» Максимом Пинигиным и Александром Сколковым — о доходах, проблемах с морской полицией и способах продвижения.

В закладки

Как начиналась «Сила ветра»

А Саша присоединился к вам позже? Максим, если я правильно понимаю, вы — первый основатель «Силы ветра»?

Я попал на яхту во взрослом возрасте, примерно 11 лет назад. Максим Пинигин: Так и есть. Почти сразу решил делать свой проект. После этого влюбился в парус окончательно и бесповоротно.

Мы организовывали регаты в Средиземном море, набирались опыта и звали друзей. «Силе ветра» уже более 10 лет, проект долго существовал как закрытый клуб.

Максим Пинигин

Сначала это был просто способ получать удовольствие от яхтинга, а с опытом мы поняли, что можно организовывать экспедиции лучше, чем остальные. Александр Сколков: В 2016 году «Сила ветра» стала открытым проектом, куда может записаться кто угодно.

Например, не было обычных тренировок в Подмосковье, куда могут прийти новички, научиться самостоятельно управлять яхтой и посоревноваться между собой. Некоторых услуг на рынке в принципе не было.

Тогда мы организовали тренировочную школу в Подмосковье. В таком формате можно заняться футболом или волейболом, а с яхтингом проблема. Или, например, яхтинг на Фарерских островах — до нас никто не организовывал путешествия с таким маршрутом.

Александр Сколков

Когда решили организовать первое путешествие, на что понадобились деньги?

Капитальных вложений не было — не нужно было тратиться на аренду офиса и рекламу. Пинигин: Деньги потребовались только на аренду лодки. Компанию мы зарегистрировали только спустя несколько лет, поэтому не тратились даже на юриста.

Почему только сейчас? У вас есть школа в Москве, а в этом месяце вы запустили подобную и в Петербурге.

В наших планах не было задачи по масштабному расширению — важно в первую очередь качество продукта. Сейчас появилась команда, которая хочет помогать в Санкт-Петербурге. У нас большие ожидания от Санкт-Петербурга, потому что там живёт много наших друзей, и вообще это морской город — яхтинг должен понравиться жителям.

Сколько людей в команде «Силы ветра»?

Команда большая — около 100 человек, активно вовлечённых в сообщество: это и инструкторы, и преподаватели школы, и капитаны регат и экспедиций, которые также отвечают за качество продукта.

Многое помогают делать люди, которые когда-то влюбились в яхтинг. Мы взаимодействуем с сообществом, которое выстраивается вокруг «Силы ветра». Их нельзя считать командой, которая ежедневно работает, но без них мы бы развивались не так быстро.

В офисе около 15 человек, ещё примерно 40 человек на фрилансе.

Извне мы людей не ищем, чаще по рекомендациям и через случайные знакомства.

Сколько в среднем людей в одной экспедиции?

Это зависит от продукта. Пинигин: От 15 до 350 человек. Когда проходит обучение вождению — на яхте находятся не больше пяти человек, а когда это туристическое путешествие на гонки, то в десятки раз больше.

О подготовке к плаванию и ценах

Расскажите про свои продукты — куда предлагаете отправиться с вами?

Для этого не нужно ничего уметь, достаточно желания. Сколков: Самое простое из того, что мы предлагаем людям, — это просто покататься на яхте в Средиземном море. На яхте есть капитан, который всё знает, умеет и может научить желающих.

Есть регаты для гонок, а также те, на которых люди учатся плавать по открытой воде. Есть большая регата — когда много яхт отправляются в какое-нибудь красивое место, например, в Греции.

Снимать отели в Booking.com уже все научились, яхты — это не менее доступный способ путешествовать. Всё это — способ показать людям другую сторону путешествий.

Сколько стоит поехать с вами?

Зависит от региона и от того, как дорого там стоит аренда лодок. Пинигин: От €500 до €1100 в среднем. У нас есть поездки и дороже — например, пересечение Атлантического океана.

Как устроена подготовка к плаванию?

Если на выбранном нами направлении нет чартерных компаний, то, вероятнее всего, мы не будем организовывать это путешествие. Пинигин: Всё просто — чтобы арендовать яхты, нужно обратиться к чартерным компаниям.

Бывает, приезжаешь на место, а лодка не готова к плаванию. К частникам обращаться опасно: можно столкнуться с поломкой лодки или невыполнением обязательств. И что будешь делать — вместо яхты поедешь на скутерах? Владелец яхты возвращает деньги, но ты же уже приехал с людьми.

Мы стараемся не брать капитанов на стороне, а приглашать наших друзей или выпускников школы. У чартерных компаний есть сайты, на них можно зайти, подобрать подходящую яхту. Путешествие мы планируем примерно за год до отправления.

В стоимость входит аренда лодки, зарплата капитану, реклама, налоги и дополнительные услуги — уборка, постельное бельё, иногда трансфер из аэропорта до марины.

Сколько стоит работа капитана?

Есть звёздные гонщики, которые хотят особой оплаты за своё мастерство — до €2000. Пинигин: Примерно €700–1000. Если удаётся обеспечить капитана стабильной работой, можно договориться о скидке.

Разброс — от €1500 до €10 тысяч. А стоимость аренды яхты зависит от сезона, региона и самого транспорта. Одна и та же лодка в апреле может стоить в три раза дешевле, чем в августе.

Как устроено путешествие на яхте?

Утром все завтракают, затем отходят, доезжают до желаемого острова, швартуются в новом месте и гуляют по новому острову. Сколков: Всегда плюс-минус одинаково. Или днём яхта может остановиться в каком-нибудь красивом месте, где люди купаются, а уже вечером причалить к новому острову.

Путешествия по новым местам разбросаны таким образом, что перед выходом в море или океан есть возможно посмотреть прогноз погоды, не будет ли шторма и так далее.

О прибыли, маркетинге и морской полиции

На каких продуктах зарабатываете больше всего?

Для собственного удовольствия мы выпускаем журналы, книги, переводим кино и так далее. Сколков: Мы стараемся делать все наши туры хоть немного прибыльными, потому что таким образом бизнес будет развиваться. Такие вещи иногда сильно убыточные.

Пока экспедиция не завершена, мы не можем знать, сколько на ней заработаем. У нас не очень большая рентабельность, но мы стараемся делать максимально доступные по цене туры, чтобы показать, что яхтинг — это не только для богатых. Например, если на лодке будет восемь человек вместо возможных десяти, то мы выйдем в ноль, если не в минус.

Поэтому у нас много экспедиций в году. Тренировочный комплекс в Подмосковье регулярно приносит прибыль, но одного этого проекта не хватит, чтобы покрывать наши ежемесячные расходы на офис, зарплаты команде и прочее.

Но у них самая низкая маржинальность. У нас есть две больших регаты в году — туда ездят около 350 человек.

Сталкивались ли с морской полицией? Случались ли форс-мажорные ситуации в экспедициях?

Компания предлагала вернуть нам деньги, но на свой страх мы всё же пошли в море. Пинигин: Например, в Норвегии мы приехали принимать лодку, и нам сообщили, что у неё не включается задняя передача. Всё закончилось без инцидентов, но делать так, конечно, не нужно.

Наша чартерная компания не предупредила, что любые гонки нужно согласовывать с итальянскими властями. На Липарских островах была история с полицией. В итоге на нас пожаловался проходящий мимо теплоход, и через время пришла морская полиция.

Мы сразу же подали апелляцию, а через два года были полностью оправданы. Мы съездили в полицию и выяснили, что установка буёв в Италии — это уголовно наказуемые действия.

Space. У Максима есть ещё несколько коммерческих проектов — Музей советский игровых автоматов и Laba. Саша, а вы кроме «Силы ветра» занимаетесь ещё чем-то?

На жизнь хватает, а дальше, надеемся, дела будут идти ещё лучше. Сколков: Сейчас нет.

Почему вы решили уйти из медиа?

Когда начинаешь этим увлекаться, понимаешь, что это нормальное, интересное занятие. Сколков: Для меня яхтинг — это не экзотическое занятие.

Сейчас я занимаюсь примерно тем же самым — настраиваю визуальный и текстуальный диалоги. Я долго работал в медиа, каждый день обрабатывал целый массив информации и вёл диалоги с читателями. Это не такая кардинальная смена деятельности, как, например, из врача в каскадёры.

И до сих пор горю. Ушёл потому, что мне немного наскучили медиа, а яхтингом я горел.

Как распределены ваши с Максимом обязанности?

Но Максим больше занимается продуктом и финансами, потому что у него в этом больше опыта. Сколков: Мы вместе более-менее занимаемся всем. А я — маркетингом и всем, что касается общения с аудиторией.

Я вырос в Ейске, занимался виндсёрфингом на Азовском море. До «Силы ветра» у меня была своя маленькая парусная школа. А затем подумал, что туда можно отправлять людей учиться и отдыхать — недорого и с пользой.

Параллельно мы запустили тренировки в Москве. Затем я познакомился с Максимом, мы начали делать совместные регаты, обучать людей гонкам. Надо было сливаться и работать вместе. Стало понятно, что у нас два бренда, которые делают одно и то же. «Сила ветра» — более сильный бренд с уже сформированным комьюнити, поэтому решили работать под ним.

Зачем? Вы выпускаете журнал, хотя это не прибыльно.

Сначала издание затевали ради собственного удовольствия, но мы всё равно считаем его частью маркетинговой стратегии. Сколков: Журнал мы делаем силами энтузиастов, офисной команды, знакомых дизайнеров.

Когда человек берёт в руки печатный журнал, он вдохновляется. С журналом получается достучаться до тех, кого не может достать интернет-реклама.

Какие рекламные каналы работают, а какие нет? Создаётся впечатление, что ваш проект развивается в первую очередь за счёт сарафанного радио.

Отлично работает контент-маркетинг: люди читают наши статьи, подписываются, бронируют туры. Сколков: Плохо работает перфоманс-маркетинг, потому что у аудитории много страхов.

Человек почитает, подумает, увидит, что его друзья съездили и довольны, и тогда решится. С человеком нужно говорить, потому что на бронирование путешествия ему нужно больше времени, чем на онлайн-покупку какой-то вещи. Сарафанное радио работает наиболее эффективно.

О целевой аудитории, конкурентах и учёбе

Получается ли? Вы говорите, что стараетесь сделать яхтинг доступным для людей со средним достатком. Какие люди чаще всего ездят с вами?

Перед нами стояла важная маркетинговая задача — настроить диалог с потенциальным клиентом. Сколков: Да, получается. В целом наши гости — активные ребята 24–35 лет, которым интересно что-то новое. Объяснить ему, что путешествие на яхте — это не страшно и не дорого. С такой аудиторией многие стараются работать, потому что эти люди первыми пробуют что-то новое.

С яхтингом нет сложностей, но так просто люди на подобное путешествие не готовы. Все привыкли ездить в Турцию, Италию, Францию.

Сколько времени нужно выделить в год, чтобы научиться самостоятельно управлять яхтой?

Конечно, чемпионом мира по яхтингу на второй день учёбы вряд ли станешь, но уже чему-то научился. Пинигин: Управление яхтой похоже на вождение велосипеда — уже на второй день понимаешь, что получается уловить суть и начать постепенно прогрессировать. Через пять-шесть двухчасовых занятий уже можно кататься и получать удовольствие.

Это займёт не меньше двух недель. Но если хочется самостоятельно брать яхту в аренду, то нужно пройти теоретический курс и сдать практический экзамен.

Очень многое определяет опыт — можно получить права и начать накапливать опыт, самостоятельно тренируясь в хорошую погоду в тихих бухтах. Сколков: Права на яхту несложно получить, может, даже проще, чем на машину. Главное — следовать наставлениям инструкторов.

Дайте совет новичкам — к чему готовиться?

Но главное — если ты вдруг подумал, что яхтинг — твоё, нужно попробовать с чего-то простого: покататься летом в Италии или Греции. Сколков: Основные моменты расскажет капитан. Не нужно сразу же бросаться пересекать Атлантический океан или участвовать в гонках.

Вот и все советы. Переживать тоже нет смысла — в 90% случаев гости приезжают на неделю и наслаждаются жизнью. Покупать специальную форму или космический костюм не нужно.

Чем «Сила ветра» отличается от конкурентов?

Мы делаем проект для себя и своих друзей. Пинигин: Мы в принципе не считаем, что у нас есть конкуренты, поэтому и отличаться не от кого. Мы стараемся придумывать новые продукты, которые были бы интересны нашей аудитории. У нас не было задачи от кого-то отличаться или под кого-то подстраиваться. Возможно, мы скоро будем делать собственные лодки на продажу.

Услуги яхтинга в России были и до нас, но нам не нравились предложения на рынке, поэтому мы делаем свой собственный. Основная наша мотивация: сделать проект, который подошёл бы нашим близким.

#силаветра #яхтинг #яхты

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть