Главная » Hi-Tech » «Столкнулся с проблемой — сразу думай, кому её продать»

«Столкнулся с проблемой — сразу думай, кому её продать»

Сергей Фаер, фото из Facebook

Это человек, который сделал своей профессией решение чужих неразрешимых задач. Английское слово troubleshooter переводится как «отстреливающий проблемы». А ещё это универсал. Он берётся за проблему любой сложности, причём готов справиться с ней относительно быстро. Он работает в любых областях.

Два самых сильных приёма

Остаётся только насытить их ресурсами, конкретикой, фактурой, которые есть у вас под рукой. Эвристическая сила приёмов состоит в том, что это уже готовые шаблоны ваших решений. Приёмы позволяют быстро переформулировать задачу в парадоксальный формат, получить необычный взгляд на ситуацию. Кто-то давно уже гениально решил свою задачу и тем самым подарил нам шаблон — бери и пользуйся.

Всем известно правило Парето: 20% усилий приносят 80% результата. В этой книге мы говорим не обо всех приёмах ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), а о тех эффективных приёмах, которыми лично я постоянно пользуюсь как траблшутер. Существуют два самых сильных приёма, которые позволяют получить красивые, парадоксальные, сильные решения практически в каждой задаче.

Приём №1: обратить вред в пользу

Бизнес-практика

Шмулевич пришёл к раввину:

Справа и слева от моей лавки открылись два огромных супермаркета. — Рабби, со мной приключилась большая беда. Что мне делать?

Напиши над своей дверью огромными буквами слово «Вход». — Не надо так волноваться.

Да, анекдот, но и в жизни, и в бизнесе можно находить такие решения. Казалось бы, тупиковая ситуация, а решение найдено. Основное правило такое: если в вашей ситуации просматривается чёткий вред, постарайтесь его превратить в пользу для себя.

Одновременно с ним в компанию прибыла партия яблок, побитых морозом и покрытых чёрными пятнами. Пример №1. В фирму рассылок James Walter Thompson (JWT) в 1941 году пришёл на работу молодой менеджер Джеймс Янг. Безнадёжное дело — реализацию неидеальных яблок — поручили новичку. Фрукты предназначались для рассылки заказчикам, но увидев, в каком они состоянии, руководство JWT ужаснулось.

Они указывают на то, что яблоки выращены в горах, при резких перепадах температур. Янг просто отправил их заказчикам, сопроводив посылки письмом: «Обратите внимание на эти пятна. Если окажется, что всё сказанное нами не соответствует действительности, вы можете отослать весь товар назад». Благодаря этому яблоки приобретают характерную для них сочность, сахаристость и аромат.

Более того, почти все заказы на яблоки следующего урожая сопровождались припиской: «Пришлите и в этот раз с пятнышками». Ни один из заказчиков не вернул в JWT яблоки.

Получив в наследство от отца мыловаренный бизнес, юноша понятия не имел, что с ним делать. Пример №2. В 1879 году Харли Проктер (впоследствии сооснователь Procter & Gamble) был всего лишь мелким дельцом. В результате товар неделями лежал на складах, а на заводах стали случаться простои.

Получившийся сорт мыла оказался непривычно белым, нейтральным по запаху и очень лёгким. Как-то раз один из чанов продержали на огне дольше обычного, отчего в мыльной массе образовались пузырьки, а отдушки выпарились.

Харли хотел было вылить содержимое чана в выгребную яму, но на стадии охлаждения заметил, что мыло не тонет в ледяной воде, а собирается комками на поверхности и плавает.

И стал продавать её под слоганом «Мыло, которое не тонет». Тогда он создал новую марку мыла — Ivory. Так называемая ошибка принесла бизнесмену около $7 млн. Благодарные домохозяйки, уставшие ловить на дне раковин скользкие обмылки, тут же отправились к Харли за новинкой.

Провокационный рекламный щит был установлен 16 сентября около 16:00, а уже к восьми вечера он бесследно пропал. Пример №3. Компания Tele2 решила ответить своему казахскому конкуренту Kcell шутливым билбордом на крыше дома в Алма-Ате.

Тем временем по сети начал распространяться поддельный снимок, на котором Kcell якобы ответила Tele2 третьим билбордом.

Пример №4. Битва Coca-Cola и Pepsi на Хеллоуин — ещё одна красивая схватка двух конкурирующих компаний.

Идея: Pepsi — добрая и хорошая и на Хеллоуин надевает плащ Cola, чтобы показаться ужасной. Реклама Pepsi: надпись «Желаем ужасного Хеллоуина». Посыл: Cola — ужасная.

Идея: Pepsi — слабая, но надевает плащ Cola, как плащ Супермена. Реклама Coca-Cola: надпись «Каждый хочет быть героем». Посыл: Cola — Супермен.

Вообще, примеров таких рекламных войн очень много.

Пример №5. В 2007 году Audi представляет на российском рынке русифицированный GPS-навигатор.

На это BMW ответила: «Пока другие переводили навигацию, мы сделали лучший в мире двигатель».

Они выкупили рекламное место на здании компании Audi, своего главного конкурента. Пример №6. В Гонконге автодилеры BMW придумали необычный рекламный ход. Рекламный баннер с изображением новой модели BMW отвлекает внимание от выставленных на продажу автомобилей Audi, полностью вытеснив дилерскую Audi из поля зрения.

Важно обратить себе во благо не только агрессию соперника, но и его спокойствие, и его ресурсы… Следующий пример описывает, как можно умело воспользоваться бесплатными ресурсами оппонента. Обращать вред в пользу — это принцип дзюдо.

Сколько нужно времени на анализ позиции и её оценку из отведённых регламентом двух с половиной часов? Пример №7. Теперь ещё об одном важнейшем правиле, касающемся поведения гроссмейстера. Как это? Как ни странно — ни одной минуты. Очень просто: анализировать и давать оценку нужно, когда идут часы противника. — удивится читатель.

Наше время — это когда идут наши часы. Давайте условимся делить время на две части: «наше время» и «его время». Что же касается «его времени» — пусть оно расходуется как можно больше. Это золото, клад, каждую его минуту нужно беречь как зеницу ока.

Вновь пошли наши часы, бросаем «общие вопросы» и переходим на расчёт вариантов. Несложно теперь сформулировать «золотое правило» обращения с шахматными часами: тикают наши часы — рассчитываем варианты, пошли часы противника — сразу переключаемся на решение общих проблем, анализ и оценку позиции, составление плана игры. И так в течение всей партии.

И напоследок — два анекдота или байки из жизни, но от этого не менее интересные.

В центре хорошо ухоженная могила. Еврейское кладбище. Если вам нужен хороший зубной врач, то мой сын Лазарь принимает с 8 до 17 на Никитинской, 2». На надгробной плите надпись: «Здесь покоится стоматолог, профессор Исаак Перецман (1915–2001).

Прямой эфир. ТВ-передача местного телевидения типа «Перехват». Корреспондент с микрофоном пытается уговорить водителя ответить на несколько вопросов. Мелкая авария: парень на Ford зацепил киоск. Но, немного подумав, вдруг соглашается. Тот не желает, уворачивается от камеры. Вы, наверное, отвлеклись, разговаривали по мобильному?» Оператор ловит его в кадр, и звучит вопрос: «Как вы умудрились на ровном месте налететь на киоск?

Водитель: «Продаётся Ford Focus 2007 года, двигатель 1,6, правая передняя часть, сами видите, немного битая…»

Задачи для самостоятельного решения

  1. Близятся выборы. На маленькой площадке стоят палатки разных политических сил. Все раздают свои программки. И только в палатке партии зелёных вообще их не раздают. Вместо этого…
  2. Тимур (или Тамерлан) — известный завоеватель восточных земель. Во время захвата Дели его армия была напугана боевыми слонами противников. Но у полководца было время на подготовку, и он приказал…
  3. Американцы долго пытались как-нибудь прищучить маленькую Кубу: вводили эмбарго, устраивали покушения на Фиделя Кастро, организовывали прочие изощрённые пакости. В какой-то момент они придумали, как им казалось, хитрый ход: приняли закон, который давал всем жителям Кубы право на американское гражданство. Американцы рассчитывали, что кубинцы массово поплывут с Острова свободы под крылышко дяде Сэму. Однако Фидель нашёл асимметричный ответ…
  4. Вспоминает знаменитый шведский хоккеист — нападающий Свен Юхансон по прозвищу Тумба Юхансон: «Чемпионат мира, матч СССР — Швеция. Для меня, ведущего игрока своей команды, советские тренеры выделили персонального “опекуна”: русский выполнял только одну задачу — не дать мне играть. И шайба до меня практически не доходила. Я нервничал, нарушал правила, наша команда проигрывала. Лишь к середине матча я понял наконец, как улучшить наше положение. И мы победили». Какую же хитрость придумал швед?

Ответы

Партия зелёных выставила урну для сбора макулатуры и табличку: «Кидай программки сюда. 1. Партия зелёных».

В битве при Дели в 1398 году против армии делийского султана Тимур занимал оборону. 2. Его главный рубеж обороны проходил вдоль рва, прорытого среди кустов. Зная о том, что противник применит против него боевых слонов, Тимур приказал тайком набросать больших зубчатых колючек перед строем. За рвом шёл палисад, усиленный большими щитами.

Эти животные были достаточно большими, чтобы вызвать замешательство у слонов. Захваченных быков выставили перед строем. Когда на следующий день огромная индийская армия начала атаку, её боевые порядки были почти сразу нарушены бегущими навстречу быками и верблюдами. На каждом фланге находился отряд элитной конницы.

Несколько атак элитной конницы Тимура довершили дело. К животным были привязаны горящие тюки соломы и хлопка, пропитанные нефтью. Дели был взят, а султанат пал. Слоны дрогнули и, развернувшись, потоптали боевые порядки армии делийского султаната.

Фидель провёл поиск по всем тюрьмам, провёл амнистию и принудительно депортировал всех особо опасных преступников в Америку. 3.

Швед прекратил бесполезные попытки уйти от «опекуна» и, напротив, сам стал «опекать» самого сильного игрока советской сборной, «связав» таким образом сразу двух хоккеистов советской команды. 4.

Разговор с траблшутером

Пример из личной практики консультирования №12: мировая известность

Решаем задачу: как сделать сильную наружную рекламу, не потратив значительных средств. В 2015 году к нам обратился застройщик, который занимается сооружением жилья в подмосковном Домодедовском районе. Уже есть пара рекламных щитов на трассах, которыми пользуется основная целевая аудитория.

Ещё нашли интересный бесплатный ресурс — пару уже построенных домов, которые торцами смотрят на дорогу, — и можно разместить рекламу на их стенах. Поработали над содержанием, что позволило увеличить отклик в несколько раз.

Как сделать так, чтобы реклама была видна на несколько километров вокруг? Но по закону нужно получить согласие жильцов, с чем возникают некоторые сложности. Дорого. Лазер в облаках? Идея хорошая, но тут мы сталкиваемся с ограничением: мы находимся в десятикилометровой зоне от Домодедово — никаких лазеров, воздушных шаров и пр. Тогда воздушный шар? Мы упёрлись во вредный фактор «нахождение рядом с аэропортом». использовать нельзя.

Никогда. Остановиться? Будем обращать вред в пользу. Есть вред — отлично.

Нас могут видеть пассажиры пролетающих самолётов. Что хорошего в близости аэропорта? А ещё проще — на ближайших полях. Значит, нужна огромная плоская реклама — на земле, на крышах домов, на газонах. Застройщик подтверждает: рядом есть поле, земля уже куплена под будущую стройку, общая площадь — 40 га, так что можно написать, нарисовать что угодно.

Как повысить идеальность? Здорово. Надо, чтобы человек, который увидел нас с самолёта, легко сразу мог выйти на нас. Писать название компании, адрес, сайт — человек забудет.

Как реализовать идею? Решение — QR-код. Летом нужно выкосить чертополох и покрыть выкошенные места строительной белой тканью (иначе изображение будет неконтрастным). Зимой можно очистить от снега соответствующие пиксели — их будет видно на контрасте.

Вероятны сверхэффекты: масштабная известность, пиар (возможность войти в Книгу рекордов Гиннесса — предыдущий рекорд QR-кода по размеру — 13 га), сильный информационный повод — попадаем в СМИ. Вопрос решён, посчитали цену — нужно около 50 тысяч рублей — ничто в масштабах компании.

Запредельная известность может помешать как жильцам (они не хотят излишнего ажиотажа), так и самой компании. Но руководитель строительной компании отказался.

Но хорошо, что есть здравый смысл, который иногда притормаживает нас. Мне как консультанту было бы здорово упомянуть в резюме попадание в Книгу рекордов Гиннесса. А так, когда всё хорошо и у нас в запасе есть другие решения, более спокойные, можно обойтись без риска. Если бы ситуация была критической и надо было спасать фирму, то можно было бы и рискнуть.

Так, забавный трюк придумали веб-мастера из Канберры (Австралия). Позже мы узнали о том, что идею реализовали в других условиях, когда ажиотаж не был вреден. А чтобы труды не пропали напрасно, они расположили надпись так, чтобы её можно было видеть с любого самолёта, взлетающего из столичного аэропорта. При помощи подручных средств они написали адрес своего сайта на поле с несозревшей пшеницей, сделав надпись похожей на те, что якобы оставляют пришельцы.

Но, несмотря на это, в следующие три месяца на несуществующий адрес поступало в день порядка 100 тысяч целевых запросов. Надпись просуществовала менее 20 часов и была уничтожена по решению властей, позаботившихся таким образом о «безопасности полётов», а сам сайт закрыли.

130 тысяч деревьев были высажены на поляне, имевшей форму квадрата со стороной 227 м в длину. В китайской деревне Силиньшуй в провинции Хэбэй огромный QR-код «нарисовали» с помощью китайских можжевельников. Высота растений составляла от 80 см до 2,5 м.

Однако с воздуха становится понятно, что это QR-код. Поляна выглядит как изысканный «живой» лабиринт, какие раньше делали в английских загородных поместьях. Было заявлено, что туристов, которые просканируют его, подключат к туристическому аккаунту на WeChat — китайской социальной сети.

Пример из личной практики консультирования №13: против водки нету лома

Мы в сложнейших условиях постепенно вырываем победу. До выборов остаётся две недели. С каждым своим шагом он теряет сторонников. Что бы конкурент ни сделал, мы находим способ обернуть это против него.

В области это сделать проще и выгоднее. Штаб конкурента понимает, что всё пропало, и выкладывает свой последний аргумент — начинает подкупать население области водкой. Кто победит в области — победит и во всём округе. Она более «организованно» голосует. И водка для сельских жителей — железный аргумент, настоящая «валюта».

В пакете пол-литра водки, упаковка селёдки, банка кофе, пачка сахара. Вброшено 75 тысяч продуктовых пакетов, хотя при низкой явке для победы достаточно собрать 35 тысяч голосов. Как с этим бороться?

В городе водку не раздавали (как будто там водку не уважают). Есть идея. Негодования будет… Всё, город наш. Пусть горожане узнают о раздаче подарков в области. Вот тупиковая задача. Но что делать с областью?

Это не поможет. Можно говорить что угодно: что это противозаконно, что это чиновники у вас же украли деньги и на них скупают ваши голоса, что вы водку-то берите, но голосуйте правильно… Е-рун-да. Увы, контингент такой.

Окромя раздачи своей водки. Нам говорят: против водки — нету лома. Но нет — это решение не для нас.

Друзья советуют нашему кандидату:

  • написать заявление в милицию и прокуратуру;
  • сорвать раздачу;
  • напасть на склады конкурента и выкрасть водку.

Милиция и так была в курсе. Ни один из этих советов не годился. Сорвать раздачу или напасть на склады — значило разбудить народный гнев и своими руками поднять людей на защиту конкурента.

  • А может, прихватить раздатчиков да снять конкурента с гонки?

Раздатчики заявят, что это их инициатива, а кандидат ни при чём. Потеря времени. Что делать? На их стороне административный ресурс — что ни делай, конкурента с гонки не снять.

Когда мы проанализировали все варианты борьбы с этим злом и поняли их бесполезность, то сформулировали парадокс в качестве задания для себя.

Парадокс

Все пакеты розданы конкурентом — и поэтому мы победили.

Похоже на безумство. Поначалу вчитываешься и сам боишься. Не надо бороться с раздачей — не поможет. Но потом «смиряешься и включаешь мозги». Надо найти решение парадокса.

(Не торопитесь читать ответ — подумайте.)

Решение

В продуктовом наборе: литр водки, банка кофе, пачка сахара, стиральный порошок, банка сгущёнки, несколько кусков мыла… Фотографии в листовках сделали зримым ощущение «недокладенного мяса». В листовках, газетах и на радио мы подняли следующую тему: олигархи стремятся создать карманный парламент и для этого по всей стране подкупают избирателей с помощью продуктовых наборов.

Ворюги. «Недодали», — кричит возмущённый подкупленный избиратель из области. Да что же это такое. Даже тут крадут. Нам — из Москвы — литр водки…

А конкурент с первого-второго места переместился в подвал рейтингов.

Мысли траблшутера

«Кто к нам с мечом пришёл, от меча и погибнет». Вот так: с одной стороны 70 тысяч пакетов и огромный административный ресурс, чтобы это всё раздать, а с другой — решённый парадокс. Это опять работает приём «обратить вред в пользу».

Приём 2: «сделать наоборот»

Если люди не могут прийти в магазин, значит, магазин должен прийти к людям, решила компания Tesco. Пример №1. Корейцы считаются одной из самых трудолюбивых наций в мире, и времени на покупки у большинства из них катастрофически не хватает. Виртуальные магазины Homeplus появились прямо на станциях метро: на стенах были размещены изображения витрин в натуральную величину с QR-кодом на каждом товаре.

Покупатели оплачивали заказы при помощи своих мобильных телефонов, не выходя из метро, и покупки доставлялись на дом в указанное время. После того как покупатель сканировал QR-код, товар добавлялся в виртуальную корзину. Не покупатель идёт в магазин, а магазин сам приходит к покупателю, сначала в метро, а затем в дом.) (Что тут «наоборот»?

Посетителей помещают в клетки и провозят по территории, где находятся животные. Пример №2. Концепция: «зоопарк наоборот». К сожалению, многие до сих пор считают, что дразнить обитателей зоопарка очень забавно. В результате люди видят животных в их естественной среде обитания, а кроме того, могут понять, что испытывают животные, проводя всю жизнь в маленьких клетках.

Всем желающим предоставляется возможность приблизиться ко львам на максимально близкое расстояние и прокатиться по территории в автобусе из прочной стальной решётки — по сути, единственного препятствия, отделяющего любопытных зрителей от животных. В чилийском городе Ранкагуа работает первый в Латинской Америке зоопарк Safari Lion Zoo, где в клетках сидят вовсе не звери, а сами посетители.

Почувствовав манящий запах, хищники без колебаний запрыгивают на автобусы-клетки, ходят по ним и с интересом рассматривают людей. Привлечь внимание диких кошек может только свежее мясо, которое посетители должны захватить с собой.

Но это занятие только для самых бесстрашных, ведь в Safari Lion Zoo питомцы чувствуют себя абсолютно свободными, и их поведение совершенно непредсказуемо. Кормить животных через решётку запрещено, а фотографировать и даже трогать вовсе не возбраняется. Об этом нельзя забывать ни на секунду.

Компания Джобса в рекламе всегда старалась выставить «обычные PC» устаревшими, ненадёжными и скучными, а свою продукцию — умной и модной. Пример №3. Apple оригинальным способом решила проблему использования в своей операционной системе зарегистрированных торговых марок и заодно поддела конкурента.

Так называемый синий экран смерти настолько хорошо узнаваем, что он может служить вместо логотипа Windows. Теперь эта идея поддерживается на уровне операционной системы — при обзоре локальной сети все не-маки выглядят как старомодные выпуклые ЭЛТ-мониторы с сообщением о фатальной ошибке Windows.

Пример №4. «Марш согласных на всё»: участники прошагали по улицам Петербурга с десятком плакатов в руках: «Выше тарифы ЖКХ», «“Да” росту цен», «“Да” увеличению пошлин на иномарки», «“Да” 12-часовому рабочему дню», «Руби сады», «Строй башни», «Последнюю рубашку — любимому премьеру», «Жить стало лучше, жить стало веселее» — и с большой растяжкой в виде российского триколора с кричащей надписью: «Мы на всё согласны»

Чиновники Смольного, получив заявку на шествие с проправительственными лозунгами, без колебаний дали добро. Акция была разрешена властями.

«Раз ничего протестного сделать нельзя — а если даже и удаётся, всё равно легальные протестные акции обречены на дубинки ОМОНа и чаще всего заканчиваются в милиции, — мы решили устроить абсурдную акцию», — объяснил один из организаторов марша.

Но эта информация обычно интересна только тем, кто летит в первый раз. Пример №5. Обычно перед каждым взлётом бортпроводники обязаны сообщить пассажирам правила безопасности. А для постоянных авиапассажиров это всего лишь монотонный набор слов, который, что неудивительно, начинает раздражать.

Оригинальный выход нашёл один из стюардов — он предложил пассажиров хлопками ладоней создать ему музыкальный ритм. Теперь давайте представим, насколько тяжело самому персоналу так часто зачитывать один и тот же текст. Сам же он в это время зачитывал те же самые банальные правила в виде рэп-речовки.

(Скучная, дежурная, однообразная информация представлена как хит.) Стоит ли говорить, что такая подача приевшейся информации была встречена всеми пассажирами просто на «ура».

В 1980-е годы он стал знаменит своим провокационным девизом «Морщины прекрасны» (La arruga es bella). Пример №6. Адольфо Домингес предложил Испании и всему миру не только новую одежду, но и новую фэшн-идеологию. Этот слоган, позже признанный одним из самых удачных в истории испанской рекламы, родился благодаря недоразумению.

Первые костюмы, которые Адольфо отправлял клиентам, те возмущённо возвращали, думая, что сильно мнущаяся ткань — большой недостаток. В середине 1970-х в моду прочно вошли синтетические ткани, но молодому Домингесу больше нравились натуральные, в частности лён.

Позже эту фразу было решено использовать как девиз марки. Тогда дизайнер нашёл остроумный выход: на всех этикетках он стал писать La arruga es bella, что означает «Складки прекрасны». Красноречивее слов мэтра были лишь его коллекции. Так Домингес стал одним из первых дизайнеров, который заявил публике: возраст украшает.

Задачи для самостоятельного решения

  • Во время Великой Отечественной у партизанских радистов были простенькие шифры, которые немецкие дешифровальщики раскрывали «на раз-два». Как повысить сложность шифров… не повышая её?
  • Когда в Древнем Риме вечером после застолья все расходились по своим комнатам, хозяин дома гасил светильники в общей зале, чтобы масло зря не расходовалось. Но рабы воровали остатки масла. Попробуй запомни, сколько в каждой лампе осталось масла. И сливать масло нельзя — в приличном доме светильники всегда должны быть в состоянии готовности. Как быть хозяину дома?
  • В больших городах разрастаются кладбища. Эффективным способом экономии места на кладбищах стало бы кремирование, но, к сожалению, не всегда это допускает местная культура. Как быть?

Ответы

  • Кто-то в штабе партизанского движения предложил делать в шифровках орфографические ошибки — вроде «бранетранспантер», «овтамат», «сомалет». Поскольку в словарях таких слов не было, лёгкая жизнь для немцев закончилась.
  • Древние римляне поступали так: в конце дня они доливали масло в светильники до края и проверяли их полноту перед следующим зажиганием.
  • В некоторых странах был найден необычный выход: хоронить покойников стоя. Подобные предложения периодически высказываются, например, в Австралии, Турции, Китае, Малайзии, Японии, на Филиппинах.

Разговор с траблшутером

Пример из личной практики консультирования №14: защита от слухов

— Профессор, ходят слухи, что вы шепелявите.

— Ходят шлюхи, вы не верьте шлюхам.

Это как избавиться от дохлой кошки — труп выбросили, а вонь осталась. Американцы говорят, что отмываться от слухов бесполезно. Так что делать — неужели смириться и проигрывать?

Ситуация сложная. Однажды позвали нас срочно помочь кандидату, против которого конкурент развернул мощную кампанию чёрного пиара. До выборов две недели, множество распущенных слухов, порочащих нашего кандидата, косвенно поддерживаются двумя бесплатными еженедельными газетами с тиражами на всю республику.

Назревает поражение. Толки один нелепей другого («гей», «растлитель», «вор», «наймит»…), но немало избирателей насторожились — «в газетах ведь правду пишут», да и дыма без огня не бывает.

Объяснять, что это всё враньё? И что нам делать против пересудов? Всё впустую — это не сработает. Справки показывать, отбиваясь от каждого слуха? Штаб в ступоре. Дохлая кошка вброшена. А мы думаем и формулируем парадоксы.

Парадоксы

  • Один простой ответ убивает все «50» слухов. (Ответить надо быстро — если это газета, то её к самым выборам только разнести успеют.)
  • Нас выручает то, что слухов много и их успели хорошо распространить.
  • Мы не боремся с конкурентом — мы ему помогаем.

Решение

Как было трудно уговорить штаб пойти на это. На первой полосе многотиражки поместили своеобразный дайджест — все слухи против нашего кандидата. Но мы додавили аргументом: враги поработали плотно, люди уже всё это и так услышали, и дела обстоят настолько плохо, что хуже не будет. Такое решение пугает: сами — на себя — грязь — в газете?

В таком опубликованном виде слухи сами себя убили. После публикации ситуация резко пошла в плюс — каждому стала очевидна нелепость и противоречивость сплетен. Всё-таки нашёлся простой и быстрый выход из тупика. Нам на руку сыграла «добросовестность» чернушников — чем сильнее они подстёгивали молву, тем лучше срабатывал дайджест.

А не верьте «шлюхам». Конкурент после проигрыша небось подумал: мне же говорили, что от «шлюхов» невозможно отмыться.

Сделали аналогичный дайджест: в одном столбике — хвалебные отзывы о конкуренте, а в другом — выдержки из тех же газет про нашего кандидата. Параллельно, небольшими заметками, мы разобрались с заказными газетами. Все цитаты со ссылками на реальные номера газет.

Не стали даже давать свою оценку — люди сами всё поймут. Мы просто свели на один лист всё, что было разбросано по тиражам, — доведённый до абсурда позитив и доведённый до абсурда негатив. В такой концентрации враньё само себя ослабило.

Мысли траблшутера

Только столкнулся с проблемой — сразу думай, кому её продать, кто от этого выиграет, как вред обратить в пользу, — это интеллектуальное айкидо и самый первый приём траблшутера.

#библиотека


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Яндекс» выделил видеорекламу в «Директе» в отдельный инструмент

«Яндекс» выделил видеорекламу в «Директе» в отдельный инструмент — Маркетинг на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Теперь рекламодатели смогут заводить для них отдельный бюджет и настраивать показы независимо ...

«Ростелеком» провёл ребрендинг и поменял логотип впервые с 2011 года

«Ростелеком» провёл ребрендинг и поменял логотип впервые с 2011 года — Дизайн на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Новый фирменный стиль обошёлся оператору в 35 млн рублей. В ...