Хабрахабр

Стажировки — это пушечное мясо, чтобы затыкать дыры, а не “бесценный опыт и карьерные перспективы”

image

Взять новичков, поработать с ними месяц, а потом отправить на боевой проект — где они будут работать уже самостоятельно. Не так давно одна фирма предложила мне провести стажировку, потому что слышала хорошие отзывы о моих учениках.

Это был бы отличный способ проверить свои навыки на новом месте, исправить ошибки прошлых курсов. Конечно, мне стало приятно, я хотел согласиться. Потом, стажировки — довольно простой вариант распространить свое видение по разработке, архитектуре, проектированию, да и в целом подзаработать.

У меня не было четкого ответа, зачем я так поступил, но был миллиард сомнений и гнетущих мыслей. Но когда пришло время оглашать цену, я специально заломил ее так, чтобы мне отказали. Сам курс скоротечен и предполагает обучение лишь конкретной технологии, а последующая практика — бросание щенят в воду, с надеждой, что они сами научатся плавать. Я понял, что обучение на стажировках — верное зло.
Те стажировки, про которые я говорю — это по сути курсы с последующей практикой на боевом проекте в действующей команде.

С точки зрения ученика они проходили примерно так:

Увидел объявление в ВУЗе, на hh или узнал от знакомого.

Прислали отборочное задание. Подал заявку. Оказалось не так просто. Надо сделать какую-то мелочь, типа таблицы на ванильном js. Скинул. Не успел доделать в срок. Жду.

Стремно. Пригласили на техническое интервью. Слышал о них страшные вещи. Первое в жизни.

Кажется меня не возьмут. Спросили какую-то фигню про прототипы, замыкания, классы, ооп.

Приняли. Позвонили через два дня. С нетерпением жду. Сказали где и когда.

Первое занятие прошло просто — знакомство. Началось.

Разбили на команды, дали учебный проект в формате User Story. Потом были лекционные части и дз. А за ним какой-то экзамен в формате интервью. Ребята в команде, вроде, хорошие, делаем проект, говорят в конце будем проводить демо.

Завтра мы проводим демо. Вот и прошло три недели. Теперь лучше понимаю и сам js. Я писал довольно много кода, пришлось тратить немало времени. Думаю, демо пройдет хорошо, рассказывать о проекте будем по очереди. Ребята тоже старались.

Конечно, многое не доделали, да и у других команд вроде побольше сделано. Демо провели неплохо. Скоро экзамен. Но я доволен. Судя по интервью перед стажировкой, я все еще ничего не знаю. Вот тут я, конечно, сомневаюсь. Благо есть вопросы для самоподготовки и рекомендованная литература.

Но было легче. Ох, экзамен был почти в точности как перед стажировкой. Буду ждать результата.

Волнуюсь. Странно, но меня пригласили на первый мой настоящий собес.

Думаю, мне повезло. Собеседование было проще, чем экзамен. Переживаю. Но фидбэк не дали. Кажется, ответил что-то не так и допустил много ошибок.

Все хорошо, дали оффер. Сегодня позвонили. Теперь я разработчик.
Очень рад.

Если строго, цинично и на бумаге, то это выглядело так:

  • Отборочное задание
  • Техническое интервью (которое я ненавижу)
  • Ожидание результата
  • Обучение с лекционными занятиями, разделением на команды и совместным выполнением проекта.
  • Командное демо проекта
  • Экзамен (снова техническое интервью)
  • Ожидание результата
  • Собеседование в реальный проект и/или получение оффера

Не так плохо, если не вдумываться. Но если хотя бы чуть-чуть присмотреться, то видно, что на проверку знаний отведено аж 2/3 концептуального плана. Зная многих верных бизнес-идеям разработчиков, я не уверен, что для всех очевидно, почему это полный отстой.

Не научить, а выцепить неуверенных в себе начинающих, вбить им основы и продать как полноценных специалистов или использовать для рутинных задач. Стажировки — это костыль. А учитывая в целом низкий хард скилл в индустрии, можно взять даже рандомного студента 3+ курса и в этот почти месячный срок научить его быть на уровне «типичного» кодера. Любой достаточно квалифицированный разработчик способен видеть тех, кто с высокой вероятностью пройдет собес и сможет выдать результат на минималках в первое время работы. Черта с два. Никто не заметит подмены и все будут счастливы.

После нее начинается пункт, о котором не говорят: На самом деле стажировкой я обрекаю своих учеников на мучения.

  • Боль и страдания

Первый день. Черт, я даже не могу настроить окружение. Полно документации, сертификатов, сервисов.

Здесь огромный проект и куча кода. Мне кажется, я ничего не понимаю. Одни нарушения общих практик.

Мне нечего сказать на стендапе. Я не могу реализовать маленькую таску второй день.

У меня уже пять открытых задач. Все становится только хуже. Я попробовал переключаться между ними, но так только хуже.

Спрашивать не у кого. Наверно, меня уволят, у меня уже почти месяц ничего не получается. А лид подумает, что я тупой. Они заняты своими задачами.

Может я и не разработчик вовсе?

Им никто не поможет. Они должны будут сами во всем разобраться уже на проекте. Совесть будет сжирать их изнутри за провалы: пропуски сроков, баги. В лучшем случае, будут изредка пинать и тыкать в ошибки. Казалось бы? Они будут стесняться спрашивать старших специалистов, боясь показать свою низкую квалификацию. Морально подавленные рабочие лошадки. да и черт с ними, пострадают, набьют шишек и может вольются в работу.

Сгорают на работе — ничего, справятся. Низкая квалификация — не беда, доучатся. Все приложится, был бы человек хороший. Бизнес хочет «здесь и сейчас», узкоспециализированных, способных пройти собеседование недоученных специалистов.

Это полбеды. После чего мы получаем ужасную архитектуру, странный плохо работающий код, плохой софт. Зашоренные, потерявшие жажду знаний разработчики не принесут новых практик, нового классного инструментария. Мы получаем массу специалистов, разочаровавшихся в индустрии. Это приведет в конечном счете к стагнации, девальвации понятия “разрабочик”, а потом и снижению общего уровня силлов в индустрии. Не принесут новых разработчиков, они не смогут или не захотят их менторить.

С другой, классическая система образования не успевает за ходом времени. А индустрия сейчас в очень странном состоянии: с одной стороны, в мире нет таски, где бы не пригодились еще разработчики. Людей готовят как призывников в мировую войну. Будущие специалисты пять лет учатся бухать и тусить в ВУЗе, потом по-быстрому кодить на курсах, стажировках или вообще дома с книжкой. Тяп-ляп и в теплушку на фронт, обезвреживать мины пешим строем.

В лучшем случае их хата с краю, в худшем — презрение к новичкам, которые не могут ничему нормально научиться, хотя “я же смог”. Опытных разработчиков, которые уже уютно устроились в индустрии, все это не волнует, я знаю. Со “смог” большинства людей я бы поспорил.

Лучшее решение — не ускоренные курсы и сбитые в один месяц стажировки, а долгое-долгое наставничество. Для тех же, кому важно обучать новичков, у меня есть выход, но он вам не понравится.

Хочешь называть себя наставником, придется херачить, минимум год с одним человеком. Первое, что нужно понять — это работа. Надо тщательно проверять все, что ты говоришь, потому что на первых порах твои слова будут считать истиной в последней инстанции. Тебе нужно четко обозначить, что он владеет твоим временем, и вниманием, чтобы он не боялся к тебе идти. В код ревью нужно очень тонко выдерживать баланс между качеством и чувствами человека, который написал этот код.

С другой — куча придирок отобьет желание учиться. С одной стороны, любой косяк в коде, на который ты не указал, научил человека делать неправильно.

Вот почему учить должны синьоры: только переборов свой синдром самозванца тысячу раз, ты поймёшь, как бороться с зарождающимся синдромом самозванца в твоём ученике.

Это целеустремленные, задумчивые разработчики, способные отличать дерьмо от меда. Я занимался обучением как на проектах, так и вне, и только здесь результат превосходный. Единственное, что не позволяет так учить всегда — это время.

В одиночку ты не вытянешь даже трех джунов. Менторство отнимает тонны времени, рабочего и личного. Надо продумать все на несколько месяцев вперед. Это очень сложно. Учить не выгодно. Надо найти толпу сеньоров, что согласятся стать наставниками на проектах. Однажды, мой друг взял шефство над джуном-мидлом и профакапился. Разработчики не хотят проблем и сливаются, хотя только они способны что-то поменять. «Джун ничего не понимает. Сильно профакапился. Джун бесит. Джун тупой и все делает неправильно. Если он сам ничего не может, то и я тут не помогу». Джун идет лесом, а я пойду спокойно зарабатывать, мне не выгодно тратить на него время. Это происходит повсеместно.

Надо пойти, уговорить бизнес не затыкать дыры сотней стажеров, а вложиться в обучение десяти джунов. Но надо не ныть, что все так сложилось, не ворчать на джунов-неумех, и не писать в интернете, что программы по «развитию скилла сотрудника» — болтовня и фикция. Терпеть, мучаться и жертвовать собой, пока неповоротливая система образования не придет в норму. Потом взять хотя бы одного и тратить, тратить, тратить на него свое время.

Я точно знаю одно — не хочешь выкладываться на полную, не берись учить людей. Стоит ли оно того? Несешь перед собой. Это не твои игрушки, ты несешь полную ответственность за них, и за все проекты, которые они будут делать.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть